Активно включились в работу ГОУ СПО «Юр-гинский технологический колледж» (директор Павлючков Геннадий Антонович), ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум» (директор Попов Иван Павлович), ГОУ НПО «Профессиональное училище № 16» (директор Поцелуй-ко Людмила Владимировна). Хотелось бы отметить работников базовых учреждений профессионального образования, обеспечивающих статус, которые очень творчески и ответственно выполняют свои функции: Мешкова Ирина Владимировна, методист ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум», Романова Елена Аркадьевна, зав. отделением ГОУ СПО «Юргин-ский технологический колледж», Тришкина Светлана Александровна, методист ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 10», Сельдимирова Раиса Арсентьевна, зам. директора по УМР ГОУ СПО «Новокузнецкий педколледж № 2», Горо-щенко Светлана Геннадьевна, зам. директора по УПР ГАОУ СПО «Юргинский техникум агротехно-логий и сервиса».
Одной из задач, над решением которой работают специалисты лаборатории, является изучение фактического состояния системы профессионального образования региона. Лаборатория осуществляет мониторинг реализуемых в учреждениях профессионального образования региона ОПОП и
программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, учебно-методического обеспечения и условий реализации стандартов профессионального образования.
В условиях существующих диспропорций рынков труда и образовательных услуг ежегодно специалисты лаборатории осуществляют сбор информации, ее обработку и анализ, разрабатывают предложения по изменению системы профессионального образования, которые могут обеспечить соответствие структуры, объемов и качества подготовки выпускников потребностям регионального рынка труда.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Перед учреждениями профессионального образования стоит сложная задача по разработке учебно-методического и дидактического обеспечения реализации ФГОС нового поколения. Главное направление развития лаборатории на следующие несколько лет - консалтинговое сопровождение этого процесса и содействие распространению успешных педагогических практик. В планах организация неформальных творческих групп финалистов конкурса «Преподаватель года», разработчиков и экспертов ОПОП, методических центров в базовых учреждениях профессионального образования по закрепленным направлениям подготовки.
ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ: ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
И. А. Килина, канд. психол. наук, начальник ЦПиПС ГОУ «КРИРПО»
Социально-экономические изменения, происходящие в России, привели к образованию свободного рынка труда и профессий, изменениям в сфере занятости населения: рост спроса на высококвалифицированных рабочих, инженерно-технический персонал, специалистов; отмирание одних профессий и появление новых; потребность в сотрудниках многосторонней квалификации, в освоении смежных профессий; способность смены места работы и рода занятий; необходимость в обучении в течение всей жизни (непрерывное образование); возрастание роли профессиональной ориента-
- 36
ции. Объединить задачи современной школы с содержанием профессионального образования и интересами работодателей может профессиональная ориентация, которая сопровождает работника на протяжении всей трудовой карьеры. Для этого необходимо создать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.
Для решения задач, связанных с развитием системы профессиональной ориентации общего, специального (коррекционного), профессионального образования и постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа (УИТ) в учреждениях начального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), в сентябре 2011 года в качестве структурного подразделения ГОУ «КРИРПО» в ходе реорганизации института путем присоеди-
нения Областного центра профессиональной ориентации молодежи был создан центр профориентации и постинтернатного сопровождения.
Основные направления деятельности коллектива центра включают в себя:
1. Развитие системы профессиональной ориентации:
- совершенствование системы профессиональной ориентации выпускников основного общего и полного среднего образования на рабочие профессии, необходимые региону в соответствии с Комплексной программой социально-экономического развития Кемеровской области до 2020 года;
- участие в организации и проведении мероприятий (конкурсов, выставок, научно-практических конференций и т. д.), направленных на выявление и популяризацию инновационных образовательных ресурсов учреждений общего, профессионального образования в области профориентации обучающихся на востребованные в регионе рабочие профессии;
- реализация мероприятий по сбору, обобщению и распространению информации о востребованных профессиях, отраслях экономики, состоянии и перспективах развития рынка труда региона.
2. Формирование системы обеспечения постинтернатного сопровождения обучающихся из числа сирот в ОУ НПО, СПО:
- разработка программ (проектов) в области профессиональной ориентации и постинтернатного сопровождения выпускников УИТ и содействие внедрению их в образовательную практику;
- создание региональной базы данных о выпускниках детских домов, школ-интернатов для оказания им оперативной помощи в решение проблем жизнеустройства;
- организация научно-исследовательской деятельности на базе стажировочных и экспериментальных площадок по постинтернатному сопровождению выпускников на базе учреждений УИТ, НПО, СПО.
3. Обеспечение программ повышения квалификации работников всех уровней образования по вопросам профессиональной ориентации обучающихся на востребованные в регионе профессии и специальности:
- организация обучения и повышения квалификации работников общего, профессионального образования в области профессиональной ориентации, профессионального обучения и социальной адаптации подростков и молодежи на рынке труда;
- разработка методических материалов для обеспечения программ повышения квалификации и переподготовки по вопросам ориентации обучающихся на рабочие профессии;
- организация социального партнерства с государственными, муниципальными и негосударственными органами и организациями (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости и других), а также общественными организациями и объединениями в области реализации образовательных программ повышения квалификации работников общего и профессионального образования по вопросам профориентации обучающихся.
Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования.
Одна из таких проблем - спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда, что существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи. Формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становится приоритетным в системе общего и профессионального образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-про-фессиональном становлении молодежи возрастает. Современный рынок труда характеризуется повышенными требованиями к уровню образования работников, профессиональной подготовки. Несмотря на имеющийся опыт организации профориентационной работы в Кемеровской области, необходимы дальнейшая разработка и внедрение новых форм партнерского взаимодействия в формировании готовности учащихся к профессиональному самоопределению, современных технологий проф-ориентации.
На основе анализа теоретических аспектов проблемы профориентации и изучения опыта ведения профориентационной работы в ОУ НПО, СПО мы пришли к выводу о необходимости разработки системы профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных школ, учреждений интернатного типа и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на 2012-2015 гг., усовершенствования подходов к формированию эффективной модели
социального партнерства между образовательными учреждениями НПО, СПО и предприятиями-работодателями.
Не менее актуальной является проблема создания системы постинтернатного сопровождения выпускников УИТ. Мы считаем, что сопровождение выпускников - это деятельность, направленная на помощь выпускникам УИТ при переходе из мира детского дома во внешний мир, призванная обеспечить их успешность и приобретение положительного жизненного, профессионального опыта. Основная цель постинтернатного сопровождения - способствовать созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.
Для формирования системы обеспечения постинтернатного сопровождения обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нами изучен российский опыт организации постинтернатного сопровождения, особенности подготовки к самостоятельной жизни и модели постинтернатного сопровождения в УИТ Кемеровской области: МКОУ ДД № 1, № 2, № 27 (8 вида) г. Кемерово, МКОУ ДД «Колосок» Кемеровский район, с. Елыкаево, МКОУ ДД «Радуга» г. Юрга, МКОУ ДД № 5 г. Прокопьевск, МКОУ «Школа-интернат № 2» г. Бело-во и др.
Проведены вебинары по данной проблематике: «Организация системы сопровождения выпускников учреждений интернатного типа», в рамках которого рассматривались вопросы,
Рис. 2. Состав участников вебинара «Состояние постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа»
Рис.1. Состав участников вебинара «Организация системы сопровождения выпускников учреждений интернатного типа»
связанные с моделями и функциями постинтернатного сопровождения, учебной интеграции, адаптации и социализации выпускников детских домов в учреждениях НПО и СПО; «Состояние постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа», в ходе которого дан анализ опыта постинтернатного сопровождения и поддержки детей-сирот после выпуска из детских домов и школ-интернатов в России, а также анализ проблем создания и реализации постинтернатного сопровождения детей-сирот в Кемеровской области.
Положительная динамика наблюдается в отношении роста количества участников (с 90 человек до 130), разнообразия представителей учреждений: УИТ, профессионального образования (НПО, СПО, ВПО), общего образования, центра диагностики и консультирования и других (рис. 1, 2).
В целом данные вебинары выявили актуальность и практическую значимость заявленной проблематики, потребности профессионально-педагогических работников в сфере организации сопровождения выпускников учреждений интернатного типа.
Институт постинтернатного сопровождения в настоящее время существует в ряде субъектов Российской Федерации: Тверской, Московской, Смоленской, Вологодской, Ивановской областях, Краснодарском крае. Законами данных субъектов закреплены основные
понятия, основания установления постинтернатного сопровождения, технологии и формы постинтернатного сопровождения, функции наставника (куратора).
Однако в Кемеровской области на данный момент недостаточно разработана нормативно-правовая база по вопросам постинтернатного сопровождения, институт кураторства как действенный инструмент сопровождения выпускников УИТ. Следует учесть и тот факт, что по данным на 2011 год по городам и районам Кемеровской области в учреждениях начального профессионального образования обучается из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1632 человека, в учреждениях среднего профессионального образования - 1401.
В соответствии с этим требуется разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы постинтернатного сопровождения выпускников УИТ и института кураторства, а также научно-методического сопровождения деятельности кураторов в ОУ НПО, СПО.
В ГОУ «КРИРПО» созданы и функционируют временные научно-исследовательские коллективы, одним из которых является ВНИК по проблеме «Научно-методическое обеспечение деятельности кураторов в сфере постинтернатного сопровождения выпускников УИТ Кемеровской области», под руководством И. А. Килиной, кандидата психологических наук, научным консультантом является И. В. Карнаева, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией научно-мето-
дического сопровождения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО». В его деятельности активное участие принимают В. И. Сахарова, доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, методисты центра Н. В. Кочетулина и Е. В. Понамарева. Проанализировано состояние разработанности проблемы постинтернатного сопровождения детей-сирот в учреждениях УИТ, НПО и СПО, разработана программа мониторинга состояния постинтернатного сопровождения детей-сирот в учреждениях НПО и СПО.
Одним из основных направлений деятельности центра является повышение квалификации работников всех уровней образования по вопросам профессиональной ориентации обучающихся. Актуальность данной проблематики связана с тем, что в профобразовании недостаточное внимание уделяется вопросам профориентации, которые считаются их прерогативой общего образования. Однако на протяжении всех этапов обучения для становления личности профессионала большое значение имеет формирование профессионально важных качеств, преодоление разочарования в выбранной профессии или «кризиса профессионального обучения», подготовка выпускника к трудоустройству и адаптации к рынку труда, уточнение профессионального плана и построение профессиональной карьеры. Для решения задач, связанных с повышением квалификации в области профориентации обучающихся,
Таблица 1
Оценка слушателями качества учебного процесса (в %)
Критерии Уровень
Высокий Средний Низкий
1. Новизна знаний 79 21
2. Отношение преподавателей к слушателям 100
3. Доступность учебного материала 89 11
4. Интенсивность обучения 89 11
5. Организация обучения (четкость, логичность) 89 11
6. Наличие необходимых дидактических материалов в учебном процессе 75 25
7. Техническая оснащенность занятий 89 11
8. Применение новых методов и технологий в обучении на курсах 93 7
9. Формирование новых профессиональных умений и навыков 82 18
10. Практическая значимость знаний 75 25
11. Возможность разрешения своих профпроблем 68 32
12. Возможность самопрезентации, самореализации 93 7
13. Значимость контактов с другими участниками курсов 93 7
14. Создание разнообразной образовательной среды (доступ к ресурсам Интернет, библиотеки, консультации) 68 32
15. Создание комфортного психологического климата в группе 100
нами разработаны следующие дополнительные профессиональные образовательные программы: «Сотрудничество государства и бизнеса по привлечению молодежи к получению рабочих профессий», «Организация профориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения», «Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи».
С целью повышения эффективности процесса обучения в ГОУ «КРИРПО» лабораторией ан-драгогики проводится исследование удовлетворенности слушателей. Оценка слушателями (средние величины в %) качества учебного процесса представлена в таблице № 1.
По результатам оценки качества учебного процесса курса «Сотрудничество государства и бизнеса по привлечению молодежи к получению рабочих профессий» сделаны следующие выводы: качество учебного процесса по темам курса
Рис. 3. Самооценка слушателями уровня знаний и умений по заявленной тематике после курса (средняя оценка по 10-балльной шкале)
отметили как соответствующее высокому уровню (рис. 3); все слушатели полностью удовлетворены тактичным и доброжелательным отношением преподавателей и созданием комфортной рабочей атмосферы; высокий уровень критериев «возможность самопрезентации», «значимость контактов с другими участниками курсов», «применение новых методов и технологий на курсах». Исходя из результатов мониторинга, можно сделать вывод, что представленная на курсах информация была интересной, актуальной и доступной, что помогло слушателям повысить свою профессиональную компетентность в вопросах профориентационной работы с молодежью.
Данные результаты были достигнуты благодаря тому, что занятия проходили с использованием интернет-ресурса, слушатели знакомились с возможностями «виртуальной комнаты», участия в профессиональных интернет-конкурсах, вебинарах, видеоконференциях и т. д. Включение интерактивных методов создало возможность практической отработки передаваемых знаний, умений. Возрастающий поток информации требует внедрения методов обучения, которые позволят за короткий срок (72 часа) передать большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике.
Решению этой задачи способствовало использование тренингов, групповых дискуссий, деловых и ролевых игр. Слушатели активно включались в проектную, исследовательскую деятельность. В конце каждого дня занятий использовали разнообразные техники получения обратной связи. В качестве положительного момента участники отметили применение преподавателями разнообразных практических заданий, игровых и информационно-коммуникационных технологий, возможность апробации предлагаемых форм, методов в ходе занятий и самоанализа результатов своего профессионального продвижения. Для методистов центра Е. В. Понамаревой и Н. В. Кочетулиной данный курс стал стартовой площадкой в реализации педагогической деятельности.
Следует отметить, что сотрудники ЦПиПС боль-
шое внимание уделяют вопросам повышения квалификации. Так, в декабре 2011 года мы прошли обучение в рамках курса «Особенности осуществления педагогической деятельности в условиях ГОУ «КРИРПО», что позволило расширить круг профессиональных знаний, умений в области педагогики, психологии, методики преподавания, современных педтехнологий (проектные, интерактивные, информационно-коммуникационные), переключиться с трудовой на учебную деятельность, сфокусировать свое внимание на роли слушателя и осознать его позицию.
В работе нами широко используются компьютерные технологии. В связи с этим сотрудники центра прошли обучение по теме «Свободное программное обеспечение (СПО) в образовательном пространстве учреждений СПО». Необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (средства отображения информации, электронные издания учебного назначения, онлайн-мероприятия, мультимедийные презентации и др.) обусловлена спецификой деятельности института в области развития профессионального образования, наличием современной материально-технической базы. Так как часть сотрудников центра находится в муниципалитетах Кемеровской области, интерактивность, доступность обучения и управления персоналом достигается путем проведения вебина-ров. Онлайн-совещания с сотрудниками стали традиционными, а форма повышения квалификации «вебинар - круглый стол» по проблеме «Социальное партнерство в формировании кадрового потенциала региона» - новация, которую апробировали в восьми муниципалитетах Кемеровской области. В перспективе нами рассматривается внедрение онлайн-лекций и консультаций, видеотренингов и вебинаров по проблемам профориентации и постинтернатного сопровождения как для работников общего и профессионального образования, так и для обучающихся.
Одной из форм повышения квалификации выступают конкурсы, способствующие непрерывному профессиональному росту педагога. Нами проводится областной конкурс для педагогов ОУ СОШ, НПО, СПО на лучшую методическую разработку в области профориентации обучающихся на востребованные в регионе профессии/специальности, конкурс профориента-ционных материалов обучающихся ОУ СОШ, НПО, СПО, ДО, УИТ «Рабочие профессии - будущее Кузбасса».
Сотрудники центра являются участниками всероссийских научно-практических конференций, видеоконференций (ЗАВУЧ.ИНФО), веби-
Работа круглого стола «Социальное партнерство в формировании кадрового потенциала региона», г. Белово
наров, семинаров, круглых столов, конкурсов и т. д. В открытом XII Всероссийском интернет-педсовете в конкурсе «1001 идея интересного занятия с детьми» по направлениям «профориентация», «психология» представлены: сборник методических разработок «Активизирующие проф-ориентационные формы и методы» (И. А. Кили-на, Е. В. Понамарева, Н. В. Кочетулина, О. А. Роут, Н. В. Манешкина, Е. И. Клычкова, О. А. Ка-тасонова, Н. В. Доброногова); методические рекомендации «Организация и проведение профессиональных проб на профессии сферы услуг для воспитанников учреждений интернатного типа» (М. Л. Долженко); тренинги «Веревочный курс» (И. Л. Жгулева, Е. И. Клычкова) и «Проф-ориентационный тренинг» (И. А. Килина); доклад на тему «Тьюторинг как средство постинтернатного сопровождения детей-сирот» (Е. И. Клычкова, А. А. Аредакова). Дополнительная профессиональная образовательная программа «Сотрудничество государства и бизнеса по привлечению молодежи к получению рабочих профессий» представлена на Всероссийском конкурсе «Панорама учебного сотрудничества».
К основным направлениям деятельности сотрудников центра мы относим самообразование, повышение квалификации, использование передового педагогического, профориентационного опыта и современных технологий, самосовершенствование в качестве методистов и преподавателей, проведение научных исследований в рамках работы ВНИКа, обучение в магистратуре и аспирантуре.
Создание ЦПиПС как структурного подразделения института, способствовало расширению сферы партнерских отношений с ОУ разного типа, направлений деятельности, связанных с профориентацией обучающихся и постинтернатным сопровождением выпускников УИТ, созданием регионального банка о выпускниках организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.