Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА'

ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Неверов А. П.

В статье рассматриваются ключевые вопросы участия студентов высших образовательных учреждений в профилактике экстремизма. Определяются проблемы привлечения студентов как субъектов организуемой деятельности. Задаются ключевые вопросы о возможных последствиях и рисках такой работы. Делается акцент на том, что для определения роли студенчества и степени ее участия в профилактике экстремизма в высших образовательных учреждениях должна быть выстроена четкая стратегия с определением конкретных целей, разработкой методической основы и оценочных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF PARTICIPATION OF STUDENTS OF THE HIGHEST EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN PREVENTION OF EXTREMISM

In article key questions of participation of students of the highest educational institutions in prevention of extremism are considered. Problems of involvement of students as subjects of the organized activity are defined. Key questions of possible consequences and risks of such work are set. The emphasis is placed that for definition of a role of students and extent of its participation in prevention of extremism in the highest educational institutions accurate strategy with definition of specific goals, development of a methodical basis and estimated means has to be built.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА»

- Отпадает необходимость в теплоизоляции внешней поверхности стен здания;

- Малая теплопроводность;

- Простота и легкость установки;

- Привлекательный внешний вид, имитирующий дорогую кирпичную кладку;

- Большой выбор фурнитуры для полного завершения отделки здания;

- Возможность отделки фасада любых зданий и сооружений;

- Высокая степень прочности внешнего слоя;

- Широкий ассортимент моделей и цветов наружной клинкерной плитки;

- Отпадает необходимость в регулярном обслуживании и обновлении фасада.

Благодаря этой относительно новой технологии облицовки фасадов любому зданию или сооружению можно придать привлекательный и респектабельный внешний облик при минимальных расходах на отделку фасада.

Использованные источники:

1. Тарасова Т.В., Исмагилова Ю.Р. Технологии отделки вентилируемых фасадов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76043 (дата обращения: 02.06.2017).

2. Гагарин В.Г., Козлов В.В., Цыкановский Е.Ю. Теплозащита фасадов с вентилируемым воздушным зазором

3. Ярцев В.П., Мамонтов А.А. Эксплуатационные свойства и долго-вечность теплоизоляционных материалов.

УДК 316.473

Неверов А.П. ассистент

кафедра социально-культурной деятельности

аспирант

кафедра педагогики и методики профессионального образования

ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» Россия, г. Белгород ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ

ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые вопросы участия студентов высших образовательных учреждений в профилактике экстремизма. Определяются проблемы привлечения студентов как субъектов организуемой деятельности. Задаются ключевые вопросы о возможных последствиях и рисках такой работы. Делается акцент на том,

что для определения роли студенчества и степени ее участия в профилактике экстремизма в высших образовательных учреждениях должна быть выстроена четкая стратегия с определением конкретных целей, разработкой методической основы и оценочных средств.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, меры противодействия, экстремистская идеология, профилактика экстремизма

Neverov A. P., a graduate student of the department ofpedagogy

and methodology of professional education assistant of the department of social and cultural activities

GBOU IN «Belgorod State Institute of Art and Culture" Russia, Belgorod QUESTIONS OF PARTICIPATION OF STUDENTS OF THE HIGHEST EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN PREVENTION OF

EXTREMISM

Summary: In article key questions ofparticipation of students of the highest educational institutions in prevention of extremism are considered. Problems of involvement of students as subjects of the organized activity are defined. Key questions ofpossible consequences and risks of such work are set. The emphasis is placed that for definition of a role of students and extent of its participation in prevention of extremism in the highest educational institutions accurate strategy with definition of specific goals, development of a methodical basis and estimated means has to be built.

Keywords: extremism, terrorism, counteraction measures, extremist ideology, prevention of extremism

Одной из ключевых социальных угроз современного общества является экстремизм. Его проявления обнаруживаются в социальной, культурной, политической, религиозной и иных сферах общества. То есть, по сути, экстремизм охватывает важнейшие области человеческой деятельности. Выступая инструментом для определенных сил, экстремистская деятельность реализовывается при помощи определенных сил и средств. И если в качестве средств используются организационные мероприятия, финансовые компоненты, технические средства и т.д., то использование сил - это всегда человеческий ресурс.

Человеческое общество представляет собой многослойный и динамичный организм. Человек выполняет различные роли в зависимости от конкретного момента жизни. И выражаясь фигурально, сами роли не являют собой готовых сценариев, они зависят от многочисленных факторов, касающихся как непосредственно личности человека, так и окружающей его социально-культурной среды. Рассматривая возрастные группы, на которые ориентированы экстремистские организации, следует брать во внимание видовой аспект экстремизма. Наиболее опасные виды экстремизма -

политический, националистический, религиозный. Соответственно и возрастная категория колеблется в зависимости от ценностных установок, актуализированных в данный период времени. Допустим для молодежи, проживающей в светском обществе, не так актуальны религиозные догмы в силу отсутствия сдвига в сторону религиозного сознания. Но учитывая стремление большей части молодежи к социальной справедливости, возможен сдвиг в сторону националистических и политических течений.

Социальная справедливость как общественная ценность может стать ориентиром и наполнить определенным смыслом жизнь человека. Не соответствие, условно говоря, стандарта социальной справедливости жизненными реалиями, вызывает у молодежи противоречивые чувства. Это в свою очередь позволяет экстремистским организациям проводить соответствующую пропагандистскую работу, направленную на вовлечение молодежи в свои ряды. Государство, безусловно, вырабатывает соответствующие меры, включая профилактику экстремизма. В Российской Федерации, в частности, принята Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753). А 26 апреля 2013 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, целью реализации которого является снижение уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, и недопущение их вовлечения в террористическую деятельность. Терроризм является крайним проявления экстремизма.

И проблема возникает как раз не в сфере нормативно-правового основания противодействия экстремизму, а в степени участия молодежи в этой деятельности, в частности студенчества, в том, каком качестве будут выступать студенты в деятельности по профилактике экстремизма. Или это участие должно быть ограничено лишь доведением до них информации об экстремизме и последствиях его проявления. Это важный момент, так как степень вовлеченности в саму проблему противодействия экстремизма у государства и студентов разнится. То, что актуально для государства может совсем не соответствовать потребностям студенчества. Но задача государства по профилактике экстремизма от этого не меняется.

Высшие образовательные учреждения являются проводником политики государства не только в подготовке специалистов, но и формирования у них соответствующих взглядов и ценностей. Опасность административного ресурса заключается в том, что решение многих задач возлагается на структуры (учреждения), которые не способны их решать, по крайней мере, на определенном этапе. Это не обязательно происходит из -за нежелания решать эти задачи, а в силу не знания проблемы, а соответственно и способов ее разрешения. Нельзя же учить математике совершенно не разбираясь в ней. Таким образом, проблема - студент объект или субъект профилактики экстремизма, носит серьезный характер.

Разъясняя студентам преступную сущность экстремизма без определения смыслового поля, можно искусственно создать факторный вакуум, то есть причины и условия экстремистской деятельности будут домысливаться самим студентом. Это в свою очередь приведет к увеличению потенциальных кандидатов в группы риска. Многие мероприятия, осуществляемые вузами в целях профилактики экстремизма, по сути, являются «пустыми», совершенно не понятными для студентов, в лучшем случае бесполезными. Более того, проведение мероприятий ради самих мероприятий ничего, кроме негативной оценки деятельности вуза, у студентов не вызывают. И можно было бы остановиться на данном уровне, но появляются инициативы перевода студента из объекта в субъект деятельности. Этот переход осуществляется не по инициативе самого студента, а на основании установок органов исполнительной власти государства.

Одной из таких форм привлечения студентов к активной форме противодействия экстремизма является создание студенческих кибердружин, целью которых является мониторинг интернет пространства с выявлением противоправных контентов с последующей передачей информации о них в специальные Центры. Принцип формирования этих дружин осуществляется как бы «добровольно», по разнарядке. При этом отсутствуют психологические критерии для отбора кандидатов, методики диагностирования деформации личности в результате такой деятельности.

Более того, не является секретом тот факт, что в тех же социальных сетях присутствуют вербовщики экстремистских организаций, являющиеся профессионалами своего дела, владеющих различными психотехниками.

Использование молодежи, и в частности студенчества на просторах, где возможно не только изменение смыслового поля в результате соприкосновения с различными ресурсами, но и столкновение с профессиональными вербовщиками, результат которого можно только предположить, является неоправданным шагом. В этой связи, организация такой деятельности студентов по профилактике не просто недопустима, но может быть опасной для самих студентов.

Закономерен вопрос, стоит ли привлекать студентов к активной деятельности по противодействию экстремизму. Возможно, но с обязательным условием определения смысла и цели этой деятельности, изучения ее влияния на личность студента, учета основы в виде потребностно-мотивационных установок и только так.

В заключении хочется отметить, что вопросы вовлечения студенчества к участию в профилактике экстремизма не являются простыми. Поиск ответа на них не может лежать только в плоскости управленческих решений без соответствующих исследований. Для определения роли студенчества и степени ее участия в профилактике экстремизма в высших образовательных учреждениях должна быть выстроена четкая стратегия с определением конкретных целей и задач, разработкой методической основы и оценочных

средств.

Использованные источники:

1. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 05.10.2009 г)

2. Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753)

3. Международный опыт профилактики терроризма. Предложения в сфере международного взаимодействия по противодействию распространению идеологии терроризма/Антонович И.И., Особенков О.М., Панкова Л.Н., Щегорцев В.А.// - М., Университетская книга, 2010. - 132 с.

4. Экстремизм и его причины / под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Логос, 2011. -288 с.

УДК 378.315

Никитина А.П., к.юр.н.

доцент кафедра правоведения СЭГИ (филиал) ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Россия, г. Севастополь

Nikitina A. P.

Candidate of legal Sciences, docent of Department ofjurisprudence SEGI (branch) of Federal STATE Autonomous educational institution

"KFU im V. I. Vernadsky" Sevastopol, Russia ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ TECHNOLOGY THE USE OF TECHNICAL MEANS OF EDUCATION IN TEACHING «Настоящая работа выполнена при поддержке Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на 2015 — 2024 годы в рамках реализации академической мобильности по проекту ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» «Поддержка академической мобильности работников университета на заявительной основе - ПМР».

Аннотация

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу технических средств обучения, основанных на нормах ФГОС СПО от 01 декабря 2017 года, который направлен на долгосрочное социально-экономическое развития Российской Федерации на период до 2020 года по средством создания современной системы оценки качества образования.

Ключевые слова: ФГОС СПО, ТСО, программа обучения, высшая школа.

Abstract: the article is devoted to the study of technical means, based on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.