РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНых УЧРЕЖДЕНИЯх
СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
О. А. Роут, Н. В. Козырева, методисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Л. Н. Ладыгина, главный специалист МКУ «Организационно-координационный отдел управления образования», г. Прокопьевск
О. А. Роут
Н. В. Козырева
Проблемам сельской школы сегодня уделяется достаточно много внимания. Обучающиеся изначально лишены обилия источников информации и социального опыта, полноценного общения со сверстниками, которое является не менее важным условием развития. Сельские школьники нуждаются в разнообразии преподаваемых предметов и курсов, способствующих социализации и профориентации обучающихся, воспитанию инициативных и лидерских качеств личности. Также у обучающихся наблюдаются изменения структуры ценностных ориентаций и потребностей, социальная неустойчивость; низкая мотивация к трудовой и предпрофессиональной подготовке, производственному труду в сфере агро-промышленности, выбору сельскохозяйственных профессий. В то же время никто не отрицает: будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Среди всех категорий сельского населения именно молодежь наиболее восприимчива к новым идеям, инновациям и более адаптивна к изменившимся условиям жизни. Ей присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, мобильность, потребность в самореализации, в целом — все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой [1].
В условиях стремительного экономического развития существенно возросла роль социального диалога между субъектами рынка образовательных услуг, образовательными учреждения-
Л. Н. Ладыгина
ми различных уровней, работодателями, органами исполнительной власти, общественными организациями. Развитие механизмов социального партнерства призвано открыть новые возможности для молодежи в реализации следующих направлений: развитие социальной инициативы, активности и добровольчества; профессиональная ориентация и построение карьеры; развитие индивидуального предпринимательства, различных форм малого и среднего бизнеса при участии молодых людей [2].
Положительными моментами реализации социального партнерства в организации профориентации является: решение проблем самоопределения обучающихся; реализация взаимных интересов партнеров; соблюдение правовой обоснованности и правил взаимодействия и взаимного контроля в партнерстве; активное использование возможностей и сильных сторон взаимодействия.
Прокопьевский район отличается территориальной отдаленностью, спецификой, характерной для сельской местности. На уровне муниципалитета в профориентационной работе организуется социальное партнерство как внутри системы образования, так и партнерство с представителями межведомственных структур. Определяющим признаком надежности социального партнерства является его системность. Исключение из системы одного из необходимых партнеров делает невозможным ее дальнейшее качественное функционирование в целом.
Профориентационно значимое партнерство внутри системы образования включает взаимодействие с центром профориентации и постинтернатного сопровождения (ЦПиПС) Кузбасского регионального института развития професси-
онального образования, общеобразовательными, профессиональными образовательными организациями, организациями дополнительного образования и др.
Управление образования Прокопьевского района на протяжении многих лет сотрудничает с центром профориентации и постинтернатного сопровождения в решении вопросов развития системы профориентации. Используются различные формы содействия педагогам по вопросам профориентационной работы с обучающимися. Педагоги образовательных организаций района, ответственные за профориентацию, ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в тематических и методических областных, районных консультациях, ве-бинарах, семинарах, форумах по темам: «Выбор профессии обучающимся, воспитанником: роль педагога в его формировании», «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся» и др.
В целях обмена опытом педагоги школ района традиционно участвуют в конференциях, круглых столах, дискуссиях, выставках, мастер-классах, конкурсах муниципального и регионального уровня: лучшая методическая разработка в области профориентации обучающихся на востребованные в регионе профессии, специальности, конкурс профориентационных уголков и стендов. Специалисты ЦПиПС оказывают значительную методическую помощь по подбору материала, структурированию и оформлению разработок, в написании публикаций, решении проблем профориентаци-онной работы и поиске творческих идей.
В рамках недели профориентации «Профессиональная среда» методисты ЦПиПС для обучающихся Терентьевской средней общеобразовательной школы, Новосафоновской средней общеобразовательной школы, Трудармейской средней общеобразовательной школы Проко-пьевского района провели ряд мероприятий: индивидуальные и групповые профконсультации, диагностику обучающихся на выявление профессиональных склонностей и интересов, деловые игры, конкурсы, конференции.
Ежегодно в образовательных организациях Прокопьевского района проходит конференция «Калейдоскоп профессий», задачей которой является содействие в формировании интереса у обучающихся к востребованным профессиям и создание условий для повышения готовности их к социально-профессиональному самоопределению. На конференции обучающиеся получают информацию о правилах и ошибках выбора профессии, об особенностях рынка тру-
да района и региона. Интересными и познавательными для участников конференции являются занимательные факты, заметки о самых редких профессиях, конкурс ребусов и пословиц.
Традиционными мероприятиями в контексте социального партнерства с профессиональными образовательными организациями являются дни открытых дверей в Прокопьевском аграрном колледже, Прокопьевском промышленно-экономи-ческом техникуме, где обучающиеся знакомятся с профессиями, востребованными на рынке труда. Специалисты и студенты организуют и проводят для обучающихся профессиональные пробы, выставки, презентации профессий в творческой форме. В мастер-классах студенты демонстрируют навыки в парикмахерском искусстве, умения оформлять блюда, техники вышивания и дизайна одежды, посещают лаборатории, учено-производственные мастерские, библиотечный комплекс. В результате 33 % выпускников школ Прокопьевского района намерены обучаться в данных образовательных организациях.
Особое внимание уделяется обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Для выпускников Октябрьской общеобразовательной школы-интерната организуются и проводятся деловые игры «Трудоустройство на работу», «Самопрезентация». В ходе игр участники пробуют себя в ролях работодателя и соискателя. Интересно и увлекательно проходят мастер-классы «Повар — важная профессия», «Я бы в маляры пошел...», где обучающиеся «примеряют» разные профессии.
В качестве активного социального партнера в проведении профориентационных мероприятий выступают филиалы Централизованной библиотечной системы Прокопьевского муниципального района: Терентьевская модельная библиотека, Терентьевская детская библиотека, Верхегосская сельская библиотека, Сев-ская модельная библиотека, Трудармейская модельная библиотека. Они проводят информационно-просветительскую работу с обучающимися, организуют конкурсы, презентации и выставки по профориентации.
Партнерство с представителями межведомственных структур осуществляется через сотрудничество с предприятиями: ОАО «СУЭК-Куз-басс», ООО «Лесхоз Прокопьевский», ОАО Кондитерская фабрика «Кузбасс», ООО Волков, «Кузбасский бройлер» и другими; центром занятости и центром психологической поддержки населения; управлением молодежной политики; учреждениями социальной защиты; учреждениями культуры и спорта: МАУ «Трудармейский развле-
кательный комплекс», Ледовый дворец «Маяк» п. Трудармейский; общественными объединениями; средствами массовой информации.
Традиционно проводятся профориентацион-ные экскурсии на промышленные предприятия как одна из форм сотрудничества производственной и образовательной сфер. Профориентацион-ные экскурсии — одна из форм социального партнерства в организации системы профориентации, которая способствует решению задач профессиональной ориентации, обеспечению адаптации к условиям рынка труда обучающихся и выпускников общеобразовательных организаций.
На экскурсиях старшеклассники знакомятся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий посредством профессиональных проб. У обучающихся появляется возможность увидеть, какие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников: умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы, делать правильные выводы о ходе технологического процесса, о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.
Большое внимание уделяется экскурсиям на фермерские хозяйства. Например, для воспитанников Михайловского детского дома была организована экскурсия на сельскохозяйственное предприятие «Михайловское», где они посетили животноводческий комплекс, увидели современное молочно-перерабатывающее оборудование.
Участники экскурсии присутствовали при кормлении животных, им показали помещения для содержания скота, поилки и кормушки, они наблюдали за работой оператора машинного доения, скотников. Руководитель сельскохозяйственного предприятия показал гостям ферму, рассказал об особенностях ухода за животными, о востребованности профессий сферы сельского хозяйства, уровне среднемесячной заработной платы, условиях труда и льготах, ответил на многочисленные вопросы слушателей. Всем участникам экскурсия показалась очень полезной и познавательной.
Все профориентационные мероприятия освещаются в газете «Сельская новь» и на телерадиокомпании «ТРК 27+» города Прокопьевска.
Судить о результативности социального партнерства в профориентации можно по сформированное™ мотивов выбора, информированности о рынке труда и рынке образовательных услуг, наличию профессионального плана и альтернативного выбора у учащихся и воспитанников. В перспективе планируется расширять круг социальных партнеров в соответствии с направлениями организации профориентации.
1. Гурьянова М. П. Развитие сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села. — URL: http://www.mcx.ru/ documents/document/show_print/4232.136.htm.
2. Комаровский В. В. Система социального партнерства в России // Общественные науки и современность. — 2008. — № 2. — С. 21-35.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ В ТЕХНИКУМЕ
М. Л. Долженко, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Белово
Подготовка выпускников общеобразовательных организаций к жизненному и профессиональному самоопределению в современных условиях остается актуальной. В трудовой деятельности совершенствуются способности подростков, в выбранной сфере деятельности молодые люди могут утвердить себя как личность. Обучающимся необходимо как можно раньше задуматься о выборе профессии, сделать этот выбор и в дальнейшем успешно осваивать выбранную профессию. Особенно важным здесь является социально-экономический аспект, который предполагает рассмотрение муниципальных, региональных особенностей рынка труда.
Уголь — основной энергетический ресурс, и эта отрасль имеет большое значение для экономики Кузбасса. Поэтому профессия горняка является самой распространенной и уважаемой профессией в Кузбассе. Во многих семьях люди продолжают родовую шахтерскую династию, гордясь собственной принадлежностью и мастерством этой профес-