Научная статья на тему 'Склонность к психологическому насилию в образовательной среде: теоретический и эмпирический анализ определяющих факторов'

Склонность к психологическому насилию в образовательной среде: теоретический и эмпирический анализ определяющих факторов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ФАКТОРЫ СКЛОННОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ / АГРЕССИВНОСТЬ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ДОМИНИРОВАНИЕ / ПОДРОСТКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PSYCHOLOGICAL VIOLENCE / FACTORS OF TENDENCY TO PSYCHOLOGICAL VIOLENCE / AGGRESSION / MANIPULATION / DOMINATION / TEENAGERS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грязнов Алексей Николаевич, Фатина Мария Львовна

Статья посвящена изучению феномена психологического насилия среди подростков в образовательной среде. Описываются выделенные на теоретическом уровне факторы формирования склонности к психологическому насилию, такие как прямая и косвенная вербальная агрессия, косвенная физическая агрессия, склонность к доминированию и манипуляции, эгоистическая направленность, направленность на власть, негативное отношение к другим, несоблюдение существующих норм и правил, ригидность, тревожность и экстраверсия. Приводятся результаты пилотажного эмпирического исследования определенных факторов, результаты которого будут использованы при разработке методики определения уровня склонности к психологическому насилию у подростков и определению направлений психолого-педагогической профилактической и коррекционной работы по снижению уровня склонности к психологическому насилию среди подростков и улучшению состояния психологической безопасности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendency to psychological violence in the educational environment: the theoretical and empirical analysis of the defining factors

The article is devoted to studying of a phenomenon of psychological violence among teenagers in the educational environment. The factors of formation of tendency to psychological violence, such as direct and indirect verbal aggression, indirect physical aggression, tendency to domination and manipulation, egoistical orientation, orientation allocated at the theoretical level on the power, negative attitude to others, non-compliance with the existing norms and rules, rigidity, uneasiness and extraversion are given. Results of a pilot empirical research of certain factors the results of which will be used when developing a technique of determination of level of tendency to psychological violence at teenagers and to definition of the directions of psychology and pedagogic scheduled and correctional maintenance on decrease in level of tendency to psychological violence among teenagers and to improvement of a condition of psychological safety educational environments are given.

Текст научной работы на тему «Склонность к психологическому насилию в образовательной среде: теоретический и эмпирический анализ определяющих факторов»

Склонность к психологическому насилию в образовательной среде: теоретический и эмпирический анализ..,

УДК 159.9:316.6

Грязнов Алексей Николаевич

доктор психологических наук Университет управления «ТИСБИ», г. Казань

Фатина Мария Львовна

Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань

angkazan@rambler.ru, uhassia@mail.ru

СКЛОННОСТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ФАКТОРОВ

Статья посвящена изучению феномена психологического насилия среди подростков в образовательной среде. Описываются выделенные на теоретическом уровне факторы формирования склонности к психологическому насилию, такие как прямая и косвенная вербальная агрессия, косвенная физическая агрессия, склонность к доминированию и манипуляции, эгоистическая направленность, направленность на власть, негативное отношение к другим, несоблюдение существующих норм и правил, ригидность, тревожность и экстраверсия. Приводятся результаты пилотажного эмпирического исследования определенных факторов, результаты которого будут использованы при разработке методики определения уровня склонности к психологическому насилию у подростков и определению направлений психолого-педагогической профилактической и коррекционной работы по снижению уровня склонности к психологическому насилию среди подростков и улучшению состояния психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: психологическое насилие, факторы склонности к психологическому насилию, агрессивность, манипуляция, доминирование, подростки, образовательная среда.

Актуальность изучения феномена психологического насилия в образовательной среде вызвано обострившимся в последние годы в российском обществе пониманием того, что участившиеся проявления психологического насилия среди подростков, особенно в рамках образовательной среды школы, представляют серьезную угрозу ее психологической безопасности.

В современной отечественной психологической науке проблема психологического насилия остается недостаточно изученной.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что «психологическое насилие - это социально-психологическое воздействие, принуждающее другого человека к поступкам и поведению, которые не входили в его намерения; нарушающее индивидуальные границы личности, осуществляемое без информированного согласия и без обеспечения социальной и психологической безопасности индивида, а также всех законных прав; приводящее к социальному, психологическому, физическому или материальному вреду» [11].

В свою очередь, нами предлагается рассматривать определение психологического насилия в социальной среде в следующем контексте: цель данного феномена заключается в осознанном принуждении объекта психологического насилия (используя как косвенное, так и физическое воздействие) думать и действовать согласно желаниям субъекта психологического насилия, чтобы субъект смог достигнуть собственных целей и получить ту или иную психологическую, моральную или материальную выгоду. При этом субъектом не учитываются желания, цели и интересы объекта психологического насилия.

В современной психологической науке изучаются, в основном, формы проявления психологического насилия и его последствий для психической, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной и других сфер личности объекта психологического насилия [2; 6; 8; 10 и др.]. Вместе с тем мало внимания уделяется исследованию психологических особенностей личности субъекта психологического насилия, а так же факторов, способствующих формированию склонности к психологическому насилию. На основе теоретического анализа научных исследований по психологическому насилию, насилию и смежных с ними областей [1; 4; 5; 9 и т.д.] нами были выделены основные факторы, относящиеся к склонности личности к психологическому насилию.

Е.П. Ильин, исходя из анализа взаимосвязи насилия и агрессии, делает вывод о том, что склонность к психологическому насилию может определяться наличием склонности к вербальной агрессии, как прямой, так и косвенной (поведение с применением отреагирования собственных отрицательных эмоций как с помощью интонаций или других невербальных элементов речи, так и с помощью содержания высказываний), и склонности к косвенной физической агрессии (агрессивная направленность против каких-то лиц или предметов скрывается или не понимается самим субъектом агрессии, опосредованное использование физической силы) [7].

В исследованиях Е.Л. Доценко прослеживается соотношение склонности к психологическому насилию и склонности к манипуляции другими людьми. Манипуляция является видом психологического воздействия, при искусном исполнении которого происходит скрытое возбуждение у дру-

© Грязнов А.Н., Фатина М.Л., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

61

гого человека намерений, не соответствующих его актуально существующим желаниям [3]. Согласно В.П. Шейнову, манипуляция характеризуется скрытым управлением адресата со стороны инициатора, где последний достигает своей цели, нанося ущерб адресату [12].

В работах Е.П. Ильина склонность к доминированию также выделяется как один из факторов склонности к психологическому насилию. Доминирование чаще всего рассматривается, как стремление занять приоритетные позиции в иерархии социальных отношений, предполагающее борьбу за их достижение. Характеризуется в стремлении контролировать свое социальное окружение, в воздействии на других, в желании давать советы, в стремлении приказывать, убеждать, запрещать, отговаривать и обольщать [7].

Исходя из анализа теоретических источников, можно сделать вывод о том, что ориентация на власть как тотальный контроль и управление всеми происходящими вокруг процессами и другими людьми также указывается как основа психологического насилия. Можно выделить и такие факторы, как эгоистическая направленность личности, негативное отношение к другим людям, склонность к несоблюдению ценностных и морально-нравственных норм и правил, принятых в обществе. Что касается индивидуально-психологических особенностей, то здесь чаще всего выделяются ригидность, тревожность и экстраверсия.

Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение выраженности данных факторов, выделенных на основании теоретического анализа научной литературы по теме исследования, у подростков с использованием комплекса валидных и апробированных методик, в которых присутствуют шкалы, описывающие данные факторы:

Средние показатели по факторам, определяй

1. Методика «Агрессивное поведение», разработанная Е.П. Ильиным и П.А. Ковалевым и направлена на выявление склонности к определенному типу агрессивного поведения: прямую и косвенную физическую и вербальную агрессию.

2. Методика «Социально-психологическая адаптация К. Рождерса для выявления общих проблем социально-психологической адаптации подростков, особенно таких факторов, как доминирование и неприятие других.

3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-по-требностной сфере О.Ф. Потемкиной (шкалы направленности на эгоизм и власть).

4. Шкала склонности к манипулированию (Мак-шкала) Р. Кристи и Ф. Гейс в адаптации С.Я. Братченко.

5. Детский вариант индивидуально-типологического опросника (ИТО) Л.Н. Собчик для определения уровня ригидности, тревожности и экстраверсии, а также других индивидуально-типологических особенностей подростков.

6. Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла для определения склонности к несоблюдению норм и правил и других форм отклоняющегося поведения.

В исследовании приняло участие 128 подростков 16-17 лет, учащихся 10-х классов общеобразовательных организаций г. Казани, из них 67 девушек и 61 юноша.

Как показало эмпирическое исследование, выявленные на основе теоретического анализа факторы, связанные со склонностью к психологическому насилию у подростков имеют достаточно высокую степень выраженности, что актуализирует дальнейшее изучение данной проблемы.

Мы провели сравнительный анализ средних показателей по выбранным факторам у юношей и де-

Таблица 1

им склонность к психологическому насилию

Факторы Средние значения Т-критерий Значимость р

Юноши Девушки

Экстарверсия* 2,166667 3,333333 -2,546 0,017

Ригидность 3,75 3,333333 1,158 0,258

Тревожность* 1,916667 4,133333 -3,405 0,002

Прямая вербальная агрессия 5,916667 4,333333 1,864 0,074

Косвенная вербальная агрессия 3,083333 4,066667 -1,403 0,173

Косвенная физическая агрессия 3,583333 3,066667 0,648 0,523

Эгоизм 5,454545 4,133333 1,462 0,157

Власть* 3,909091 1,8 2,383 0,025

Непринятие других 20 18 0,998 0,328

Доминирование 9,75 8,466667 0,912 0,370

Преодоление норм и правил 6,25 5,133333 1,339 0,192

Склонность к манипулированию 57,83 78,42 1,004 0,325

Примечание: * - установлены достоверные различия средних показателей на уровне значимости р < 0,05 (Т-критерий Стъюдента).

621 Вестник КГУ 2018

Склонность к психологическому насилию в образовательной среде: теоретический и эмпирический анализ..

вушек. Средние показатели по выбранным факторам представлены в таблице 1.

Исследование показало, что у девушек значимо выше показатели по факторам экстраверсия и тревожность, а юноши несколько более ригидны. Следовательно, девушки обладают избыточной общительностью, что мешает целенаправленности действий, у них повышенная отвлекаемость, болтливость, при чрезмерном количестве друзей и знакомых их социальные контакты остаются поверхностны, неглубоки (то есть много знакомых, и мало настоящих друзей). Они шаловливые, смешливые, однако достаточно реалистичные и предприимчивые. Могут соврать, чтобы выйти из затруднительного положения, прихвастнуть, для повышения своей значимости в глазах окружающих. Также они отличаются нерешительностью, повышенным чувством ответственности, внутренней потребностью соответствовать установкам своего окружения (родители, преподаватели, класс) мнительностью, боязливостью, склонностью к необоснованным страхам. Ученики такого типа проявляют большую старательность при выполнении заданий из боязни получить плохую отметку, испытывают болезненные переживая из-за упреков и наказаний, очень нервничают перед различными контрольными и экзаменационными заданиями.

Юноши же отличаются несколько более выраженным упорством (касаемо достижения целей) и упрямством (при отстаивании своей позиции). Для них более значимым является собственный статус, как с точки зрения главенства, власти, так и с позиции материального благополучия. Они отличаются чрезвычайной завистливостью к чужой славе и богатству, ревностью в дружбе и любви, агрессивностью в отстаивании своих прав. Отличаются хорошей усидчивостью, благодаря чему они добиваются неплохих успехов, также имеют выраженную соревновательность в характере и умеют бороться до последнего и побеждать. Они менее склонны к романтичности и сентиментальности, в драках могут проявлять жесткость и агрессивность.

Из таблицы также видно, что направленности личности на эгоизм и власть сильнее выражены у юношей, чем у девушек. То есть юноши более сосредоточены на своих личных интересах, а при принятии решений они весьма серьезно учитывают то, как их последствия отразятся на них лично. Они имеют значительно более сильную установку на власть, чем девушки, хотят чувствовать контроль над другими людьми и на многое готовы ради этого.

Из данных таблицы видно, что у юношей сильнее выражены прямая вербальная и косвенная физическая виды агрессии, а у девушек сильнее выражена косвенная вербальная агрессия. То есть, юношам более свойственно выражать свою агрессию вербально через ругань, оскорбления, угрозы, а физически - опосредованно (заметим, что в дан-

ном исследовании мы не рассматривали прямую физическую агрессию, так как она относится скорее к физическому, чем к психологическому насилию).

Сравнение показателей по факторам непринятия других и склонности к доминированию показало, что оба фактора сильнее выражены у юношей.

Результаты сравнения средних показателей по факторам склонности к нарушению, преодолению существующих норм и правил и склонности к манипулированию показало, что юноши более склонны к реализации в поведении нонкомформистских установок, им более свойственно противопоставлять собственные нормы и ценности групповым и тенденция «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. А девушки более склонны достигать своих целей непрямыми путями, через манипулятивное воздействие.

Эмпирическое исследование носило пилотажный характер. Полученные данные подтвердили, что выделенные на теоретическом уровне факторы, связанные с психологическим насилием, имеют значительную выраженность у подростков. Они будут использованы в дальнейшем для разработки методики определения уровня склонности к психологическому насилию у подростков и определению направлений психолого-педагогической профилактической и коррекционной работы по снижению уровня склонности к психологическому насилию у юношей и девушек, и улучшению состояния психологической безопасности образовательной среды.

Библиографический список

1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности. - СПб., 2011. - 272 с.

2. Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практического психолога. -2002. - № 6. - С. 183-199.

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. - 344 с.

4. Егоров А.Ю., Фрейдман О.Г. Психологическое насилие и развитие личности. - СПб., 2003. - 68 с.

5. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.: Речь, 2003. - 248 с.

6. Ильин Е.П. Насилие как психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 1. - С. 167-174.

7. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.

8. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2010. - 182 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 2

63

9. Соколова Н.Н. Насилие. Общее психологическое представление. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.b17.ru/article/13010/ (дата обращения: 09.08.2017).

10. Цътбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. - М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2007. - 166 с.

11. Чеверикина Е.А., Фатина М.Л. Психологическое манипулирование, психологическое насилие, психотерроризм в образовательной среде: к вопросу об определении понятий // Матрица научного познания. - 2017. - № 1-2. - С. 89-101.

12. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием. - Минск: Харвест, 2010. - 768 с.

References

1. Baeva I.A., Volkova E.N., Laktionova E.B. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy: razvitie lichnosti. - SPb., 2011. - 272 s.

2. Volkov E.N. Kriterii, priznaki, opredeleniya i klassifikacii vredyashchego psihologicheskogo vozdejstviya: psihologicheskoe travmirovanie, psihologicheskaya agressiya i psihologicheskoe nasilie // ZHurnal prakticheskogo psihologa. - 2002. -№ 6. - S. 183-199.

3. Docenko E.L. Psihologiya manipulyacii: fenomeny, mekhanizmy i zashchita. - M.: CHeRo, Izd-vo MGU, 1997. - 344 s.

4. Egorov A.YU., Frejdman O.G. Psihologicheskoe nasilie i razvitie lichnosti. - SPb., 2003. - 68 s.

5. Zinov'eva N.O., Mihajlova N.F. Psihologiya i psihoterapiya nasiliya. Rebenok v krizisnoj situacii. -SPb.: Rech', 2003. - 248 s.

6. Il'in E.P. Nasilie kak psihologicheskij fenomen // Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. -2013. - № 1. - S. 167-174.

7. Il'in E.P. Psihologiya agressivnogo povedeniya. -SPb.: Piter, 2014. - 368 s.

8. Lapteva VYU. Psihologicheskie osobennosti podrostkov s raznym urovnem zashchishchennosti ot psihologicheskogo nasiliya v obrazovatel'noj srede: dis. ... kand. psihol. nauk. - SPb., 2010. - 182 s.

9. Sokolova N.N. Nasilie. Obshchee psihologicheskoe predstavlenie. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.b17.ru/ article/13010/ (data obrashcheniya: 09.08.2017).

10. Cymbal E.I. ZHestokoe obrashchenie s det'mi: prichiny, proyavleniya, posledstviya. - M.: Rossijskij blagotvoritel'nyj fond «Net alkogolizmu i narkomanii», 2007. - 166 s.

11. CHeverikina E.A., Fatina M.L. Psihologicheskoe manipulirovanie, psihologicheskoe nasilie, psihoterrorizm v obrazovatel'noj srede: k voprosu ob opredelenii ponyatij // Matrica nauchnogo poznaniya. - 2017. - № 1-2. - S. 89-101.

12. SHejnov V.P. Manipulirovanie soznaniem. -Minsk: Harvest, 2010. - 768 s.

64

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.