Буткевич Сергей Анатольевич
кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Коноплева Анна Алексеевна
кандидат философских наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Роль и место образовательных организаций в системе предупреждения терроризма и экстремизма
В статье обращается внимание на основные аспекты деятельности образовательных организаций по предупреждению развития экстремизма и терроризма. Проведенный анализ документов программно-целевого планирования образовательных организаций различных регионов Российской Федерации, а также мероприятий, проводимых с целью профилактики экстремизма и терроризма, послужил основой для формулировки выводов и предложений по основным методам превенции рассматриваемых деструктивных явлений. Предложенные выводы могут стать основой для формирования личности, устойчивой к идеологии экстремизма и терроризма.
Ключевые слова: воспитание, обучение, образовательные организации, обучающиеся, предупреждение, терроризм, экстремизм.
S.A. Butkevich, Candidate of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
A.A. Konopleva, Candidate of Philosophy, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
The role and place of educational institutions in the system of preventing terrorism and extremism
The article draws attention to the main aspects of the activities of educational institutions to prevent the development of extremism and terrorism. The analysis of the documents of the program-target planning of educational institutions in various regions of the Russian Federation, as well as the activities carried out for the prevention of extremism and terrorism served as the basis for making conclusions and proposals on the main methods of preventing the destructive phenomena under consideration. These conclusions are supposed to become the basis for the formation of a personality that is resistant to the ideology of extremism and terrorism.
Key words: education, tuition, educational institutions, students, prevention, terrorism, extremism.
Несмотря на непрекращающиеся попытки всестороннего анализа психологического, правового, философского, политического, социального и других аспектов экстремизма, предпринимаемые меры противодействия, практически все без исключения страны все же продолжают потрясать чудовищные по своим масштабам, целям и используемым методам террористические атаки. В такой ситуации ответственность за их предупреждение возлагается не только на конкретные центральные (федеральные) органы правопорядка либо региональные органы публичной власти, но и на целые государства и мировое сообщество, которые нередко со-
знательно допускают, а иногда преднамеренно культивируют развитие идей экстремистского характера и всесторонне поддерживают террористические организации.
Очевидно, что характерной чертой личности современной эпохи становится склонность к агрессии, имеющая разнообразные векторы проявления от направленности на себя до устремленности в адрес целых народов. Невзирая на расхожие мнения о природе агрессивности человека (по данной теме написаны труды З. Фрейдом, Э. Фроммом, К. Лоренцем и др., которые легли в основу классического понимания феномена агрессии), в контексте развития экстремизма и терроризма агрессия
248
является ответной реакцией на воздействие внешнего мира. Исходя из этого, выявление и предупреждение причин и условий развития данных негативных явлений должны иметь плановый характер и проводиться на всех этапах включения индивида в социальную среду.
Несомненно, наиболее подверженным вовлечению в террористические, экстремистские организации и другие неформальные радикально настроенные группировки социальным слоем является молодежь, которая остро реагирует на изменения различного рода [1, с. 272]. К тому же у представителей молодого поколения еще не в полной мере сформированы жизненные ориентиры, часто меняются ценностные установки и идеалы. Поэтому в процессе реализации профилактических мер возрастает роль образовательных учреждений, целью которых должно быть воспитание и образование молодежи с учетом недопущения развития каких-либо проявлений экстремизма и терроризма. Именно поэтому одна из законодательных инициатив Правительства РФ предполагала внесение изменений в п. 4 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с целью установления обязанности педагогических работников формировать у обучающихся гражданскую позицию в части, касающейся отрицания идеологии экстремизма и терроризма [2]. Однако инициатива пока остается на стадии законопроекта.
Для иллюстрации проблемных моментов в этой области нами были изучены документы программно-целевого планирования образовательных учреждений различных регионов России, на основании анализа которых разработаны предложения по повышению значимости их участия в системе мер и действий по предупреждению терроризма и экстремизма. Так, к задачам Целевой программы «Профилактика экстремизма, терроризма и национализма в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова на 2016-2020 годы» отнесены: повышение эффективности взаимодействия административных и учебных подразделений, правоохранительных органов и общественных объединений в этой области; формирование в коллективе университета обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия; вовлечение представителей этнокультурных, общественных и религиозных объединений в деятельность по развитию межнационального
и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости; укрепление межэтнического и межконфессионального согласия, профилактика конфликтов на социальной, этноконфес-сиональной почве; пропаганда толерантного отношения к людям другой национальности, культуры, обычаев, традиций, языка и вероисповедания; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической, националистической и экстремистской деятельности; укрепление инженерно-технической защиты объектов с массовым пребыванием людей. Соответственно, направления реализации Программы включают аналитическую, научно-методическую, информационную и профилактическую работу, образовательно-воспитательные, культурно-массовые и спортивные мероприятия [3].
Указанное образовательное учреждение -одно из немногих, которое в рамках предупреждения терроризма и экстремизма предусмотрело не только безопасность ментальной сферы обучающихся, но и мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности инфраструктуры. В частности, инженерно-техническая защита должна предусматривать: оборудование периметра учреждения металлическим ограждением; технические средства охранной, пожарной и тревожной сигнализации; систему видеонаблюдения и технические средства связи. Физическая охрана и пропускной режим заведения обычно обеспечиваются силами и средствами вневедомственной охраны войск национальной гвардии России или частных охранных организаций.
В свою очередь, цели Программы по профилактике экстремистской деятельности, гармонизации межэтнических отношений, недопущению проявления фактов национализма и ксенофобии среди обучающихся Индустриально-судостроительного лицея г. Санкт-Петербурга - реализация государственной политики РФ в области профилактики экстремизма, совершенствование системы превентивных мер антиэкстремистской направленности; предупреждение экстремистских проявлений и укрепление межнационального согласия; формирование позитивных ориентиров и установок на уважение, принятие и понимание многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством развития конструктивного межкультурного диалога, воспитания толерантности и межнационального согласия; формирование навыков цивилизованного об-
249
щения в Интернет-пространстве, этикета в чатах, форумах и мессенджерах; обеспечение информационной безопасности; адаптация и социализация детей из семей мигрантов, включенных в систему образования; профилактика участия обучающихся в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность [4]. На наш взгляд, руководство лицея обращает особое внимание на воспитательную миссию образовательного учреждения в этой сфере, значительно деградировавшую в последнее время, что дает возможность деструктивным идеям бесконтрольно проникать в образовательную среду и становиться популярными среди обучающихся. При этом речь не идет о редукции роли семьи как базовой ячейки общества в этом процессе - такая совместная деятельность должна быть сопряженной и солидарной, что даст синергетический позитивный эффект.
Конечным результатом реализации Программы по укреплению межнационального и межконфессионального мира и согласия и профилактике проявлений экстремизма и терроризма в Челябинском государственном университете должен стать студент в лице человека, способного к социально значимому творчеству, социально полезной активности, владеющего системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной, религиозной и политической почве, проявляющего уважительное отношение к национальному достоинству других людей, национальным культурам, традициям и обычаям [5]. Таким образом, первостепенная задача ректората (дирекции) - генерация в образовательном учреждении среды, отторгающей какие-либо деструктивные идеи и течения, неприемлющей криминальную субкультуру, но развивающей у обучающихся гражданско-патриотическую и социальную ответственность, дающей основы правового воспитания и формирующей у них представления о традиционных для общества и государства ценностях и приоритетах, российской идентичности, гражданственности и т.п.
Что касается общеобразовательных организаций, то в рамках реализации Комплексного плана по противодействию идеологии терроризма и экстремизма в СОШ № 28 (г. Москва) на 2014-2018 годы предполагается: информирование обучающихся по вопросам противодействия экстремизму; воспитание толерантного поведения к людям других национальностей и религиозных конфессий; организация правового воспитания детей; формирование на основе
ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека внутренней потребности в толерантном отношении к людям других национальностей; создание и задействование механизмов защиты информационного пространства школы от проникновения в него контрпродуктивных идей [6]. Задекларированные мероприятия, конечно же, значимы и актуальны, однако эффективность их реализации общеобразовательным учреждением, в том числе устранение недостатков и восполнение пробелов семейного воспитания, нивелирование факторов влияния улицы на подростков, зависит главным образом от педагогов (классных руководителей, преподавателей-кураторов), которые выступают не только носителями и рупорами образовательных компетенций, но и формируют морально-психологический климат в коллективах, влияют на генезис ценностных ориентиров и устанавливают критерии оценивания поведения обучающихся.
Н.В. Симдянкина изучает данную проблематику на примере одной из школ Биробиджанского района (Еврейская автономная область). В частности, как положительный пример приводится реализация пилотного метапредмет-ного проекта «Лучшее учение - чтение (ЛУЧ)», позволяющего, во-первых, воспитывать гражданские чувства (осознание потенциала книги и чтения, доступности и открытости библиотеки, историко-культурных центров, читательских клубов; гордость за страну и регион; использование культурного потенциала, заложенного в текстах), во-вторых, развивать социальную активность за счет интеграции в общероссийские, региональные, районные проекты, связанные с популяризацией книги и чтения, а также участия в школьных, районных, областных социально значимых акциях по продвижению книги [7, с. 137-138]. Безусловно, процесс воспитания культуры межнациональных, межконфессиональных и межкультурных коммуникаций (включая киберпространство) будет продуктивным лишь при системном и планомерном воздействии на все без исключения элементы, влияющие на социализацию личности несовершеннолетнего. Такой процесс должен учитывать юношеский максимализм, предусматривать дифференцированный подход к каждому, предполагать максимальную вовлеченность и занятость подростка в социально одобряемых видах деятельности в контексте потребности самовыражения (например, участие в работе так называемых кибердружин)
250
при поэтапном повышении роли школы в организации досуга обучающихся. По нашему мнению, это обеспечит реализацию принципов неразрывности, единства и целенаправленности процессов воспитания и обучения, включая развитие антитеррористической бдительности и контрэкстремистской сознательности.
Как справедливо указывают П.Н. Ермаков и З.И. Брижак, не стоит недооценивать и значительный потенциал научно-исследовательских подразделений в составе образовательных учреждений высшего образования [8, с. 74], которые могут и должны проводить фундаментальные и прикладные исследования, социологические изыскания в этой области, осуществлять мониторинг, оценку и прогноз криминологической обстановки, изучать передовой опыт и зарубежное законодательство в данной сфере для последующего использования в нормотворчестве и практической деятельности.
Отметим, что на решение проблемы распространения экстремизма и терроризма в образовательном пространстве были направлены и усилия участников научно-практического форума «Информационная безопасность в науке и образовании», проведенного в декабре 2016 г. при поддержке Минобрнауки России на базе Пятигорского государственного университета. В резолюции, выработанной по итогам форума, отмечается важность организации проектной деятельности школьников и студентов в сфере профилактики экстремизма и идеологии терроризма, а также внедрения в обучающий процесс актуальных форматов информационно-просветительской деятельности и профилактики экстремизма. Полагаем важным достижением форума акцентуацию внимания его участников на значимости организации сотрудничества образовательных учреждений с МЧС России, МВД России, Национальным антитеррористическим комитетом, Минобрнауки России, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральным агентством по делам национальностей; привлечение к такому взаимодействию представителей компаний социальных сетей; совершенствование практических навыков руководителей учреждений в области мобилизации, мобилизационной подготовки и гражданской обороны; совершенствование информационно-просветительской работы; обеспечение межрегионального сотрудничества в области внедрения инновационных подходов к системам безопасности образовательных учреждений [9].
Подчеркивая значимость роли образовательных учреждений в системе предупреждения терроризма и экстремизма, нельзя оставить без внимания ведомственные вузы. Например, в учебном процессе Краснодарского университета МВД России, одним из приоритетных профилей подготовки которого является «Деятельность подразделений по противодействию экстремизму, терроризму и борьбе с организованной преступностью», реализуется направление по профилированию так называемых саморадикалистов - одиночных асоциальных личностей, имеющих патологические отклонения и совершающих агрессивные действия по отношению к членам социума. В частности, изучаются методы и приемы выявления лиц в опасном состоянии, с психическими аномалиями, фрустрацией, находящихся под воздействием психотропных веществ. Кроме того, несомненную практическую ценность имеет разработанная и внедренная программа подготовки специалистов в области практического использования профайлинга. Ее реализация обеспечивает: получение теоретических знаний; формирование практических умений и навыков в рамках тренингов, развитие профессиональной наблюдательности для выявления и классификации подозрительных признаков скрыто носимого оружия и взрывчатки на теле человека, выявления в толпе лиц, способных совершить террористический акт, оценки актуального эмоционального состояния лица при досмотре, распознавания мимики лица; прохождение практики в аэропорту в условиях предполетного досмотра пассажиров [10, с. 9; 11]. Считаем, что полученные обучающимися знания и приобретенные навыки могут быть использованы для выявления и нейтрализации как террористов-одиночек (смертников), так и преступников, использующих транспортные средства (в том числе так называемые ша-хид-мобили) для совершения террористических актов. А дальнейшее совершенствование системы ведомственного образования в этой сфере должно осуществляться комплексно, научно обоснованно, стимулируя и поддерживая инновационную деятельность, обеспечивая интенсификацию и диверсификацию научных разведок, с учетом реальных и потенциальных угроз терроризма и экстремизма.
Исследуя вопросы взаимодействия ОВД с образовательными учреждениями по вопросам профилактики молодежного экстремизма в Брянской области и опираясь на результаты соответствующего социологического исследования, М.Ю. Колбеева отмечает, что в целом
251
педагоги удовлетворительно оценивают совместно проводимые профилактические мероприятия и убеждены в том, что их количество целесообразно увеличить, в том числе дополнив взаимодействием с представителями органов местного самоуправления, религиозных и общественных объединений. Вместе с тем, цитируемый автор подчеркивает необходимость повышения эффективности работы с молодыми педагогами, направленной на формирование у них понимания сути осуществляемой превенции, исключение формализма и представлений о бесполезности таких мероприятий [11, с. 66]. По нашему мнению, такие исследования не дают полной картины взглядов и представлений респондентов по этой проблематике, но результаты такой диагностики можно учитывать при совершенствовании форм и методов предупреждения экстремизма и терроризма в учебных заведениях. В то же время согласны с необходимостью регулярного привлечения сотрудников правоохранительных органов, представителей традиционных религиозных конфессий, средств массовой информации, общественности и т.д. для организации встреч, семинаров и проведения разъяснительной работы в этой сфере. Ключевая задача такого взаимодействия - формирование и поддержание устойчивой атмосферы нетерпимости обучающихся к распространению террористической идеологии и пропаганде экстремистского мировоззрения, а также культивирование у них традиционных духовно-нравственных и патриотических ценностей.
Итоги другого социологического исследования свидетельствуют о том, что преимущественное большинство респондентов - студентов Тюменского государственного университета (93,3%) не понимает, что такое экстремизм, его отличия от терроризма и правомерного поведения. Опасность отсутствия правовой культуры в среде молодежных групп состоит в возможности негативного воздействия на них, манипулировании их сознанием и поведением в интересах организаций экстремистской либо террористической направленности [12, с. 123124]. Ярким примером таких манипуляций яв-
1. Ильяшенко А.Н. Молодежь в транзитивном российском обществе 1990-2000-х годов// Общество и право. 2012. № 1(38). С. 269-273.
2. URL: http.V/минобрнауки.рф/докумен-ты/8207/файл/7588/17.pdf (дата обращения: 18.05.2017).
ляется и Варвара Караулова, имя которой уже стало нарицательным, и Украина, в которой было упущено воспитание целых генераций, своевременно не нивелированы угрозы терроризма, экстремизма и их модусов, что позволило внешним и внутренним дестабилизирующим силам беспрепятственно воздействовать на сознание молодежи и, прикрываясь «европейскими ценностями», культивировать идеологию экстремизма (терроризма), русофобию и исключительность нации как национальную идею. Следствием стали государственные перевороты на Украине 2004, 2013-2014 гг. под видом «цветных революций», продолжающаяся «антитеррористическая операция» против собственного народа на Донбассе и, де-факто, утрата украинской государственности.
Вот почему большинство исследователей рассматриваемых вопросов приходит к мнению о необходимости развития, в первую очередь с помощью образовательных организаций, контрэкстремистской и антитеррористической личностных позиций, т.е. такой мировоззренческой (идеологической) направленности личности в виде системы ценностей, взглядов, установок и мотивов, которая формирует негативное отношение к экстремизму, терроризму и их проявлениям, подкрепленное соответствующим поведением индивидуума в социуме [13, с. 45; 14, с. 78]. Другими словами, речь идет о формировании и развитии в образовательной и социокультурной среде фундированных антитеррористической и контрэкстремистской личностных позиций, подразумевающих бескомпромиссное и константное отрицание идеологии экстремизма и терроризма, внедрение толерантности и методик аффективного обучения, развитие неприятия насилия, когнитив-ности, стимулирование альтернативной, социально полезной деятельности и любви к жизни. При этом, если говорить об антитеррористической и контрэкстремистской защищенности образовательных учреждений, под последней должны пониматься не только безопасность инфраструктуры, но и идеологическая защита обучающихся, их соответствующие воспитание, обучение и пропаганда в этом секторе национальной безопасности.
1. Ilyashenko A.N. Youth in transitive Russian society of the 1990-2000s // Society and law. 2012. № 1(38). P. 269-273.
2. URL: http://ministryofeducationofsciencerf/ documents/8207/file/7588/17.pdf (date of access: 18.05.2017).
252
3. Целевая программа ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова». Чебоксары, 2015.
4. Программа СПб. ГБПОУ «ИСЛ». СПб.,
2015.
5. Приказ ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» от 1 апр. 2014 г. № 223-1. Челябинск, 2014.
6. Комплексный план ГБОУ СОШ № 2098. М., 2014.
7. Симдянкина Н.В. Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в образовательных учреждениях Еврейской автономной области // Вестн. ДВГНБ. 2015. № 4(69). С. 136-142.
8. Ермаков П.Н., Брижак З.И. Высшее образование и система противодействия идеологии терроризма //Рос. психол. журн. 2010. Т. 7. № 5-6. С. 68-75.
9. URL: ЬИр://^мт.юрац.рф/форум/ (дата обращения: 18.05.2017).
10. Симоненко А. В. Краснодарский университет МВД России - инновационный учебно-научный центр Юга России // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2017. № 1(35). С. 8-15.
11. Колбеева М.Ю. Оценка школьными педагогами Брянской области результатов взаимодействия ОВД с образовательными учреждениями по вопросам профилактики молодежного экстремизма // Наука и практика.
2016. № 3(68). С. 64-67.
12. Винниченко Е.О. Взаимодействие образовательных учреждений с правоохранительными органами в области противодействия экстремизму // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Соц.-экон. и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 1(1). С. 121-127.
13. Гафнер В. В. Экстремизм и его профилактика в молодежной среде // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2014. № 11(211). С. 43-47.
14. Сбитнева К.А., Кисляков П.А. Направления формирования антитеррористической личностной позиции // Научный поиск. 2015. № 2, 4. С. 78-79.
3. The target program of the FSBEI HPE «Chelyabinsk State University named after I.N. Ulyanov». Cheboksary, 2015.
4. The program of SPb. SBPEI «ICL». St. Petersburg, 2015.
5. The order of the FSBEU HPE «ChelSU» d.d. Apr. 1, 2014 № 223-1. Chelyabinsk, 2014.
6. Comprehensive plan of the SBEI SES № 2098. Moscow, 2014.
7. Simdyankina N.V. Prevention of extremism, harmonization of interethnic and intercultural relations, strengthening of tolerance in educational institutions of the Jewish Autonomous Region // Bull. of FESSL. 2015. № 4(69). P. 136-142.
8. Ermakov P.N., Brizhak Z.I. Higher education and a system of countering the ideology of terrorism // Russian psychological journal. 2010. Vol. 7. № 5-6. P. 68-75.
9. URL: http://www.yurats.rf/forum/ (date of access: 18.05.2017).
10. Simonenko A.V. Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia - an innovative educational and scientific center of the South of Russia // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2017. № 1(35). P. 8-15.
11. Kolbeeva M.Yu. Evaluation by school teachers of Bryansk of results of interaction Internal Affairs Agencies with educational institutions on the prevention of youth extremism // Science and practice. 2016. № 3(68). P. 64-67.
12. Vinnichenko E.O. The interaction between educational institutions and law enforcement authorities in extremism prevention // Bull. of the Tyumen state university. Socio-economic and legal research. 2015. Vol. 1. № 1(1). P. 121-127.
13. Gafner V. V. Extremism and its prevention in the youth environment // FLS: Fundamentals of life safety. 2014. № 11(211). P. 43-47.
14. Sbitneva K.A., Kislyakov P.A. Directions for the formation of an anti-terrorist personal position // Scientific search. 2015. № 2, 4. P. 78-79.
253