УДК 377
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА
Н.М. Угарова1
'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований
Аннотация. В современных условиях высокого риска террористических угроз формирование гражданской позиции молодежи является приоритетной задачей. В статье обобщен региональный опыт общеобразовательных школ Российской Федерации в сфере профилактики идеологии экстремизма и терроризма, позволяющий оценить преимущества и выявить недостатки организации системы воспитания молодежи в данном направлении. Автором предлагается технология разработки комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде, позволяющей на уровне муниципальных образований реализовать единую систему мероприятий и контроля деятельности.
Ключевые слова: общеобразовательные организации, воспитание, профилактика идеологии экстремизма и терроризма, комплексная программа, технология, проектирование.
REGIONAL EXPERIENCE OF WORK IN A SECONDARY EDUCATIONAL
INSTITUTIONS ON A PREVENTION OF EXTREMISM IDEOLOGY
N. Ugarova
Abstract. In modern conditions of high risk of terroristic threat the upbringing of youth and the formation of civil position of youth is considered to be the prior goal. The author of this article summed up the positive experience of secondary schools in Russian Federation in the sphere of prevention the ideology of extremism and terrorism, which gives an opportunity to estimate all advantages and to pick up all disadvantages of the organization of the system of upbringing. The author offers technology of development complex programme on prevention the ideology of extremism and terrorism in the educational sphere, which allows to realize on the level of municipal institutions the unified system of activities and activity control.
Keywords: secondary institutions, upbringing, the prevention of ideology of extremism and terrorism, complex programme, technology, design.
В Концепции противодействия экстремизму приведены основные проявления современного терроризма: увеличение количества
террористических актов и пострадавших от них лиц; расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями
этнорелигиозного фактора; усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма; повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных
террористических формирований с развитой инфраструктурой; усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной; повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций; стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового
поражения; попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств; разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших.
Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации, и способствующими ему причинами и условиями, являются: межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия; наличие
предпосылок для деятельности экстремистки настроенных лиц и объединений; недостаточная эффективность
правоохранительных, административно-
правовых и иных мер по противодействию терроризму; ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином
информационном пространстве Российской Федерации [4].
19 января 2016 года на расширенной коллегии прокуратуры PT заместитель генерального прокурора России Сергей Зайцев указал на то, что прокуратуре Татарстана в 2016 году необходимо уделять пристальное внимание вопросам сохранения
межнационального мира и согласия народов, проживающих в республике, а также жестко пресекать проявления экстремизма и терроризма, поскольку «сегодня мы видим многочисленные попытки запрещенных в России террористических организаций расширить свою зону влияния далеко за пределы Ближнего Востока» [1].
Наиболее рискогенной группой в этих условиях является молодежь, что обусловлено социально-экономическими, этнорелигиозными факторами; общим снижением
образовательного и культурного уровня молодых людей; используемыми экстремистски настроенными радикальными, политическими и религиозными силами. В связи с обозначенными факторами возникает необходимость изучения и распространения опыта работы по профилактике идеологии экстремизма, в том числе и в общеобразовательных организациях (школах).
Проектирование деятельности
общеобразовательных организаций по профилактике идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде необходимо начинать с разработки комплексной программы, которая будет включать в себя все необходимые составляющие: от целей и задач до обеспечения ее реализации путем подготовки кадров соответствующей квалификации и привлечения достаточных материально-технических
ресурсов. Согласно проведенному Ф.Ш. Мухаметзяновой, Г.А. Шайхутдиновой анализу [5] комплексная программа может базироваться на двух основных теоретических моделях:
1) Традиционная модель, строится на усилении роли традиционных институтов в социализации (семья, школа, ссуз, вуз и т.д.).
2) Синтетическая модель, связанная с созданием в образовательной среде альтернативных площадок для реализации потенциала молодежи через социально одобряемые проекты.
Проведем анализ реализуемых моделей комплексных программ противодействия экстремизму в образовательной среде на примере нескольких школ Российской Федерации.
В Акбашской общеобразовательной школе (Ютазинский муниципальный район, Республика Татарстан) разработана «Программа противодействия экстремизму и профилактики терроризма». Основными целями и задачами программы выступили: утверждение основ гражданской идентичности; воспитание культуры толерантности и межнационального согласия; достижение необходимого уровня правовой культуры учащихся как основы толерантного сознания и поведения; формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве; разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.
Определены основные мероприятия программы:
- последовательное обеспечение конституционных прав, гарантирующих равенство учащихся любой расы и национальности, а также свободу вероисповедания;
- утверждение общероссийских гражданских и историко-культурных ценностей, поддержание российского патриотизма и многокультурной природы российского государства и российского народа как гражданской нации;
- последовательное и повсеместное пресечение проповеди нетерпимости и насилия;
- утверждение в школе концепции многокультурности и многоукладности российской жизни;
- развитие воспитательной и просветительской работы с детьми и родителями о принципах поведения в вопросах веротерпимости и согласия, в том числе в отношениях с детьми и подростками;
- реагирование на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей и расового облика;
- пресечение деятельности и запрещение символики экстремистских групп и организаций в школе;
- индивидуальная работа с теми, кто вовлечен в деятельность подобных групп или разделяет подобные взгляды;
- оказание всемерной поддержки средствам массовой информации, адресованным детям и молодежи и ставящим своей целью воспитание в духе толерантности и патриотизма.
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму является приказ директора. Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
- Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
- Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»;
- Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября1999 года №1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, приказы Департамента образования, приказы Управления образования.
Опираясь на выделенную авторами программы нормативную базу, в школе разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической
защищенности образовательного учреждения: паспорт безопасности образовательного учреждения и пакет памяток и инструкций. Авторы программы, очевидно, используют синтетическую модель комплексной программы безопастности.
В ООШ №1 г. Лениногорск (Лениногорский район, Республика Татарстан) разработана и внедрена «Программа профилактики терроризма и экстремизма». В ходе реализации данной программы решались следующие задачи:
1. Совершенствование системы профилактических мер, направленных на противодействие терроризму.
2. Устранение предпосылок и условий возникновения террористических и экстремистских проявлений.
3. Вовлечение учащихся и родителей в процесс участия в противодействии
террористическим и экстремистским проявлениям.
4. Совершенствование информационно-пропагандистской и воспитательной работы, направленной на профилактику и предупреждение террористических и экстремистских проявлений.
Авторы программы делают основной упор на организацию превентивных мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом, которые заключаются в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Для этого силами учителей школы ведется разъяснительная работа среди учащихся и родителей [2], то есть используется традиционная модель комплексной программы.
В СОШ № 3 г. Мамадыш (Мамадышский муниципальный район, Республика Татарстан) в начале учебного года в школе был разработан и утвержден план по профилактике экстремизма; мероприятия по безопасности и антитеррористической защищенности (приказы директора). Особенности данной школы проявляются в ее многонациональном составе: татары — 165, русские — 177, армяне — 3, таджик — 1, мари — 1, удмурты — 2, украинец - 1, дагестанцы - 2, башкиры - 2.
Работа по профилактике экстремизма в школе строится следующим образом:
- совместные мероприятия для учащихся (конкурсы «Моя семья», «Традиции моей семьи» и др., где учащиеся знакомят своих сверстников с трудовыми, культурными традициями своей семьи в виде рассказов, презентаций;
- для 1 — 4 классов разработаны мероприятия «Добро и зло или твой нравственный выбор»;
- для 5 — 7 классов проходят внеклассные мероприятия «Основы гражданского самосознания молодежи», «Что такое толерантность ?»
- 8 — 10 классы совместно с классными руководителями проводят акции «Профилактика экстремистских настроений среди молодежи», «Формирование основ толерантного сознания».
В рамках тематических классных часов учителя уделяют особое внимание тематике межэтнических отношений и формированию толерантности, проблеме влияния
экстремистских течений и вопросам противостояния вербовке.
Работа по профилактике антитерроризма проводится также и с родителями учеников,
так, в начале года был проведен родительский всеобуч, где подробно были рассмотрены все аспекты противодействия религиозному экстремизму. На родительском собрании был представлен доклад педагога-психолога школы Г.К. Шагивалеевой на тему: «Осторожно, терроризм!». В школе оформлен уголок противодействия экстремизму «Антитеррор»; его информация регулярно обновляется [2]. Используемая в данной школе модель носит традиционный характер.
Другой пример Республики Татарстан -реализация синтетической модели комплексной программы безопасности в рамках целого района - в Зеленодольском муниципальном районе постановлением Исполнительного комитета разработана и внедрена в образовательные школы Муниципальная программа профилактики терроризма и экстремизма на 2015 — 2017 годы. Данная программа использует разработки учебно-методическом центра Общественной палаты РТ - технологии профилактики негативных явлений экстремизма в молодежной среде РТ [3]. На базе этих программ разрабатывается спектр мероприятий для каждой школы района.
Проведенный нами анализ опыта работы по профилактике терроризма и экстремизма в общеобразовательных организациях
(рассмотрено более 70 школ различных районов РФ) показал следующее:
- разрабатываемые программы, планы противодействия идеологии экстремизма и терроризма не имеют единой структуры;
- в планируемых воспитательных, организационных мероприятиях не прослеживается алгоритм реализации; не выделены этапы формирования безопасной жизнедеятельности, основанные на психолого-педагогических составляющих;
- несмотря на то, что создаются паспорта безопасности образовательной организации, разрабатываются памятки, инструкции для учащихся и их родителей, работа ведется дискретно, отсутствуют должная систематичность и отчетность;
- практически отсутствует диагностическая работа среди учащихся по выявлению их приверженности к крайним экстремистским взглядам;
- не везде разработано нормативно-правовое обеспечение превентивной деятельности по профилактике приверженности к крайним экстремистским взглядам, в частности, локальные акты;
- практически отсутствует анализ поведения личности в конфликте; анализ системы
ценностей учащихся; мониторинг культуры межнационального общения;
- не разрабатывается научно-методическое обеспечение воспитательной деятельности по профилактике идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде;
- не ведется повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных организаций в сфере профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде.
Процедура разработки региональных программ профилактики приверженности к крайним экстремистским взглядам сложна, многопланова и состоит из целого ряда звеньев: анализ исходного состояния, проблематизация, целеполагание, прогнозирование,
проектирование, адаптация технологий реализации, разработка диагностического инструментария анализа эффективности.
Традиционно составление программы рассматривается как алгоритмический процесс. Однако особенности социальных процессов, их стохастический характер, сложная связь детерминированных и индетерминированных процессов, многообразие и неопределенность составляющих, необходимость принятия решений в условиях неполной информации и ее разнородности заставляют подойти к составлению комплексной программы по профилактике идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде как к творческому процессу. В общем виде процедура составления программы, как решения творческой задачи целенаправленного преобразования педагогической (социально-педагогической) действительности включает следующие этапы (звенья):
- тщательный анализ социальных, исторических, культурных, демографических, экономических характеристик региона, оказывающих влияние на межнациональное состояние и общение, распространение идеологии экстремизма и терроризма;
- анализ генезиса и современного состояния педагогической системы, ее состоятельности, готовности решать современные и перспективные задачи образования, ее потенциала, достижений и резервов в сфере противостояния идеологии экстремизма и терроризма. Вычленение и фиксация ведущих фактов, характеризующих состояние системы образования в сфере воспитания и профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде (фактологическая база программы);
- выявление и формулирование подлежащих разрешению проблем развития социальной сферы и образования в сфере профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде, построение их иерархии («дерева проблем и ценностей»), составление прогноза изменения воспитательно-образовательной ситуации. Желательно прогнозирование развития образовательной системы в двух вариантах: а) при сохранении существующих условий и тенденций, б) с учетом возможных положительных влияний и коррекций (на основе экстраполяции тенденций, экспертных оценок, мысленного моделирования и экспериментирования);
- моделирование потребного, желаемого и реально достижимого будущего в профилактике идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде с учетом ресурсов, запросов и временного интервала, что также желательно сделать в двух вариантах — максимальном и минимальном;
- определение общих ориентиров и закономерностей с учетом региональных условий и проблем, и на этой основе — формирование и формулирование исходных (отправных) положений концептуальной основы поиска способов преобразований системы воспитания в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма;
- определение стратегических задач формирования единого, но дифференцированного психолого-педагогического пространства профилактики идеологии экстремизма и терроризма, создающего условия для самореализации личности (координация деятельности социальных институтов, имеющих образовательный потенциал или причастных к управлению или обеспечению образования и его внешней среды); именно на этом этапе возможно составление синтетической модели комплексной программы;
- вовлечение всех участников образовательного процесса и социальных институтов в преобразование в сфере профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде;
- конкретизация компонентов комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде, оценка ихреалистичности, конструктивности, эффективности, коррекция сделанного ранее прогноза (собственно проектирование);
- разработка отдельных этапов и конкретных мероприятий по профилактике
идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде; включение в программу мер в области подготовки, совершенствования квалификации, социальной защиты педагогов; разработка мер социальной защиты и социальной адаптации воспитанников (учащихся);
- определение возможных препятствий, помех и факторов риска, мер по их преодолению, возникающих при реализации комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде;
- определение необходимого ресурсного обеспечения выполнения программы комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде (кадрового, материально-технического, инфраструктурного);
- разработка четких критериев оценки эффективности воспитательной работы по профилактике идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде (образовательных, социальных, валеологических и психологических критериев развития личности);
- разработка организационных условий реализации комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной (функций, структуры управления, исполнителей, точек контроля, нормативного обеспечения, способов конкретизации положений программы в текущем планировании, способов проверки исполнения и др.).
- разработка научно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде.
Технология составления комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде может быть единой для всех регионов и авторских коллективов. Предлагаемый нами алгоритм действий является обобщенным и не должен восприниматься как единственно возможный.
Организационный аспект разработки комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде включает в себя следующие элементы (шаги): 1) разработка технологического задания для исполнителей; 2) формирование группы составителей программы (психологов, педагогов, управленцев, экономистов, юристов и др.); 3) обсуждение
концептуальных основ комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде. В ходе этой работы происходит уточнение концепции, смена членов группы (уход несогласных, приход желающих и др.), распределение заданий и сроков выполнения; 4) независимое обсуждение и экспертиза программы (желательно опубликовать и привлечь к обсуждению как можно большее число педагогов-профессионалов,
представителей общественности, независимых экспертов); 5) доработка комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде в соответствии с вынесенными замечаниями; 6) утверждение комплексной программы управлением образования и администрацией как документа,
регулирующего деятельность по профилактике идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде; 7) разработка научно -методического обеспечения комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде (методология, технологии, методики); 8) обеспечение психолого-педагогического
сопровождения программы (подготовка кадров, разработка подпрограмм, поэтапный анализ и коррекция ее разделов, обмен опытом и др.); 9) разработка диагностического инструментария оценки эффективности комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде.
Разработка критериальных показателей реализации комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде, охватывает все направления в системе профилактической деятельности. В основе разработки оценочных критериев лежат следующие компоненты:
- нацеленность на создание целостной картины состояния общеобразовательной организации в сфере профилактики идеологии экстремизма и терроризма;
- возможность централизованного сбора информации по определенным в программе показателям;
- возможность совершенствования, дополнения, изменения самих критериев;
- возможность компьютерного накопления и обработки данных.
В соответствии с требованиями целостности, удобства и централизации сбора информации можно выделить следующие
группы критериев эффективности реализации комплексной программы профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде:
- общесистемные критерии, включающие в себя показатели целостного воспитательного пространства учебного заведения, в том числе показатели комплексной безопасности общеобразовательной организации (паспорт безопасности);
- критерии результативности охватывающие важнейшие показатели обученности, воспитанности, развитости и сохранения здоровья учащихся;
- критерии оценки мероприятий, нацеленных на профилактику идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде и их периодичность;
- критерии оценки технологий и методик профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде;
- критерии эффективности управления отображают выполнение принятых решений, упорядоченность действий, качество системы информации и др.
Безусловно, для успешной реализации программы необходима организация системы непрерывного мониторинга состояния общеобразовательной организации с позиции профилактики идеологии экстремизма и терроризма. Процедура создания системы мониторинга включает в себя, на наш взгляд, следующие важнейшие этапы: составление по каждому из показателей форм сбора информации; подбор диагностических методик для определения количественного выражения показателей; составление и описание способов обработки данных и сведение их к единым основаниям (стенам); установление
периодичности сбора информации по каждому из показателей; определение ответственных за сбор информации по выделенным критериям; отработку ответственными каналов и способов сбора информации: форм подачи информации, периодичности сбора данных исполнителями, способов их обработки и периодичности предоставления ответственным; составление формы сводных сопоставимых (приведенных к единым основаниям) данных по критериям; определение способов анализа и обобщения данных; составление аналитических отчетов и выдача рекомендаций по дальнейшей работе над программой и совершенствование практики профилактики идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде.
Предлагаемая авторская структура комплексной программы профилактики
идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде является универсальной, технологичной, легко адаптируемой под региональные условия, состояние
образовательной организации и их ресурсные
возможности. Авторские технология и алгоритм позволят разработать комплексную программу и план мероприятий по профилактике идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде.
Литература:
1. ИА Татар-информ. РИА новости от 19 января 2015 г.
2. Сайт Министерства науки и образования РТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://edu.tatar. ru/mamadysh/s3. mamadish/page 14096 49.htm
3. Будем толерантны: учебно-методическое пособие; под общ. ред. М.В. Семина. - Казань: Юниверсум, 2014. - 174 с.
4. Концепция противодействия терроризму в РФ / Утв. Президентом РФ Д. Медведевым от 5.10.2009 г. // Российская газета. - Федеральный выпуск № 5022(198) от 2009 года.
5. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - 6(3). - С. 48-51.
Сведения об авторе:
Угарова Наталья Михайловна (г. Казань, ФГБНУ «Институт проблем национальной и образования», e-mail: [email protected]
Россия), кандидат педагогических наук, доцент, малокомплектной школы Российской академии
Data about the author:
N. Ugarova (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associated professor, FGBNU "Institute of the Russian Academy of National Education and small schools", e-mail: [email protected]