Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ВАЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ВУЗАХ'

ВОПРОСЫ ВАЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ВАЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ВУЗАХ»

щего мира — это решение задач трудового воспитания и профориентации. На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентацион-ные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально насыщенными. Значительным профориентацион-ным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок природоведения (краеведение). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения). Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о про-

фессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях. В заключение хотелось бы сказать, что основная цель профессионального воспитания в системе образования — это формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.

1. Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов // Информационно-аналитический журнал «Аккредитация в образовании». — № 116. — 2019.

2. Фомина Т. В. Профориентация в школе — современный взгляд и современный подход // Педагогический альманах, 2020.

3. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников / Творожникова В. А., Ширяева Т. В., Костромина М. Н.; под ред. Е. В. Поповой. — Сыктывкар, 2011.

ВОПРОСЫ ВАЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ВУЗАХ

Е. Н. Корнилова, преподаватель Кузнецкого индустриального техникума

Вопрос самоопределения человека интересовал ученых и философов еще в древние времена. Тезисом различных теорий и подходов к проблеме человека может служить высказывание Сократа «Познай самого себя» [1, а 46]. И хотя со времен жизни Сократа прошло более двух тысяч лет, проблема остается актуальной и сегодня. Более того, с каждым годом она приобретает только большую значимость для современного общества. Профориентация является одним из этапов самоопределения человека, ведь по сути это и есть процесс познания и становления личности, только в профессиональной сфере.

Сегодня система образования и технологии организации образовательного процесса в Рос-

сии и в мире ориентируются на принципы гуманизации. То есть ключевыми моментами являются развитие и становление отношений взаимного уважения студентов и преподавателей, знание, принятие и уважение прав каждого человека на образование, чувство собственного достоинства и развитие личностного потенциала.

Структура непрерывного образования включает в себя стадии:

• допрофессиональная подготовка;

• основное образование;

• среднее образование;

• высшее образование;

• послевузовское повышение квалификации.

Каждый этап выполняет определенную функцию в становлении личности профессионала и члена общества.

Чем отличается процесс профессиональной ориентации в вузах от этого же процесса на предыдущих этапах образования?

Во-первых, в вузах учатся люди, которые уже освоили предыдущие уровни образования.

То есть они имеют определенный запас знаний, навыков, умений и могут грамотно ими распоряжаться, готовы осваивать новые знания, ответственно подходят к процессу и не боятся сложностей. Во-вторых, студентов отличает психологическая сформированность личности — собственная система жизненных ценностей, принципов и интересов. Студенты вузов обладают критическим мышлением; способны противостоять негативному влиянию социальной среды, имеют свое мнение по поводу любого вопроса и могут грамотно и четко его аргументировать. В-третьих, они отличаются широтой взглядов. На основании знаний, полученных на предыдущих этапах образования, студенты владеют естественно-научной картиной мира. Это представления о законах и принципах устройства мира, не только в сфере социально-общественных наук, но и совершенно в дифференцированных областях, будь то точные науки, искусство, политология и другие.

Профориентационная работа с обучающимися направлена на повышение качества подготовки, формирование дополнительных компетенций, востребованных на рынке труда. Она способствует освоению обучающимися нового опыта деятельности, социальных ролей, коммуникации, профессионального поведения. В вузах проводится комплекс профориентацион-ных мероприятий. Для студентов младших курсов они проводятся с целью подтверждения правильного выбора специальности.

Первым мероприятием обычно является День открытых дверей. Данное мероприятие — это отличная возможность для абитуриента понять, нравится ли ему это учреждение, познакомиться с будущими преподавателями, инфраструктурой (кабинеты, библиотека, столовая). Во время учебы могут быть применены так называемые активные методы профориентации:

• создание в вузах работниками телевидения и преподавателями рекламных роликов о направлениях и профилях вуза;

• активное участие преподавателей вуза в государственных программах по повышению квалификации и профессиональной переподготовке;

• организация научных исследований по актуальным вопросам экономики, психологии, управления и др.;

• проведение профессиональных недель факультетов;

• организация олимпиад студентов.

Могут применяться и пассивные методы работы, такие как:

• беседы о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного

учреждения (студентам рассказывается подробная, узкоспециализированная информация).

• приглашение профессионалов на тематические вечера, ведь живой пример может рассказать гораздо больше;

• организация лекториев;

• оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза;

• посещение предполагаемыми абитуриентами образовательных учреждений;

• подготовка и распространение полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;

• выступление ученых вуза в СМИ.

Все студенты, особенно старших курсов, вовлечены в проблему выбора места работы, и большинству из них нужна помощь в организации этого поиска. Для старших курсов профориентация проводится, чтобы показать будущую профессиональную деятельность по выбранной специальности, профессии и обязанности, которые придется выполнять.

Студенты привлекаются к научной работе, принимаются на практику, где они знакомятся с технологией работы предприятия.

Процесс подготовки студентов к работе на предприятии важен как для них, будущих сотрудников, так и для работодателей, которые заинтересованы в получении высококвалифицированных кадров. Работодатели могут применять тестирование для потенциальных работников и таким образом определить профессиональную пригодность или готовность.

А что же такое профессиональная ориентация в психологическом аспекте? Это выбор пути. Это понимание себя как познающего субъекта, имеющего психологию сознания [2, а 66]. Психологическая характеристика сознания человека состоит из способностей свободно мыслить, представлять и разделять существующую и воображаемую действительности, контролировать свои психические и поведенческие состояния, рефлексировать. То есть человек готов к познанию других явлений и самого себя.

Обладая разумом, психикой, жизненным опытом, студент все равно часто имеет опасения и страхи, связанные с дальнейшим устройством жизни. Некоторые, посетив, например, ярмарку вакансий, убедятся в правильности своего выбора. Но обязательно будут те, кто начнет сомневаться, решит поменять учебное заведение или специальность совершенно на другую сферу.

Таким образом, следует сделать вывод о важности проведения профориентационных мероприятий в вузах. Комплекс мер должен разрабатываться, совершенствоваться.

1. Акулинин В. Н., Носков А. П. Философия: учебно-методическое пособие для дистанционного обучения. — Новосибирск. СибАГС, 2004. — 192 с.

2. Дорохина И. В. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для дистанционного обучения. — Новосибирск. СибАГС, 2004. — 152 с.

ПРОЕКТ «СТО ДОРОГ — ОДНА МОЯ»

НА ПРИМЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

А. В. Гатальская, педагог-психолог Трудармейской средней общеобразовательной школы, Прокопьевский муниципальный район Н. В. Козырева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

В настоящее время очень быстро меняется экономическая и социальная ситуация, развиваются отрасли хозяйства, расширяется диапазон профессий, повышается их наукоемкость, на производстве применяются современные технологии, усложняются условия труда.

Выпускник школы стоит перед выбором дальнейшего пути — выбор профессии, профессионально-образовательного маршрута должен быть осознанным, так как это одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни. Все хотят, чтобы работа соответствовала их интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась [1, с. 31].

Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственности за построение образовательно-профессионального маршрута. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с обучающимися младших классов.

Таким образом, важно организовать проф-ориентационную работу с обучающимися в течение всего обучения в школе. Уже в начальных классах закладывается мотивация на получение той или иной профессии и можно использовать различные формы и методы профориентацион-ной работы. Особенность работы по профессиональной ориентации заключается не в подведении детей к выбору профессии, а направлена, в частности, на развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей,

Ж -

я

А. В. Гатальская Н. В. Козырева

важно расширить представление о различных профессиях. В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями, в том числе о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой выстраивается дальнейшее профессиональное самосознание.

В Трудармейской средней общеобразовательной школе Прокопьевского муниципального округа реализуется дорожная карта профориентации обучающихся начальной школы посредством рабочей программы курса внеурочной деятельности начального общего образования по социальному направлению «Сто дорог—одна моя». Представления о профессиях ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Задача педагога расширить этот опыти показать многообразие видов труда.

Данный курс является одной из первых ступеней профориентационной работы с обучаю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.