Научная статья на тему 'Проектирование дорожной карты мероприятий по профилактике радикальных идеологий в образовательной организации'

Проектирование дорожной карты мероприятий по профилактике радикальных идеологий в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАДИКАЛЬНЫМ ИДЕОЛОГИЯМ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / EDUCATION SYSTEM / SECURITY / EDUCATIONAL ORGANIZATION / COMBATING RADICAL IDEOLOGIES / ROAD MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Шайхутдинова Галия Айратовна

В современных условиях проблема противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма является одной из ключевых задач государства, в том числе и системы образования. Авторы рассматривают возможность проектирования дорожных карт для предупреждения проявления радикальных настроений у учащейся молодежи. Дорожные карты имеют принципиальное отличие от планов, программ, проектов и дают возможность руководителям образовательных организаций спроектировать деятельность по противодействию проникновения радикальных идеологий в молодежную среду. Эта деятельность включает в себя несколько этапов и уровней для решения тех целей и задач, которые стоят перед образовательной организацией, применительно к личности обучающегося, коллектива обучающихся или деятельности самой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Шайхутдинова Галия Айратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A ROAD MAP FOR THE PREVENTION OF RADICAL IDEOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

In modern condition the problem of counteraction the distribution of ideology of extremism and terrorism is one of the key tasks of the state and also in the educational system. The authors of the article consider the possibility of designing road maps for the prevention of manifestations of radical sentiments among young students. Road maps are fundamentally different from plans, programmes, projects and they enable the opportunity to the head of the educational organization to design the activity of counteraction the infiltration of the ideology of extremism and terrorism in the youth environment based on the certain algorithm. This activity involves several stages and levels to realize the goals facing the educational organization with reference to individual student, group of students or activities of the organization.

Текст научной работы на тему «Проектирование дорожной карты мероприятий по профилактике радикальных идеологий в образовательной организации»

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РАДИКАЛЬНЫХ ИДЕОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова1

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания 26.4521.2017/5.1

Аннотация. В современных условиях проблема противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма является одной из ключевых задач государства, в том числе и системы образования. Авторы рассматривают возможность проектирования дорожных карт для предупреждения проявления радикальных настроений у учащейся молодежи. Дорожные карты имеют принципиальное отличие от планов, программ, проектов и дают возможность руководителям образовательных организаций спроектировать деятельность по противодействию проникновения радикальных идеологий в молодежную среду. Эта деятельность включает в себя несколько этапов и уровней для решения тех целей и задач, которые стоят перед образовательной организацией, применительно к личности обучающегося, коллектива обучающихся или деятельности самой организации.

Ключевые слова: система образования, безопасность, образовательная организация, противодействие радикальным идеологиям, дорожная карта.

DESIGNING A ROAD MAP FOR THE PREVENTION OF RADICAL

IDEOLOGIES IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

F. Mukhametzyanova, G. Shaukhutdinova

Abstract. In modern condition the problem of counteraction the distribution of ideology of extremism and terrorism is one of the key tasks of the state and also in the educational system. The authors of the article consider the possibility of designing road maps for the prevention of manifestations of radical sentiments among young students. Road maps are fundamentally different from plans, programmes, projects and they enable the opportunity to the head of the educational organization to design the activity of counteraction the infiltration of the ideology of extremism and terrorism in the youth environment based on the certain algorithm. This activity involves several stages and levels to realize the goals facing the educational organization with reference to individual student, group of students or activities of the organization.

Keywords: the education system, security, educational organization, combating radical ideologies, road map.

В последние годы в России уделяется огромное внимание вопросам противодействия идеологиям радикализма, экстремизма и терроризма. Можно говорить о трех основных уровнях правовой и профилактической деятельности:

- на государственном уровне приняты: Стратегия национальной безопасности; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 05.10.2009); Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года; Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», а также значительное количество других нормативных документов (законов, указов, программ и т.д.);

- региональный уровень работает в соответствии с программными государственными документами в области безопасности, в то же время разрабатывает и принимает свои местные законы, указы и т.д., в зависимости от специфики региона, его этнических и религиозных особенностей;

- муниципальный уровень - реализует поставленные федеральными и региональными властями задачи: все государственные служащие прошли (или должны пройти) повышение квалификации по направлению «Комплексная профилактика и противодействие идеологии экстремизма и терроризма в современной России» для того, чтобы выработать и реализовать комплекс мер, необходимых и достаточных для профессиональной деятельности в конкретном муниципальном образовании.

Теперь обратимся к сфере образования, в которой системно реализован ряд стратегических, тактических и превентивных мер в сфере решения задач безопасности.

Во-первых, принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которая направлена на реализацию стратегической цели - «формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются: любовь к большой и малой родине; общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» (Президент Российской Федерации В.В. Путин). Данная стратегия ориентирует образовательные организации всех уровней на формирование у подрастающего поколения духовно-

нравственного иммунитета к деструктивным воздействиям на ценностные ориентиры [1;2].

Во-вторых, внесена поправка в статью 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для

политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей

исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации» [3], что повышает ответственность педагогических работников, в том числе, и в работе по профилактике распространения радикальных идеологий в образовательной среде.

В-третьих, особое внимание Министерство образования и науки уделяет контролю реализации системы образовательно-воспитательных мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, формированию стойкого неприятия обществом, прежде всего молодежью, идеологии терроризма. Согласно Комплексному плану противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, утвержденным Президентом РФ В.В. Путиным от 26 апреля 2013 года, № Пр-1069 Институтом социологии РАН совместно со Ставропольским государственным университетом разработаны три основных учебных спецкурса - по одному

для каждой категории учащейся молодежи (школьники, учащиеся ССУЗов и студенты ВУЗов) и, соответственно, для каждого типа учебного заведения (лицей, колледж (техникум), ВУЗ), включающих учебную программу, учебно-методическое пособие, список учебной литературы и электронных ресурсов по теме. Также в Министерстве образования и науки разработан ряд программ повышения квалификации для разных категорий слушателей, например «Гражданское население в противодействии распространения идеологии терроризма». Разработаны и внедрены в учебный процесс образовательных организаций учебные материалы, раскрывающие преступную сущность идеологии терроризма и т.д. [4;5].

В-четвертых, согласно положению об информационной открытости Закона об образовании, образовательные организации размещают информационный контент, содержащий данные об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Согласно Комплексному плану противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы необходимо создание на базе образовательных организаций вузов специализированных информационных ресурсов по проблемам профилактики терроризма для педагогов, психологов, социальных работников, молодежных центров и общественных объединений [3].

Основной вывод, который можно сделать из вышесказанного - органы управления образованием и их подведомственные организации уделяют существенное внимание этой проблеме и принимают меры по ее решению и предотвращению возможных проявлений нигилистических настроений у учащейся молодежи.

Кроме того, сами образовательные организации достаточно целенаправленно работают над решением задач, поставленных в Комплексном плане: включены в образовательную деятельность модули или спецкурсы по противодействию идеологии экстремизма и терроризма; проводятся мероприятия, направленные на просвещение молодежи в сфере безопасности, в том числе, и антитеррористической защищенности.

Мы считаем, что одним из механизмов планирования и контроля деятельности образовательной организации в сфере

профилактики радикальных идеологий могут служить дорожные карты (road map).

Дорожная карта - это эффективный план всех видов работ и участников, задействованных в процессе. Дорожная карта имеет свои отличительные признаки [6]:

- полное распределение ресурсов и мощностей решения задач во временном промежутке;

- поэтапную технологию решения поставленных задач в рамках стратегического видения решения проблемы;

- выявления преимуществ и проблем использования методик и ресурсов на каждом этапе;

- наличие формализованных промежуточных результатов для анализа деятельности и возможно, ее корректировки;

В системе образования применяются, в основном, три вида дорожных карт.

Первый вид дорожных карт связан с формированием плана мероприятий, который направлен на улучшение какого-то процесса в образовании; в них прописана цель, направления деятельности и ожидаемые результаты.

Второй вид дорожных карт - это карты по повышению конкурентоспособности

выпускников образовательной организации на рынке труда. В них сгруппированы тренды и события (внешние факторы), влияющие на деятельность образовательной организации. Большинство дорожных карт такого вида охватывают период от двух до пяти лет - период обучения в организации профессионального образования и предполагают определение технологий реализации конкретных событий [7].

Третий вид дорожных карт - это учебные дорожные карты, связанные с индивидуальной траекторией развития обучаемого в узкой предметной подготовке.

Как видно из перечисленного, дорожные карты могут принимать форму не только развития организаций, организационных систем и т.д., но и носить индивидуальный характер, применительно к личности обучаемого в образовательной организации.

Нами предлагается алгоритм разработки стратегической дорожной карты для образовательной организации в сфере профилактики проникновения и

распространения радикальных идеологий:

Этап 1. Создание рабочей группы -объединение педагогов, психологов

образовательной организации для разработки и согласования общего долгосрочного видения данной проблемы. Основной результативный документ для этой фазы - стратегическое

видение, а также средне- и долгосрочная цель и конкретные задачи в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма.

Этап 2. Разработка стратегической программы профилактики проникновения и распространения радикальных идеологий в образовательной организации. На данном этапе необходимо предусмотреть определение средних и долгосрочных приоритетов в проведении теоретической и практической работы; определение направлений деятельности потенциальных участников; установку регламента взаимодействия.

Этап 3. Внедрение. На этом этапе реализуются все программы (портфель программ) и проекты, разработанные в образовательной организации в целях профилактики проникновения и

распространения радикальных идеологий в образовательной организации. Анализируется их эффективность с учетом временных и ресурсных рамок; проектируются микро- и макро работы в этом направлении; выявляются пробелы.

Сама деятельность по предупреждению проникновения и распространения радикальных идеологий в образовательной организации должна осуществляться на следующих уровнях.

Первый уровень - организационно-структурный. Этот уровень ориентирует на выбор всех необходимых ресурсов, которые согласуются с основной

целью - предупреждение проявления радикальных настроений у учащейся молодежи. К таким ресурсам можно отнести: согласование деятельности всех субъектов системы образования для проектирования эффективной модели работы; выбор форм и методов работы с молодежью, подготовка и повышение квалификации работников системы образования для работы с данной проблемой; работа с психологическими службами и психологами для мониторинга психологического состояния образовательной среды и активизации ресурсов самой личности в предупреждении проявлений тех качеств личности, которые могут спровоцировать учащегося вступить в противоправные группировки (тревожность, агрессивность и т.д.). Организационно-структурный уровень является основным, так как именно здесь реализуется стратегическое видение деятельности образовательной организации в рассматриваемой сфере.

Второй уровень - содержательный. На данном уровне ведется отбор содержания, на основе которого будут строиться профилактическая работа и все программы, проектируемые в этом направлении. Очевидно,

что содержание материала не может быть одинаково для разных регионов России: проекты должны учитывать специфику региона и контингента учащихся. В некоторых случаях, содержание должно строиться, исходя из индивидуальных запросов лидеров из молодежной среды, т.к. это тот вид работы, который нуждается в четкой ориентации на конкретные молодежные проекты, референтные для самой молодежи [8].

Третий уровень - методический. На этом уровне проектируется методика работы с молодежью, которая включает отбор методик работы с учащейся молодежью, в том числе проведение скринингового исследования учащейся молодежи с целью выявления подверженности внешнему деструктивному влиянию, результаты которого позволяют выявить психологическое состояние

образовательной среды [9]. Исходя из выявленных особенностей данной

образовательной организации, вырабатывается система организационных мер и профилактических мероприятий, адресно направленных на коррекцию состояния образовательной среды.

На наш взгляд, существенным фактором реализации дорожной карты является оценка эффективности ее реализации. Акцент в профилактической работе с учащейся молодежью необходимо делать на первоочередной оценке успешности тех проектов и мероприятий, которые проводятся в образовательной организации. В рамках решения задачи оценки успешности могут быть выделены следующие результаты.

На макроуровне:

- эффективность реализации государственной политики в сфере предупреждения проявлений радикальных идеологий у учащейся молодежи, связанной с определением приоритетов тех или иных направлений профилактики, необходимых в данном регионе;

- доминантность региональной системы профилактики проявления радикальных идеологий у учащейся молодежи как фактора, оказывающего влияние на ее эффективность.

На микроуровне:

- сбалансированность проводимых действий в сфере профилактических мер с учебно-воспитательным процессом и обучаемыми, т.е. соответствие содержания профилактики учебно-воспитательному процессу, возрасту учащихся,

временным рамкам и т.д.;

- удовлетворенность учащихся теми мероприятиями, которые проводятся в образовательной организации (на основе анкетирования обучаемых).

Каждому из обозначенных результатов соответствует определенный критерий, позволяющий оценить степень достижения поставленной цели на основе одного или нескольких показателей.

Критерий эффективности показывает, в какой степени деятельность образовательной организации отражает цели, заявленные в стратегических документах (федеральных, региональных). Показателями могут выступать изменения в позитивную сторону ценностных ориентаций, социальной позиции, общественной деятельности обучаемых и т.д. Желательно, мониторинг проводить по определенным срокам, например, в начале и в конце года, перед мероприятием и после мероприятия, в зависимости от цели мониторинга и его характера.

Критерий сбалансированности показывает, в какой степени проекты и мероприятия соответствуют общей стратегической программе развития образовательной организации, программе воспитания обучающихся. Показателем может выступать доля проектов и мероприятий по профилактике проявления радикальных настроений у учащейся молодежи в общем количестве мероприятий образовательной организации.

Критерий удовлетворенности

демонстрирует, в какой степени обучающиеся участвуют и/или намерены участвовать в проектах данного направления. Показателем может выступать процент удовлетворенности учащихся мероприятиями в результате их анкетирования после участии в мероприятиях и проектах.

Таким образом, дорожная карта может быть представлена в виде схемы мероприятий на год, см. рис. 1. Стратегические ориентиры образовательной организации в сфере профилактики проявления радикальных идеологий у учащейся молодежи должны быть сгруппированы по следующим направлениям, исходя из которых проектируется долгосрочная дорожная карта:

1. Долгосрочное планирование (3 - 5 лет)

2. Разработка стратегической программы.

3. Реализация всех направлений стратегической программы.

Виды мероприятий Частота проведения мероприятий Оценка эффективности

Беседы «Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде» (с приглашением сотрудника полиции)» V V Формирование правовых знаний, способности обучаемых грамотно действовать в экстремальных ситуациях и т.д.

Реализация в учебном процессе учебных материалов, раскрывающих преступную сущность идеологии экстремизма и терроризма По плану учебного процесса Формирование компетенций у обучающихся: гражданской компетенции (ГК) - способность и готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, активное участие в реализации профилактических антиэкстремистких и антитеррористических мероприятий; организационно-правовой компетенции (ОПК) - способность и готовность использовать полученные организационно-правовые знания в своей социальной и будущей профессиональной деятельности; социально-психологической компетенции (СПК) - способность и готовность к использованию системы знаний о противодействии идеологии экстремизма и терроризма, позволяющих учитывать последствия принимаемых решений и воздействовать на ход событий с позиции обеспечения своих интересов и соблюдения прав человека

Проведение Дня безопасности V V Формирование представлений о безопасном поведении в экстремальных ситуациях

Диагностика с целью исследования подверженности влиянию радикальных идеологий у учащейся молодежи V V Снижение уровня колеблющихся обучаемых в плане подверженности деструктивным влияниям; определение наиболее проблемных направлений в практике пропагандистской и идеологической работы; определения ситуации, связанной с религиозными и политическими факторами, превалирующими в молодежной среде образовательной организации; сбора информации о новых неформальных молодежных объединениях

Участие в районных и областных мероприятиях по профилактике экстремизма, идеологии терроризма По плану мероприятий Увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 100%

Проведение мониторинга конфликтогенности в молодежной среде V V V Снижение уровня конфликтности. Разработка проектов и программ по снижению уровня конфликтности среди обучаемых

Проведение ежедневного мониторинга сетей Интернет - ресурсов V V V V V V V V V Интернет - фильтрация сайтов, способных негативно влиять на обучающихся

Месяц года 9 10 11 12 1 2 3 4 5

Рисунок 1. - Примерная схема дорожной карты мероприятий по профилактике проявления радикальных идеологий у учащейся молодежи

Безусловно, предложенный проект дорожной карты и ее реализация не являются гарантом того, что имеющиеся пробелы в системе образования в рамках данной проблемы быстро решатся.

Однако, она дает возможность осуществлять все виды работ на основе принципов:

- системности - разработки и реализации проектов и программ на основе системного

видения ситуации в стране в целом и в конкретном регионе в частности;

- комплексности - организации межведомственного взаимодействия с участием государственных, общественных и религиозных объединений, специалистов, педагогов образовательных организаций и всех заинтересованных лиц;

- координации - достижения согласованности действий субъектов профилактической

деятельности;

- непрерывности - обеспечения преемственности в деятельности образовательной организации по реализации проектов и программ, направленных на предупреждение проявлений радикальных настроений у молодежи;

- целостности - единой стратегии превентивной деятельности, обусловливающей основные направления и конкретные действия.

Литература.

1. Мухаметзянова Г.В. Повышение качества гуманитарного компонента профессионального образования / Г.В. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2006. - № 1. - С. 10-17.

2. Гильмеева Р.Х. Формирование духовно-нравственного иммунитета молодежи как условие профилактики экстремизма в безопасной образовательной среде / Р.Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 56-61.

3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3.

4. Рекомендации по образовательным программам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://иванов-ам.рф

5. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, утв. Президентом Российской Федерации В. Путин 26 апреля 2013 года № Пр-1069.

6. Что такое дорожная карта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novznania.ru

/агсЫуеБ/358

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ефимова О.С. Виды дорожных карт, используемых в образовании [Электронный ресурс] / О.С. Ефимова. - Режим доступа: http://www.apkpro.ru/doc/17122016/%00%95%01%84% Б0%В8%00%ВС%00%ВЕ %00%В2%00%В0^

8. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 48-52.

9. Мухаметзянова Ф.Ш., Камалеева А.Р., Шайхутдинова Г.А., Хусаинова С.В., Шибанкова Л.А Комплекс диагностического материала: анкеты, опросники, тесты для оценки психолого-педагогического состояния безопасности образовательной среды. - Казань: Издательство «Данис», 2016. - 76 с.

Сведения об авторах:

Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: ipppo-rao@mail.ru

Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем), e-mail: us-ipppo-rao@mail.ru

Data about the authors:

F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), corresponding member of Russian joint stock company, professor, doctor of pedagogical sciences, director of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: ipppo-rao@mail.ru

G. Shaikhutdinova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, scientific secretary of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: us-ipppo-rao@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.