Научная статья на тему 'Информационно-образовательные аспекты противодействия идеологии экстремизма в молодежной среде'

Информационно-образовательные аспекты противодействия идеологии экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
327
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА / COMBATTING THE IDEOLOGY OF EXTREMISM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATIONAL SPACE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATIONAL RESOURCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INFORMATIONAL INFRASTRUCTURE / YOUNG PEOPLE / INFORMATIONAL MEANS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шайхутдинова Галия Айратовна

Цель статьи заключается в выявлении потенциала информационного пространства образовательной организации в сфере противодействия идеологии экстремизма в молодежной среде. Автором раскрыта структура информационного пространства (информационный ресурс, информационное средство, информационная инфраструктура) с позиций профилактики экстремизма. Показана роль информационного пространства образовательной организации; обозначены ведущие направления профилактической работы по противодействию внедрению идеологии экстремизма в молодежную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шайхутдинова Галия Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ASPECTS OF COMBATTING THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE

The article is aimed at the revealing of the potential of the informational space of the educational establishment in combatting the ideology of extremism among youngsters. The author reveals the structure of informational space (informational resource, informational means, informational infrastructure) from the perspective of the prevention of extremism. The author displays the role of informational space of educational establishment, denotes the leading preventive measures that help to combat the ideology of extremism among young people.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательные аспекты противодействия идеологии экстремизма в молодежной среде»

УДК 377:378

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Г.А. Шайхутдинова1

'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований

Аннотация. Цель статьи заключается в выявлении потенциала информационного пространства образовательной организации в сфере противодействия идеологии экстремизма в молодежной среде. Автором раскрыта структура информационного пространства (информационный ресурс, информационное средство, информационная инфраструктура) с позиций профилактики экстремизма. Показана роль информационного пространства образовательной организации; обозначены ведущие направления профилактической работы по противодействию внедрению идеологии экстремизма в молодежную среду.

Ключевые слова: противодействие идеологии экстремизма, образовательная организация, молодежная среда, информационное пространство, информационный ресурс, информационные средства, информационная инфраструктура.

INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ASPECTS OF COMBATTING

THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE

G. Shaikhutdinova

Abstract. The article is aimed at the revealing of the potential of the informational space of the educational establishment in combatting the ideology of extremism among youngsters. The author reveals the structure of informational space (informational resource, informational means, informational infrastructure) from the perspective of the prevention of extremism. The author displays the role of informational space of educational establishment, denotes the leading preventive measures that help to combat the ideology of extremism among young people.

Keywords: combatting the ideology of extremism, educational establishment, young people, informational space, informational resource, informational means, informational infrastructure.

Проблема противодействия идеологии экстремизма в молодежной среде на современном этапе сохраняет свою безусловную актуальность не только вследствие тех политических процессов, которые происходят на мировой арене (в частности, борьба с терроризмом), но и в связи с печально известными случаями вовлечения в экстремистские и террористические организации российских граждан. Серьезную опасность представляет распространение экстремизма в молодежной среде. Все больше молодых людей вовлекаются в группы и объединения экстремистской направленности.

Очевидно, что на уровне государства, региональных и муниципальных органов власти проводится комплексная работа в этой сфере, однако, как показывает практика, этого недостаточно. Образовательные организации разного уровня обязаны проводить комплекс мероприятий профилактического характера, направленных на формирование у молодежи стойкого неприятия идеологии экстремизма и терроризма, создать на своих образовательных площадках «информационное пространство»

противодействия экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодежи [2].

Согласно официальным словарям, информационное пространство включает в себя три важнейших компонента:

- информационные ресурсы;

- средства информационного взаимодействия;

- информационная инфраструктура.

Информационные ресурсы по

законодательству РФ включают в себя документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Любой информационный ресурс обладает рядом характеристик:

- неисчерпаемость, т.е. информация имеет свойство расширения, дополнения, уточнения (если мы рассматриваем информационный ресурс в аспекте формирования базы данных в борьбе с идеологией экстремизма в образовательных организациях разного уровня, то он должен все время динамично наполняться новым контентом). Очевидно, что

информационный ресурс по мере развития непрерывно растет;

- имеет потенциальное значение, т.е. информационный ресурс выступает как движущая сила вкупе с другими ресурсами -человеческими, финансовыми, техническими (именно поэтому необходимо обучать субъектов образования работать с информационными ресурсами, например с видеороликами или с Интернет-сайтами и т.д.). Так, например, в Институте проблем национальной и малокомплектной школы РАО разработан алгоритм работы школьных учителей и преподавателей вузов с видеороликами экстремистского характера, который поэтапно объясняет, как нужно работать с такого рода материалами, с целью формирования готовности использования полученных информационно-теоретических знаний в области противодействия внедрению идеологии экстремизма среди разных категорий молодежи (студентов, учащихся, школьников) в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций (школа, ссуз, вуз);

- адресность, направленность и эффективность использования, т.е. необходимо, чтобы знание, которое содержит в себе информационный ресурс, было доведено до тех, кому оно предназначено; создание информационного ресурса менее затратное действие, чем превращение его в актуально существующее знание у школьников и студентов, поэтому с любым информационным ресурсом необходимо проводить активную работу. Недостаточно того, что почти все образовательные организации имеют на своих сайтах информацию об экстремизме и терроризме, крайне важно, чтобы эта информация была доведена до каждого конкретного субъекта, и уже он выступал носителем знания;

- включение научного потенциала в производство информационного ресурса, т.е. научное сообщество сегодня активно включилось в решение проблемы противодействия идеологии экстремизма и терроризма: юристы, социологи, философы, педагоги, психологи и др. Несомненно, что проблема противодействия идеологии экстремизма и терроризма должна рассматриваться представителями вышеназванных наук, т.к. знание причин, механизмов, технологий, методик и т.д. существенно обогащает содержание материалов, предназначенных для выстраивания информационных ресурсов,

направленных на противодействие данному ставшему уже привычным феномену;

- информационный ресурс как продукт возникает в процессе творчества, любой умственный труд, будь то наука или управление, включает две части: рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса. Следовательно, творческий подход - составляющая успеха для восприятия и использования информационного ресурса, особенно если информационный ресурс создается для детей и молодежи [4].

Очевидно, что создание информационного ресурса противодействия идеологии экстремизма в образовательной среде сегодня необходимо и должно включать ряд документов, например в вузе это могут быть рекомендации для кураторов студенческих групп по профилактике проявлений экстремизма в молодежной среде, памятки для студентов в случае возникновения террористических угроз, мультимедийная методическая библиотека по профилактике проявлений экстремизма в молодежной среде, комплекс диагностических средств по выявлению лиц, склонных или подверженных влиянию идеологии экстремизма,

тематические видеоролики, направленные на информирование студентов о безопасном поведении в экстремальных ситуациях, в том числе и в ситуациях террористических угроз и др.

Средства информационного воздействия включают в себя множество составляющих: средства массовой информации, Интернет, телевидение и т.д. Все они могут выступать как средством противодействия идеологии экстремизма, так и средством вовлечения в ряды экстремистки настроенных организаций, террористических групп и т.д. россиян, в том числе и молодежь. Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета - легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, недостаточное регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.

Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов. На интернет-

ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам - объектам атаки в результате терактов.

Известно, что широко используют Интернет террористические организации в целях вербовки новых членов. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций.

В настоящее время во всемирной сети представлены практически все типы организаций, применяющих в своей деятельности экстремистские и

террористические методы. Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает семь тысяч, в том числе более ста пятидесяти русскоязычных, и оно постоянно растет. Причем, как отмечают сотрудники спецслужб и правоохранительных органов, для вовлечения в экстремистскую деятельность и организации такого толка активно сегодня используют мобильную связь, электронную почту и другие возможности средств коммуникации [1].

Информационные ресурсы - это один из важнейших инструментов, с помощью которого необходимо проводить

профилактическую работу, а также перестройку общественного сознания, воздействовать на восстановление позитивных ценностных ориентиров у молодых людей. Особая роль должна отводиться не формальной, а системной пропаганде правовых знаний на молодежных сайтах, в социальных сетях и т.д.

Автором предлагается следующее использование информационных ресурсов образовательной организации в целях противодействия идеологии экстремизма:

- Размещение на Интернет-сайте образовательных организаций информации, направленной на формирование у студентов чувства патриотизма, дружбы народов, интернационализма, а также информации этнокультурного характера.

- Использование, стендов, информационных табло, аудиторий, классов и т.д. для распространения информационных материалов, содействующих повышению уровня правового и толерантного сознания молодежи.

- Разработка и распространение брошюр, агиток, информационных листков с освещением возможных угроз и последствий деятельности экстремистских организаций.

Все мы являемся свидетелями того, как разнообразные рекламные листки раздаются около метро, торговых центров и в других местах массового скопления людей. Такие информационные листовки могут

распространяться таким же путем, в том числе и волонтерами непосредственно в самих образовательных организациях: школах, колледжах, вузах и т.д.

Информационная инфраструктура - это организация взаимодействия информационных потоков, включающая в себя совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи и обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам.

В нашем случае информационная инфраструктура необходима для организации информационных потоков антиэкстремистской и антитеррористической направленности в молодежной среде. Сегодня создан определенный массив информационных данных: интернет-ресурсы, учебно-

методическая литература, газеты, журналы и т.д., необходимо обеспечение доступа к вышеназванным ресурсам, координация со стороны государства с целью обновления данных ресурсов [3].

Несомненно, что одну из ключевых ролей в профилактике проникновения идеологии экстремизма в молодежную среду должна играть система образования на всех уровнях -от дошкольного до послевузовского, дополнительного образования [5]. К информационному ресурсу относится и повышение квалификации педагогов в области формирования у них компетенции противодействия возникновению идеологии экстремизма в молодежной среде.

Для того чтобы образование эффективно выполняло данную задачу, необходимо стратегически определить:

1. Цели и задачи системы образования в противодействии внедрению идей экстремизма в молодежную среду.

2. Определить предмет и содержание образования в рамках данной тематики.

3. Технологически обеспечить данный процесс.

4. Определить ожидаемые результаты [2].

Кроме того, целесообразно научно-

образовательному сообществу строго определить научное понимание идеологии экстремизма, выработать единые понятия, раскрыть адекватные образовательным институтам гражданского общества психолого-педагогические механизмы, формы,

средства, методы, способы, технологии противодействия идеологии и психологии экстремизма и терроризма.

Таким образом, очевидно, что работа в системе образования по противодействию идеологии экстремизма и терроризма требует проработки следующих существенных моментов: создание информационного

пространства; повышение квалификации педагогов, также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплекс образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения молодежи.

Литература:

1. Кошевой И. Криминологические и психологические аспекты вовлечения молодежи в террористическую деятельность [Электронный ресурс] / И. Кошевой // Режим доступа: http ://www. law-n-life.ru

2. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Этнокультурное образование педагогов средней профессиональной школы: возможные подходы / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. -С. 9-17.

3. Штейнбух А.Г. Интернет и антитеррор: научно-популярное пособие [Электронный ресурс]

/ А.Г. Штейнбух. - М., 2013. - Режим доступа: http://scienceport.ru/

4. Планета информатики: учебник по информатике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inf1.info/informationresource

5. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3(113). - С. 48-52.

Сведения об авторе:

Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы РАО», с-mail: us-ipppo-rao@mail.ru

Data about the author:

G. Shaikhutdinova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, academic secretary at the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Russian Academy of Education, e-mail: us-ipppo-rao@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.