Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯМИ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАБОТЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМИ СЛУЖБАМИ ВЕДОМСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР'

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯМИ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАБОТЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМИ СЛУЖБАМИ ВЕДОМСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯМИ ВЗАИМОСВЯЗИ В РАБОТЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМИ СЛУЖБАМИ ВЕДОМСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР»

демиологическом разделах и прежде всего в усилении текущего и предупредительного санитарного надзора. Это, несомненно, будет способствовать выполнению поставленной партией и правительством задачи по снижению заболеваемости этими инфекциями.

ЛИТЕРАТУРА. Бургасов П. Н. В кн.: Материалы 15-го Всесоюзн. съезда эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1970, ч. 1, с. 5. — Голь-штейн И. М. и др. В кн.: Кишечные инфекции. Материалы научной конференции. Киев, 1972, с. 12. — Д з и з и н с к а я Л. А. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1973, в. 6, с. 10. — 3 а п л а т н и к о в Л. Т. и др. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1973, в. 6, с. 96. — К л е п к о Г. Д. и др. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1971, в. 4, с. 57. — Колесникова Н. И. и др. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1968, в. 2, с. 70. — Мельник М. Н. и др. В кн.: Кишечные инфекции. Материалы научной конференции. Киев, 1972, с. 4. — П а в л о в А. В. Полпреды здоровья. «Известия», 1972, 18/IX, № 220. —Петровский Б. В. Гиг. и сан., 1972, № 9, с. 3. — Т и м а к о в В. Д. Сов. здравоохр., 1967, № 11, с. 82. — Ф е й г е л ь Е. Первостепенная задача. «Лени-набадская правда», 1971, 14/IX. — Ф о н б е р г М. М. и др. В кн.: Кишечные инфекции. Киев, 1973, в. 6, с. 137. —Шарипов М. К., Невский М. В. Достижения и задачи снижения заболеваемости важнейшими инфекциями в Узбекской ССР. Ташкент, 1973 с. 19.

' Поступила 6/II 197* года

УДК 614.5:351.77

Т. Д. Чернаенко

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ 1И,8ВЗАИМОСВЯЗИ В РАБОТЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С МЕДИЦИНСКИМИ СЛУЖБАМИ ВЕДОМСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР. Москва

Постановлением Совета МинистровСССР«0 государственном санитарном надзоре в СССР» (1973) определены единые для всей территории страны организационные формы и методы санитарно-противоэпидемического обеспечения населения и отдельных его декретированных контингентов, значительно усилены контрольные функции соответствующих органов и учреждений. В обязанность санитарно-эпидемиологической службы системы здравоохранения вменено обеспечение государственного санитарного надзора за соблюдением государственными органами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и самим населением установленных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиче-ских правил и норм. На объектах министерств путей сообщения, гражданской авиации и внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и на объектах, расположенных на территории военных городков и учебных центров Министерства обороны СССР, санитарный надзор осуществляется медицинскими службами этих министерств и комитета. Установлено, что санитарный надзор обеспечивается в соответствии с конкретными требованиями Положения о государственном санитарном надзоре в СССР (пункты 8, 9, 10 и 11, касающиеся компетенции, прав и обязанностей), а также на основании регламентаций, принятых Министерством здравоохранения СССР.

Спецификой санитарно-эпидемиологической службы Министерства путей сообщения явился санитарный надзор за мероприятиями по оздоровлению условий труда и быта работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства (за исключением морских и речных портов, аэропортов, автомобильных и шоссейных дорог). При этом соблюдение гигиенических норм, санитарных правил и соответствующих требований подлежит проверке на предприятиях, в организациях и учреждениях желез-

нодорожного транспорта и транспортного строительства и в других организациях, обслуживающих пассажиров. Эта служба, включающая учреждения и подразделения санитарно-эпидемиологического профиля различного уровня, представлена в Главном врачебно-санитарном управлении Министерства путей сообщения центральной санэпидстанцией этого министерства, дорожными и линейными санэпидстанциями. Контроль за соблюдением соответствующих санитарных нормативов этой системы охватывает перспективное планирование развития железных дорог, изменение профиля и технологии производственных процессов, пассажирские и грузовые перевозки, условия труда и отдыха локомотивных и поездных бригад и работников других профессий, связанных с безопасным движением поездов.

В системе Аэрофлота санитарный надзор осуществляется специальным подразделением Министерства гражданской авиации, центральной санэпидстанцией, а также санэпидстанциями и санэпидотделениями территориальных управлений гражданской авиации. В отличие от Министерства путей сообщения здесь специальная служба не выделяется, поэтому содержанием санитарного надзора является контроль за оздоровлением условий труда, обучения и быта личного состава подразделений гражданской авиации и населения авиагарнизонов, за соблюдением необходимых санитарно-гигиенических условий перевозки пассажиров. Специальные учреждения и подразделения обеспечивают контроль за выполнением соответствующих правил предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями гражданской авиации и предприятиями других ведомств, если они расположены на территории объектов Аэрофлота, а также гражданами, проживающими на территории авиагарнизонов, и лицами, пользующимися воздушным транспортом. Особо выделен контроль за соблюдением гигиенических норм при перспективном планировании развития объектов гражданской авиации, строительстве и изменении технологического процесса предприятий, аэровокзалов и др.

Основами Законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении подчеркнута обязательность координации Министерством здравоохранения СССР деятельности не входящих в его систему учреждении здравоохранения по вопросам санитарно-эпидемиологического обслуживания. Это нашло отражение в Положении о Министерстве здравоохранения СССР и Положении о государственном санитарном надзоре в СССР, а также в конкретных положениях о санитарном надзоре медицинских служб ведомств. Предусмотрено руководство со стороны Министерства здравоохранения СССР работой, связанной с проведением санитарного надзора и противоэпидемических мероприятий, а также обеспечение контроля за этой деятельностью.

Направляющая роль санитарно-эпидемиологической службы в управлении единой и обязательной системой профилактических и специфических противоэпидемических мероприятий независимо от сферы их осуществления подчеркнута тем, что для медицинских служб других ведомств признаны обязательными инструктивно-методические материалы, принятые в системе Министерства здравоохранения СССР.

Задачи, связанные с управлением, в частности с обеспечением взаимного контакта в работе органов здравоохранения и медицинской служб ведомств, состоят в согласовании планов профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, взаимную информацию, в оказании необходимой помощи и совместном участии в осуществлении общих оздоровительных мероприятий.

На разных уровнях управления здравоохранением в республиках право контроля за деятельностью медико-санитарных служб, касающейся санитарного надзора, в обычных условиях ограничивалось конкретными случаями выполнения поручений Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР местными органами или обязательным согласованием тех или иных вопросов с Главным врачебно-

3*

67

санитарным управлением Министерства путей сообщения или Медико-санитарным управлением Министерства гражданской авиации.

Укреплению позиций санитарного надзора способствуют признание окончательности для ведомства решений должностных лиц, возглавляющих этот надзор; такие решения подлежат пересмотру только Главным санитарным врачом СССР. На практике в деятельности санитарно-эпидемиологической службы Министерства путей сообщения, медико-санитарной службы гражданской авиации, территориальных органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы системы здравоохранения в каждой республике, крае и области должны быть четко- определены и разграничены сферы влияния, обязанности и права. При этом следует иметь в виду, что, устанавливая обязательную схему взаимосвязи, нужно исходить из специфики самих ведомств, по-разному подходить к решению тех или иных вопросов.

Так, в системе железнодорожного транспорта и транспортного строительства в действующей на сегодня схеме можно выделить вопросы совместной компетенции (согласование отвода участков) или принятие решения только санитарно-эпидемиологической службой системы здравоохранения (условия водопользования, удаления и очистки сточных вод). В системе гражданской авиации во всех случаях со службой здравоохранения предварительно согласовываются (с последующим принятием ведомственного решения) такие вопросы, как отвод земельных участков, определение условий водопользования и спуска сточных вод, включая и методы их очистки.

В основу разграничения функций контроля с территориальными органами положена ведомственная принадлежность территории и контролируемого объекта, а также принятая система коммунально-бытового обслуживания.

Если на контролируемой территории располагаются объекты другого подчинения, не связанные со спецификой обслуживания рабочих и служащих ведомств, а также пассажиров, эти вопросы должны решаться по взаимному соглашению. В отношении противоэпидемических мероприятий такое разграничение касается обеспечения эвакуации, эпидемиологического обследования, дезинфекции и последующего наблюдения за очагом.

Санитарно-эпидемиологическое обслуживание рабочих и служащих железнодорожного транспорта и гражданской авиации строго дифференцируется в зависимости от места их проживания, с учетом ведомственной принадлежности жилого фонда. Эти требования очень детально изложены в специальной инструкции.

В связи с принятием Положения о государственном санитарном надзоре в СССР должны быть уточнены объем надзора, подконтрольность вопросов, обязанности и права медицинских служб ведомств, осуществляющих санитарный надзор, а также установлена обязательность для должностных лиц соответствующих ведомств решений и заключений этих служб в области санитарно-противоэпидемического обеспечения. В связи с этим для правильной взаимосвязи в работе органов и учреждений санитарно-эпидемиологических служб системы здравоохранения разных уровней с медицинскими службами ведомств необходимо дальнейшее уточнение ряда вопросов, касающихся подконтрольности территориальным санитарно-эпидемиологическим службам учреждений, осуществляющих санитарный надзор, а также выделение конкретных проблем, нуждающихся в совместном разрешении (например, планирование и обеспечение необходимых мероприятий, направленных на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний, оздоровление природной внешней среды). Особо следует выделить санкции в виде наложения штрафа за нарушение санитарно-гигиенических и сани-тарно-противоэпидемических правил.

Дальнейшее совершенствование системы организации здравоохранения и управления им требует прежде всего знания правовых основ деятельности санитарно-эпидемиологической службы в области государственного

санитарного надзора, четкой информации по смежным вопросам аналогичной компетенции, решаемым соответствующими ведомствами. Необходима широкая информация специалистов санитарно-эпидемиологических служб всех систем по правовым вопросам; только четкое знание последних позволяет принять правильные решения и эффективно реализовать предлагаемые мероприятия.

Медицинские службы ведомств имеют свои традиции, а решение возлагаемых на них задач обеспечивается хорошо подготовленными квалифицированными специалистами. Многолетняя совместная правильно построенная работа Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР и врачебно-санитарных служб ведомств, связанная с совершенствованием организационно-правовых основ и необходимых оздоровительных и специальных противоэпидемических мероприятий, установление необходимых контактов на местах— залог эффективности совместных действий и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны.

Поступила 31/УП 1973 года

Методы исследования

УДК 614.72:5471-074:543.544.25

Канд. хим. наук Е. Г. Растянников, Л. Н. Тарасова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ МЕТОДОМ ГАЗОВОЙ ХРОМАТОГРАФИИ С ОБРАТНОЙ ПРОДУВКОЙ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Ранее было отмечено (М. Т. Дмитриев и соавт.), что наиболее простой способ определения суммарного содержания органических веществ в воздухе состоит в непосредственном вводе пробы исследуемого воздуха в хрома-тографическую колонку, заполненную инертным носителем, и последующем детектировании органических компонентов пламенно-ионизационным детектором. Однако при всей кажущейся простоте этого способа большую трудность представляет собой устранение пика кислорода, который может либо сильно занижать, либо завышать результаты анализа (в зависимости от того, выходит ли кислород отрицательным или положительным пиком). Кроме того, с нашей точки зрения, получаемая информация была бы более полной и интересной, если бы дополнительно к суммарному содержанию органических веществ имелись еще и данные о количестве метана, доля которого в определяемой сумме может быть весьма значительной.

С учетом этих соображений нами разработана методика определения суммы органических веществ, позволяющая избавиться от нежелательного в данном случае пика кислорода. В основу предлагаемой методики положена схема газового хроматографа с краном обратной продувки, приведенная на рисунке. Как видно из этого рисунка, основное отличие изображенной газовой схемы от стандартной, включающей, как правило, баллон с газом-носителем (1), узел ввода пробы (2), хроматографическую колонку (4) в термостате и пламенно-ионизационный детектор (5), заключается в установлении крана обратной продувки (3), с помощью которого можно менять направление газового потока в хроматографической колонке с прямого на обратное. Таким образом, методика работы сводится к отделению кислоро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.