Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВУЗАХ ВОРОНЕЖСКОГО РЕГИОНА: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ'

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВУЗАХ ВОРОНЕЖСКОГО РЕГИОНА: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УГРОЗАМ ЭКСТРЕМИЗМА / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ВУЗ / МОЛОДЁЖНАЯ СРЕДА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заряев В. А.

П р е д м е т. Общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение распространения экстремизма. Т е м а . Опыт практической деятельности учреждений высшего образования воронежского региона по профилактике экстремизма. Ц е л и . Выявление эффективных направлений информационного и педагогического воздействия на студенческую молодежь с целью предупреждения проявлений экстремизма. М е т о д о л о г и я . Методы статистического анализа возрастных характеристик лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности; обобщение опыта эффектных мер профилактики экстремистского поведения в студенческой среде. Р е з у л ь т а т ы . На основе анализа практики организации и проведения воронежскими вузами мероприятий, направленных на предупреждение асоциального поведения в условиях пандемии COVID - 19 выявлены эффективные способы военно - патриотического, нравственного воспитания молодёжи, укрепления гражданской идентичности студентов как неотъемлемой части противодействия проявлениям экстремизма. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Учебно - воспитательная работа, студенческое самоуправление в высшей школе.В ы в о д ы . К наиболее уязвимым социальным группам при распространении идей экстремизма относятся студенты в возрасте от 18 до 24 лет. Одним из условий успешной профилактики экстремизма в высшей школе является координация воспитательной работы на вузовском и межвузовском уровнях. Эффективными направлениями деятельности воронежских вузов по профилактике экстремизма могут быть внеаудиторные формы работы со студентами, проводимые в формате круглых столов, конференций, форумов, открытых лекций. В условиях цифровизации высшего образования особое значение приобретает профилактика экстремизма на информационных порталах и цифровых площадках высших учебных заведений, в электронной образовательной среде вузов, организация деятельности студенческих IT - дружин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заряев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTREMISM PREVENTION IN VORONEZH REGION UNIVERSITIES: CRIMINOLOGICAL ASPECTS AND PRACTICAL EXPERIENCE

S u b j e c t. Public relations in the field of organizing and conducting a set of measures aimed at preventing extremism spread. T o p i c . Practical experience of Voronezh region institutions of higher education on extremism prevention. P u r p o s e. Identification of effective ways of informational and pedagogical influence on student youth to prevent extremist manifestations in the youth environment. M e t h o d o l o g y. Methods of statistical analysis of the age characteristics of persons convicted of extremist crime; generalization of the experience of using effective measures for the prevention of extremist behavior in the student environment. R e s u l t s . Based on the analysis of Voronezh universities’ activities aimed at preventing students’ asocial behavior under the COVID - 19 pandemic conditions, effective ways of patriotic and moral education, as well as strengthening the civic identity of students as an integral part of extremism manifestations are identified. A p p l i c a t i o n a r e a . Directions of teaching and educational work in higher education. C onclu sion . It was found that the most inclined to accept the ideas of extremism are students aged 18 to 24. One of the important conditions for the successful extremism prevention in higher schools is the coordination of educational work at the university and interuniversity levels. Among useful out - of - class activities with students are: round tables, conferences, forums, open lectures. At the time of digitalization of higher education of particular importance for extremism prevention are information portals and digital platforms of higher educational institutions, the electronic educational environment of universities. Student IT brigades’ activities are valuable as well.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВУЗАХ ВОРОНЕЖСКОГО РЕГИОНА: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ»

УДК 378.1: 343.97

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВУЗАХ ВОРОНЕЖСКОГО РЕГИОНА: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Коды JEL: K14, I26

Заряев В. А., кандидат юридических наук, директор, Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected]

SPIN-код: 2279-4655

Поступила в редакцию 07.12.2021. Принята к публикации 21.01.2022.

Аннотация

Предмет. Общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение распространения экстремизма.

Тема. Опыт практической деятельности учреждений высшего образования воронежского региона по профилактике экстремизма.

Цели. Выявление эффективных направлений информационного и педагогического воздействия на студенческую молодежь с целью предупреждения проявлений экстремизма.

Методология. Методы статистического анализа возрастных характеристик лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности; обобщение опыта эффектных мер профилактики экстремистского поведения в студенческой среде.

Результаты. На основе анализа практики организации и проведения воронежскими вузами мероприятий, направленных на предупреждение асоциального поведения в условиях пандемии COVID-19 выявлены эффективные способы военно-патриотического, нравственного воспитания молодёжи, укрепления гражданской идентичности студентов как неотъемлемой части противодействия проявлениям экстремизма.

Область применения. Учебно-воспитательная работа, студенческое самоуправление в высшей школе.

Выводы. К наиболее уязвимым социальным группам при распространении идей экстремизма относятся студенты в возрасте от 18 до 24 лет. Одним из условий успешной профилактики экстремизма в высшей школе является координация воспитательной работы на вузовском и межвузовском уровнях. Эффективными направлениями деятельности воронежских вузов по профилактике экстремизма могут быть внеаудиторные формы работы со студентами, проводимые в формате круглых столов, конференций, форумов, открытых лекций. В условиях цифровизации высшего образования особое значение приобретает профилактика экстремизма на информационных порталах и цифровых площадках высших учебных заведений, в электронной образовательной среде вузов, организация деятельности студенческих IT-дружин.

Ключевые слова: противодействие угрозам экстремизма, профилактика экстремизма, вуз, молодёжная среда, студенческая молодежь, патриотическое воспитание, нравственное воспитание.

UDK 342.25

EXTREMISM PREVENTION IN VORONEZH REGION UNIVERSITIES: CRIMINOLOGICAL ASPECTS AND PRACTICAL EXPERIENCE

JEL Codes: K14, I26

Zaryaev V. A., сandidate of Juridical Sciences, Branch), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected] SPIN2279-4655

Director, Russian State University of Justice (Central

Annotation

Subject. Public relations in the field of organizing and conducting a set of measures aimed at preventing extremism spread.

Topic. Practical experience of Voronezh region institutions of higher education on extremism prevention.

Purpose. Identification of effective ways of informational and pedagogical influence on student youth to prevent extremist manifestations in the youth environment.

Methodology. Methods of statistical analysis of the age characteristics of persons convicted of extremist crime; generalization of the experience of using effective measures for the prevention of extremist behavior in the student environment.

Results. Based on the analysis of Voronezh universities' activities aimed at preventing students' asocial behavior under the COVID-19 pandemic conditions, effective ways of patriotic and moral education, as well as strengthening the civic identity of students as an integral part of extremism manifestations are identified.

Application area. Directions of teaching and educational work in higher education.

Conclusion. It was found that the most inclined to accept the ideas of extremism are students aged 18 to 24. One of the important conditions for the successful extremism prevention in higher schools is the coordination of educational work at the university and interuniversity levels. Among useful out-of-class activities with students are: round tables, conferences, forums, open lectures. At the time of digitalization of higher education of particular importance for extremism prevention are information portals and digital platforms of higher educational institutions, the electronic educational environment of universities. Student IT brigades' activities are valuable as well.

Keywords: countering the threats of extremism, extremism prevention, universities, youth environment, student community, student youth, patriotic education, moral education.

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-56-1-153-158

Введение

В настоящее время перед высшими учебными заведениями стоит задача не только достижения необходимого качества профессионального образования, но и обеспечения личностной безопасности, противодействие её угрозам, среди которых одной из основных является экстремизм во всех его проявлениях.

Практика показывает, что сегодня экстремизм приобретает международные масштабы. Как подчёркивается в Указе Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», «...Экстремизм распространяется за пределы

отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Некоторыми государствами экстремизм используется в качестве средства для достижения таких геополитических целей, как нарушение территориальной целостности государств — геополитических противников или развязывание в них гражданских войн, а также для инспирирования «цветных революций» в этих государствах» [1]. В Стратегии отмечается, что экстремистские организации ориентируются, в первую очередь, на молодежь. Данные судебной статистики подтверждают, что одной из групп риска являются лица в возрасте от 17 до 29 лет (диаграмма 1).

400

350

300

250

200

150

100

50

117-29 лет I старше 30 лет

2018

2019

2020

1 полугодие 2021

Диаграмма 1. Соотношение количества осужденных за преступления экстремистской направленности

в возрастных группах в 2018—2021 гг [2].

0

Диаграмма показывает, что в 2018 году число осужденных в возрасте от 17 до 29 лет по ст. 280 ч. 1, 280 ч. 2, 282 ч. 1, 282 ч. 2, 282.1 ч. 1, 282.1 ч. 1.1, 282.1 ч. 2, 282.1 ч. 3, 282.2 ч. 1, 282.2 ч. 1.1, 282.2 ч. 2, 282.2 ч. 3 составило 64 %. В 2019 г. — 56 %, 2020 г. — 44 %, 1 полугодии 2021 г. — 35 %. Кроме того, в 2018 и 2019 гг. ко-

личество осужденных в возрасте от 17 до 29 лет составляло более 50 %.

При распространении экстремистских идей наиболее уязвимой группой являются лица в возрасте от 18 до 24 лет. Это подтверждают данные диаграммы 2.

200

180

160

140

120

100

80

60

40

20

14-17 лет 18-24 лет 25-29 лет

2018

2019

2020

2021

Диаграмма 2. Соотношение количества осужденных за преступления экстремистской направленности в возрастных группах до 29 лет в 2018 г. — 1 полугодии 2021 г. [2]

Так, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности в возрасте от 18 до 24 лет в 2018 г. — 1 полугодии 2021 г. составляло более 50 % от общего числа ежегодно.

Результаты проводимых криминологических исследований указывают на то, что большую часть преступлений экстремисткой направленности совершают лица имеющие среднее (35,7 %), средне-специальное (41,3 %), высшее (3,2 %), неоконченное высшее (19,8 %) образование [3].

К причинам уязвимости молодёжи к распространению экстремистских идей в большинстве случаев относят психологические возрастные особенности, проблема поиска самоидентичности, неблагоприятные социально-экономические условия, и др. [4]

Таким образом, вышесказанное обуславливает необходимость совершенствования старых и поиск новых, более эффективных форм работы со студенческой молодёжью.

В воронежском регионе противодействие терроризму и экстремизму входит в число приоритетных задач руководителей всех вузов и вузовских коллективов.

Прежде всего, важнейшим направлением противодействия радикализму является

профилактическая, т. е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям и террористическим угрозам. Студенчеству необходима помощь «в формировании адекватного современным реалиям представления о жизни вообще, об обществе как сложной социокультурной системе, о внешних факторах, активно влияющих на каждого студента и студенчество в целом (мировоззренческий, исторический, фактологический, экономический, генетический и силовой приоритеты социального управления» [5].

В высших учебных заведениях Воронежского региона активно проводится работа по формированию у студентов широкого кругозора знаний, способности самоанализа и самооценки, критического мышления, гуманистических взглядов, что способствует наполнению их жизни здоровыми целями и нравственным смыслом, создаёт условия для нормальной полноценной творческой деятельности.

Профилактика экстремизма в высших учебных заведениях осуществляется на вузовском и межвузовском уровнях в ходе деятельности таких организаций как антитеррористические комиссии учебных заведений; управление вузов по воспитательной и социальной работе; Со -

0

вет ректоров вузов региона; Ассоциация вузов Центра России.

Новым вызовом для всех высших учебных заведений стала работа в условиях пандемии COVID-19, переход на дистанционное обучение. В отсутствие прямого контакта с обучающимися формируется риск потери контроля за ситуацией, риск, который необходимо учитывать и которому нужно противостоять.

В этот период в воронежских вузах работа по профилактике экстремизма вышла на новый уровень. Актуальными стали внеаудиторные мероприятия в формате круглых столов, конференций, форумов, в которых участвовали в общей сложности свыше 10 000 студентов. Среди двадцати пяти проведенных в 2020 году массовых мероприятий были тематические круглые столы и студенческие международные практические конференции:

— «Молодежь против экстремизма», научно-практическая конференция «Информационное противодействие терроризму и экстремизму в современных условиях» (Воронежский государственный университет);

— «Мир без терроризма» (Воронежский государственный лесотехнический университет);

— «Безопасность в сети Интернет» (Воронежский государственный аграрный университет);

— «Религиозный фанатизм — основа религиозного экстремизма», «Информационный экстремизм — бомба замедленного действия XXI века» (Воронежский государственный университет инженерных технологий),

— «Мы вместе против терроризма и экстремизма» (Воронежский государственный медицинский университет);

— «Социально-правовые аспекты профилактики экстремизма» (Воронежский государственный аграрный университет).

К участию в данных мероприятиях привлекались представители органов правопорядка, юристы, психологи, референтные представители региональных диаспор и землячеств, религиозных конфессий.

Эффективными, на наш взгляд, в новых условиях были открытые лекции, проводившиеся, в том числе, в онлайн формате. В воронежских вузах в течение 2020 г. проведено более 15 лекций, которые собрали свыше 8000 слушателей. Тематика лекций была разнообразной:

— «О противодействии распространению экстремизма и радикальной идеологии среди учащихся вузов Воронежской области — причины и признаки экстремистских проявлений» (Воронежский лесотехнический университет);

— «Правовые аспекты деятельности по противодействию терроризму» и «Социальные истоки экстремизма» (Воронежский государственный университет);

— «Вопросы профилактики административных правонарушений в сфере экстремизма» (Воронежский Институт МВД РФ);

— «Социально-религиозные истоки современного экстремизма» (Воронежский Институт МВД РФ);

— «Профилактика экстремистской деятельности и формирование межкультурного взаимодействия в студенческой среде» (Воронежский государственный педагогический университет);

— «О противодействии распространению терроризма, экстремизма и радикальной идеологии среди учащихся вузов Воронежской области — причины и признаки экстремистских проявлений» (Воронежский государственный педагогический университете);

— «Россия без террора» (Российский государственный университет правосудия);

— «Современный терроризм — угроза мировому сообществу» (Российский государственный университет правосудия).

Большую роль в профилактической работе по противодействию экстремистским проявлениям играет институт кураторства. Кураторы проводят индивидуальные беседы с определенными группами студентов, встречи с первокурсниками, в том числе, с иностранными студентами. В ходе бесед разъясняются правовые и социальные нормы, положения об ответственности за нарушение норм законодательства Российской Федерации, участие в экстремистской деятельности, за разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Особое внимание кураторы обращают на необходимость формирования стойкого неприятия идеологии терроризма, на традиционные российские духовно-нравственные ценности. Всего в вузах региона проведено 58 подобных рабочих встреч, с привлечением свыше 25 000 обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое внимание уделялось проведению культурно-массовых мероприятий в дистанционном формате. Это был новый опыт работы со студенческой молодёжью. Следует отметить целый комплекс подобных мероприятий, реализованных в Воронежском государственном университете инженерных технологий: заочный он-лайн-фестиваль самодеятельного творчества студентов ВГУИТ «Творчество молодежи 2020», в рамках которого проведены конкурс на лучшее видео; поэтический конкурс с видеопрочтением в рамках 75-ти-летия Победы в Великой Отечественной войне; вокальный конкурс и конкурс на лучший Stand-up монолог.

В Воронежском институте Московского гуманитарного экономического университета, был организован онлайн киноклуб с просмотром и обсуждением фильмов антиэкстремистского содержания, а в Международном институте компьютерных наук проведён конкурс социальной рекламы, посвященный Дню народного единства.

Полагаем, что такой опыт будет полезен и для других вузов.

Важным направлением профилактики экстремизма является героико-патриотиче-ское воспитание молодежи. В настоящее время в мире наблюдаются попытки необоснованного переосмысления событий и фактов российской военной истории. Как справедливо отмечают представители педагогического сообщества, это ведет к разжиганию различного рода конфликтов (межэтнических, межнациональных), мировоззренческой дезориентации, социальной напряжённости, что, в свою очередь является благодатной почвой для укоренения радикальных идеологий [6].

Студенты воронежских вузов принимали участие в комплексе военно-патриотических мероприятий: в смотре-конкурсе патриотической и авторской песни «Афганский ветер», посвящённом Дню Защитника Отечества и годовщине вывода советских войск из Афганистана; в памятных мероприятиях, посвященным значимым историческим событиям с возложением венков к памятникам воинам. В регионе проведены студенческий фестиваль «Интерфест», военно-исторический квест «За мной Россия!», военно-патриотический конкурс «Лента Победы», акция «Союз поколений».

Ключевыми целями организаторы воспитательных военно-патриотических мероприятий ставили укрепление осознанного, ответственного и бережного отношения студентов к событиям российской истории, формирование неприятия любых её искажений.

Сегодня, несмотря на тотальную цифрови-зацию всех компонентов жизни современной молодежи, наличие целого комплекса информационных вызовов и угроз, студенты демонстрируют российскую гражданскую идентичность, приверженность российским конституционным ценностям.

Значительное количество угроз экстремистского характера в настоящее время проявляется во всемирной сети интернет. Причины этого исследователи видят в легком доступе к интернет-аудитории, обеспечении анонимной коммуникации, недостаточном правовом регулировании коммуникации в сети, высокой скорости передачи информации [7]. В этой связи, воронежские вузы проводят различные ме-

роприятия, направленные на профилактику экстремизма на своих цифровых-площадках, в электронной образовательной среде. Так, на информационных порталах воронежских вузов регулярно обновляется мультимедийное наполнение: было размещено 15 новых видеофильмов о борьбе с экстремизмом, более 50 методических материалов антиэкстремистской направленности.

Заслуживает внимания и поддержки опыт работы 1Т-дружин ВГУ и ВГТУ. Студенты, обучающиеся на профильных факультетах, патриотически настроенные и понимающие ценностные ориентиры российской государственности прошли специальную подготовку. В тесном взаимодействии с сотрудниками УФСБ и ГУ МВД РФ по Воронежской области был организован мониторинг сети Интернет (сайты, социальные сети) на предмет выявления экстремистских сообществ, фактов распространения идеологии экстремизма, призывов к противоправным действиям.

В 2021 году при планировании профилактической работы учитывались продолжающееся в вузах действие ряда ограничений. В этой связи, продолжается поиск новых форм мероприятий, направленных на противодействие распространению экстремизма в молодёжной среде, наряду с широким использованием уже хорошо зарекомендовавших себя форм работы.

В 2022 году в воронежских вузах будет продолжена адресная социальная и культурная поддержка иностранных студентов в целях их адаптации к новым условиям жизни в нашей стране. При этом будет учитываться уровень их владения русским языком, гражданство, наличие связей со своими земляками.

Планируется активно привлекать лидеров общественного мнения к просветительской и воспитательной работе с обучающимися, использовать такие формы работы с молодежью, которые предполагают включение студентов в общественную жизнь учебных заведений, социокультурную среду городского пространства. Особое внимание будет уделяться совершенствованию механизмов выявления на ранней стадии студентов, попавших под воздействие радикальных идей.

Подводя итог, следует отметить, что вузы региона на практике доказали умение адаптироваться к сложной обстановке, показали способность выстраивать свою деятельность в нестандартных условиях, продемонстрировали готовность к эффективной работе по противодействию распространению экстремистской и иной радикальной идеологии в молодежной среде, препятствию и профилактике противоправных проявлений.

Важно, не допуская самоуспокоенности, опираясь на имеющийся опыт, осваивая то положительное, что имеется в работе других вузов, постоянно «держать руку на пульсе», настойчиво и повседневно добиваться повышения эффективности всего комплекса мер, призванных не допустить проявлений экстремизма в вузовских коллективах.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 // Собрание законодательства РФ. — 01.06.2020. — № 22. — Ст. 3475.

2. Отчеты о демографических признаках осужденных по всем составам преступлений УК РФ за 2018 г. — 1 полугодие 2021 г. / Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения 01.12.2021 г.)

3. Хомяченкова О. В. О структуре личности преступника, совершившего преступление экстремистской направленности / О. В. Хомяченко-ва // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 6.

4. Хлыстова Н. Б. Проблема экстремизма среди молодежи: меры предупреждения / Н. Б. Хлыстова, А. Г. Ливанова // Донецкие чтения 2021: образование, наука. — С. 255.

5. Солонько И. В. Организация деятельности по противодействию терроризму и профилактике распространения идеологии экстремизма в вузах 2015 года / И. В. Солонько // Об-зор.НЦПТИ. — 2016. — № 7.

6. Осокин Г. Е. Героико-патриотическое воспитание молодежи как фактор противодей-

ствия радикальным идеологиям / Г. Е. Осокин // Казанский педагогически журнал. — 2017. — № 2 (121).

7. Шайхутдинова Г. А. Информационно-образовательные аспекты противодействия идеологии экстремизма в молодежной среде / Г. А. Шайхутдинова // Казанский педагогически журнал. — 2016. — № 3 (116).

LIST OF LITERATURE

1. On the approval of the Strategy for countering extremism in the Russian Federation until 2025: Decree of the President of the Russian Federation of May 29, 2020 N 344 // Collected Legislation of the Russian Federation. — 06/01/2020. — No. 22. — Art. 3475

2. Reports on the demographic characteristics of convicts for all offenses of the Criminal Code of the Russian Federation for 2018 - 1st half of 2021 / Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation [Electronic resource]. — Access mode: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (accessed 12/01/2021)

3. Khomyachenkova O. V. On the structure of the personality of a criminal who has committed an extremist crime / O. V. Khomyachenkova // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2016. — No. 6.

4. Khlystova N. B. The problem of extremism among youth: prevention measures / N. B. Khlystova, A. G. Livanova // Donetsk readings 2021: education, science. — S. 255.

5. Solonko I. V. Organization of activities to counter terrorism and prevent the spread of the ideology of extremism in universities in 2015 / I. V. Solonko // Obzor.NTSPTI. — 2016. — No. 7.

6. Osokin G. E. Heroic-patriotic education of youth as a factor of counteraction to radical ideologies / G. E. Osokin // Kazan pedagogical journal. — 2017. — No. 2 (121).

7. Shaikhutdinova G. A. Information and educational aspects of countering the ideology of extremism in the youth environment / G. A. Shaikhutdinova // Kazan pedagogical journal. — 2016. — No. 3 (116).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.