Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия профилактики экстремистского поведения учащейся молодежи'

Психолого-педагогические условия профилактики экстремистского поведения учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
552
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / YOUNG STUDENTS / COUNTERING EXTREMIST IDEOLOGIES / VALUES / PREVENTION / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Хусаинова Светлана Владимировна, Камалеева Алсу Рауфовна

В статье описаны психолого-педагогические условия противодействия идеологии экстремизма среди учащейся молодежи. Определена роль института семьи в воспитании у субъекта неприятия идей экстремизма. Раскрыты особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в сфере профилактики проявлений экстремистского поведения. Показано, что организация профилактических мероприятий просветительско-пропагандистского характера будет способствовать распространению знаний, повышающих общую культуру учащейся молодежи, с целью противодействия распространения идеологии экстремизма и терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Хусаинова Светлана Владимировна, Камалеева Алсу Рауфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PREVENTION MANIFESTATIONS OF EXTREMIST BEHAVIOR OF STUDENTS

This article describes the psychological and pedagogical conditions to counter the ideology of extremism among young students. The role of the family institution as significant in bringing up the subject of rejection of extremist ideas. The features of psychological and pedagogical support of students in the field of anti-extremist orientation prevention. It is shown that the organization of educational and preventive measures propagandistic will promote awareness raising general culture of students in order to counter the spread of the ideology of extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия профилактики экстремистского поведения учащейся молодежи»

ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 37:316.37

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Ф.Ш. Мухаметзянова, С.В. Хусаинова, А.Р. Камалеева1

1 Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания в сфере научных исследований

Аннотация. В статье описаны психолого-педагогические условия противодействия идеологии экстремизма среди учащейся молодежи. Определена роль института семьи в воспитании у субъекта неприятия идей экстремизма. Раскрыты особенности психо лого-педагогического сопровождения учащихся в сфере профилактики проявлений экстремистского поведения. Показано, что организация профилактических мероприятий просветительско-пропагандистского характера будет способствовать распространению знаний, повышающих общую культуру учащейся молодежи, с целью противодействия распространения идеологии экстремизма и терроризма.

Ключевые слова: учащаяся молодежь, противодействие идеологии экстремизма, ценностные ориентации, профилактика, психолого-педагогическое сопровождение.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PREVENTION

MANIFESTATIONS OF EXTREMIST BEHAVIOR OF STUDENTS

F. Mukhametzyanova, S. Khusainova, A. Kamaleeva

Abstract. This article describes the psychological and pedagogical conditions to counter the ideology of extremism among young students. The role of the family institution as significant in bringing up the subject of rejection of extremist ideas. The features of psychological and pedagogical support of students in the field of anti-extremist orientation prevention. It is shown that the organization of educational and preventive measures propagandistic will promote awareness raising general culture of students in order to counter the spread of the ideology of extremism and terrorism.

Keywords: young students, countering extremist ideologies, values, prevention, psychological and educational support.

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Они оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на взаимоотношения в социуме.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным

копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего и профессионального образования, где

развитие и воспитание обеспечено всем укладом образовательной деятельности [1 ;2].

Новая российская образовательная система должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную

модернизацию российского общества. Именно в ней должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально -нравственного состояния общества и государства. Именно это подрастающее поколение впоследствии становится студентами системы среднего и высшего профессионального образования.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию,

гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью; особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.

К сожалению, издержки социально-экономического реформирования в России (безработица, наркомания, криминализация, трансформация духовно-нравственных и семейных ценностей, обострение

межэтнических конфликтов) создали благоприятную почву для распространения экстремизма в молодежной среде, как в наиболее уязвимой социальной группе в этом отношении [6]. Для учащихся

общеобразовательных школ необходима направленность не только на поступление в ссуз или вуз, но и развитие личности и личностный рост.

В педагогике и в психологии нет полного знания, которое подтвердило бы эффективное направление воспитания ценностных отношений учащихся в постоянно изменяющихся условиях жизни и деятельности. Тема формирования механизмов зависимого поведения, особенно

психологических, исследована мало. При психологическом подходе к вопросу о причинах становления зависимых форм поведения, внимание обращается, как правило, на совокупность черт, делающих личность уязвимой, неустойчивой.

Сотрудниками ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» было проведено изучение характеристик подверженности внешнему влиянию и ценностных ориентаций учащейся молодежи. В исследовании принимали участие 205 человек.

Для изучения конформности

использовалась анкета «Подверженность внешнему влиянию» (ПВВ) С.В. Хусаиновой и анкета для изучения ценностных ориентаций учащихся, в основу, которой лег метод М. Рокича (терминальные ценности, социально-демографическое описание), анкета была адаптирована для разных возрастов (15 - 17 лет и 18 - 23 года).

Перечень ценностей был представлен респондентам для ранжирования, при этом 1 ранг присваивался самой значимой ценности, 5 - самой не значимой.

В процессе анализа социально-демографического описания мы выявили, что наши респонденты образуют смешенные группы мужского и женского пола, возраст от 15 - до 23 лет. Основная группа респондентов без опыта работы и в совместном проживании с родителями.

На основании метода срезов при изучении терминальных ценностей определено, что для учеников школ (9 класс) наиболее значимые ценности это: семья (ранг 3,54), здоровье (ранг 4,08), деньги (ранг 5,31), любовь (ранг 5,89), работа (ранг 6,11); для учащихся ссузов (первый курс) значимыми ценностями являются - семья (ранг 4,54), деньги (ранг 5,56), здоровье (ранг 5,91), любовь (ранг 6,54), работа (ранг 6,89); учащимися вуза (первый курс) терминальные ценности определены в следующем порядке - здоровье (ранг 3,42), семья (ранг 4,55), любовь (ранг 5,32), работа (ранг 6,23), деньги (ранг 6,78).

В целом, в процессе анализа терминальных ценностей нами было выявлено, что качественный набор ценностей меняется не только с возрастом, но и при переходе в новую среду обучения. Результаты проведения анкеты «Подверженность внешнему влиянию» показывают, что студенты школ обладают более высокой агрессивностью, что говорит об особенностях этого возраста (подростки), более конформны, чем учащиеся ссузов и вузов (F = 3,45, при p < 0,05 (F - Фишера).

Учащиеся ссуза показывают более высокую деятельностную тревожность, экстравертированны, ригидны и с заниженной самооценкой, чем учащиеся школ и вузов (F = 4,45, при p < 0,05 (F - Фишера).

Гистограмма распределения результатов учашихся о (школа, суз, вуз)

шкалы анкеты ПВВ

Рисунок 1. - Результаты по шкалам анкеты «подверженность внешнему влиянию» (ПВВ)

Учащиеся вуза показывают высокую социальную идентичность; они нуждаются в прочном ощущении групповой

идентификации, чтобы сохранять ощущение внутреннего благополучия.

На основании результатов анкеты ПВВ из общей группы учащихся - школ, ссузов и вузов, нами выявлены 3 группы: 1 -колеблющиеся (40%), 2 - агрессивные (5%) и 3 - стабильные (55%). У агрессивных учащихся выявлены высокие средние баллы по методике ПВВ - конформность (8), ригидность (7), деятельностная тревожность (8) и высокий ранг ценности «семья».

У стабильных учащихся все средние оценки распределяются в пределах нормы (3-5 баллов) и высокий ранг ценности -«здоровье», второй ранг ценности - «семья».

У группы колеблющихся учащихся, выявлены высокие средние баллы по методике ПВВ - конформность (6), деятельностная тревожность (6), низкая самооценка (7) и высокий ранг ценности - «семья».

Рассматривая семью как социальный институт, мы определяем, что семья и семейные ценности в структуре личности субъекта выступает фактором успешного/неуспешного социального самоопределения молодого человека. Ценности выступают символами интеграции людей в человеческое сообщество. В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. Следовательно, опять возникает определенное

противоречие в отношении молодежи к поддержанию семейных контактов с родителями. Семья учащегося должна по сути своей быть тем фундаментом, где закладываются основы самоопределения молодого человека. Родительская семья не только формирует определенные ценностные ориентации личности, но и создает определенные стартовые условия молодого человека.

Таким образом, на основании проведенного исследования выявленная нами группа колеблющихся, и ранее определенная нами, как группа молодых людей которая крайне подвержена влиянию экстремистской идеологии, зависит от того, каким образом поставлены взаимоотношения в семье и, особенно, каких политических и идеологических взглядов придерживается [3]. А так как значение семьи как первичной социальной группы предопределено не только особой ролью в социализации индивидов, но и особой фундаментальной ролью в аккумуляции, сохранении и передаче от поколения к поколению основы социальной структуры общества, той базовой структуры, которая в случае сохранения семьи переживает смену политических режимов, институтов.

Результаты проведенного исследования позволили выявить ряд психолого-педагогических условий, реализация которых будет способствовать профилактике проявления экстремистского поведения учащейся молодежи:

1 условие. Обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации как

социальных институтов в вопросах профилактики и противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Данное условие предполагает:

- осуществление индивидуального подхода к родителям, к семье с целью формирования патриотического и антиэкстремистского сознания;

- повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры педагогов с целью овладения методиками профилактики противодействия экстремистской идеологии;

- выработка единой идеологии и ее внедрение по вопросам сохранения исторических, национальных и государственных традиций Российской Федерации среди педагогов, психологов, родителей, учащихся;

- создание действенной общественной родительской организации, направленной на формирование у учащихся установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия.

2 условие. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в сфере профилактики проявлений экстремистского поведения. Основные направления психологического сопровождения учащихся в рамках противодействия идеологии экстремизма и терроризма:

1) Психопрофилактическая работа (обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей), то есть:

- разработка конкретных рекомендаций для педагогических и психологических работников, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания патриотизма с учетом возрастных и индивидуальных особенностей [5];

- разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

- выявление психологических особенностей учащихся, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в личностном развитии;

- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

2) Диагностика (выявление особенностей психического развития учащихся; наиболее важных особенностей деятельности; соответствие личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества), заключающаяся в разработке рекомендаций и программы психокоррекционной работы с учащимися,

направленной на воспитание неприятия учащимися идей экстремизма.

3) Консультирование.

Индивидуальное консультирование

предполагает:

- оказание помощи и создание условий для развития личности; развитие способности выбирать и действовать по собственному усмотрению; обучаться новому поведению;

- работу по формированию установки, направленной на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия.

Групповое консультирование включает в себя:

- информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями для данной категории учащихся, с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении;

- проведение мероприятий, направленных на формирование патриотического, антиэкстремистского и антитеррористического сознания учащихся.

4) Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися группы «колеблющиеся», имеющих проблемы в поведении и личностном развитии (выявленные в процессе диагностики).

3 условие. Разработка системы (комплекса) совместных (семья - ОО) профилактических мероприятий просветительско-

пропагандистского характера, реализация которых будет способствовать:

- целенаправленному распространению знаний, повышающих общую и политическую культуру учащейся молодежи, с целью противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма [4];

- формированию ценностно-ориентированных отношений;

- гуманизации отношений между представителями разных поколений;

- развитию процессов саморегуляции личности.

Совокупность выявленных нами психолого-педагогических условий позволит: обеспечить необходимое взаимодействие социальных институтов (семья и образовательная организация); активизировать работу с семьей, выполняющую роль посредника между индивидом и обществом, тем самым способствуя формированию психологически устойчивой личности учащихся, способной противостоять идеологии экстремизма и терроризма.

Литература:

1. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание / Ю.В. Артюхова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 128.

2. Лексин В.Н. Государственная семейная политика и обычная русская семья / В.Н. Лексин // Общественные науки и современность, 2010.

3. Мухаметзянов И.Ш., Хусаинова С.В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи / И.Ш. Мухаметзянов, С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3(116). - С. 113-120.

4. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации / Ф.Ш.

Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3(113). - С. 48-52.

5. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Этнокультурное образование педагогов среднего профессионального учебного заведения: возможные подходы / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1(108). - С. 17-23.

6. Петрищев В.Е. Противодействие террористической идеологии - приоритетное направление профилактики терроризма / В.Е. Петрищев // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Москва, МГУ 13-14 октября 2010 г. Том I. - М.: Университетская книга, 2010. - С. 75-81.

Сведения об авторах:

Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: densy_07@mail.ru

Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: sv_husainova@mail.ru

Камалеева Алсу Рауфовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: Kamaleeva_Kazan@mail.ru

Data about the authors:

F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), Corresponding Member of RAO, doctor of pedagogical sciences, professor, director FGBNU "The Institute of pedagogy, psychology and social problems», e-mail:densy_07@mail.ru

S. Khusainova (Kazan, Russia), Ph.D., senior researcher FGBNU "The Institute of pedagogy, psychology and social problems», e-mail: sv_husainova@mail.ru

A. Kamaleeva (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher FGBNU "The Institute of pedagogy, psychology and social problems», e-mail: Kamaleeva_Kazan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.