Научная статья на тему 'Социальное партнерство — условие организации профориентации в сельской местности'

Социальное партнерство — условие организации профориентации в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернушкина Наталья Владимировна, Роут Олеся Анатольевна, Ладыгина Людмила Николаевна

В статье рассматриваются особенности социального партнерства как условия организации профориентационной работы в сельской местности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство — условие организации профориентации в сельской местности»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Социальное партнерство — условие организации профориентации в сельской местности

ЧЕРНУШКИНА Наталья Владимировна,

методист Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Кемерово

РОУТ

Олеся Анатольевна,

методист Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Кемерово

ЛАДЫГИНА Людмила Николаевна,

главный специалист МКУ «Организационно-координационный отдел управления образования», г. Прокопьевск (Кемеровская область)

Особая роль в решении актуальных проблем профориентации в сельской местности отводится социальному партнерству как эффективному инструменту согласования интересов и возможностей различных субъектов.

средством сотрудничества с предприятиями «СУЭК-Кузбасс», «Лесхоз Прокопьевский», кондитерской фабрикой «Кузбасс», «Кузбасский бройлер» и др.; центром занятости и центром психологической поддержки населения; управлением молодежной политики; учреждениями социальной защиты, культуры и спорта; общественными объединениями; военкоматами; ГУВД; СМИ.

Социальное партнерство осуществляется на основе соглашений, плана совместной деятельности, плана Центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования.

Положительными моментами реализации социального партнерства в организации профориентации являются:

- решение проблем самоопределения обучающихся;

- реализация взаимных интересов партнеров;

- соблюдение правовой обоснованности и правил взаимодействия и взаимного контроля в партнерстве;

- активное использование возможностей и сильных сторон взаимодействия (освещение вопросов социального партнерства, разработка и внедрение инновационных путей решения проблем).

Аннотация

В статье рассматриваются особенности социального партнерства как условия организации профориентационной работы в сельской местности

Ключевые слова:

социальное партнерство, профориен-тационная работа, профориентационные мероприятия

Прокопьевский район Кузбасса отличается территориальной отдаленностью, а также спецификой, характерной для сельской местности. На уровне муниципалитета в профориентационной работе организуется социальное партнерство как внутри системы образования, так и с представителями межведомственных структур.

Два вида социального партнерства

Профориентационно значимое партнерство внутри системы образования включает взаимодействие с Центром профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования, образовательными организациями профессионального и дополнительного образования, коррекционными школами, детскими домами и др.

Партнерство с представителями межведомственных структур осуществляется по-

Помощь педагогам

Управление образования Прокопьевского района на протяжении многих лет сотрудничает с Центром профориентации и постинтернатного сопровождения. Педагогам образовательных организаций Прокопьевского района, ответственным за профориентацию, оказываются различные формы содействия в организации их работы. Ежегодно они проходят курсы повышения квалификации, участвуют в тематических и методических областных и районных консультациях, вебинарах, семинарах, форумах по темам «Выбор профессии обучающимся, воспитанником: роль педагога в его формировании», «Психолого-педагогическое сопровождение профориентации обучающихся и процесса адаптации выпускников учреждений интернатного типа в учреждениях среднего профессионального образования», «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся».

В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Для обмена опытом педагоги школ района принимают участие в конкурсах муниципального и регионального уровня (лучшая методическая разработка в области профориентации обучающихся на востребованные в регионе профессии, специальности «Профориентир», конкурс профориентационных уголков и стендов и др.). В данном направлении методистами Центра профориентации и постинтернатного сопровождения оказывается значительная методическая помощь по подбору материала, структурированию и оформлению разработок.

Также для презентации и распространения опыта работы организуются конференции, круглые столы, дискуссии, выставки, мастер-классы.

Профориентация для школьников

Профориентационные мероприятия с обучающимися (ярмарки учебных мест, экскурсии, акции и др.) проводятся при активном содействии Центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Центра занятости населения, предприятий, организаций высшего и среднего профессионального образования.

В рамках недели профориентации методистами Центра профориентации и постинтернатного сопровождения для учеников Терен-тьевской, Новосафоновской, Трудармейской школ Прокопьевского района проводятся индивидуальные и групповые профконсуль-тации, диагностика на выявление профессиональных склонностей и интересов, деловые игры, конкурсы, конференции.

Ежегодно в образовательных организациях Прокопьевского района проходит конференция «Калейдоскоп профессий», задача которой — содействовать формированию интереса школьников к востребованным профессиям и созданию условий для повышения их готовности к социально-профессиональному самоопределению. В рамках конференции подростки получают информацию о правилах и ошибках при выборе профессии, об особенностях рынка труда района и региона. Для участников конференции подбирается интересный и познавательный материал (например, о самых редких профессиях), проводится конкурс ребусов и пословиц.

Традиционным мероприятием стал день открытых дверей в Аграрном колледже Прокопь-евского района, в рамках которого школьники знакомятся с профессиями, востребованными на рынке труда в сельской местности. Специалисты и студенты организуют и проводят для школьников профессиональные пробы, мастер-классы, выставки, презентации профессий в творческой форме.

Особое внимание уделяется обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Так, для выпускников Октябрьской коррек-ционной школы-интерната VIII вида Проко-пьевского района организуются и проводятся деловые игры «Трудоустройство на работу», «Самопрезентация» и др. В ходе игры участники пробуют себя в ролях работодателя и соискателя. Интересно и увлекательно проходят мастер-классы «Повар — древняя профессия», «Я бы в маляры пошел...».

Активными социальными партнерами в проведении профориентационных мероприятий выступают филиалы Централизованной библиотечной системы Проко-пьевского муниципального района (Терентьевская модельная библиотека, Терентьевская детская библиотека, Верхегосская сельская библиотека, Сев-ская модельная библиотека, Трудармейская модельная библиотека).

Одной из форм социального партнерства производственной и образовательной сфер являются профориентационные экскурсии на промышленные предприятия. Они способствуют решению задач профессиональной ориентации, обеспечению адаптации обучающихся и выпускников общеобразовательных учреждений к рынку труда. Посредством профессиональных проб и мастер-классов обучающиеся знакомятся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий. Школьники узнают, какие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников (умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы, делая правильные выводы о ходе технологического процесса, о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы).

Все профориентационные мероприятия освещаются в газете «Сельская новь» и телерадиокомпанией «ТРК 27+».

Результативностью организации проф-ориентационной работы в социальном партнерстве являются высокие показатели осознанности выбора профессии обучающимися образовательных учреждений: сформированность мотивов выбора, информированность о рынке труда и рынке образовательных услуг, наличие профессионального плана и альтернативного выбора.

В перспективе планируется совершенствовать опыт взаимодействия, расширять круг социальных партнеров в соответствии с направлениями организации профориентации.

Педагоги школ района принимают участие в конкурсах муниципального и регионального уровня. Для презентации и распространения опыта работы организуются конференции, круглые столы, дискуссии, выставки, мастер-классы

Ежегодно в образовательных организациях Прокопьевского района проходит конференция «Калейдоскоп профессий», задача которой — содействовать формированию интереса школьников к востребованным профессиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.