Научная статья на тему 'ПРОЕКТ «СТО ДОРОГ - ОДНА МОЯ» НА ПРИМЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ПРОЕКТ «СТО ДОРОГ - ОДНА МОЯ» НА ПРИМЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
560
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ «СТО ДОРОГ - ОДНА МОЯ» НА ПРИМЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

1. Акулинин В. Н., Носков А. П. Философия: учебно-методическое пособие для дистанционного обучения. — Новосибирск. СибАГС, 2004. — 192 с.

2. Дорохина И. В. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для дистанционного обучения. — Новосибирск. СибАГС, 2004. — 152 с.

ПРОЕКТ «СТО ДОРОГ — ОДНА МОЯ»

НА ПРИМЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

А. В. Гатальская, педагог-психолог Трудармейской средней общеобразовательной школы, Прокопьевский муниципальный район Н. В. Козырева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

В настоящее время очень быстро меняется экономическая и социальная ситуация, развиваются отрасли хозяйства, расширяется диапазон профессий, повышается их наукоемкость, на производстве применяются современные технологии, усложняются условия труда.

Выпускник школы стоит перед выбором дальнейшего пути — выбор профессии, профессионально-образовательного маршрута должен быть осознанным, так как это одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни. Все хотят, чтобы работа соответствовала их интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась [1, с. 31].

Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственности за построение образовательно-профессионального маршрута. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников. Однако в наш стремительный век актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с обучающимися младших классов.

Таким образом, важно организовать проф-ориентационную работу с обучающимися в течение всего обучения в школе. Уже в начальных классах закладывается мотивация на получение той или иной профессии и можно использовать различные формы и методы профориентацион-ной работы. Особенность работы по профессиональной ориентации заключается не в подведении детей к выбору профессии, а направлена, в частности, на развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей,

Ж -

я

А. В. Гатальская Н. В. Козырева

важно расширить представление о различных профессиях. В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями, в том числе о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из жизни. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой выстраивается дальнейшее профессиональное самосознание.

В Трудармейской средней общеобразовательной школе Прокопьевского муниципального округа реализуется дорожная карта профориентации обучающихся начальной школы посредством рабочей программы курса внеурочной деятельности начального общего образования по социальному направлению «Сто дорог—одна моя». Представления о профессиях ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Задача педагога расширить этот опыти показать многообразие видов труда.

Данный курс является одной из первых ступеней профориентационной работы с обучаю-

щимися. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения.

В школе представления о мире труда и профессий подчас формируются недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на профориентационное образование, сделает учебу в школе единым преемственным образовательным процессом.

Согласно ФГОС, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Программа внеурочной деятельности по направлению «Сто дорог — одна моя» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребенка познакомить младших школьников с профессиями взрослых и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационную подготовку.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е. А. Климовым. Данная типология позволяет многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек — человек», «человек — техника», «человек — художественный образ», «человек — природа».

Программа «Сто дорог — одна моя» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования. Целью данной программы является

создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности. Достичь цель предполагается через решение ряда задач: познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий; выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии; способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда.

Программа включает несколько этапов:

I этап — создание определенной наследной основы, на которой базируется дальнейшее знакомство с миром профессий;

II этап — содействие развитию универсальных компетенций, способствующих успешной профориентации в будущем;

III этап — формирование представления о мире профессий, создание условий для формирования коммуникативных навыков и опыта исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста 6-10 лет и построена с учетом возрастных особенностей и основных задач развития детей. Этот возраст наиболее подходит для формирования у детей умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные отношения с окружающими. В это время можно научить ребенка быть независимым, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же время уважать интересы других. Младшим школьникам вполне доступно элементарное развитие способности слушать и понимать других, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях. В то же время младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные познавательные процессы.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Программа занятий построена таким образом, что обучающиеся имеют возможность тренировать различные виды своих способностей. В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Обучающийся становится заинтересованным лицом в развитии своих способностей.

В программе занятий используются активные формы: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора учащихся.

Формирование установок на разнообразие профессий и понимание роли труда в жизни человека необходимо проводить путем экскурсий на предприятия, но это труднее организовать. Младшие школьники очень чувствительны и хорошо запоминают тот опыт, когда удается что-то сотворить своими руками. Информационная поддержка в виде викторин и конкурсов по профессиям — реальная форма работы, это ресурс, который используется на занятиях.

Данные занятия во многом отличаются от традиционных уроков в школе, так как основаны прежде всего на диалоге, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии обучающихся. Важно, чтобы информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий на предприятия и знакомство с различными профессиями — это неоценимый вклад в расширение представлений ребенка о профессиях. По окончании начальной школы дети уже должны иметь представление о поиске сведений о профессии в современном информационном поле, они могут не ограничиваться виртуальными играми, а получить первый незабываемый опыт поисковой и исследовательской деятельности.

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

когнитивные—знания обучающихся о труде, мире профессий;

мотивационно-личностные — отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

деятельностные — навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Данная программа является комплексной, так как ее реализация связана с различными видами деятельности, способствующими более активному включению обучающихся в работу и вызывающими у них большой интерес (психогимнастические и тренинговые упражнения, тематические занятия, беседы о профессиях,

конкурсы рисунков, экскурсии, игры-викторины, встречи с людьми разных профессий, описание профессий, письменные работы: мини-сочинения, синквейны, диагностика, анкетирование, реклама профессий, лекции, дискуссии, творческая работа, мастер-классы. релаксация и т. п.).

Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях. Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности [2, с. 42].

В обучении используются следующие методы: словесные, игровые, сравнения, убеждения, анализа, поисковый, репродуктивный, самонаблюдение, мозгового штурма и др.

Достоинством программы является не только многообразие форм работы, но и тщательность отбора доступных обучающимся методов взаимодействия с ними. Следовательно, необходимо отбирать те формы и методы профори-ентационной работы, которые в большей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, вносить в них элементы игры, творчества.

Особое внимание уделяется связи жизненного опыта обучающихся с их учебной деятельностью, что служит мотивацией и дает возможность использовать приобретенные навыки в повседневной жизни. В этих целях используется чтение отрывков произведений о труде, прием сравнения образа «я» с образами литературных произведений, что обеспечивает формирование ценностного отношения школьника к самому себе. Например: контент-анализ сочинения «Моя будущая профессия» позволяет выявить содержательную характеристику мотивационной сферы личности как субъекта будущей профессиональной деятельности и применить игровые средства — профориентационные игры.

К профориентационным играм по программе можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Сюда входят «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии людей, которые используют заданный инструмент или материал, например зеркало или нитки), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью вопросов «Какой запах, цвет у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?» и др.

В ходе развития у младших школьников представлений о профессиях и рынке труда также обращаются к дидактическим играм, сюжетно-ролевым играм, квестам. Они способствуют рас-

ширению знаний младших школьников о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах швеи, слесаря, плотника, врача.

С помощью профориентационных мероприятий (ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, экскурсия и т. д.) формируются добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор и развивается интерес к будущей профессии. Игровые методики для младших школьников включают в себя загадки, пословицы, ребусы, стихотворный материал о труде, который в увлекательной форме вводит в мир труда и профессий взрослых и позволяет расширить знания о мире профессий.

В процессе работы с учащимися проводятся разнообразные по целям и задачам беседы: вводные — по сообщению новых знаний, мини-лекции о содержании профессий. Рассказ о профессии длится не более 5-7 минут и сопровождается наглядным материалом: фотографиями, рисунками, орудиями труда на мультимедийном экране.

Эффективность бесед повышают игровые моменты, инсценировки. Например, для беседы на тему «Что из чего делается» вопросы записываются на лепестках большой ромашки. Беседа начинается с загадки: «Стоят в поле сестренки,

желтый глазок, белые реснички. На каждой ресничке — вопросы».

Профориентационная работа ведется в тесном взаимодействии со специалистом центра занятости населения города Прокопьевска и методистом КРИРПО.

Результатом реализации данной программы является положительная динамика формирования профессионального самоопределения. Так, в 2017/18 учебном году высокий уровень сформированное™ профессионального самоопределения отмечен у 59 % младших школьников, средний уровень — у 41 %. В 2018/19 учебном году: высокий уровень профессионального самоопределения сформирован у 71,4 % младших школьников, средний уровень — у 28,6 %. Низкий уровень не выявлен.

Таким образом, программа по направлению «Сто дорог — одна моя» является эффективной, поскольку у обучающихся начальной школы формируетя положительное отношение к труду, людям труда и мотивации трудиться.

1. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе // Начальная школа. — 2011. — № 5. — С. 31-34.

2. Мухаметова, А. М. Разработка программы элективного курса по психологии «Путешествие в мир профессий» // Воспитание школьников. — 2010. — № 10. — С. 42-50.

НЕТВОРКИНГ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Н. П. Недоспасова, методист Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Нетворкинг (англ. — плетение сети: net — сеть + work — работать), или полезные связи, — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых быстро и эффективно решать сложные задачи и бизнес-вопросы. Нетворкинг подразумевает взаимодействие и обмен идеями между людьми, имеющими общие интересы, профессию или другие точки соприкосновения. Это взаимодействие происходит в неформальных социальных условиях, на специализированных мероприятиях, деловых обедах, семинарах и др. [1].

Нетворкинг предполагает поиск профессионалов с целью формирования полезного

круга знакомств. При этом люди объединены чем-то общим (стремления, цели, дела и др.). В основе понятия «нетворкинг» лежит так называемая теория шести рукопожатий, разработанная в 1960-х годах американскими социальными психологами Стенли Милгрэмом и Джеффри Траверсом. Суть ее в том, что каждый из нас опосредованно знаком с любым жителем планеты через цепочку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.