УДК 316.6
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПСИХОТЕРРОРИЗМ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ
Е.А. Чеверикина, А.Н. Грязнов, Э.С. Шарафиев1
'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований
Аннотация. Статья посвящена изучению индивидуального психотерроризма в межличностном общении подростков с точки зрения их толерантности в целом и в межличностной коммуникации в частности, и типов присущего им агрессивного поведения. Полученные в ходе исследования данные показали, что девушки более толерантны в ситуации межличностного общения, следовательно, можно предположить, что они менее склонны к психотерроризму. Что касается агрессивности, то вероятнее всего в процессе психотеррористических действий юноши будут скорее проявлять явные формы психотерроризма. Девушкам более свойственны неявные, скрытые формы. Полученные пилотажные данные будут уточняться, расширяться в последующих исследованиях по этой тематике, что позволит разработать как инструментарий диагностики склонности к психотерроризму, так и создать эффективные психолого-педагогические программы по его профилактике, минимизации и решению психологических проблем, связанных с его последствиями, а так же по предупреждению участия в террористических организациях и следования экстремистской идеологии в лиц с высокой склонностью к психотерроризму.
Ключевые слова: терроризм, психотерроризм, межличностное общение, подростки, толерантность, агрессивность.
INDIVIDUAL PSYCHOTERRORISM IN INTERPERSONAL COMMUNICATION OF TEENAGERS
E. Cheverikina, A. Gryaznov, E. Sharafiyev
Abstract. The Article is devoted to the questions of studying of individual psychoterrorism in interpersonal communication of teenagers from the point of view of their tolerance in general and in interpersonal communication in particular, and types of aggressive behavior are inherent in them. The data obtained during research process have shown that girls are more tolerant in a situation of interpersonal communication, therefore, it is possible to assume that they are less inclined to psychoterrorism. As for aggression, most likely in the course of psychoterrorist actions of the young man will show rather obvious forms of psychoterrorism. The implicit, latent forms are more peculiar to girls. The obtained flight data will be specified, extended also the subsequent researches on this subject that will allow to develop as tools of diagnostics of tendency to psychoterrorism, and to create effective psychology and pedagogical programs for his prevention, minimization and solutions of the psychological problems connected with its consequences and also according to the prevention of the introduction of persons with high tendency to psychoterrorism to the accession to the terrorist organizations and following the extremist ideology.
Keywords: terrorism, psychoterrorism, interpersonal communication, teenagers, tolerance, aggression.
Современный экстремизм и терроризм как крайняя форма его проявления рассматриваются, в основном, как насильственные акты одного человека или группы лиц с целью причинения непоправимого и массового вреда обществу и привлечения внимания общественности к своим политическим, социальным,
религиозным взглядам и убеждениям через совершение одиночных или массовых террористических актов. Но очень часто выпускается из вида то, что в повседневной обыденной жизни люди сталкиваются с разовыми или перманентными актами насилия, давления, унижения, оскорблений и т.д. со стороны людей из ближайшего окружения, которые вызывают у них чувство
дискомфорта, страха, паники. То есть можно говорить о существовании индивидуального, межличностного психотерроризма как одной из разновидностей экстремисткой и террористической деятельности.
Психотерроризм является достаточно новым понятием в психологии и исследований данного явления, особенно в межличностном общении, очень мало. Ученые-психологи уделяют внимание изучению влияния различных террористичсеких актов, техногенных катастроф на психическое состояние человека, а также психологическим особенностям личности самих террористов. Существует тенденция к объединению понятий психотерроризма и социального терроризма. Д.В. Ольшанский говорит о том,
что это социальная ситуация, держащая всех членов общества или определенной группы в страхе и постоянном напряжении [2]. Но при таком подходе упускается из виду, что в отличие от обычного терроризма здесь речь идёт о морально-психологическом
непосредственном воздействии одного человека на другого (обычно с помощью слов)
[3].
Для педагогов и психологов важно то, что как явный, так и скрытый психотерроризм широко распространен в школьной среде, особенно среди подростков. В системе современного образования много говорится и делается для организации комплексной безопасности образовательной среды [5], для профилактики вовлечения учащихся в экстремистскую и террористическую деятельность [1;4]. Но, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется
профилактике индивидуального психотерроризма в межличностном общении подростков. А последствия данного явления могут быть очень серьезными - от снижения самооценки до попыток суицида. Для повышения эффективности данной деятельности необходимо всестороннее и глубокое изучение этого явления, его причин, форм проявления и последствий.
Нами было проведено пилотажное исследование для выявления основных особенностей психотерроризма в
подростковой среде с целью дальнейшего глубокого изучения и поисков борьбы с этим
негативным и опасным социально-психологическим явлением.
В исследовании приняло участие 100 подростков в возрасте 15 - 16 лет, из них 56 юношей и 44 девушки.
Так как на основе анализа научной литературы по теме исследования нами гипотетически было предположено, что в основе подросткового терроризма лежат агрессивность и интолерантность, то использовались следующие опросные методики исследования:
- экспресс-опросник «Индекс толерантности»;
- тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко;
- методика диагностики типов агрессивного поведения Басса-Дарки.
Средние результаты по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» представлены на рисунке 1.
Таким образом, исследование показало, что девушки более толерантны, чем юноши, особенно в сфере этнической толерантности. Скорее всего, это связано с психологическими особенностями женщин в целом, и девушек-подростков в частности, а также спецификой их воспитания.
Так как психотерроризм проявляется во многом с сфере межличностного общения, мы решили изучить коммуникативную
толерантность современных юношей и девушек. Соответствующие средние показатели представлены на рисунке 2.
30,00
25,00
20,00
15,00
10,00
5,00
0,00
■ юноши □ девушки
Этническая толлерантность
Социальная толлерантность
Толлерантность как черта личности
Рисунок 1. - Распределение средних показателей по шкалам экспресс-опросника «Индекс толерантности» у юношей и девушек Примечание: низкие показатели - низкий уровень толерантности, высокие показатели - высокий уровень толерантности.
- юноши девушки
8 7,5 7 6,5 6 5,5 5 4,5
Шкапа1 Шкала2 Шкала Шкала Шкала Шкала Шкала Шкала Шкала 3 4 5 6 7 8 9
Рисунок 2. - Средние показатели по шкалам теста коммуникативной толерантности В.В. Бойко Примечание 1. Чем ниже показатели, тем выше уровень толерантности, чем выше показатели - тем ниже уровень толерантности. Примечание 2. Шкала 1 - способность принимать или не принимать индивидуальные особенности встречающихся вам людей; шкала 2 - тенденция оценивать людей исходя из собственного «Я»; шкала 3 - категоричность и неизменность ваших оценок в адрес окружающих; шкала 4 - умение скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей; шкала 5 -склонность переделывать и перевоспитывать партнера; шкала 6 - склонность подчинять партнеров под себя, делать их удобными; шкала 7 - обидчивость, отстаивание своего самолюбия; шкала 8 - терпимость к дискомфортным состояниям окружающих; шкала 9 - адаптивность во взаимодействии с другими людьми.
Средние показатели по данной методике указывают на то, что в целом коммуникативная толерантность подростков находится в пределах нормы. Подтверждаются результаты экспресс-опросника толерантности, что девушки более толерантны, чем юноши. Показатели у юношей выше по всем шкалам, кроме шкалы 5, то есть девушки более склонны стремиться изменить, переделать своих партнеров.
Но в тоже время установлено, что среди юношей 14,3%, а среди девушек 13,6% наблюдаются повышенные значения по 1 шкале, что указывает на их нежелание или неспособность принимать индивидуальные особенности встречающихся им людей. Результаты по 2 шкале говорят о том, что 10,7% юношей и 9,1% девушек имеют повышенную тенденцию оценивать других людей через призму собственного «Я». Категоричность и неизменность своих оценок в адрес окружающих (3 шкала) демонстрируют 21,4% юношей и 18,2% девушек. Не умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления при необходимости общаться с неприятными людьми (4 шкала) 21,4% юношей и 9,1% девушек. По результатам 5 шкалы установлено, что потребность перевоспитывать и переделывать своего партнера имеется у 3,6% юношей и 22,8% девушек. Но склонность подчинять своих партнеров, «делать их под себя» (6 шкала) в меньшей степени присуща девушкам (ярко выражена у 9,1% респонденток), а у юношей - у 17,9%. По итогам 7 шкалы
обидчивость и склонность отстаивать самолюбие проявили 17,9%. юношей и только 4,5% девушек. По 8 шкале отсутствие готовности быть терпимыми к дискомфортным состояниям продемонстрировали 17,9% юношей, но ни одна из девушек. По результатам 9 шкалы не готовность адаптироваться во взаимодействии с другими людьми продемонстрировали 13,6% девушек и ровно четверть (25%) юношей.
Средние результаты по методике Басса-Дарки представлены на рисунке 3. Результаты исследования по данной методике говорят о том, что девушкам, в некоторой степени, более свойственны неявные формы проявления агрессии: раздражение, обида и подозрительность. А юношам более свойственны явные проявления агрессии, физическая и вербальная.
Исследование показало, что девушки более толерантны в ситуации межличностного общения, следовательно, можно предположить, что они менее склонны к психотерроризму. Что касается агрессивности, то, вероятнее всего, в процессе психотеррористических действий юноши будут скорее проявлять явные формы психотерроризма (драки, ругань, угрозы и другие формы физического воздействия на жертву). Девушкам более свойственны неявные, скрытые формы (моральное и психологическое воздействие, презрительное отношение, игнорирование и т.д.).
4
^ ¿г у
■девушки
Рисунок 3. - Средние показатели по шкалам методики Басса-Дарки
Можно с определенной долей вероятности говорить о том, что подростки, совершающие акты психотерроризма в межличностном общении, соответственно, не уважающие права и свободы другого человека (жертвы) и не задумывающиеся о том, какой вред они причиняют его психическому здоровью, а, возможно, и всей его жизни, в дальнейшем станут приверженцами экстремистской идеологии и будут более податливы для вербовщиков террористических организаций.
Полученные пилотажные данные будут уточняться, расширяться и последующих исследованиях по этой тематике, что позволит разработать как инструментарий диагностики склонности к психотерроризму, так и создать эффективные психолого-педагогические
программы по его профилактике, минимизации и решения психологических проблем, связанных с его последствиями.
Литература:
1. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2015. - № 6. -С. 48-51.
2. Ольшанский Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - СПб: Питер, 2002. - 288 с.
3. Психотерроризм А. - Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://azps.ru/handbook/character/ psihoterrorizm.html
4. Сулима Л.О., Сафина Э.Р. О реализации комплекса мероприятий по противодействию идеологии терроризма в подростково-молодежной среде не примере Республики Татарстан / Л.О. Сулима, Э.Р. Сафина // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2015. - № 6. - С. 27-32.
5. Шафикова Г.Р. Организация комплексной безопасности образовательных организаций в условиях поликультурного общества / Г.Р. Шафикова // Казанский педагогический журнал. -Казань. - 2015. - № 6. - С. 17-20.
Сведения об авторах:
Чеверикина Елена Александровна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы РАО», е-mail: [email protected]
Грязнов Алексей Николаевич (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы РАО».
Шарафиев Эдуард Сулейманович (г. Зеленодольск, Россия), соискатель ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы РАО».
юноши
Казанский педагогический журнал, №3, 2016 Data about the authors:
E. Cheverkina (Kazan, Russia), candidate of psychological sciences, senior researcher of the FGNU "Institute of National and ungraded schools RAO", e-mail: [email protected]
A. Gryaznov (Kazan, Russia), doctor of psychological sciences, the leading researcher of FGNU "Institute of National and ungraded schools RAO".
E. Sharafiev (Zelenodolsk, Russia), post-graduate of FGNU "Institute of National and ungraded schools RAO".