Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM / EDUCATIONAL SPACE / STUDENTS / SOCIAL AND EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL ACTIVITIES / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна, Сёмкина Евгения Николаевна, Глущенко Ирина Анатольевна, Петьков Валерий Анатольевич

Социально-политическая реальность наших дней демонстрирует распространение проявлений идеологии и практики экстремизма и терроризма во всём мире. Цифровизация и информатизация современного глобализирующегося социума, помимо очевидных преимуществ, имеет серьезные деструктивные последствия для формирования личности подрастающего поколения, в том числе и распространение идей экстремизма и терроризма. В этих условиях важно формировать антиэкстремистское и антитеррористическое сознание молодежи в процессе социализации, одним из институтов которой является система образования. В этой связи в рамках решения проблемы организации педагогической профилактики проявлений экстремизма и терроризма у студентов в образовательной среде вуза раскрываются направления по реализации мер противодействия идеологии и практики современного экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях, обеспечивающих устойчивость развития личности молодёжи. Целью исследования являлось теоретическое обоснование и апробации эффективности концептуальных основ организации педагогической профилактики проявлений экстремизма и терроризма у студентов в образовательной среде вуза. Объектом исследования выступает система высшего профессионального образования. Предмет исследования заключается в выявлении педагогических условий педагогической профилактики проявлений экстремизма и терроризма у студентов в образовательной среде вуза. В качестве методов использовался социологический опрос в форме анкетирования студентов разных курсов студентов очной формы обучения. В результате проведенного эксперимента были сделаны следующие выводы: образовательное пространство вуза интегрирует в себя образовательный и воспитательный процессы, поэтому для достижения эффективного формирования антиэкстремистского и антитеррористического сознания молодежи, а также предупреждения проявлений идеологии и практики современного экстремизма и терроризма целесообразно в вузах организовывать педагогическую профилактику, включающую не только воспитательную работу, но и учебно-просветительскую посредством введения в образовательный процесс учебной дисциплины, формирующей весь необходимый спектр знаний, умений и навыков по заданной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна, Сёмкина Евгения Николаевна, Глущенко Ирина Анатольевна, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The social and political reality of our day demonstrates the spread of manifestations of the ideology and practice of extremism and terrorism throughout the world. The digitalization and informatization of the modern globalizing society, in addition to obvious advantages, has serious destructive consequences for the formation of the personality of the younger generation, including the dissemination of the ideas of extremism and terrorism. In these circumstances, it is important to build the anti-extremist and anti-terrorist consciousness of young people in the process of socialization, one of whose institutions is the education system. In this regard, in order to solve the problem of pedagogical prevention of extremism and terrorism manifestations among students in the educational environment of the university, we disclose the directions for the implementation of measures to counter the ideology and practice of modern extremism and terrorism in educational institutions that ensure the sustainability of the development of the personality of youth. The purpose of the study is to theoretically substantiate and test the effectiveness of the conceptual foundations related to the organization of pedagogical prevention of extremism and terrorism manifestations among students in the educational environment of the university. The object of the study is the system of higher professional education. The subject of the study is the identification of pedagogical conditions for the pedagogical prevention of extremism and terrorism manifestations among students in the educational environment of the university. The main method used was a sociological survey in the form of questionnaires of full-time students of different courses. As a result of the experiment, we arrived at the following conclusions: the educational space of the university integrates teaching and educational processes, therefore, in order to achieve the effective formation of an anti-extremist and anti-terrorist consciousness of young people, as well as preventing manifestations of the ideology and practice of modern extremism and terrorism, it is advisable to organize pedagogical prevention in universities, including not only pedagogical work, but also educational through the introduction of educational discipline into the educational process, forming the entire necessary range of knowledge and skills on a given issue.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

УДК 378.017:323.85 ББК 74.48 К 65

К.В. Булах

Кандидат психологических наук, доцент, руководитель научно-исследовательской части Невинномысского государственного гуманитарно-технического института; E-mail: [email protected]

Н.Ю. Демченко

Кандидат психологических наук, доцент, декан гуманитарного факультета Невинномысского государственного гуманитарно-технического института; E-mail: [email protected]

Е.Н. Сёмкина

Кандидат политических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и юридических дисциплин Невинномысского государственного гуманитарно-технического института; E-mail: [email protected]

И.А. Глущенко

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, образования и педагогических наук Невинномысского государственного гуманитарно-технического института; E-mail: [email protected]

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

(Рецензирована)

Аннотация. Социально-политическая реальность наших дней демонстрирует распространение проявлений идеологии и практики экстремизма и терроризма во всём мире. Цифровизация и информатизация современного глобализирующегося социума, помимо очевидных преимуществ, имеет серьезные деструктивные последствия для формирования личности подрастающего поколения, в том числе и распространение идей экстремизма и терроризма. В этих условиях важно формировать антиэкстремистское и антитеррористическое сознание молодежи в процессе социализации, одним из институтов которой является система образования. В этой связи в рамках решения проблемы организации педагогической профилактики проявлений экстремизма и терроризма у студентов в образовательной среде вуза раскрываются направления по реализации мер противодействия идеологии и практики современного экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях, обеспечивающих устойчивость развития личности молодёжи. Целью исследования являлось теоретическое обоснование и апробации эффективности концептуальных основ организации педагогической профилактики проявлений экстремизма и терроризма у студентов в образовательной среде вуза. Объектом исследования выступает система высшего профессионального образования. Предмет исследования заключается в выявлении педагогических условий педагогической профилактики проявлений экстремизма и

терроризма у студентов в образовательной среде вуза. В качестве методов использовался социологический опрос в форме анкетирования студентов разных курсов студентов очной формы обучения. В результате проведенного эксперимента были сделаны следующие выводы: образовательное пространство вуза интегрирует в себя образовательный и воспитательный процессы, поэтому для достижения эффективного формирования антиэкстремистского и антитеррористического сознания молодежи, а также предупреждения проявлений идеологии и практики современного экстремизма и терроризма целесообразно в вузах организовывать педагогическую профилактику, включающую не только воспитательную работу, но и учебно-просветительскую посредством введения в образовательный процесс учебной дисциплины, формирующей весь необходимый спектр знаний, умений и навыков по заданной проблематике.

Ключевые слова: профилактика экстремизма и терроризма, образовательное пространство, студенческая молодежь, социально-воспитательная работа, учебно-просветительская деятельность, цифровизация.

K.V. Bulakh

Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Research Department, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology; E-mail: [email protected]

N.Yu. Demchenko

Candidate of Psychology, Associate Professor, Dean, Faculty of Humanities, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology; E-mail: [email protected]

E.N. Semkina

Candidate of Political Science, Associate Professor, Department of Social, Humanities and Legal Disciplines, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology; E-mail: [email protected]

I.A. Gluschenko

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Education and Pedagogical Sciences, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology; E-mail: [email protected]

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University; E-mail: [email protected]

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Abstract. The social and political reality of our day demonstrates the spread of manifestations of the ideology and practice of extremism and terrorism throughout the world. The digitalization and informatization of the modern globalizing society, in addition to obvious advantages, has serious destructive consequences for the formation of the personality of the younger generation, including the dissemination of the ideas of extremism and terrorism. In these circumstances, it is important to build the anti-extremist and anti-terrorist consciousness of young people in the process of socialization, one of whose institutions is the education system. In this regard, in order to solve the problem of pedagogical prevention of extremism and terrorism manifestations among students in the educational environment of the university, we disclose the directions for the implementation of measures to counter the ideology and practice of modern extremism and terrorism in educational institutions that ensure

the sustainability of the development of the personality of youth. The purpose of the study is to theoretically substantiate and test the effectiveness of the conceptual foundations related to the organization of pedagogical prevention of extremism and terrorism manifestations among students in the educational environment of the university. The object of the study is the system of higher professional education. The subject of the study is the identification of pedagogical conditions for the pedagogical prevention of extremism and terrorism manifestations among students in the educational environment of the university. The main method used was a sociological survey in the form of questionnaires of full-time students of different courses. As a result of the experiment, we arrived at the following conclusions: the educational space of the university integrates teaching and educational processes, therefore, in order to achieve the effective formation of an anti-extremist and anti-terrorist consciousness of young people, as well as preventing manifestations of the ideology and practice of modern extremism and terrorism, it is advisable to organize pedagogical prevention in universities, including not only pedagogical work, but also educational through the introduction of educational discipline into the educational process, forming the entire necessary range of knowledge and skills on a given issue.

Keywords: prevention of extremism and terrorism, educational space, students, social and educational work, educational activities, digitalization.

Социально-политическая реальность наших дней демонстрирует распространение проявлений идеологии и практики экстремизма и терроризма в масштабах всего земного шара. Терроризм приобрел наднациональный характер, а террористические организации по масштабам их деятельности, географической распространенности и финансовым возможностям сопоставимы с транснациональными структурами. Особую тревогу вызывает не только скорость распространения и популяризации преимущественно в среде молодежи идеологии экстремизма и терроризма, но и применение этими организациями современных технологий вербовки и манипуляций с сознанием и подсознанием потенциальных членов [1, 2, 3].

Мировой тренд - цифровизация и информатизация всех сфер общественной жизни имеет больше отрицательных последствий как для отдельной личности, так и для социума, чем положительных результатов. Цифровизация способствуют не только быстрому распространению экстремистских идеологий, но и беспрепятственному усвоению молодежью и заражению этими идеями, без глубокого осознания всей трагичности подобного выбора. Парадокс

заключается в том, что чем больше мировое сообщество продвигает и культивирует идеи толерантности в контексте межэтнических и межконфессиональных отношений, тем привлекательнее становятся деструктивные экстремистские идеологии для молодежи, тем активнее они участвуют в запрещенных террористических группировках. Силовое решение данной проблемы также не всегда эффективно, так как оно возможно непосредственно в боевых условиях, а в мирной обыденной жизни одержать победу в информационной войне с идеологами терроризма не представляется пока возможным. В данных условиях более эффективным направлением работы в антитеррористической борьбе является формирование антитеррористического и антиэкстремистского и антитеррористического сознания подрастающего поколения, формирование единой общероссийской идентичности и выработка единой системы гуманистических ценностей современного общества и формирование этих ценностей у молодежи в процессе социализации [4].

Неотъемлемыми элементами социализации молодого поколения выступают образовательные учреждения. Подавляющее большинство

граждан нашего государства, вне контекста их религиозных воззрений или этнической принадлежности, проходят через систему образования. Нейтрализация сложившегося информационного вакуума в противодействий экстремизму и терроризму является залогом успешной социализации молодёжи. Однако перманентное реформирование системы образования, частая смена ФГОС не позволяют образовательным организациям сосредоточиться на формировании системы «фильтров» по отношению к идеологии и практике экстремизма и терроризма. Данный факт выступает препятствием в правильной оценке и преподавателями и обучающимися угроз и рисков, исходящих от экстремизма и терроризма. Как показывает практика последних лет, высокий уровень образования и культуры не всегда способствует правильному разграничению молодежью допустимого и недопустимого поведения и мировоззрения. Например, в запрещенную в России террористическую группировку ИГИЛ уезжает молодежь из обеспеченных семей, обучающаяся в престижных вузах и т.д. Это свидетельствует о необходимости существенного совершенствования системы профилактики идеологии и практики экстремизма и терроризма.

Система высшего образования должна принимать активное участие в процессе формирования антиэкстремистского иммунитета сознания молодежи и антитеррористической системы ценностей. С этой целью необходимо совершенствовать образовательное пространство вуза, исключая риски, препятствующие реализации политики формирования антитеррористического и антиэкстремистского сознания. К таким рискам следует отнести: отсутствие системы подготовки и переподготовки преподавателей, недостаточное финансирование, слабую заинтересованность вузов, отсутствие системы противодействия экстремизму в

вузе и специалистов по работе, недостаточную работу со студентами-мигрантами, низкий уровень организации профилактической работы с молодежью и по оказанию психологической помощи, недостатки в содержании учебных планов и программ обучения, сокращение часов на социально-гуманитарные дисциплины, формирующие мировоззрение студентов и т.д. [5, 6].

Федеральный закон об образовании в РФ закрепляет один из принципов в сфере образования - приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод [7]. Современные подходы к реализации компетентностного подхода в образовании не в полной мере отражают потребности современного общества и личности в приобретении всех необходимых для жизни, здоровья человека и развития государства, знаний, умений и навыков. Перманентные трансформации в системе образования не обеспечивают необходимой динамики, совпадающей с развитием общественных отношений и социальных изменений. Совершенствование террористическими организациями технологий вербовки, а также наличие в их арсенале наиболее опасного военного, бактериологического, химического, биологического и информационного оружия свидетельствуют о проигрыше государственными институтами, в том числе образованием информационной войны с террористами, а также неспособности мировых держав в полной мере гарантировать безопасность своим гражданам. Тем не менее субъекты образовательной деятельности должны в рамках реализации компетентностного подхода принимать активное участие в деле противодействия и профилактики проявлений идеологии и практики современного экстремизма и терроризма [8].

Поспешность внедрения новых федеральных образовательных стандартов, недостаточно корректные формулировки отдельных компетенций способствуют затруднению

в разработке образовательных программ и включению в них дисциплин, способствующих формированию знаний, навыков и умений, соответствующих личностных качеств обучающихся, обеспечивающих формирование правильного мировоззрения, а также адекватное поведение при столкновении с рисками и угрозами проявления экстремизма и терроризма. Так, ни в одном ФГОС ВО не предусмотрено ни одной компетенции, в полной мере отражающей потребность в противодействии и профилактике проявлений такой глобальной проблемы современности, как международный терроризм. Новое наименование компетенций в ФГОС (3++) - универсальные компетенции (УК), которые представляют собой трансформированные общекультурные компетенции (ОК) ФГОС (3+) и не решают в полной мере задачи противодействия терроризму, тогда как основная цель политики государства в сфере образования, согласно Бо-лонским соглашениям, формирование такой модели образования, которая будет отвечать всем вызовам современности.

Выполненный нами анализ разработанных образовательными организациями программ по профилактике идеологии и практики экстремизма и терроризма позволяет сделать вывод об отсутствии эффективных теоретико-методологических подходов к решению этой проблемы, недостаточной разработанности системы превентивных мер, включающих основы государственно-правового регулирования, механизмы взаимодействия учреждений культуры и образования, учет факторов влияния средств массовой информации [9, 10]. Концепция организации педагогической профилактики проявлений экстремизма и терроризма основывается на теоретико-методологической базе, отражающей взаимосвязь образовательной и социально-культурной деятельности, конкретизирует совокупность

теорий, методологических подходов и педагогических принципов, целевые ориентиры организации этого процесса, его сущность, содержание и структурную организацию, а также педагогические подходы к формированию отношения студентов к такого рода проявлениям.

Целевые компоненты концепции ориентируют педагогический коллектив вуза на организацию образовательной и воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование у студентов устойчивой системы поведенческих мотивов, ценностей и установок к негативному восприятию идей экстремизма и терроризма. Педагогическая профилактика экстремизма является частью системы профилактики правонарушений, включает этапы первичной и вторичной профилактики, реализуемые на социальном и индивидуальном уровнях. Основными субъектами профилактики выступают образовательные организации, реализующие различные педагогические и культурно-развивающие технологии (информационные, просветительные, рекреационные, культуротворческие, досуговые и др.).

Содержательной основой педагогической профилактики является развивающаясяучебно-воспитатель-ная социокультурная деятельность, организуемая с учётом методологических подходов (аксиологический, системный, культурологический, личностно-деятельностный, систем-но-деятельностный и др.) и опирающаяся на принципы воспитания (гуманизма, природо- и культуросо-образности, коллективности, диало-гичности и др.) и частные принципы (соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности, сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями и отдельными гражданами и др.). Основным условием реализации концепции педагогической профилактики проявлений экстремизма и терроризма

у студентов вуза является организация продуктивного образовательного и социокультурного взаимодействия, формирующего толерантное сознание и поведение.

Структурными элементами образовательного и социокультурного взаимодействия являются: субъекты взаимодействия (участники), совместная деятельность, педагогическое общение и организованная образовательная и социокультурная среда, определяющая параметры этого взаимодействия. Критериями эффективности педагогической профилактики проявлений экстремизма и терроризма у студентов вуза являются: критерий социокультурной обусловленности; критерий личностной направленности; критерий эффективности средств профилактики; критерий профилактической активности субъектов образовательной и социокультурной среды.

Реализация концептуальных оснований профилактики проявлений идеологии и практики современного экстремизма и терроризма у студентов Невинномысского государственного гуманитарно-техническом института (НГГТИ) была обеспечена разработкой и включением во все учебные планы всех направлений подготовки, реализуемых вузом, факультативной дисциплины «Идеология и практика современного экстремизма и терроризма» с 2016 года. Решению о разработке данного курса и введении в учебные планы данной дисциплины поспособствовало предварительное социологическое исследование в форме опроса студентов данного вуза. Целью исследования стало изучение осведомленности студенческой молодежи об экстремизме и его проявлениях. В опросе приняли участие 200 студентов очной формы обучения гуманитарного, финансово-экономического факультета и факультета техники и современных технологий. Выбор опрашиваемых групп студентов был произведен случайным методом. Для проведения опроса была

разработана анкета из 10 вопросов закрытого типа. Анкеты были анонимными, а само анкетирование осуществлялось раздаточным способом. Возраст всех опрошенных составил 18-21 год. Респонденты в возрасте 18 лет составили - 37%, 19 лет - 29%, 20 - 18%, 21 - 16%. По половой принадлежности выборку не делили.

Анализ ответов на вопрос о том, какие мероприятия проводятся в вузе по профилактике экстремизма, позволил сделать вывод о том, что в основном акцент делался на усиление социально-воспитательной работы. Недостаточный уровень информированности студентов о сущности экстремизма и терроризма, об истинном содержании, целях идеологов и вербовщиков экстремистских организаций может детерминировать неосознанный выбор или лояльное отношение к проявлениям терроризма и экстремизма в обществе.

Поскольку особенность образовательного пространства заключается в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны, то задача руководства образовательного учреждения заключалась в том, чтобы максимально связать знания с интересами личности, задать общественно-полезный вектор его способностям и умениям, сформировать полезные изменения в сознании обучающихся, проявляющиеся в правильных оценках деструктивных проявлений экстремизма и терроризма, научить разбираться в технологиях манипуляции сознанием и методах вербовки, привить навыки противодействия и правильного поведения в условиях террористической угрозы. В разработанной рабочей программе дисциплины «Идеология и практика современного экстремизма и терроризма» универсальные компетенции, их количество и формулировки одинаковы для всех направлений подготовки бакалавриата. Учитывая социально-психологические характеристики студенческой

молодёжи, а также особенности современного информационного общества, была разработана программа дисциплины, включающая темы, по мнению разработчиков, актуальные для всех направлений подготовки НГГТИ и освещающие различные аспекты проявления экстремизма и терроризма, вербовки и противостояния этому феномену:

Тема 1. «Идеология и практика современного экстремизма и терроризма» как учебная дисциплина.

Тема 2. Понятие, сущность, формы и виды экстремизма.

Тема 3. Причины и факторы возникновения экстремизма и терроризма.

Тема 4. Проявления экстремизма и терроризма на разных этапах развития социума.

Тема 5. Терроризм в истории России. Особенности экстремистских и террористических проявлений в России.

Тема 6. Социокультурные и психолого-педагогические факторы, определяющие процесс формирования ксенофобии, террористических и экстремистских проявлений личности.

Тема 7. Определение экстремизма и терроризма в соответствии с законодательством РФ.

Тема 8. Методы и технологии вербовки в экстремистские и террористические группировки.

Тема 9. Экономико-финансовые аспекты современного экстремизма и терроризма.

Тема 10. Современные информационные технологии противодействия терроризму.

Тема 11. Принципы противодействия экстремистской деятельности. Методы профилактики и противодействия распространению идеологии и практики экстремизма в современной России.

Преподавание дисциплины «Идеология и практика современного экстремизма и терроризма» на протяжении 4 лет в ГАОУ ВО «Не-винномысский государственный

гуманитарно-технический институт» позволило определить истинный, а не формальный результат понимания представлений обучающихся об идеологии и практике современного экстремизма и о рисках и угрозах, исходящих от них. В институте ежегодно в рамках научной сессии студенты демонстрируют результаты освоения данного курса и представляют на конференциях, семинарах, круглых столах доклады, репортажи, интервью, статьи, презентации, посвященные вопросу противодействия молодежному экстремизму и терроризму в условиях глобального трансформирующегося общества. Ежегодно в вузе проводится анкетирование студентов и преподавателей с целью выявления их отношения к представителям различных социальных групп, в том числе культурным, религиозным, этническим. По результатам опросов корректируются и внедряются методы прогнозирования, диагностики и профилактики антигуманных, экстремистских проявлений в образовательном пространстве вуза.

Вопрос формирования социальной и профессионально успешной личности невозможно решить без формирования толерантности через систему обучения и воспитания, объединив эти системы в единое образовательное пространство. Активизация не только превентивной воспитательной работы, но и учебно-просветительской и научной позволили создать благоприятный микроклимат в вузе, формирующий культуру мира, гуманности, дружбы, интернационализма, высокой правовой культуры, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, о чем свидетельствует развитие волонтерского движения, системы самоуправления, участие в международных, всероссийских акциях, конференциях, конкурсах и т.д.

В результате проведенного эксперимента были сделаны следующие выводы: образовательное

пространство вуза интегрирует в себя образовательный и воспитательный процессы, поэтому для достижения эффективного формирования антиэкстремистского и антитеррористического сознания молодежи, а также предупреждения проявлений идеологии и практики современного экстремизма и терроризма целесообразно в вузах организовывать педагогическую профилактику, включающую не только воспитательную работу, но и учебно-просветительскую посредством введения в образовательный процесс учебной дисциплины, формирующей весь необходимый спектр знаний, умений и навыков по заданной проблематике. В качестве рекомендации можно предложить к использованию другими вузами имеющийся пятилетний опыт

профилактической деятельности в сфере противодействия идеологии и практике современного экстремизма и терроризма в современной России, накопленный в ГАОУ ВО «Невин-номысский государственный гуманитарно-технический институт», и создать эффективную систему просвещения в области культурного и религиозного многообразия, исторического единства народов России, проявлений конфессиональной и этнической нетерпимости на разных этапах развития российского социума, порожденных экстремистскими идеями и практикой. Опыт воспитательной, просветительской и научной работы в данном направлении воспитывает уважение к праву и законности как ценности, формирует чувство ответственности как социальной, так и юридической.

Примечания:

1. Абрамов В.А., Антонов Г.А. Международный терроризм - возрастающая угроза национальной безопасности России. Чита: Изд-во ЧитГУ, 2005. 166 с.

2. Герасименко Е.В. Экстремизм: понятие, социально-экономические, политические и исторические причины явления, тенденции его развития. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. 44 с.

3. Демкина, Е.В. Формы и методы социальных технологий противодействия идеологии экстремизма и терроризма / Е.В. Демкина, С.М. Даурова // В сборнике: Молодость. Наука. перспектива. Сборник научных трудов студентов, магистрантов, аспирантов. 2017. С. 19-22.

4. Касперская Н. Цифровая экономика и риски цифровой колонизации: развернутые тезисы выступления на Парламентских слушаниях в Госдуме. URL: https://cont.ws/@sage/884423 (дата обращения: 21.04.2020).

5. Селютин В.И. Направления работы по противодействию вовлечения студентов в экстремистскую и террористическую деятельность // Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи образовательных организаций: материалы науч.-практ. конф. М., 2015. С. 231-235.

6. Иванченко И.В., Петьков В.А., Романов Д.А. Метод диагночстики рисков образовательной среды // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. Вып. 3(223). С. 45-50.

7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Российская газета. 2012. 31 дек.

8. Луков С.В., Гайдин Б.Н., Гневашева В.А. Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России: монография. М., 2010. 260 с.

9. Кузьмин А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: дис ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2015. 426 с.

10. Батышев A.C., Батышев A.A. Российское общество и терроризм: постижение истины. М.: Эгвес, 2005. 191 с.

References:

1. Abramov V.A., Antonov G.A. International terrorism as a growing threat to Russia's national security. Chita: ChitGU Publishing House, 2005. 166 pp.

2. Gerasimenko E.V. Extremism: concept, socio-economic, political and historical reasons of the phenomenon, trends of its development. Domodedovo: VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. 44 pp.

3. Dyomkina E.V. Forms and methods of social technologies of counteraction of the ideology of extremism and terrorism / E.V. Dyomkina, S.M. Daurova // In the collection: Youth. Science. Prospect. Collection of scientific works of students, undergraduates, graduate students. 2017. P. 19-22.

4. Kasperskaya N. Digital economy and risks of digital colonization: detailed theses of the speech at the Parliamentary hearings in the State Duma. URL: https://cont. ws/@sage/884423 (access date: 21.04.2020).

5. Selyutin V.I. Areas of work to counter the involvement of students in extremist and terrorist activities // Forms and methods of countering the spread of the ideology of extremism and terrorism among young people. The role and tasks of educational organizations: materials of scient. and pract. conf. M., 2015. P. 231-235.

6. Ivanchenko I.V., Petkov V.A., Romanov D.A. Method of risk diagnostics of the educational environment // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2018. Iss. 3 (223). P. 45-50.

7. About education in the Russian Federation: Feder. Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on March 1, 2020) // Rossiyskaya Gazeta. 2012. Dec. 31.

8. Lukov S.V., Gaidin B.N., Gnevasheva V.A. Dialogue of organizational cultures in the creation of a common European space for higher education: implementation of the principles of the Bologna process in international educational programs with the participation of Russia: a monograph. M., 2010. 260 pp.

9. Kuzmin A.V. Socio-cultural prevention of extremism among youth: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Tambov, 2015. 426 pp.

10. Batyshev A.C., Batyshev A.A. Russian society and terrorism: comprehension of the truth. M.: Egves, 2005. 191 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.