Научная статья на тему 'Проведение профессиональных проб в техникуме'

Проведение профессиональных проб в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение профессиональных проб в техникуме»

кательный комплекс», Ледовый дворец «Маяк» п. Трудармейский; общественными объединениями; средствами массовой информации.

Традиционно проводятся профориентацион-ные экскурсии на промышленные предприятия как одна из форм сотрудничества производственной и образовательной сфер. Профориентацион-ные экскурсии — одна из форм социального партнерства в организации системы профориентации, которая способствует решению задач профессиональной ориентации, обеспечению адаптации к условиям рынка труда обучающихся и выпускников общеобразовательных организаций.

На экскурсиях старшеклассники знакомятся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий посредством профессиональных проб. У обучающихся появляется возможность увидеть, какие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников: умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы, делать правильные выводы о ходе технологического процесса, о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.

Большое внимание уделяется экскурсиям на фермерские хозяйства. Например, для воспитанников Михайловского детского дома была организована экскурсия на сельскохозяйственное предприятие «Михайловское», где они посетили животноводческий комплекс, увидели современное молочно-перерабатывающее оборудование.

Участники экскурсии присутствовали при кормлении животных, им показали помещения для содержания скота, поилки и кормушки, они наблюдали за работой оператора машинного доения, скотников. Руководитель сельскохозяйственного предприятия показал гостям ферму, рассказал об особенностях ухода за животными, о востребованности профессий сферы сельского хозяйства, уровне среднемесячной заработной платы, условиях труда и льготах, ответил на многочисленные вопросы слушателей. Всем участникам экскурсия показалась очень полезной и познавательной.

Все профориентационные мероприятия освещаются в газете «Сельская новь» и на телерадиокомпании «ТРК 27+» города Прокопьевска.

Судить о результативности социального партнерства в профориентации можно по сформированное™ мотивов выбора, информированности о рынке труда и рынке образовательных услуг, наличию профессионального плана и альтернативного выбора у учащихся и воспитанников. В перспективе планируется расширять круг социальных партнеров в соответствии с направлениями организации профориентации.

1. Гурьянова М. П. Развитие сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села. — URL: http://www.mcx.ru/ documents/document/show_print/4232.136.htm.

2. Комаровский В. В. Система социального партнерства в России // Общественные науки и современность. — 2008. — № 2. — С. 21-35.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ В ТЕХНИКУМЕ

М. Л. Долженко, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Белово

Подготовка выпускников общеобразовательных организаций к жизненному и профессиональному самоопределению в современных условиях остается актуальной. В трудовой деятельности совершенствуются способности подростков, в выбранной сфере деятельности молодые люди могут утвердить себя как личность. Обучающимся необходимо как можно раньше задуматься о выборе профессии, сделать этот выбор и в дальнейшем успешно осваивать выбранную профессию. Особенно важным здесь является социально-экономический аспект, который предполагает рассмотрение муниципальных, региональных особенностей рынка труда.

Уголь — основной энергетический ресурс, и эта отрасль имеет большое значение для экономики Кузбасса. Поэтому профессия горняка является самой распространенной и уважаемой профессией в Кузбассе. Во многих семьях люди продолжают родовую шахтерскую династию, гордясь собственной принадлежностью и мастерством этой профес-

сии. Поэтому «пойти в шахтеры» — более чем почетно и престижно.

Необходимо проводить комплекс мероприятий по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций, выбора оптимального вида занятости с учетом их потребностей, интересов и возможностей, а также особенностей рынка труда. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения рассматривается как система управленческих действий, направленных на создание условий для эффективной реализации задач психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях разных типов. Задача методиста центра профориентации и постинтернатного сопровождения КРИРПО в рамках работы по данному направлению — управление процессом сопровождения, включающее организацию межведомственного взаимодействия субъектов профориентации, социального партнерства системы образования муниципалитета. Так, при организации и проведении профессиональных проб для школьников методист выступает медиатором (посредником, третьим лицом) для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. На подготовительном этапе заключаются договоры о проведении профессиональных проб, определяются профессии/специальности, по которым педагоги профессиональных образовательных организаций готовят программы, разрабатывают план и т. д. На наш взгляд, именно профессиональные пробы выступают инструментом эффективного формирования и оценки профессионального самоопределения, практическим звеном профориентационной работы.

Разделяя мнение С. И. Мелехиной и Л. Н. Серебренникова, рассматриваем профессиональную пробу как профессиональное испытание

или профессиональную проверку, моделирующую элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющую завершенную форму, способствующую сознательному, обоснованному выбору профессии [1].

В процессе проведения профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности обучающегося. Пробы выступают диагностическим и развивающим средством: в ходе их выполнения подросток «примеривает» на себя деятельность, которую хочет освоить, продолжая образование.

По мнению М. В. Ретивых и В. Д. Симонен-ко, в качестве результатов профессиональных проб, в той или иной степени моделирующих будущую профессиональную деятельность старшеклассников, могут выступать:

— материальные изделия;

— информационные продукты;

— воспитательные мероприятия и др. [2].

Как показывают Т. Б. Корнеева и А. Н. Татарников, в настоящее время возможно осуществление профессиональных проб с применением компьютерных технологий [3].

П. С. Лернер указывает, что в качестве поля профессиональных проб можно рассматривать учебную деятельность в каждой предметной области [4]. С точки зрения коллективности-индивидуальности профессиональные пробы могут осуществляться в различных формах: индивидуальной, групповой, а также предполагается реализация одновременно разных форм. В качестве профессиональной пробы выступает практическое выполнение отдельных трудовых операций конкретной профессии (различных уровней сложности). Данная форма может реали-зовываться на рабочих местах промышленных предприятий, в трудовых мастерских, лабораториях, действующих на базе профессиональных образовательных организаций.

С ноября 2015 г. в Беловском политехническом техникуме для выпускников общеобразовательных организаций, которые ориентированы на поступление в профессиональные образовательные организации горного профиля, проводятся профессиональные пробы в лабораториях техникума: электроснабжения и электрооборудования, автоматизации горных организаций, производства и технологических процессов; карьерного транспорта, горных машин и комплексов; устройства, технической эксплуатации и ремонта горных машин; технологии и безопасности взрывных работ; технологии обогащения полезных ископаемых, процессов и аппаратов ОФ и др.

Целью проведения профессиональных проб является повышение престижа профессий и специальностей горного дела и интереса к ним, выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков, учет физических возможностей обучающихся для последующей рекомендации им профессии.

Этапы подготовки профессиональных проб:

I этап — вводно-ознакомительный — определение интересов обучающихся к горному делу, практической деятельности выбранной сферы, использование диагностического инструментария.

II этап — подготовительный — разработка анкет, проведение бесед о горной отрасли, ознакомление с реальной деятельностью специалистов в ходе посещения выставок, просмотра фильмов и др.

III этап — исполнительский — использование комплекса теоретических и практических знаний, моделирующих основные характеристики предмета, цели, условий труда горняков, а также методики для выявления профессионально важных качеств, необходимых представителю данной отрасли.

Выполнение практических заданий в ходе пробы осуществляется поэтапно. Каждый этап предполагает получение законченного продукта и профессиографическую часть — составление формулы данного элемента профессиональной деятельности, работу с профессиограммой и оценку за выполнение практических заданий данного этапа.

На каждом практическом этапе молодые люди выполняют задания, требующие от них владения начальными профессиональными умениями, достаточными для их реализации в качестве исполнителя. Задания имеют три уровня сложности. Первый уровень сложности самый простой, исполнительский. Задания второго уровня сложности содержат элементы творческого характера, предусматривают внесение в изготавливаемый

продукт новизны и оригинальности. Задания третьего уровня сложности предполагают самостоятельную деятельность выпускников — планирование, постановку промежуточных и конечных целей, принятие решения, анализ и самооценку результатов деятельности. На каждом этапе обучающийся имеет возможность увидеть конечный результат своего труда, сравнить его с эталонным и выставить себе оценку.

Проведение профессиональных проб для выпускников общеобразовательных организаций, ориентированных на профессии и специальности горного профиля, являются действенным практико-ориентированным средством, нацеленным на адекватный осознанный профессиональный выбор подростков.

Об эффективности проведения профессиональных проб, получения информации о профессиональной деятельности техникума в области «человек — техника» свидетельствуют: осознанность выбора обучающихся, профессиональное самоопределение учеников, выбор обучения по горным профессиям и специальностям не только в Беловском политехническом техникуме, но и в разных образовательных организациях профессионального образования Кузбасса.

Миссия образовательной организации профессионального образования — повысить эффективность системы подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области горного дела для угледобывающих предприятий Кузнецкого угольного бассейна. Проведение профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях способствует достижению данной миссии.

1. Мелехина С. И. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников / С. И. Мелехина, Л. Н. Серебренников. — Киров : Изд-во КИПКиПРО, 2006. — 248 с.

2. Ретивых М. В. Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников» / М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко. — Брянск : Изд-во БИПКРО, 2005. — 356 с.

3. Корнеева Т. Б. Развитие профессиональных компетенций старшеклассников в условиях прохождения виртуальной допрофессиональной пробы (на примере профессии «Администратор локальной сети») [Электронный ресурс] / Т. Б. Корнеева, А. Н. Татарников. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/ 0910-17.htm.

4. Лернер П. С. Профессионально-технические пробы как элективные курсы в профильном обучении. Инновационные педагогические технологии повышения интерактивности профильного обучения // Одаренный ребенок. — 2005. — № 6. — С. 76-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.