Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РОССИИ'

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
270
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тесленко Е. С.

В статье рассматривается вопрос организации профилактических мероприятий проявлений экстремизма среди студентов российских вузов. Проведен анализ фактов проявлений агрессии, религиозной нетерпимости и экстремистских проявлений среди студентов различных учебных заведений. Даются рекомендации по проведению конкретных профилактических мероприятий и особенности их осуществления в условиях образовательной среды вуза. В статье так же обобщены выводы по профилактической работе как в студенческой среде в целом, так и сделаны рекомендации по организации подобной работы с учетом индивидуальных особенностей личности каждого студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF EXTREMIST MANIFESTATIONS AMONG STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA

The article considers issue of organizing preventive events of manifestations of extremism among students of Russian universities. An analysis of the facts of manifestations of aggression, religious intolerance and extremist manifestations among students of various educational institutions was carried out. Recommendations are made on the implementation of specific preventive events and the peculiarities of their implementation in the educational environment of the university. The article also summarizes the conclusions on preventive work both in the student environment as a whole and made recommendations on organizing such work taking into account the individual personality of each student.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РОССИИ»

УДК 343.98 С. 51-57

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РОССИИ Тесленко Е. С.

Челябинский государственный университет Челябинская обл., г. Троицк, Российская Федерация E-mail: tes-evgenij@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации профилактических мероприятий проявлений экстремизма среди студентов российских вузов. Проведен анализ фактов проявлений агрессии, религиозной нетерпимости и экстремистских проявлений среди студентов различных учебных заведений. Даются рекомендации по проведению конкретных профилактических мероприятий и особенности их осуществления в условиях образовательной среды вуза. В статье так же обобщены выводы по профилактической работе как в студенческой среде в целом, так и сделаны рекомендации по организации подобной работы с учетом индивидуальных особенностей личности каждого студента.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, профилактика экстремизма, угроза национальной безопасности, безопасность образовательной среды.

Для цитирования: Тесленко, Е. С. Профилактика экстремистских проявлений среди обучающихся в вузах России / Е. С. Тесленко // Правопорядок: история, теория, практика. — 2021. — № 1 (28). — С. 51-57.

PREVENTION OF EXTREMIST MANIFESTATIONS AMONG STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF RUSSIA

Ye. S. Teslenko

Chelyabinsk State University Troitsk, Chelyabinsk region, Russian Federation E-mail: tes-evgenij@yandex.ru.

Abstract. The article considers issue of organizing preventive events of manifestations of extremism among students of Russian universities. An analysis of the facts of manifestations of aggression, religious intolerance and extremist manifestations among students of various educational institutions was carried out. Recommendations are made on the implementation of specific preventive events and the peculiarities of their implementation in the educational environment of the university. The article also summarizes the conclusions on preventive work both in the student environment as a whole and made recommendations on organizing such work taking into account the individual personality of each student.

Keywords: extremism, terrorism, extremism prevention, threat of national security, safety of the educational environment.

For citation: Teslenko, Ye. S. Prevention of Extremist Manifestations among Students in Higher Education Institutions of Russia. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice], 2021, no. 1 (28), pp. 51-57. (In Russ.)

Введение

Актуальность поставленного вопроса, а именно о необходимости профилактики экстремизма в студенческой среде, на сегодняшний день, к сожалению, подтверждается печальными примерами современной жизнью (современной действительностью) и требует обсуждения на научно-монографическом уровне.

Президент России В. В. Путин на расширенной коллегии МВД России, прошедшей 28 февраля 2019 года отметил, что на сегодняшний день важным приоритетом является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, причем проводить непрерывную работу с «группами риска», пресекать попытки вовлечения несовершеннолетних

в преступность деятельность. Отдельно в докладе было выделено направление «профилактики экстремизма в молодежной среде, как одно из важнейших на сегодняшний день»1.

Спору нет, российские правоохранительные органы успешно справляются с проявлениями экстремизма и терроризма, успешно осуществляют защиту граждан от преступных посягательств и несмотря на попытки международных террористических организаций разместить свои филиалы, всецело противостоят их проникновению на территорию Российской Федерации.

Однако, несмотря на явные успехи правоохранительных органов в борьбе с преступными проявлениями, несмотря на значительное количество ежегодных научных конференций, и круглых столов по теме профилактики экстремизма и терроризма, мы должны отметить то факт, что это не есть полноценное решение проблемы распространения экстремистских идеологических проявлений в молодежной среде [3; 4].

Описание исследования

Мы не можем с полной уверенностью сказать, что такую «вирусную болезнь», как экстремизм и крайние радикальные взгляды на жизнь общества нами били, побеждены окончательно и наши усилия лишили ее благодатной почвы для развития вновь и вновь.

Есть множество компетентных точек зрения и мнений экспертного сообщества на поставлены проблемы перед нашим современным миром. Российская Федерация столкнулась с указанной проблемой не первой из мировых держав, но именно мы прошли почти все негативные стадии указанных «болезненных» проявлений, наши усилия не прошли даром и усилия не затрачены зря, однако, несмотря на, то обстоятельство, что в России уже прошла «прививка» общества терроризмом и экстремизмом все еще приходиться сталкиваться с этими явлениями в самых разных регионах и проявлениях.

Изучая поставленный вопрос не один год, можно с уверенностью сказать, что все уроки, несмотря на их видимый результат, были выучены и ошибки учтены, поэтому они не повторяются на нашей территории вновь. С благодарностью можно обратиться к правоохранительным органам России за то, что у нас не взрывают людей домами и не берут в заложники десятки безобидных гражданских людей,

1 Расширенное заседание коллегии Министерства внутренних дел // Сайт Президента России. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/59913 (дата обращения: 20.12.2020).

что каждый погибший отмщен справедливым и законным возмездием в суде.

Существующие тенденции иногда агрессивного, а иногда и закамуфлированного внедрения радикальных политических и религиозных идей в студенческую среду в настоящее время имеет опасные последствия для будущего нашей страны. И не только в демографическом аспекте (средний возраст уехавших воевать в Сирию за террористические идеи 26-27 лет)2 так и в экономическом (ведь недоучившийся студент — это потерянный специалист в какой-либо отрасли народного хозяйства страны).

Однако, молодежь в силу своих природных и социальных особенностей, а также в силу отсутствия должного жизненного опыта и критического взгляда на события способна к быстрым переменам во взглядах, как в положительную сторону, так и в отрицательную. Студенческая среда в указанном плане отличается еще и сверхбыстрой адаптационной способностью к внешним событиям (призывам, лозунгам), что в дальнейшем активно воздействует на общественную жизнь и может вызвать определенные социальные изменения.

А социальная природа и отчасти психологические особенности молодых людей, их неполная трудовая занятость и повышенная потребность в общении, самоутверждении и завоевании внимания со стороны других членов общества, отчасти объясняют стремление молодых людей к объединению в небольшие группы, которые будут их основной «зоной комфорта». Стремясь к тому, чтобы быть признанными и понятыми, молодые люди тяготеют к вступлению в группы похожих на себя.

Хотелось бы отметить, что, как показывает практика, силовые и репрессивные методы борьбы с преступностью обычно оказываются недостаточно эффективными для достижения поставленной цели. Эти методы воздействия всегда носили лишь вынужденный, ситуативный характер и были характерны для реагирующей политики борьбы с преступностью [2, с. 64-65]. И эта точка зрения отнюдь не нова, уже в XVIII в. великий итальянский гуманист и реформатор Чезаре Беккариа выдвинул идею, что лучше предупреждать преступления, чем наказывать, и именно в этом — главная цель всякого хорошего законодательства, которое является искусством вести людей к возможно большему счастью или к возможно меньшему несчастью [1, с. 150].

2 Четиль Ханссен (К]еШ Hanssen) Образование и семейное положение боевиков ИГИЛ удивило исследователей // ИноСМИ^и : [сайт]. URL: https://inosmi. ш/шШ1агу/20160423/236269804.Ы:ш1 (дата обращения: 18.07.2020).

Современные тенденции общественной жизни тоже требуют пристального изучения, так как именно здесь формируется питательная среда, где «вирус» радикализма и крайней нетерпимости получает свое начало и развитие. Молодежь, получая в период обучения в вузе вторичную социализацию наиболее интересный объект для неблаговидного воздействия на их взгляды и ближайших круг убеждений со стороны радикальных экстремистских организаций.

Идея приоритетности общесоциального предупреждения стала обретать обоснованную наукой форму уже в XIX в., когда итальянский ученый Энрико Ферри особо отметил, что именно социальная превенция добирается до отдаленных корней преступления, чтобы его уничтожить, она борется с ним косвенными средствами, основанными на свободном проявлении психологических и социологических законов [7, с. 307].

Общесоциальное предупреждение, хотя и потребует более масштабного приложения усилий и больших ресурсных затрат, а подведение итогов его воздействия может быть отложено на неопределенный срок, но и результат его будет куда более полновесным и пролонгированным [5].

Для исследования отдельных аспектов проведения профилактической работы экстремистских проявлений в вузе, следует учитывать, что конкретно молодежному экстремизму присущи некоторые особенности и в первую очередь — это неформальный характер молодежных экстремистских групп.

Во-вторых, участники таких групп редко имеют полное понимание того, чем занимается их группа и кто руководит их деятельностью, а ряд членов экстремистских групп имеет и весьма смутное представление даже об идеологической и исторической подоплеке организаций, в которые они входят. Они во многом ориентируются только на внешние проявления неформального движения, а именно на громкую фразеологию лозунгов, внешнюю атрибутику (отличительные знаки членов групп) и другие выдуманные аксессуары.

В среде молодежных неформальных групп наблюдается наличие лидера-руководителя, мнение которого может быть непререкаемым. Он появляется во всех случаях из-за повышенной внушаемости молодежи. Такой лидер передает (транслирует) экстремистские идеи и оказывает влияние на поведение (образ жизни) молодого человека через свой реальный или наигранный авторитет.

Присутствие такого лидера-руководителя обычно рассматривается молодыми людьми

как особая гарантия от возможного провала при совершении преступлений и является стимулом для совершения противоправных действий, младшие члены группы как бы чувствуют свою неуязвимость. При этом сам лидер рассчитывает на полное подчинение его воли, на возможность избежать в случае задержания ответственности за непосредственное участие в совершении конкретного преступления и на присвоение существенной доли доходов (в случае внешнего финансирования) от преступной деятельности такой группы.

Здесь так же следует отметить, что не последнюю роль для членов неформальных радикальных групп играет и возможность почувствовать себя членом некоего «тайного общества» или даже «ордена», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными людьми или с их точки зрения не такими как они.

Психологические теории объясняют проявление такой агрессии в первую очередь, как выражение страха перед окружающей действительностью и дальнейшей жизненной неопределенностью молодого человека.

В некоторых случаях именно экстремизм в среде молодых людей является вполне закономерным явлением, поскольку выступает в качестве своеобразной «защитной» психологической реакции на внешнее давление и внутренние нерешенные конфликты [6].

Как показывает нам правоохранительная практика, экстремистские убеждения и взгляды на территории России всегда формируются извне и редко появляются как идеологические проявление в отдельно взятом индивидууме (как источник «просветления»). К сожалению, молодому человеку такие идеи приносят извне более старшие и опытные люди (причем не всегда знакомые) или уже заразившиеся (завербованные) сверстники. Дело в том, что такие идеи, как расовое превосходство, религиозная чистота и единственно истинная точка зрения на социальные и политические события в стране сами по себе не проявляются в общественных процессах взаимодействия и коммуникации индивидуумов.

Как правило, есть источник, и он практически во всех случаях внешний (зарубежный) или местный, но поддержанный (профинансированный) извне, вот почему рассматриваемая проблема не является чисто внутренним делом нашей страны, а носит транснациональный характер. Но современная действительность свидетельствует нам о том, что Россия решает эти проблемы только с незначительным числом своих союзников (страны СНГ, ОДКБ и БРИКС), а остальные

страны чаще безразличны к призывам для объединения усилий в борьбе с такими угрозами современному миру.

Развитие связи и реклама электронного социального взаимодействия людей за последнее время в среде радикальных сообществ вызвали некоторые устойчивые тенденции к объединению членов таких групп по «сетевому» принципу. Такой принцип предполагает большую самостоятельность в деятельности организации и их независимость от классического иерархического построения взаимоотношений в группах. При «сетевой» организации образуются несколько самостоятельных ячеек и нет централизованного управления нижестоящих групп вышестоящим.

Как правило такие «сетевые» организации действуют автономно и не связанные друг с другом все время, в определенный день и час, указанный организаторами противоправной акции, объединяются в большую группу, даже не подозревая, что управляемы единым центром.

Отдельно можно отметить и некоторое стремление малой радикальной группы общаться и присоединяться к какой-нибудь «солидной» экстремистской организации или радикально настроенному объединению. Причем, молодой человек, пришедший в организацию такого рода, может и не являться экстремистом изначально, а в процессе психологической и идеологической обработки, причем, иногда с сильными методиками внушения чужой воли он становиться им. Он становиться носителем экстремистских идей посредством участия в деятельности этой организации и постепенного усваивания ее идеологии. Негативная роль старших по возрасту лиц и зачастую ранее судимых, заключается в ориентировании участников группы на различные формы противоправного поведения и постепенного утверждения в их сознании представлений о вседозволенности и безнаказанности.

На практике сегодня все реже и реже встречаются молодежные экстремистские группы, которые возникают без участия взрослых и без иностранного финансирования.

В связи с указанными обстоятельствами необходимо осуществлять активное противодействие экстремизму именно на уровне первичных малых неформальных групп, не дожидаясь, когда проявления крайней нетерпимости примет системный характер с печальными последствиями в виде массовых акций или террористических актов.

Решить вопрос о качественном «лечении» (профилактики) экстремизма можно только лишив такие идеологические устремления

и взгляды почвы для переноски и развития этого «вируса».

Успех работы по профилактике проявлений экстремизма в студенческой среде во многом зависит от степени взаимного доверия и уровня налаженного взаимодействия между администрацией вуза и правоохранительными органами, общественными и религиозными организациями, а в некоторых аспектах и со СМИ. Трагические события в учебных заведениях США, Франции, Норвегии и недавно произошедшие в Симферополе, свидетельствуют о том, что в противодействии экстремистским проявлениям требуется своевременное и полноценное взаимодействие и взаимопонимание между указанными ранее субъектами и учебными заведениями.

Молодому человеку кроме эмоциональной компенсации нужны пояснения, доказательства, авторитетное мнение и им это предоставляют на все 100 процентов. Однако различить, где истина (правда), а где ложь (неправда) не каждый может сразу, на это нужен определенный жизненный опыт или взрослая осторожность, которой пока еще не было сформировано у обучающегося в вузе.

Следует признать такой факт, что в современном обществе присутствует дефицит позитивного воздействия на молодежную среду и на конкретного подростка. К сожалению, семья зачастую не в полной мере выполняет такие важнейшие функции, как формирование чувства психологической защищенности, в результате чего может проявиться агрессивный способ самоутверждения в группе.

У некоторых молодых людей в период взросления и самостоятельности наблюдается повышенная конфликтность, что вызывает новый уровень притязаний со стороны молодого человека. На этом фоне вовлечение в различные организации, в том числе и радикального толка, может сформировать в них готовность к фанатичному жертвованию собой ради «высокой» цели.

Иногда «сверхопекаемость» со стороны родителей и запрет на набивание шишек в детском возрасте приводит для некоторых молодых людей к занятиям крайне экстремального толка, в том числе и с суицидным подтекстом (организация синий кит и подобные им).

На первый план работы по профилактике проявлений экстремизма в образовательной среде Российских вузов выходит правильная и умелая работа по разъяснительной (воспитательной) работе в студенческой среде, которую должны проводить педагогические работники и администрация вуза. Не всегда авторитет педагога помогает избежать проблем, доверие,

как показывает практика, не всегда может своевременно среагировать на проявившуюся проблему в академической группе или у отдельно взятого студента.

Принципы профилактических мероприятий:

— честность и открытость;

— ненавязчивое постоянство и непрерывность;

— привлечение специалистов к обсуждению сложных и профессиональных вопросов;

— наглядность;

— объективность;

— в некоторых случаях применение индивидуального подхода.

— наиболее тесное взаимодействие с правоохранительными органами.

Для организации профилактической работы в молодежной среде следует учесть ряд обстоятельств, среди которых можно выделить:

— уровень воспитанности и сформированной культуры молодого человека;

— особенности организации педагогического процесса в вузе;

— наличие в вузе необходимого специалиста;

— состояние мер, направленных на правовое воспитание;

— уровень организации досуга (вне учебной деятельности);

— наличие возможности у вуза места для организованного проведения свободного времени учащимися;

— степень использования современных средств для коммуникации среди студентов;

Выводы

Результативность профилактической работы, прежде всего, зависит от профессиональных, интеллектуальных, культурных и личностных качеств педагогов, и лиц ответственных за данное направление деятельности в вузе.

Следует своевременно засечь тот момент, когда проблема стучится в дверь, здесь надежда на профессионализм и опыт педагогического работника, который отметит первые признаки изменений в поведении и взглядах обучающегося. В беседе с человеком, попавшим в сложную социальную или психологическую ситуацию можно и даже нужно выяснить максимально подробно причины симпатий к экстремистским организациям, личность лиц, вовлекающих студентов в неформальные группы, в какой период времени проходят совместные акции и площадки для встреч и общения (которые могут быть и сетевыми). Такая беседа не должна выглядеть как процессуальное

действие (допрос), однако в процессе беседы можно положительно влиять на взгляды обучающегося, его интересы, можно совместно выработать пути решения сложных жизненных вопросов и выбрать модель поведения для выхода из нелегкого положения молодого человека.

Поэтому одним из важных предложений по-нашему мнению может стать организация курсов повышения квалификации педагогов по выявлению указанной проблемы в молодежной среде с привлечением представителей правоохранительных органов и представителей религиозных конфессий. Так же специализированное периодическое тестирование обучающихся на предмет возникновения радикальных взглядов в студенческой среде с последующим индивидуальным консультированием.

Студенческая среда не однородна, и сплотить ее может только общее дело (работа) и постоянное взаимодействие всех участников социальных и профессиональных взаимоотношений. Проведение системной педагогической работы по социализации молодого человека в студенческой группе. Необходимо умелое налаживание обратной связи специалист и обучающийся для разработки стратегии профилактики экстремистских убеждений в вузе. Дело в том, что без помощи старшего и имеющего жизненный опыт педагога редко удается помочь студенту, попавшему под влияние пагубных идей.

Знание условий и особенностей студенческой среды в вузе, этнического состава, культуры обучающихся, понимание тенденций в поведении студентов позволит определить направление и содержание некоторых профилактических мероприятий, что выдвигает педагогических работников в число инициаторов мероприятий, направленных на профилактику преступлений экстремистского толка.

Приходящие в нашу страну из-за рубежа экстремистские взгляды и радикальные религиозные тезисы преследуют цель не только дестабилизации политической обстановки в стране, но и является источником заработка немалых сумм, поэтому следует обращать внимание на мелкие финансовые взаимоотношения в студенческой среде.

Нельзя исключить из повестки дня профилактики экстремизма такой фактор, как социализация молодежи. Проводить мероприятия направленные на социальную адаптацию следует, опираясь на отечественный положительный опыт, традиции народов России и эффективно функционирующую систему легальных молодежных социальных институтов. В рамках мероприятий по социализации должны

быть учтены такие мероприятия, которые направленны на воспитание взаимного уважения как к личности индивида, так и к его правам в целом, мероприятия патриотического содержания, следует придерживаться культурной открытости на всем протяжении обучения студентов в вузах.

Профилактические мероприятия следует проводить регулярно, не позволяя себя утешать тем обстоятельством, что если несколько лет ничего не происходило, то и далее ничего не произойдет ведь как говорил Герман Мелвилл в романе «Моби Дик»: штиль — это мягкая оболочка шторма. Молодой человек, попавший в пока ему не знакомую среду нуждается в поддержке педагога и его мягком опекунстве, особенно если опоры на своих од-ногруппников пока нет.

Профилактические мероприятия:

— публичные просветительские лекции, в том числе и правового содержания, для повышения правовой культуры студентов;

— дискуссионные площадки совместно с представителями религиозных конфессий;

— активные и спортивные (командные) мероприятия;

— изучение личности лидеров экстремистских организаций и разъяснение их высказываний с критической стороны (дискредитация лидера);

— совместные туристические походы (где есть совместная командная работа);

— повышение квалификации и профессиональное обучение педагогов по вопросам выявления и профилактики экстремизма в вузе;

— встречи с представителями правоохранительных органов;

— активные мероприятия по адаптации иногородних и иностранных студентов;

— ликвидация безграмотности по вопросам отечественной истории, традициях и культуре своего народа, общественно-политическим процессам;

— формирование взаимного уважения к национальной культуре;

— взаимодействие с представителями учреждений культуры и прежде всего краеведческими музеями для проведения исторических лекций и экскурсий;

— привитие любви и уважения к России, ее истории и традициям;

— проведение ежегодных психологических тестирований и социологических опросов в целях составления представления о состоянии напряженности внутри академических групп;

— в некоторых случаях нельзя исключать и разъяснительную работу с родителями обучающегося, которые могут подсказать некоторые пути решения проблемы, наблюдая за своим ребенком внутри семьи.

— организация некоторой части досуго-вых мероприятий внутри вуза (спорт, культура, клубы по интересам);

— проведение ежегодной диспансеризации обучающихся с целью выявления аномалий психического развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

В целом же предупреждение преступлений экстремистской направленности требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения на всех этапах предупредительной деятельности [8].

И вуз должен взять на себя не такую уж и малую часть этой необходимой ноши для формирования будущего нашей страны как в профессиональном, правовом, так и в социальном плане. Ведь практика нам свидетельствует о том, что в тех учебных заведениях, где проводится целенаправленная работа по оздоровлению социально-психологического климата в молодежной среде, в заинтересованности подростков по проведению интересного и социально-полезного досуга, экстремистские взгляды теряют свою привлекательность и силу.

Список литературы

1. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа ; сост., предисл. В. С. Овчинский ; пер. с итал. М. М. Исаева. — Москва : ИНФРА-М, 2004. — 184с.

2. Горшенков, Г. Н. Криминологический словарь / Г. Н. Горшенков. — Нижний Новгород : Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2004. — 240 с.

3. Камалеева, А. Р. Поликультурное образование и виктимологическая профилактика идеологии экстремизма и терроризма среди современной российской молодежи: социологический аспект / А. Р. Камалеева, С. Ю. Грузкова // Социология образования. — 2018. — № 1. — С. 92-98.

4. Кулягин, И. В. Профилактика распространения идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде / И. В. Кулягин // ОБЗОР.НЦПТИ. — 2016. — № 8. — С. 15-27.

5. Маркова, Ю. В. К вопросу о приоритетности мер общесоциального предупреждения в сфере противодействия экстремизму / Ю. В. Маркова // Современные проблемы молодежного экстремизма

в Российской Федерации: состояние и тенденции : материалы круглого стола (Москва, 25 октября 2007 г). — Москва : ВНИИ МВД России, 2008. — 224 с.

6. Предложения по совершенствованию деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по предупреждению экстремистских проявлений среди подростков и молодежи. — Москва : ВНИИ МВД России, 2004.

7. Ферри, Э. Уголовная социология / Э. Ферри ; сост., предисл. В. С. Овчинский. Москва : ИНФРА-М, 2005. —658 с.

8. Черкасов, Р. В. Предупреждение преступлений, совершаемых участниками неформальных молодежных движений экстремистской направленности / Р. В. Черкасов, А. И. Савельев // Современные проблемы молодежного экстремизма в Российской Федерации: состояние и тенденции : материалы круглого стола (Москва, 25 октября 2007 г). — Москва : ВНИИ МВД России, 2008. — 224 с.

References

1. Bekkaria, Ch. O prestupleniyakh i nakazaniyakh / Ch. Bekkaria ; sost., predisl. V. S. Ovchinskiy ; per. s ital. M. M. Isaeva. — Moskva : INFRA-M, 2004. — 184s.

2. Gorshenkov, G. N. Kriminologicheskiy slovar / G. N. Gorshenkov. — Nizhniy Novgorod : Nizhegorodskiy gos. un-t im. N. I. Lobachevskogo, 2004. — 240 s.

3. Kamaleeva, A. R. Polikulturnoe obrazovanie i viktimologicheskaya profilaktika ideologii ekstremizma i terrorizma sredi sovremennoy rossiyskoy molodezhi: sotsiologicheskiy aspekt / A. R. Kamaleeva, S. Yu. Gruzkova // Sotsiologiya obrazovaniya. — 2018. — № 1. — S. 92-98.

4. Kulyagin, I. V. Profilaktika rasprostraneniya ideologii terrorizma v obrazovatelnoy sfere i molodezhnoy srede / I. V. Kulyagin // OBZOR.NTsPTI. — 2016. — № 8. — S. 15-27.

5. Markova, Yu. V. K voprosu o prioritetnosti mer obshchesotsialnogo preduprezhdeniya v sfere protivodeystviya ekstremizmu / Yu. V. Markova // Sovremennye problemy molodezhnogo ekstremizma v Rossiyskoy Federatsii: sostoyanie i tendentsii : materialy kruglogo stola (Moskva, 25 oktyabrya 2007 g). — Moskva : VNII MVD Rossii, 2008. — 224 s.

6. Predlozheniya po sovershenstvovaniyu deyatelnosti podrazdeleniy po delam nesovershennoletnikh po preduprezhdeniyu ekstremistskikh proyavleniy sredi podrostkov i molodezhi. — Moskva : VNII MVD Rossii, 2004.

7. Ferri, E. Ugolovnaya sotsiologiya / E. Ferri ; sost., predisl. V. S. Ovchinskiy. Moskva : INFRA-M, 2005. — 658 s.

8. Cherkasov, R. V. Preduprezhdenie prestupleniy, sovershaemykh uchastnikami neformalnykh molodezhnykh dvizheniy ekstremistskoy napravlennosti / R. V. Cherkasov, A. I. Savelev // Sovremennye problemy molodezhnogo ekstremizma v Rossiyskoy Federatsii: sostoyanie i tendentsii : materialy kruglogo stola (Moskva, 25 oktyabrya 2007 g). — Moskva : VNII MVD Rossii, 2008. — 224 s.

Дата поступления статьи: 18.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.