Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ РЕЧНЫХ СУДОВ И ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЭКИПАЖЕЙ И ПАССАЖИРОВ'

ВОПРОСЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ РЕЧНЫХ СУДОВ И ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЭКИПАЖЕЙ И ПАССАЖИРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ РЕЧНЫХ СУДОВ И ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЭКИПАЖЕЙ И ПАССАЖИРОВ»

УДК 615.9-022.35:[628.1:656.62

Ю. А. Угренинов, Б. А. Замотин, Л. И. Эльпинер, JI. Г. Трояк

ВОПРОСЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ РЕЧНЫХ СУДОВ И ИНФЕКЦИОННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЭКИПАЖЕЙ И ПАССАЖИРОВ

Тюменская линейная санэпидстанция Ир тышского бассейна, Московский научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта

Интенсивное хозяйственное освоение территории Западной Сибири и в особенности ее северных районов, где разрабатываются месторождения нефти и газа, вызвало значительное ускорение перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров по водным путям Тюменского линейного пароходства. В связи с этим особое внимание было уделено профилактике кишечных инфекций, условиям труда на судах и охране здоровья пассажиров.

На судах, плавающих в Иртышском бассейне, широко распространен способ водоснабжения из-за борта. В то же время, изучая качество воды в основных судоходных артериях, мы нашли, что в навигационный период коли-титр в р. Иртыш колеблется от 0,04 до 6, в р. Туре — от 0,004 до 0,4, в р. Тавде — от 0,4 до 7, в р. Конде — от 0,01 до 14, лишь в отдельных случаях повышаясь до 111. Изучение особенностей отведения хозяйственно-бытовых сточных вод прибрежных населенных пунктов свидетельствовало о существенных возможностях специфического бактериального загрязнения судоходных водоемов.

Наряду с этим установлено, что основной флот Тюменского пароходства не оснащен эффективными водоочистными устройствами. Качество воды, используемой для питья и мытья, главным образом забортной, лишь незначительно улучшается на судовых водо-обрабатывающих установках. Случаи соответствия бактериального состава обработанной на судах воды требованиям действующего ГОСТ не превышали 20%. В 50—60% случаев вообще не наблюдалось улучшения бактериального состава воды в судовых сетях по сравнению с забортной водой. Сопоставление всех этих данных свидетельствовало о том, что использование загрязненной забортной воды на судах может создавать реальную угрозу инфицирования экипажа и пассажиров возбудителями острых кишечных заболеваний.

Анализ заболеваемости острыми кишечными инфекциями на судах Тюменского речного пароходства показал, что среди плавсостава в 1964—1973 гг. 81,5% этих заболеваний занимает дизентерия. При этом анализ карт эпидемиологического обследования подтверждал, что в распространении дизентерии на речных судах наибольшее значение имел водный фактор (41,5%), на долю пищевого фактора приходилось 32,2% заболеваний, на долю бытовых заражений — 26,3%. Сопоставление заболеваемости дизентерией плавсостава и населения, живущего на берегу, выявило характерную закономерность: число случаев заболеваний (в расчете на 100 000 человек) у плавсостава было в 1,6 раза больше. Это подтвердило наличие особых условий, способствовавших повышенной инфекционной заболеваемости экипажей.

Наряду с этим не исключалась возможность быстрого распространения инфекции на судне ввиду особенностей его обитаемости (ограниченность территории, централизованное питание и водоснабжение, множественность и легкость контактов). Так из 6863 исследованных смывов с кухонного оборудования, столовой посуды и рук поваров в 345 (5,03%) обнаружена кишечная палочка, из 1338 проб кипяченой воды выявлено 258 (19,1%) нестандартных анализов (коли-титр ниже 333).

Заслуживают внимания результаты экспериментального изучения путей распространения кишечных инфекций на судне с помощью тест-штамма кишечной палочки М-17. Была использована свежеприготовленная культура кишечной палочки М-17 (колибакте-рин). Путем иммунизации кроликов получена специфическая сыворотка с титром 1 : 12 800

В навигацию 1972 г. на 22 судах различного типа 22 повара, обслуживающих пищеблоки экипажей, инфицированы кишечной палочкой М-17. Каждый получил двукратно с интервалом 12 ч по 24 млрд. микробных тел Е. coli М-17.

До эксперимента никто из членов команды колибактерина не получал. При контрольном бактериологическом обследовании из 268 членов команды, включая поваров, ни у кого Е. coli М-17 не была выделена.

Бактериологическое обследование испражнений поваров и членов команды (всего 268 человек), а также кухонного инвентаря и оборудования судовых пищеблоков, пищевых продуктов и воды проводили двукратно, через 24 и 48 ч после второго приема колибактерина. Кишечная палочка М-17 выделена из испражнений у всех инфицированных поваров, причем у половины из них однократно, а у остальных — двукратно. У членов команды она была выделена в 15,8% случаев на пассажирских судах и в 26,6% случаев на грузовых.

Представляет интерес, что на судах с экипажем до 20 человек тест-штамм выделен у 16,1% членов команды, на судах с командой, насчитывающей свыше 20 человек,— у 28,2% обследованных. Таким образом, фактор «плотности» обитаемости также оказался действующим.

Из двукратно проведенных смывов с рук поваров выделение кишечной палочки М-17 составило 18,4=^6,4%, из смывов с ручек дверей пищеблоков и холодильников — 16,5— —3,8%, из смывов кухонного инвентаря —8,6^1,6% Характерно, что на судах с экипажем более 20 человек Е. coli М-17 выделялась из смывов в 2,5 раза чаще, чем на более мел-

ких судах. Из питьевой воды, хранившейся в бачках, тест-штамм выделен в 12,2—5,1% проб, из пищевых продуктов — в 14,1^:3,3% проб.

Как и при исследовании смывов, кишечная палочка М-17 высевалась с продуктов чаще на судах с командой свыше 20 человек (22,2% против 12,7%). Опыт подтвердил, что кишечная палочка М-17 может быть использована в качестве тест-штамма для экспериментального изучения путей и факторов распространения инфекции с фокально-оральным механизмом передачи в специфических условиях речного транспорта.

Таким образом, при наличии очевидного первичного водного пути инфицирования людей, находившихся на борту судна, несомненное значение приобретает и вторичное заражение бактероносителями или больными продуктов питания, воды и предметов обихода. При этом на судах создаются особенно благоприятные условия для пищевого и водного (вторичных) путей передачи инфекции.

Проведенная работа определила основные мероприятия для борьбы с острыми желудочно-кишечными заболеваниями на судах Тюменского пароходства. В первую очередь они касаются исключения первичного водного пути поступления на суда возбудителей кишечных инфекций. Часть флота (где это оказалось возможным) переведена на снабжение водой с берега. Остальные суда дооборудуются современными станциями приготовления питьевой воды. Существенное внимание уделено повышению личной гигиены экипажей для максимального снижения роли вторичных факторов инфицирования судовой среды.

Поступила 30/У 1975 г.

УДК 626.15:628.19

Г. В. Султанов, Г. Р. Гаджиева (Махачкала) О СЛУЧАЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДОПРОВОДНОЙ СЕТИ

В работе приводится случай загрязнения водопровода в результате несвоевременно обнаруженных дефектов и самовольных подключений к его главной системе. Питьевая вода поступала в населенный пункт по отдельной водопроводной линии, беря начало от водопроводной станции близлежащего районного центра. Согласно имеющимся официальным сведениям, к этой линии на территории города подключался только лимонадный цех городского пищекомбината. Анализ воды из водопроводного крана лимонадного цеха с апреля временами давал низкий коли-титр (14—19—21). В связи с этим городская санэпидстанция закрыла цех.

После ревизии водопроводной линии и при последующем контроле качества воды республиканская санэпидстанция в мае установила, что по химическим и бактериологическим показателям вода отвечает ГОСТ (коли-титр выше 300). Однако повторный анализ через неделю показал, что вода в кране лимонадного цеха несет следы фекального загрязнения, содержит азотистые соединения (азотнокислые соли — 2 мг/л, азотная кислота — 3 мг/л, азотистая кислота — 0,07 мг/л); коли-титр при этом равнялся 4. Одновременно проведенные исследования на водопроводной станции, питавшей водой лимонадный цех, дали удовлетворительные результаты. Водопровод был временно закрыт, и по требованию городской санэпидстанции началась частичная ревизия водопроводной линии. В результате на пересечении 2 близлежащих к заводу улиц выявились пробоины в асбесто-цементной водопроводной трубе размером 10X20 см и отдельные самовольные подключения жителей. В обнаруженный дефект трубы поступали канализационные воды из расположенного рядом переполненного канализационного люка (канализационная сеть залегает на расстоянии 20— 30 см от водопроводной линии).

В связи со значительным дефицитом воды в населенном пункте она поступала в водопроводную сеть с перерывами по определенному графику. В результате в водопроводной линии образовывался вакуум, что и привело к подсосу канализационных вод в водораз-водящую сеть, выявленному на основе систематических наблюдений за качеством воды.

Поступила 10/1Х 1975 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.