Научная статья на тему 'Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации'

Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PREVENTION / STUDENTS / COMPREHENSIVE PROGRAM / EXTREMIST ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Шайхутдинова Г. А.

В статье рассматривается необходимость проектирования комплексной программы деятельности образовательных организаций в профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации. Комплексная программа может базироваться на двух основных теоретических моделях: традиционной и синтетической. Каждая модель предполагает свои цели, задачи, виды, направления деятельности и т.д. в зависимости от того какая модель применима в каждой конкретной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Шайхутдинова Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ACTIVITIES FOR THE PREVENTION OF YOUTH INVOLVEMENT IN EXTREMIST ORGANIZATIONS

The article discusses the need for designing a comprehensive program of activities of educational institutions for the prevention of youth involvement in extremist organizations. A comprehensive program could be based on the two main theoretical models: traditional and synthetic. Each model requires its goals, objectives, types, area of activity and others, depending on the model used in each particular organization.

Текст научной работы на тему «Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации»

УДК 371:37.06

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ

МОЛОДЕЖИ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова

Аннотация. В статье рассматривается необходимость проектирования комплексной программы деятельности образовательных организаций в профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации. Комплексная программа может базироваться на двух основных теоретических моделях: традиционной и синтетической. Каждая модель предполагает свои цели, задачи, виды, направления деятельности и т.д. в зависимости от того какая модель применима в каждой конкретной организации.

Ключевые слова: профилактика, учащаяся молодежь, комплексная программа, экстремистские организации.

DESIGN OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ACTIVITIES FOR THE PREVENTION OF YOUTH INVOLVEMENT IN EXTREMIST ORGANIZATIONS

F. Mukhametzyanova, G. Shaykhutdinova

Abstract. The article discusses the need for designing a comprehensive program of activities of educational institutions for the prevention of youth involvement in extremist organizations. A comprehensive program could be based on the two main theoretical models: traditional and synthetic. Each model requires its goals, objectives, types, area of activity and others, depending on the model used in each particular organization.

Keywords: prevention, students, comprehensive program, extremist organizations.

Современный мир характеризуется фундаментальными и динамичными

изменениями. Изменения касаются практически всех сфер жизнедеятельности граждан мира: меняется геополитическая карта мира, глобально перестраивается финансовая система, складываются новые политические альянсы. На фоне бурного протекания вышеназванных мировых процессов глобализационные явления не затихают, а наоборот разгораются. Стираются границы между расами, национальностями, народностями, происходит бурное

взаимопроникновение разных культур, которое приводит мир к новым вызовам. Одними из самых существенных вызовов и угроз всем странам являются экстремизм и терроризм. Эти вызовы и угрозы (прежде всего, международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, а также нелегальная миграция) носят глобальный характер и требуют решения не только на уровне отдельной страны, но и всего мирового сообщества.

Россия на фоне всех политических процессов развивается в русле 2-х противоречивых тенденций: первая - положительная и связана с укреплением позиций России на мировой арене,

вторая - негативная, связана с продолжающейся угрозой распространения идеологии экстремизма и терроризма. Особенно тревожит то, что деструктивные идеи национализма и религиозного экстремизма в первую очередь затронули именно молодых россиян. «Международные эксперты выражают серьезную озабоченность возросшим числом граждан, выезжающих за пределы своих стран с целью подготовки или участия в террористических актах, а также прохождения ими обучения в террористических целях. Тревожную тенденцию имеет растущее число иностранных боевиков-террористов,

выезжающих в Сирию и Ирак для участия в деятельности террористической организации «Исламское государство» [1]. По мнению экспертов, наиболее уязвимой для пропаганды радикальных религиозных идей частью населения является молодежь, представители которой наиболее остро реагируют на проблемы современного общества. И в преодолении этих негативных процессов чрезвычайно важна роль семьи, педагогов, старшего поколения, религиозных общин, общественных

организаций, прежде всего молодежных. Существенную роль в профилактической деятельности должны играть образовательные

организации разных уровней - от дошкольных организаций до образовательных организаций высшего образования.

Проектирование деятельности

образовательных организаций в профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации необходимо начинать с разработки комплексной программы, которая будет включать в себя все необходимые составляющие данного документа: от целей и задач, до обеспечения ее реализации путем подготовки кадров соответствующей квалификации и достаточных материально-технических

ресурсов. Комплексная программа может базироваться на 2-х основных теоретических моделях [5]:

Первая модель - традиционная, строится на усилении традиционных институтов

социализации: семья, школа, ссуз, вуз и т.д. В основе данной модели лежит идея контролируемого пространства социализации учащейся молодежи, т.е. программа строится с учетом интеграционных ресурсов региона (семьи, школы, СМИ, общественных организаций, государственных органов и т.д.) в целях воспитательного воздействия на молодежь. Жизнь молодого человека в таких условиях протекает в искусственно созданном пространстве, которое направляет его на усвоение норм и образцов поведения, пропагандируемых в обществе. В основе данной модели лежит средовый подход, создающий условия для снижения проявления в ней экстремисткой активности. Основной ресурс данной модели - система образования. Она наполняет пространство общественными объединениями, клубами и прочими организациями, которые максимально учитывают интересы молодежи согласно возрастным предпочтениям. Для того чтобы эти объединения были привлекательны для молодежи, требуется комплексная поддержка со стороны органов власти: кадровая, материально-техническая, социальная и т.д.

Однако применение модели рассматривается экспертами как способ оперативного вмешательства в ситуацию, в случае резкого повышения проявлений экстремистских тенденций в молодежной среде. Либо, данная модель применима в отдаленных регионах, где образовательные организации аккумулируют в себе все сферы социальной и общественной жизни молодежи и социализация молодежи, происходит в традиционных социальных институтах - дошкольные, школьные организации и, если есть на местах, другие образовательные учреждения [5].

Реализация данной модели предполагает формирование правового сознания молодежи, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности, а также способствует оптимизации социальной молодежной среды, ее улучшению, созданию в ней пространств для стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в социальных проектах, от реальных достижений, от опыта решения значимых для общества проблем.

Комплексная программа, спроектированная на основе данной модели, должна включать в себя следующие важные направления:

1. Разработка комплекса мероприятий по формированию толерантности, правовой культуры, гражданской идентичности среди детей и молодежи.

2. Организация досуга в рамках пространства образовательной организации для всех возрастных категорий детей и молодежи. Проведение пропаганды здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом.

3. Проведение комплексных мероприятий по повышению уровня социальной и материальной защищенности детей и молодежи, разработка программ и инициатив для детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию.

4. Организация учебных тренингов в образовательных организациях для педагогического состава по оценке, анализу и прогнозированию социально-политической ситуации в молодежной среде, по формированию толерантного сознания.

5. Регулярное проведение дней национальных культур, творческих фестивалей, конкурсов, лагерей и школ толерантности.

6. Разработка и введение в учебные планы специальных курсов по противодействию религиозно-политическому экстремизму, например «Современные подходы к пониманию экстремизма»; комплекс упражнений, направленных на профилактику межэтнических конфликтов в молодежной среде; модули «Учебно-воспитательный процесс в условиях многонационального студенческого коллектива», модули «Социально-психологическое предупреждение возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов» и др. [2, с. 21].

Вторая модель - синтетическая, связана с созданием в образовательной среде альтернативных площадок для реализации потенциала молодежи через социально одобряемые проекты [5]. В основе данной

модели лежит интегративный подход, выполняющий системообразующую функцию между всеми процессами, на основе которых осуществляется профилактическая деятельность образовательных организаций. Данная модель должна учитывать ряд стратегически важных инициатив:

1. Создание специальных молодежных программ, учитывающих современные предпочтения молодежи. К таким программам можно отнести программы по развитию экстремальных видов спорта, направленные на решение проблемы агрессивных и экстремальных проявлений молодежи, удерживая их в рамках социальных норм и действующего законодательства.

2. Организация альтернативных общественных организаций молодежи, которые имеют привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекают в сферу своего влияния максимально большое количество молодежи. Создание некоммерческих молодежных организаций для продвижения и реализации социально значимых инициатив, способствующих реализации творческого потенциала молодежи и т.д. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы предпочтения разных категорий молодежи.

3. Разработка системы мониторинга с целью определения ситуации, связанной с религиозными и политическими факторами, превалирующими в молодежной среде образовательной организации. Сбор информации о новых неформальных молодежных объединениях и новых религиозных движениях [3, с. 9].

4. Создание комплексных структур с целью снижения деструктивного влияния молодежных неформальных организаций, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер. Под комплексной структурой мы понимаем организацию, системно работающую с представителями разных субкультур. Однако данная работа затруднена в стенах образовательного учреждения в силу разных причин, важнейшая из которых - отсутствие специально подготовленных кадров. Данная работа сегодня является крайне актуальной, т.к. есть известные всем факты вовлечения российских студентов в экстремистские организации с выездом за рубеж с целью участия в действующих террористических организациях.

5. Проектирование системной работы по формированию межнациональных отношений в

молодежной среде. Данная работа должна включать не только работу с мигрантами, национальными меньшинствами и т.д., но и активную деятельность по формированию межнационального согласия в молодежной среде путем факультативных курсов, научно-практических конференций, круглых столов и семинаров, клубов интернациональной дружбы и т.д. Актуальнейшей задачей образовательных организаций является мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов.

6. Создание в каждой образовательной организации тематического Интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и т.д., посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения молодых людей.

7. Разработка механизмов специальной подготовки кадров, с целью формирования у них знаний и компетенций для работы по всем вышеназванным направлениям.

Таким образом, проектирование

комплексной программы деятельности образовательной организации в рамках второй синтетической модели должно строиться с учетом следующих важных направлений [4, с. 61]:

1. Разработка комплекса мероприятий с целью актуализации в общественном сознании молодежи новой ценностной модели личности, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности.

2. Создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.

3. Привлечение ресурсов СМИ (молодежное радио, газеты, журналы, социальные сети и т.д.), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д. в среде молодежи.

4. Активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем.

5. Формирование системы воспитательной работы с молодежью через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи.

6. Развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений,

демократизма, самоуправления и

самоорганизации.

7. Формирование системы мониторинговых исследований с целью: определения наиболее проблемных направлений в практике пропагандистской и идеологической работы; определения ситуации, связанной с религиозными и политическими факторами, превалирующими в молодежной среде образовательной организации; сбора информации о новых неформальных молодежных объединениях и новых религиозных движениях и т.д.

8. Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодежного экстремизма. Направление ориентировано на подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, работающих с

подростками и молодежью, в соответствии с особенностями современного этапа развития радикальных и экстремистских проявлений в молодежной среде.

Предложенные модели не исчерпывают всего многообразия имеющихся теоретических и практических разработок: российских и зарубежных. Однако, исходя из этих двух базовых моделей, образовательные организации всех уровней могут сформулировать цели, задачи, направления и виды деятельности, ориентируясь на возможности образовательной организации, района, региона, учитывая контингент, потенциальные и явные риски, привлекая общественные организации, власти и другие структуры для разработки программ и реализации мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде.

Литература:

1. Вопросы предупреждения вовлечения молодежи в террористические и экстремистские организации: Международная научно-практическая конференция, (24 - 25 сентября, 2015 г., Белгород). Режим доступа: www.militarynews.ru/Story. asp?rid=1&nid=390033

2. Мухаметзянова Ф.Ш. Этнокультурное образование педагогов среднего профессионального учебного заведения / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 17-22.

3. Мухаметзянова Ф.Ш. Профилактика межэтнических и межрелигиозных конфликтов среди молодежи в профессиональной образовательной организации /Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Полиэтнический аспект этнокультурного

образования как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов Республики Татарстан: Материалы I научно-практической конференции 27 марта 2015 г. В 2-х ч. /Сост. А.Р. Камалеева. - Казань: Издательство «Данис», 2015. - 1 ч. - С. 5-11. - 300 экз.

4. Методические материалы по профилактике терроризма и экстремизма: Учебно-методическое пособие / Часть вторая. - Уфа: Издательство ИРО РБ, 2013. - 108 с.

5. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России). Режим доступа: http://www.korupcii.net/index.php?id=68&s=4

Сведения об авторах:

Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь Института педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Data about the authors:

F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), corresponding member of the Russian Academy of Education (RAE), doctor of pedagogic sciences, full professor, head of the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education.

G. Shaykhutdinova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor, scientific secretary of the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.