УДК 614.3/.4 (47)
ЗА ДАЛЬНЕЙШЕЕ УЛУЧШЕНИЕ РАБОТЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Заместитель министра здравоохранения СССР
Ю. Е. Данилов (Москва)
Исполнилось 20 лет со дня победы советского народа над фашистской Германией. Неисчислимые беды принесли фашистские захватчики нашей стране. Погибло 20 млн. советских людей, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Было полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел, уничтожено 6 млн. зданий, разрушено, сожжено и разгромлено 40 тыс. больниц и других медицинских учреждений. Ущерб, причиненный народному хозяйству СССР и отдельным гражданам, потери от прямого уничтожения и разграбления имущества составили 769 млрд. рублей (в старых деньгах).
Могучие силы социалистического строя дали возможность в короткий исторический срок не только восстановить все эти разрушения, но и обеспечить дальнейшее мощное развитие промышленности, сельского хозяйства, культуры, образования, здравоохранения в нашей стране. Из года в год повышается жизненный уровень, улучшаются условия труда и быта, показатели здоровья и физического развития наших людей.
За 19 послевоенных лет построено 900 млн. м2 жилой площади. На селе выстроено 10 млн. домов. Новые квартиры получило 160 млн. человек. Только за последние 6 лет выстроены тысячи новых медицинских учреждений. Число больничных коек увеличилось более чем на 600 тыс.; к концу 1965 г. у нас будет насчитываться 2227 тыс. больничных коек. В стране работает 523 тыс. врачей, свыше 1,5 млн. средних медицинских работников, а общее число работников по охране здоровья населения превышает 5 млн. человек.
Большую работу, проводит санитарно-эпидемиологическая служба. В годы войны и тяжелые послевоенные годы, в период восстановления разрушенного хозяйства работники санитарно-эпидемиологической службы обеспечили эпидемиологическое благополучие в стране, не допустили эпидемий инфекционных заболеваний. Большая армия гигиенистов активно включилась в работу по решению ряда гигиенических задач, связанных с массовым строительством промышленных, культур-но-бытовых и жилых зданий.
В настоящее время мы располагаем широко разветвленной сетью санитарно-эпидемиологических учреждений; у нас имеется 154 республиканские и областные санэпидстанции, 575 городских, 545 районных городских, 1203 сельских районных санэпидстанций, 1849 санитарно-эпидемиологических отделов сельских районных больниц, 64 дезинфекционные станции и 92 научно-исследовательских института гигиенического и санитарно-эпидемиологического профиля. Подавляющее большинство санитарно-эпидемиологических учреждений имеет хорошее оборудование, оснащено транспортом. Всего в учреждениях санитарно-
эпидемиологической службы нашей страны трудится около 30 тыс. врачей и свыше 60 тыс. средних медицинских работников.
Как видно из приведенных данных, у нас созданы все условия для санитарно-эпидемиологического обслуживания населения на самом высоком уровне. Примером отличной работы может послужить работа Ленинградской санэпидстанции, работники которой, используя передовой опыт, сумели достигнуть высоких показателей по санитарно-пи-щевому надзору. Работники санитарно-эпидемиологической службы Костромской, Днепропетровской, Одесской областей, Латвийской и Литовской ССР сумели организовать массовое движение за улучшение качества молока и санитарных условий его производства. Работники санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения РСФСР совместно с работниками Госземводхоза РСФСР сумели организовать работу по охране водных источников. Работники Кемеровской областной санэпидстанции привлекли Совет научно-технических обществ, Общество охраны природы и Кузбасский совнархоз к проведению мероприятий, направленных на оздоровление внешней среды. В результате в практику было внедрено 320 рационализаторских предложений, представленных Кузбасскому совнархозу. По инициативе работников санитарно-эпидемиологической службы в городах Прокопьевске и Новокузнецке были созданы постоянные группы по охране внешней среды от загрязнения.
Многое сделано в области оздоровления условий труда и быта всего населения, наведения санитарного порядка на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в системе общественного питания, продовольственных магазинах, в области школьной и коммунальной гигиены.
Огромное значение имеет деятельность Государственного санитарного надзора. Осуществляемый им предупредительный санитарный надзор определяет успех в наведении санитарного порядка во всех областях человеческой деятельности. Деятельность его должна начинаться с выбора строительной площадки, рассмотрения и экспертизы проектов, включать контроль за ходом строительства и заканчиваться дачей разрешения на ввод в действие выстроенных объектов при непременном условии, что выстроенные объекты не имеют отклонений от санитарно-гигиенических нормативов, принятых в проектах.
Только в 1963 г. органы Государственного санитарного надзора дали свое заключение по отводу 103 114 земельных участков для строительства различных объектов, рассмотрели 204 432 проекта, дали разрешение на ввод в действие 130 666 вновь выстроенных зданий промышленного, культурно-бытового назначения, жилищ, больниц и др. Однако в том же 1963 г. без санкции Государственного санитарного
надзора было пущено в эксплуатацию 15 тыс. объектов, в том числе
5269 по РСФСР, 5845 по Украине, 2651 по Казахстану.
Еще более недопустимым является положение, когда сами санитарные работники дают разрешение на ввод в эксплуатацию промышленных и других объектов без очистных сооружений или с крупными недоделками. Так, главный санитарный врач Казахской ССР тов. Сарынов дал разрешение на пуск в эксплуатацию комплекса мартеновских печей Карагандинского металлургического завода без газоочистки. Санитарный врач Сызрани тов. Удрос подписал акт приемки одной из установок Сызранского нефтеперерабатывающего завода со сбросом в Волгу недостаточно очищенных вод. По разрешению работников санитарной службы Алтайского края было пущено в ход производство циклопропана при отсутствии надлежащих санитарно-гигие-
нических условий.
Не менее важна работа санитарно-эпидемиологической службы по текущему санитарному надзору. Эта работа из года в год улучшается.
В результате растет санитарно-гигиенический уровень городов, сел, промышленных предприятий, учреждений общественного питания. В то же время в организации текущего санитарного надзора имеются серьезные недостатки. К сожалению, по-прежнему иногда отмечаются случаи массовых пищевых отравлений. При расследовании причин, их вызывающих, как правило, выявляются факты антисанитарного состояния столовых, молочных заводов или других пищевых предприятий.
Так, например, в Московской области в результате антисанитарного состояния молокозавода в Щелковском районе молоко оказалось загрязненным паратифозной палочкой; следствием этого явилась вспышка пищевого отравления среди населения данного района. Проверка показала, что многие колхозные рынки, особенно в среднеазиатских республиках, находятся в антисанитарном состоянии. Многие пищевые продукты продаются прямо с земли. Особенно опасной является продажа на этих рынках готовой пищи (холодец, вареное мясо и т. п.) сомнительного производства. Подобные факты свидетельствуют о том, что органы санитарно-эпидемиологической службы ослабили санитарный контроль за гигиеническим состоянием колхозных рынков.
Имеют место и случаи неправильного хранения продовольственных товаров в государственных холодильниках, в результате чего многие продукты теряют свое качество, а некоторые из них годны лишь для переработки на технические цели или должны быть уничтожены. Происходят подобные явления по вине некоторых санитарных врачей, которые плохо контролируют работу холодильников и не предъявляют жестких требований руководителям хозяйств по устранению санитарно-гигиенических нарушений.
Серьезные претензии могут быть предъявлены работникам санитарно-эпидемиологической службы союзных республик по поводу неудовлетворительного состояния санитарного контроля за питьевым водоснабжением, особенно в сельской местности. До сих пор около 10 тыс. ведомственных водопроводов в стране функционируют без лабораторного контроля, 267 тыс. местных водных источников не обследованы и не имеют соответствующего санитарно-гигиенического паспорта. Результатом всего этого являются случаи инфекционных заболеваний, связанные с употреблением загрязненной воды..
Совершенно неудовлетворительно ведется борьба с шумом. Во многих крупных городах на первых этажах многоэтажных жилых домов располагаются продовольственные и другие магазины. Завоз товаров в них производится, как правило, в ночное время; в результате нарушается ночной сон населения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы. Сильно мешает людям спать и шум, создаваемый технологическим оборудованием, установленным в продовольственных магазинах.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости усиления текущего санитарного наздора. Контроль за повседневным соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм будет тем эффективнее, чем больше на помощь санитарно-эпидемиологической службе будут привлекаться общественный актив и в первую очередь члены и санитарные уполномоченные обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Следует проводить большую санитарно-просветительную работу, показывать на конкретных примерах, к каким тяжелым последствиям может привести нарушение санитарных нормативов.
Административные права, предоставленные работникам Государственного санитарного надзора, следует полностью использовать.
В 1963 г. по постановлениям органов санитарно-эпидемиологической службы за нарушение санитарных правил было закрыто более 30 тыс.
ф
%
объектов различного назначения; наложено 216 тыс. штрафов; передано в прокуратуру более 3 тыс. дел; отстранено от исполнения должностных обязанностей 20 тыс. человек. В количественном отношении санкций применено было, видимо, более чем достаточно. Однако анализ этих цифр свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев санкции были связаны с нарушениями в области общественного питания и охраны здоровья детей.
Нарушения же гигиенических нормативов и санитарных правил по охране внешней среды — воздуха, воды и почвы — были наказаны лишь в 6—7% случаев. Следовательно, по коренным вопросам гигиены работники Государственного санитарного надзора принимают еще недостаточно мер воздействия.
Второй основной задачей санитарно-эпидемиологической службы является работа по обеспечению эпидемиологического благополучия в стране, снижению и ликвидации инфекционной заболеваемости.
В 1960 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 58 были сформулированы задачи в области борьбы с инфекционными заболеваниями. Инфекционные болезни были разбиты на 2 группы: 1) инфекции, подлежащие ликвидации: дифтерия, полиомиелит, туляремия и др; 2) инфекции, подлежащие резкому снижению, коклюш, брюшной тиф и паратифы, острые кишечные болезни и бруцеллез.
Какие же сдвиги произошли за истекшие 6 лет? Заболеваемость инфекционными болезнями, подлежащими ликвидации, по сравнению с 1959 г. снизилась: дифтерией — в 14 раз, полиомиелитом — в 26 раз, малярией — в 3,8 раза, туляремией — в 1,9 раза. Заболеваемость инфекционными болезнями, подлежащими резкому снижению, снизилась: коклюшем — в 2,9 раза, брюшным тифом и паратифами — в 1,7 раза, острыми кишечными инфекциями—в 1,8 раза, бруцеллезом—в 1,9 раза.
Приведенные данные свидетельствуют о большой работе, проделанной медицинскими работниками. Нас радуют низкие показатели инфекционной заболеваемости. Однако не надо забывать, что по отдельным инфекциям уровень заболеваемости все еще высок, и поэтому нам предстоит еще многое сделать в этом направлении.
Необходимо также закрепить достигнутые успехи по снижению заболеваемости рядом инфекций, не допустить ее повышения. К сожалению, есть и такие примеры.
В Рязанской области в 1964 г. в результате самоуспокоенности и ослабления профилактической работы заболеваемость дифтерией увеличилась вдвое по сравнению с 1963 г.
Успех снижения инфекционных заболеваний во многом зависит от их раннего распознавания и ранней госпитализации. Опыт показал, что в век антибиотиков начало и клиническая картина многих инфекционных заболеваний резко изменились. В силу этого обстоятельства многие врачи, особенно педиатры и участковые терапевты, зачастую с запозданием ставят диагноз, вследствие чего запаздывают и противоэпидемические мероприятия. Перед нашими учеными стоит задача создания новых руководств для практических врачей, в которых нашли бы отражение особенности клиники и течения инфекционных болезней в настоящее время. Прошедший в 1964 г. Всесоюзный съезд эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов подробно рассмотрел вопросы, связанные с инфекционной заболеваемостью, а разработанные им меры по дальнейшему ее снижению помогут органам здравоохранения добиться в ближайшие годы новых успехов.
Большие возможности для дальнейшего развития санитарно-эпидемиологической службы создаются в связи с принятием в 1963 г. Постановления Совета Министров СССР «О Государственном санитарном надзоре в СССР». Этим постановлением создана единая и стройная, организованная по принципу демократического централизма, система
санитарно-эпидемиологической службы. Такое ее построение предусматривает широкую инициативу и полную самостоятельность стоящих ниже звеньев санитарно-эпидемиологической службы наряду с обязательностью исполнения указаний и постановлений стоящих выше органов. Постановление значительно укрепляет правовое положение работников Государственного санитарного надзора, в том числе гарантирует им право приостанавливать строительство любого объекта при обнаружении отклонения от санитарно-гигиенических нормативов и правил. Значительно расширены права и задачи работников Государственного санитарного надзора в области гигиенического нормирования.
Развивая указанное постановление, Министерство здравоохранения СССР издало приказ, в котором определены положения о всех звеньях санитарно-эпидемиологической службы, об отдельных должностных лицах, оговорено разграничение служебных обязанностей между союзными, республиканскими, краевыми, областными, городскими и районными органами санитарно-эпидемиологической службы.
Во всех 15 союзных республиках приняты постановления Советов Министров о санитарно-эпидемиологической службе. Как правило, эти постановления приняты с учетом особенностей каждой союзной республики и предусматривают целый ряд конкретных мероприятий, направленных на укрепление материальной базы санитарно-эпидемиоло-гической службы, в том числе строительство зданий санэпидстанций, обеспечение их транспортом, необходимым оборудованием. Однако в таких республиках, как Молдавская ССР, Таджикская ССР, в постановлении отражены лишь общие положения, вытекающие из постановлений Совета Министров СССР, без учета местных условий, а в Постановлении Совета Министров РСФСР не решены вопросы материального укрепления учреждений санитарно-эпидемиологической службы республики.
В настоящее время во всех республиках разрабатывается пятилетний план развития здравоохранения на 1966—1970 гг. Необходимо, чтобы в этих планах нашли свое научное обоснование вопросы дальнейшего развития санитарно-эпидемиологической службы. При этом следует помнить, что особое внимание должно быть уделено решению проблем, связанных с бурным развитием химической промышленности и прежде всего с той продукцией, которую химические предприятия будут вырабатывать для ряда других отраслей промышленности, для строительства, сельского хозяйства и бытовых нужд населения.
Следует отметить, что объем работ по гигиенической оценке новых химических веществ и .материалов резко отстает от той массы продукции, которую выпускает химическая промышленность. В составе санэпидстанций необходимо иметь отделения экспертизы этих материалов. Следует также неукоснительно следить за тем, чтобы соответствующие научно-исследовательские институты, промышленные государственные комитеты и другие организации, предлагающие в производство тот или иной продукт химической промышленности, сразу же предъявляли органам санитарно-эпидемиологической службы первичные гигиенические и токсикологические сведения о нем, а в необходимых случаях информировали о меотодах его обнаружения во внешней среде.
Уже сейчас в жилищное строительство широко внедряются в качестве отделочного материала различного рода пластики, древесностружечные плиты с химическими соединителями, синтетические краски и т. п. Все эти отделочные материалы, будучи красивыми, удобными в применении и эксплуатации, в то же время должны быть совершенно безвредными для здоровья человека. Уже сейчас от людей, проживающих в квартирах, отделанных указанными материалами, имеются жалобы на неприятные посторонние запахи, вызывающие раздражения слизистой оболочки рта и носоглотки, наличие электростатических за-
рядов и т. д. Все эти факты должны дополнительно изучаться, и по мере накопления определенных данных следует формулировать гигиенические требования к материалам, идущим на отделку жилищ, культурно-бытовых и промышленных зданий.
Особого внимания требует контроль за применением ядохимикатов в сельском хозяйстве. Многие ядохимикаты обладают резко выраженным токсическим действием, наделены способностью, не теряя своих токсических свойств, годами сохраняться в почве и переходить через корневую систему в плоды сельскохозяйственных продовольственных растений. Ядохимикат алдрин в последнее время обнаруживался даже в масле, изготовленном из хлопковых семян. С целью усиления контроля за применением ядохимикатов в необходимо короткие сроки создать в каждой районной и номерной сельской санэпидстанции
лабораторию.
В настоящее время проводится большая работа по изысканию менее токсичных ядохимикатов; с 1967 г. будет запрещено применение дуста ДДТ на полях с продовольственными культурами.
Работникам санитарно-гигиенической службы следует также обратить серьезное внимание на изучение профессиональных заболеваний, вызванных к жизни появлением новых отраслей промышленности. В частности, глубокому изучению подлежит так называемая вибрационная болезнь. Должны быть изучены причины, ее вызывающие, разработаны надежные средства по ее предупреждению.
Следует уделить также большое внимание охране здоровья рабочих, занятых на работе в цехах химической промышленности.
Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологической службы во многом будет зависеть и от того, насколько хорошо и оперативно Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР сумеет провести разработку проектов штатов и структуры различных категорий санэпидстанций.
При этой разработке учитывается то, что структура санэпидстанций в пределах общей ее численности может меняться в зависимости от изменившейся эпидемиологической или экономической обстановки в районе, городе, области, крае, республике. Структура и штаты санэпидстанции должны также соответствовать экономическим и географическим особенностям республик. Должны также быть решены вопросы, связанные с правильным соотношением численности специалистов с высшим и средним медицинским образованием. В связи с тем что оснащение санэпидстанций с каждым годом будет пополняться сложным оборудованием, в их штатах предусматривается увеличение числа инженерно-технических работников.
По своей внутренней структуре санэпидстанции будут строиться по принципу единого отдела, т. е. все отделы будут иметь в своем составе необходимые лаборатории, что даст возможность руководителям отделов строить свою работу на научных основах. В состав санэпидстанций вводятся вирусно-риккетсиозное, физико-химическое отделения и виварий, а также специальная группа по определению токсических веществ и ядохимикатов в пищевых продуктах, воздухе, воде и почве.
Необходимо также ускорить разработку табеля оснащения учреждений санитарно-эпидемиологической службы, утвердить его в соответствующих организациях; это даст возможность упростить на местах оформление бюджетных средств на содержание санэпидстанций и других учреждений. К решению этих вопросов необходимо привлечь науч-4 но-исследовательские институты Главного управления медицинской техники и поручить им разработать образцы нового оборудования, со ответствующие современному уровню развития науки и техники. Главное управление Союзмедтехники должно обеспечить бесперебойное снабжение всех учреждений санэпидслужбы новым оборудованием.
Успех всей работы санитарно-эпидемиологической службы будет зависеть от наличия хорошо подготовленных кадров. Подготовка санитарных врачей осуществляется на 25 факультетах, где обучается около 13 тыс. студентов. Ежегодный выпуск санитарных врачей составляет свыше 2 тыс. человек. Однако по-прежнему требует разрешения основная задача — закрепление специалистов на длительные сроки работы. Этого можно достичь только при решении 2 основных вопросов: создания хороших условий труда, при которых врачи санитарно-эпидемиологической службы будут получать моральное удовлетворение от своей работы, смогут видеть ее результаты, а также создания для них нормальных бытовых условий на местах. К сожалению, в ряде мест эти проблемы не разрешены и следствием этого является большая текучесть врачебных кадров. Так, например, в Кировскую область РСФСР в 1963—1964 гг. приехало на работу 28 врачей, из них 24 уехали.
Необходимо следить и за ростом деловой квалификации врачей. Для этих целей прежде всего следует проводить переподготовку врачей в институтах усовершенствования. Нельзя препятствовать откомандированию врачей на циклы специализации и усовершенствования. Следует в более широком объеме посылать врачей на различные научные конференции, сессии, симпозиумы.
В настоящее время разработаны положения для аттестации санитарных врачей, врачей-эпидемиологов, врачей-инфекционистов и др. После прохождения аттестации врачу будет присваиваться высшая или 1-я категория. При присвоении врачу высшей категории его должностной оклад будет повышаться на 30 руб., при присвоении 1-й категории— на 15 руб. Долг всех руководителей органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы — создавать все необходимые условия для повышения знаний врачей, предоставлять всем желающим возможность прохождения аттестации.
Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологической службы немыслимо без развития медицинской науки. Медицинская наука оказывает неоценимую помощь практике здравоохранения. Только после создания надежных вакцин против дифтерии, полиомиелита, туляремии мог быть поставлен вопрос о полной ликвидации этих инфекций. Исследования наших ученых по гигиеническому обоснованию нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ во внешней среде, продуктах питания спасают здоровье населения.
Все оздоровительные меры, осуществляемые органами Государственного санитарного надзора, основаны на научных исследованиях научно-исследовательских институтов, лабораторий, кафедр медицинских институтов.
В ближайшее время в Саратове намечено провести выездную сессию АМН СССР, на которой будут рассмотрены важные проблемы гигиены сельской местности. Большую помощь практическому здравоохранению постоянно оказывают видные ученые в области санитарии, гигиены, эпидемиологии, микробиологии, инфекционных заболеваний: П. Г. Сергеев, А. А. Летавет, Ф. Г. Кротков, В. А. Рязанов, В. М. Жданов, М. П. Чумаков, О. В. Бароян, В. Д. Соловьев, Г. П. Руднев, В. Д. Тимаков, Л. И. Медведь, Н. Г. Олсуфьев, П. А. Вершилова, Н. Н. Жуков-Вережников и многие другие.
Однако следует отметить, что по многим актуальным санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим проблемам медицинская наука все еще в большом долгу перед практическими работниками. Прежде всего это относится к научной разработке таких важнейших проблем, как заболеваемость населения гриппом, инфекционной желтухой, дизентерией. Объем и размах научных исследований по борьбе с указанными инфекционными болезнями все еще недостаточны. А ведь от решения этих проблем зависит не только уровень инфекционной заболевае-
мости, но и в какой-то степени экономическое развитие нашей страны. Слабо еще решаются научные гигиенические проблемы, связанные
с градостроительством, развитием отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Зачастую предложения ученых вносятся без учета экономических затрат и экономической целесообразности; в результате они не находят применения в практике.
В разрабатываемых планах развития здравоохранения на 1966—1970 гг. должное место отводится развитию медицинской науки: укреплению материально-технической базы, увеличению численности научных кадров, повышению норм финансирования, созданию современного оборудования и приборов. Нет сомнения, что в результате большого повседневного труда и массовой инициативы работники санитарно-эпидемиологической службы обеспечат дальнейшее ее развитие и справятся с многочисленными задачами по охране здоровья советских людей, стоящими перед ними.
Поступила 14/V 1965 г.
УДК 614.72 : 661.727.4
КОМБИНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ АЦЕТОНА И АЦЕТОФЕНОНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
Н. 3. Ткач
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Изучению комбинированного действия ядов большое внимание уделяли и уделяют как отечественные, так и зарубежные ученые. Ценный вклад в эту проблему внесли советские токсикологи Н. С. Правдин и Н. В. Лазарев.
Комбинированное действие атмосферных загрязнений исследовали К. А. Буштуева, В. М. Стяжкин, Б. К. Байков и др. Авторы показали, что в диапазоне изученных ими концентраций эффект выражается в полной или частичной суммации.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха комбинацией ацетона и ацетофенона являются предприятия по получению фенола и ацетона кумольным способом. В районе этих предприятий оба вещества находятся в атмосферном воздухе.
Токсическому действию ацетона на организм животных и человека посвящено несколько работ (Н. В. Лазарев; Ю. Г. Фельдман, и др.). Сведения же по токсикологии ацетофенона весьма ограничены (Н. Б. Имашева, и др.).
Однако только Ю. Г. Фельдман и Н. Б. Имашева занимались изучением влияния малых концентраций ацетона и ацетофенона при кратковременном вдыхании и в условиях хронического эксперимента. Каких-либо литературных данных о комбинированном действии изучаемых нами ингредиентов мы не смогли найти.
Определение ацетона проводилось нами нефелометрическим методом. Метод специфичен, его чувствительность 1 мкг в объеме 4,5 мл. Ацетофенон определялся спектрофотометрически Метод основан на измерении оптической плотности раствора ацетофенона в этиловом
1 Метод разработан старшим научным сотрудником физико-химической лаборатории кафедры коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей М. Д. Манитой.