дует отметить, что ежегодно наблюдается увеличение числа слушателей программ профессиональных проб: 2016 г. — 195 чел., 2017 г. — 342 чел. Из числа слушателей решили учиться в техникуме по очной форме: 2016 г. — 73 чел., 2017 г. — 120 чел.
В Программу модернизации профессиональной образовательной организации включено создание на базе техникума центра технического творчества и предпрофильной подготовки детей «Мини-кванториум «ТехниКс». Центр станет основой реализации профессиональной направленности обучения на рыночно востребованные квалификации и позволит обеспечить индивидуализацию обучения, формирование у обучающихся исследовательских, социальных, общекультурных компетенций, что поможет выпускникам школ осознанно и ответственно выбирать траектории своего дальнейшего профессионального пути, строить маршруты личностного и профессионального развития.
Для реализации работы центра были проведены маркетинговые исследования среди обучающихся общеобразовательных школ г. Белово. Проведен анализ материально-технических, кадровых, учебно-методических возможностей техникума. Исходя из этого, были выбраны основные направления работы мини-квантори-ума: ^кванториум, Dekoratoквантум, Технокван-ториум, Стартапкванториум, Биокванториум, Энерджикванториум.
Реализация обучения по программам квантов будет происходить поэтапно: с января 2019 г.
по ^кванториум (в программу входит изучение математических основ информатики, операционных систем, сетей и программного обеспечения, основы программирования) и Dekoratoквантум (в программу входит изучение инженерной графики, физики, основ материаловедения, основ изготовления металлоконструкций). Реализация оставшихся квантов запланирована к 2020 году.
Считаю, что использование различных подходов к организации профориентационных мероприятий способствует расширению и углублению знаний старшеклассников о содержании труда, требованиях профессии, перспективах карьерного роста, что благоприятно сказывается на осознанности профессионального выбора. Значимым результатом является также формирование положительного имиджа рабочих профессий и специальностей.
УРОК УСПЕХА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е. В. Понамарева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Кемерово
Выбор профессии — ответственный этап в жизни каждого человека. По мнению многих педагогов, психологов, выбор зависит от множества факторов, среди которых: престижность будущей профессии/специальности, ее востребованность на рынке труда, уровень заработной платы, возможность карьерного роста, притязание на общественное признание, мнение родителей, желающих для своих детей легкой высокооплачиваемой работы и др. Перечисленное зачастую воспринимается воспитанниками и обучающимися как индикаторы благополучной жизни и профессиональной успешности. При этом возможность достижения успеха в про-
фессиональной деятельности связывается с узким кругом профессий/специальностей, для освоения которых необходимо высшее образование. Задача педагогов, осуществляющих профориентацию воспитанников и обучающихся, содействовать их осознанному профессиональному выбору, основанному на знании индивидуальных способностей и их соответ-
ствии требованиям профессии, информированности о рынках труда и образовательных услуг, умении выстраивать личный профессиональный план, понимании того, что в любой профессии можно быть успешным.
С 1 по 4 сентября 2018 года во всех городах и районах Кемеровской области в соответствии с региональным планом профориентаци-онных мероприятий на 2018 год проведен Единый областной день профориентации «Урок успеха: моя будущая профессия», посвященный Дню знаний. В ходе мероприятий решались задачи по информированию обучающихся и их родителей о факторах, ведущих к успеху в профессиональной деятельности и жизни, ситуации на рынках образовательных услуг и труда муниципалитета, региона; оказанию помощи обучающимся в оценке своих способностей и возможностей в соответствии с требованиями профессиональной деятельности; воспитанию у обучающихся чувства ответственности за свой профессиональный выбор; ознакомлению обучающихся с авторитетными людьми муниципали-
тета, региона, успешными представителями разных профессий и др.
В мероприятиях Единого областного дня профориентации приняли участие почти 260 тыс. человек — воспитанники и обучающиеся дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, их родители, педагоги, представители предприятий и учреждений. При планировании мероприятий учитывались индивидуально-возрастные особенности участников, особенности регионального и муниципальных рынков труда, возможности и традиции образовательных организаций. Особенности подбора форм мероприятий обусловлены разными целями и задачами профориентации воспитанников, обучающихся и их родителей.
Так, в соответствии с п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования социально-коммуникативное развитие воспитанников направлено на формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 4 (59) 2018
15
позитивных установок к различным видам труда и творчества. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда. Решению этих задач наиболее соответствуют такие формы работы с дошкольниками, как профориентационные игры, квесты, экскурсии, конкурсы, встречи с представителями профессий. Например, в детском саду № 38 «Сказка» Калтанского городского округа состоялась встреча воспитанников с офицером боевого управления ВВС России И. А. Корбашовым, который рассказал о профессии летчика, показал модели самолетов и поделился знаниями о военной технике.
Воспитанники детского сада № 34 «Красная шапочка» Междуреченска стали участниками путешествия по профстанциям, на которых встречались с представителями разных профессий — инспектор ГИБДД, шахтер, тренер, эколог и т. д. На профстанции «Инспектор ГИБДД» ребята совместно с инспектором закрепили правила дорожного движения, знания дорожных знаков. На импровизированной автоплощадке попробо-
вали себя в роли инспектора ГИБДД, пешеходов, пассажиров и водителей. На профстанции «Эколог» «путешественники» вместе с экологом детского сада вспомнили правила поведения на природе, посмотрели видеоролик о работе экологов, отгадывали загадки, участвовали в акции «Сделаем нашу планету чище». На профстан-ции «Шахтер» ребята познакомились с шахтерскими профессиями (мастер-взрывник, стволовой, электрослесарь, машинист подземных установок и пр.), приняли участие в шахтерской эстафете «Спуск в шахту», «Внимание! Опасность!», «Собери тормозок». На профстанции «Тренер-спортсмен» дошкольники вместе с инструктором по физической культуре узнали, какие виды спорта существуют, попробовали себя в роли спортсменов и тренеров.
В целом около 18 тыс. дошкольников Анжеро-Судженска, Кемерова, Ленинска-Кузнецкого, Мариинского, Таштагольского районов стали участниками игр, экскурсий, инсценировок, развлекательных программ, встреч с представителями профессий.
Для младших школьников актуально получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Решению этих задач способствовали профориента-ционные мероприятия, проведенные в рамках Единого дня профориентации «Урок успеха: моя будущая профессия». Для школьников Зарубин-ской СОШ Топкинского района было проведено внеклассное мероприятие «Встреча с интересными людьми». На встречу были приглашены односельчане, представители разных профессий: В. Н. Маримон, А. П. Петренко, заслуженные учителя РФ, ветераны педагогического труда, О. А. Торгунакова, бухгалтер-технолог, И. М. Ситина, фельдшер, В. Н. Занина, зоотехник. Гости рассказали школьникам о своем пути в профессию, необходимом профессиональном образовании для работы в данной сфере деятельности, познакомили с интересными моментами из своей профессиональной жизни. В СОШ № 1 г. Топки обучающиеся 3-5-го классов приняли участие в конкурсе рисунков, плакатов «Кем я хочу стать?». Третьеклассники посетили службу МЧС, познакомились с профессией пожарного. Ученики 2-го, 4-го классов посетили детский центр «Киндерленд» в г. Кемерово, где каждый ребенок примерил на себя роль пожарного, полицейского и др.
У обучающихся старших классов происходит углубление знаний о профессиональной деятельности; принятие решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям. Решению этих задач способствуют профориентационные уроки, экскурсии в организации профессионального и высшего образования и на предприятия, встречи со студентами, преподавателями, специалистами,
профессиографические исследования, родительские собрания по профориентационной тематике, консультации по выбору профиля обучения, анкетирование, привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами, факультативные занятия, курсы по выбору, профессиональные пробы и др. Знакомство обучающихся общеобразовательных организаций с примерами построения успешной профессиональной карьеры, факторами, влияющими на выбор профессии, особенностями рынков образовательных услуг и труда проходило в ходе классных часов, бесед, встреч с представителями профессий, ветеранами, успешными в профессиональной деятельности выпускниками, деловых игр.
Открытие центра «Профессии будущего» КемГУ состоялось в лицее № 23 г. Кемерово, почетным гостем торжественного события стал ректор КемГУ А. Ю. Просеков. Планируется, что в будущем старшеклассники под руководством преподавателей КемГУ научатся управлять роботами, смогут побывать в «параллельной» реальности, познакомятся с инновационными технологиями и возможностями компьютерного моделирования и др.
В Чистогорской СОШ Новокузнецкого района старшеклассники познакомились с деятельностью районного военно-патриотического клуба «Фрегат». Бойцы поискового отряда рассказали об участии в ВСИ КО «Победа», которая прошла на базе военной части в г. Юрге, поделились впечатлениями о работе в Карелии, познакомили с успехами выпускников клуба, посвятивших свою жизнь военной профессии.
В Киселевске школьников знакомили с историями успеха земляков. Обучающимся 9-х кла-сов общеобразовательной школы № 15 в рамках мероприятия «Дороги успеха» бывший выпускник Е. К. Лозовский рассказал, как сразу
после института пришел работать на разрез «Октябринский», где спустя год стал начальником цеха, а сейчас работает в должности заместителя директора по производству на том же разрезе. Он ответил на вопрос школьников «Какими профессиональными качествами должен обладать работник, чтобы за пять лет добиться такого успеха?» На встрече с учениками школы № 33 старшая сестра городской больницы № 5 А. А. Зыбкина рассказала о правилах выбора профессии, медицинских противопоказаниях, о важности бережного отношения к собственному здоровью. В Центре развития творчества детей и юношества для обучающихся школ микрорайона прошли пресс-конференция, праздник в рамках областной акции «Я талантлив» с мастер-классом «Художественное мастерство», организованным Кемеровским государственным институтом культуры. Обучающиеся опробовали различные техники живописи, познакомились со специальностью «мастер художественного оформления работ».
В городском краеведческом музее Анжеро-Судженского в рамках профориентационных уроков «Человек в истории города» состоялись
встречи с П. Г. Кабановым, кандидатом философских наук, В. А. Дробченко, доцентом, доктором исторических наук, А. А. Иващенко, почетным шахтером РФ, Т. И. Поздняковой, учителем, Н. А. Усольцевой, членом Союза писателей РФ.
В г. Тайге 1 сентября на городской площади состоялось концертно-развлекательное мероприятие «В школу вместе с Фиксиками», организованы выставки специальной техники экстренных оперативных служб. Для выпускников школы № 34 проведены виртуальные экскурсии по организациям профессионального и высшего образования г. Кемерово, классные часы «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Мое будущее — в моей профессии», организованы беседы и диспуты «Правильный выбор профессии — гарантия успеха в жизни. Как избежать безработицы?», «Как добиться успеха?». Учащиеся 11-го класса школы № 33 участвовали в деловой игре «Моя будущая профессия».
В Анжеро-Судженском, Беловском, Киселевском, Ленинск-Кузнецком, Прокопьевском, Новокузнецком, Междуречеиском городских округах организацию мероприятий координировали
ПУТЬ В ПРОФЕССИИ
сотрудники КРИРПО. Они провели для школьников и студентов пресс-конференцию «Успешные представители востребованных профессий региона», интерактивный профориентационный урок «Моя будущая профессия».
Для студентов первых курсов профессиональных образовательных организаций проведены экскурсии, знакомящие с историей техникумов, учебными аудиториями, мастерскими (Беловский многопрофильный техникум, Томь-Усинский энерготранспортный техникум и др.). Торжественные линейки, круглые столы с участием работодателей состоялись в техникумах области.
Значительную роль в профессиональном выборе своих детей играют родители. Поэтому в муниципалитетах Кемеровской области большое внимание уделяется работе с родителями по профориентации обучающихся. Однако в образовательных организациях в основном используются традиционные формы — родительские собрания и беседы с родителями.
Активное участие в Едином областном дне профориентации приняли социальные партнеры образовательных организаций, которые провели для школьников и студентов профориентаци-
онные мероприятия: экскурсии на предприятия, встречи с успешными профессионалами, мастер-классы (ООО «Шахта-Чертинская-Южная», Компания ОАО разрез «Шестаки», Беловская ГРЭС ОАО «Кузбассэнерго», ОАО «БАНК «УРАЛСИБ», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и др.).
В целом проведение Единого областного дня профориентации, посвященного Дню знаний, «Урок успеха: моя будущая профессия» способствовало информированию воспитанников и обучающихся о своих способностях и возможностях, востребованных профессиях и профессиях будущего, рынке образовательных услуг, построению ими образовательно-профессиональной траектории.
В Кемеровской области профориентация воспитанников и обучающихся реализуется не только в рамках регионального плана проф-ориентационных мероприятий. В большинстве образовательных организаций региона данная деятельность осуществляется системно, на протяжении нескольких лет на основе положений о профориентации, планов работы на учебный год, договоров о сотрудничестве с социальными партнерами. В образовательных органи-
зациях назначены специалисты, ответственные за профориентацию воспитанников и обучающихся, которые используют в своей деятельности современные профориентационные технологии, осуществляют взаимодействие с работодателями, специалистами других образовательных организаций. В перспективе планируется проведение Единого дня профориентации с вовлечением большего количества участников (до 100 % воспитанников и обучающихся образовательных организаций разных типов), с преиму-
щественным применением практико-ориентиро-ванных форм профориентации, более активным привлечением к мероприятию родителей. Все это будет способствовать решению основной задачи профориентации — осознанному профессиональному выбору воспитанников и обучающихся, основанному на знании собственных интересов, возможностей, особенностей рынков труда и образовательных услуг, умении планировать образовательно-профессиональную траекторию.
ПРОФЕССИЯ, КОТОРУЮ Я ВЫБИРАЮ
Е. А. Доренбуш, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования
С 9 января по 9 февраля 2018 года Кузбасский региональный институт развития профессионального образования проводил конкурс профориента-ционных материалов «Профессия, которую я выбираю» для обучающихся и воспитанников образовательных организаций разных типов Кемеровской области. Цель конкурса — содействие формированию осознанного отношения воспитанников и обучающихся к профессиональному выбору и построению профессиональной карьеры.
Конкурс способствовал активизации проф-ориентационной работы в образовательных организациях разного типа, обеспечению лич-ностно ориентированного подхода к формированию профессионального самоопределения подростков и молодежи, проводился в рамках празднования 75-летия Кемеровской области.
В ходе подготовительной работы был создан оргкомитет, подготовлены информационные материалы для сайта института и проф-ориентационного портала Кузбасса «Профори-ентир», определено компетентное жюри, разработано положение. Конкурс проходил в два этапа: первый этап — подготовка и предоставление работ; второй этап — проверка конкурсных работ на соответствие требованиям конкурса, работа жюри по выбору победителей. На протяжении многих лет соорганизаторами, спонсорами и членами жюри этого конкурса высту-
пают сотрудники центра подготовки и развития персонала АО «СУЭК-Кузбасс» (директор — А. П. Каргополова).
В соответствии с положением работу каждого участника курировали педагоги или родители, что позволило обучающимся более качественно подготовить конкурсные материалы. На уроках русского языка и литературы изучались особенности жанра эссе и декламации стихотворения, на уроках информатики проводилась работа с графическими редакторами, на уроках технологии изучалось содержание трудовой деятельности представителей разных профессий.
На конкурс поступило 1054 работы: в номинации «Карьерный трек» (эссе) было представлено 214 работ, в номинации «Мотиватор на профессию» (фотография) — 281, в номинации «Край, в котором я живу» (видеоролик) — 546, в номинации «Я в будущем» (макет, модель) — 13. Наибольшее количество из них поступило из Меж-дуреченска, Новокузнецка, Прокопьевска, Кемерова, Ленинска-Кузнецкого, Осинников.
Самыми активными участниками конкурса стали следующие образовательные организации (от 15 до 23 работ):
• Кемеровский педагогический колледж;
• Кемеровский профессионально-технический техникум;
• средняя общеобразовательная школа № 1, Калтан;
• средняя общеобразовательная школа № 52, Кемерово;
• средняя общеобразовательная школа № 1», Ленинск-Кузнецкий;
• Дворец творчества детей и учащихся молодежи, Ленинск-Кузнецкий;