.46.2015 х.
ЭКСПЕРИМЕНТТ1К Ж9НЕ КЛИНИКАЛЫ^ ЗЕРТТЕУЛЕР
УДК: 159.9.072-053.6 (574.13)
А.Т. СИСЕНОВА, Г.С. ЖУМАЛИЕВА, Ж.Б. ДОСИМОВ, А.Ж. ДОСИМОВ, Г.М. КУЛЬНИЯЗОВА
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ ГОРОДА АКТОБЕ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
Сисенова А.Т. - магистр психологии и педагогики, преподаватель курса психологии и педагогики;
Жумалиева Г.С. - магистр педагогических наук, старший преподаватель курса психологии и педагогики;
Досимов Ж.Б. - д.м.н., профессор, заведующий курсом педиатрии ФПОиДО, e-mail: dossimov [email protected];
Досимов А.Ж. - к.м.н., доцент кафедры ОВП интернатуры; Кульниязова Г.М. - д.м.н., профессор кафедры ОВП, e-mail: k [email protected].
Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологического статуса 453 подростков (11-17 лет) общеобразовательных школ города Актобе. Исследование психологического статуса подростков проводился путем оценки личностных черт, агрессии, акцентуации характера, тревожности.
В исследовании использовались методики, которые обладают достаточными психометрическими характеристиками по критериям валидности и надёжности (личностный опросник Айзенка, адаптированный подростковый опросник Шмишека, опросники Басса-Дарки, Спилбергера-Ханина и школьной тревожности Филлипса).
Приведены результаты исследования особенностей личностных черт (экстра/ интроверсии), проявления форм агрессии, акцентуации характера, уровня ситуативной, личностной и школьной тревожности подростков.
Ключевые слова: подросток, психологический статус подростка, акцентуация характера, агрессия, тревожность, личностные черты.
различные аспекты распределения уровней психологического здоровья населения среди различных возрастных и тендерных групп [5].
На основании вышеизложенного, актуальным
представляется исследование психологического статуса подростков.
Цель исследования. Исследование
психологического статуса подростков общеобразовательных школ города Актобе.
Материалы и методы исследования. В ходе исследования проведено изучение психологического
основных
комплексное показателей
статуса
453
подростков в возрасте 11-16 лет города Актобе. В качестве основных методов использовались: психодиагностический метод, включающий в себя комплекс методик, направленных на изучение психологического статуса (личностных черт, типов акцентуации, проявления
_ агрессии, уровня тревожности) подростков;
Актуальность. Сохранение Относится к числу критических периодов
метод математико-статистической
и укрепление здоровья детей развития, связанных с кардинальными
обработки данных.
подросткового возраста является преобразованиями в сфере
, Результаты исследования. Были
одной из актуальных проблем сознания, деятельности и системы
построены среднестатистические
здравоохранения. Решение данной взаимоотношений растущего человека.
личностные профили и гистограммы
проблемы имеет высокую социальную Этот этап характеризуется бурным
выраженности показателей по всем
значимость и входит в число ростом человека, формированием
используемым в исследовании
важнейших задач государства, так организма в процессе полового
методам.
как здоровье подростков составляет созревания, что оказывает заметное
, , Личностные
фундаментальную основу для влияние на психофизиологические
формирования
репродуктивного, особенности подростка [2].
черты подростков, обусловленных свойствами темперамента,
трудового потенциала страны и является
Проблема
были выявлены с помощью опросника
психологического
, „ , Айзенка. Известные типы темперамента
фактором национальной безопасности. статуса подростков РК освещалась в
.. , . _ г=,1 ^ л - сангвиник, холерик, флегматик,
Ускорение процессов работах А.Л. Каткова (2002) [3]. Ю.А.
меланхолик - диагностируются по
социально-экономического развития Россинский, О.В. Россинская, Б.Ж.
, , .. ,,..г, , Айзенку, исходя из двух основных шкал:
казахстанского общества обуславливает Нуралиев (2005) пришли к выводу об
шкалы экстраверсии - интроверсии и
шкалы экстраверсии - интроверсии и
устойчивой взаимосвязи некоторых
шкалы нейротизма.
х- уэпаитопыгтму nrMvnnnruuori/nrn х-
необходимость организации для детей устойчивой взаимосвязи некоторых
и подростков комплексной медико- характеристик
социально-психологической помощи здоровья с
определение
[1]. эгрессивными формами поведения
и
характера среди
Подростковый возраст - трудный у подростков мужского пола [4]. В
подростков, с
психологического агрессивными
ения
Следующим шагом было типа акцентуации испытуемых с помощью
период психологического взросления ^ публикациях Б.Б. Джарбусыновой ^ под^ст^^
д г, ,, адаптированного опросника Шмишека.
и полового созревания ребенка. (2004) и А.Л. Каткова исследовались
Были получены данные, которые
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.46.2015 х.
представлены в диаграммах (Рисунок 2, 3).
Далее, для диагностики форм агрессии подростков был проведен опросник Басса-Дарки.
Пользуясь данной методикой, понимали, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому, опросником Басса-Дарки пользовались в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Спилбергера-Ханина,
Филиппса).
Далее, проводилось исследование тревожности подростков с помощью опросника Спилбергера-Ханина (14-17 лет), Филиппса (11-13лет) (Рис.5,6).
Обсуждение полученных
данных. Как видно из представленных гистограмм, показатели экстраверсии составляют у 59,2% подростков. Это позволяет предположить, что эти ребята имеют много друзей, склонны к рискованным поступкам, действуют под влиянием момента, импульсивны.
Показатели интроверсии у 40,9% обследованных подростков. Они спокойны, застенчивы, склонны к самоанализу. Планируют свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям.
Вместе с тем, удивляют показатели по шкале нейротизм, результаты которого выдают высокий уровень у 71,5% подростков. Эти подростки отличаются нестабильностью,
эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому, они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения,
чувствительность, а также, тревожность, мнительность и нерешительность. И лишь 28,5% подростков показывают эмоциональную стабильность,
характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью и решительностью.
В результате исследования акцентуации было выявлено:
1 2 (71.5%) (59.2%/40.9%)
Рисунок 1. Гистограммы выраженности показателей темпераментальных особенностей испытуемых подростков (по методике Г. Айзенка), где: 1 - показатели экстраверсии-интроверсии; 2 - показатели нейротизма.
Проявления акцентуации характера подростков
19%
34%
48%
2 и более акцентуации
есть акцентуация нет акцентуации
Рисунок 2. Частота встречаемости того или иного типа акцентуации характера среди обследованных подростков
девочки мальчики
Рисунок 3. Частота встречаемости акцентуаций характера среди девочек и мальчиков (в %), где: 1 - демонстративность, 2 - застревание, 3 - педантичность, 4 - возбудимость, 5 - гипертимность, 6 - дистимность, 7- тревожность, 8 -экзальтированность, 9 - эмотивность, 10 - циклотимность.
Таблица 1. Результаты исследования форм агрессии у подростков г. Актобе
Шкалы ФА ВА КА Н Р П О ЧВ
Девочки 5.6 8.6 6.9 4.2 8.1 6.3 7.5 7.2
Мальчики 9,5 9.7 5.8 4.3 10.5 5.7 6.4 5.8
ФА - физическая агрессия Р - раздражительность
ВА - вербальная агрессия П - подозрительность
КА - косвенная агрессия О - обида
Н - негативизм ЧВ - чувство вины
.46.2015
ЭКСПЕРИМЕНТТ1К Ж9НЕ КЛИНИКАЛЫ^ ЗЕРТТЕУЛЕР
акцентуаций характера не выявлено у 18,5% подростков, 1 тип акцентуаций выявлен у 34.0% учащихся, 2 и более типа - у 47,5% испытуемых.
Степень распространенности у подростков акцентуаций показывает, что в группе девочек они представлены более широко. У девочек более ярко выражена эмотивность, наблюдается повышенная,
по сравнению с мальчиками, тревожность. Особенно ярко выражена циклотимия и застревание. Данные различия объясняются общими психофизиологическими различиями девушек и юношей.
Результаты исследования форм агрессии указывают, что среди мальчиков преобладают высокий уровень физической (9.5) и вербальной агрессии (9.7) и раздражительность (10.5). Среди девочек, также, было выявлено преобладание вербальной агрессии (8.6), проявление обиды (7.5), наблюдаются раздражение (8.1) и чувство вины (7.2).
Результаты исследования
тревожности среди учащихся 8-11 классов по методике Спилбергера-Ханина показали, что высоким уровнем ситуативной тревожности обладают 43% подростков, средним уровнем — 57%, высоким уровнем личностной тревожности обладают 20% подростков, средним уровнем личностной тревожности — 80%. Можно предположить, что наличие высоких показателей тревожности в старшей группе подросткового возраста связано с периодом подросткового кризиса, факт взаимовлияния гормонального и психологического аспекта, также, неоспорим.
Выраженность показателей
школьной тревожности среди
подростков 11-13 лет (6-7 кл.): по фактору общей тревожности в школе высокий уровень составляет 55% подростков, средний уровень — 45%. По фактору переживания социального стресса получены данные: высоким уровнем тревожности, обусловленный данным фактором обладают 49%
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
80%
57%
43%
0%
высокий средний высокий средний
уровень уровень уровень уровень
ситуативной ситуативной личностной личностной
тревожности тревожности тревожности тревожности
Рисунок 5. Результаты дифференцированного измерения среднестатистической выраженности тревожности как состояния (ситуативная тревожность - СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность - ЛТ).
-1
I
Рисунок 6. Результаты среднестатистической выраженности показателей школьной тревожности среди подростков 11-13 лет, где: 1 - общая тревожность в школе; 2 - переживание социального стресса; 3 - фрустрация потребности в достижении успеха; 4 - страх самовыражения; 5 - страх ситуации проверки знаний; 6 - страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7 - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 - проблемы и страхи в отношениях с учителем.
й
.1
I
подростков, средний уровень у 52%. По фактору фрустрации потребности в достижении успеха: высокий уровень — 35%, средний уровень — 51%. По фактору страха самовыражения у 32% подростков наблюдается высокий уровень, средний уровень - 68%. По фактору страха ситуации проверки знаний анализ результатов показал, что высоким уровнем обладают 46% учащихся, средним уровнем — 55%. По фактору страха не соответствовать ожиданиям окружающих: высоким уровнем обладают — 23%, средним уровнем тревожности — 77%. По фактору низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: высокий уровень у 31% подростков, средний уровень — 69%. Данные по фактору
.1
проблемы и страхи в отношениях с учителями: высокий уровень выявился у 38% учащихся, средний уровень тревожности у 63%.
Проанализировав данные
по школьной тревожности можно предположить, общее эмоциональное состояние подростков 11-13 лет, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, эмоционально нагружено. И это связано, прежде всего, с неблагоприятным психологическим фоном, не позволяющим подросткам развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, а также страхом не соответствовать ожиданиям окружающих.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.46.2015 œ.
Список литературы: организованных группах населения / 5. Катков, А.Л. Соотношение
1. Мукатаева, Г.К. А.Л. Катков // Вопросы ментальной психического и психологического Психологическая помощь подросткам в медицины и экологии. - 1997. - 2. - С. здоровья среди населения системе первичного здравоохранения 48-50,68. Республики Казахстан по данным / Г.К. Мукатаева. - Астана, 2008. - 29 4. Россинский, Ю.А. эпидемиологического исследования с. ^етеи от^/1^^ос/агйс1е_ ^ Взаимосвязи некоторых характеристик ^ 2001 года / А.Л. Катков, Б.Б. demeu_14.doc). ^ психологического здоровья с ^ Джарбусынова // Вопросы ментальной
2. Психология подростка. Полное агрессивными и эгрессивными медицины и экологии. - Москва -руководство / под ред. члена-корр. РАО формами поведения у подростков Павлодар. - Т. 10. - Специальный выпуск, А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, мужского пола / Ю.А. Россинский, О.В. посвященный десятилетию журнала 2003.- 432с.- (Серия Психологическая Россинская, Б.Ж. Нуралиев // Вопросы «Вопросы ментальной медицины и энциклопедия). ментальной медицины и экологии. - экологии», 2004. - С. 90-111.
3. Катков, А.Л. Определение Москва - Павлодар. - 2005. - Т.11. - №3. уровня психического здоровья в - С.46-49.
TYMIH SUMMARY
А.Т. СИСЕНОВА, Г.С. ЖУМАЛИЕВА, Ж.Б. ДОСИМОВ, A.T. SYSSENOVA, G.S. ZHUMALIYEVA, Zh.B. DOSIMOV,
А.Ж. ДОСИМОВ, Г.М. КУЛЬНИЯЗОВА A.Zh. DOSIMOV, G.M. KULNIYAZOVA
АКТЭБЕ КАЛАСЫНДА ЖАС9СП1Р1МДЕРДЩ RESEARCH OF THE PSYCHOLOGICAL STATUS
ПСИХОЛОГИЯЛЫК ЭЛЕУЕТ1Н ЗЕРТТЕУ OF TEENAGERS OF AKTOBE CITY
Марат Оспанов атында^ Батыс К,азак,стан мемлекетпк West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University,
медицина университет^ Актебе, Казакстан Aktobe, Kazakhstan
Макалада Актебе каласынын, жалпы бЫм беру The article presents the results of research of psychological
мектептершдеп 453 (11-17 жас араль^ы) жасеспiрiмнiн status of 453 adolescents (11-17 years) of secondary schools of
психологиялык элеуетш зерттеу нэтижелерi талданfан. Aktobe. The research of the psychological status of adolescents
Жасеспiрiмдердiн психологиялык элеуетш зерттеуде т^алык was conducted by assessing personality traits, aggression,
ерекшелттер^ агрессия, мшез ектндЫп, мазасыздыктын accentuation of character, anxiety.
керiнуi нэтижелерi сипатталады. In the research was used methods which have sufficient
Зерттеуде валидтЫк жэне сеымдЫк критерийлерi psychometric characteristics according to the criteria of
бойынша жеткЫкт психометриялык сипаттамаfа ие validity and reliability ( Aysenck personality questionnaire,
эдктемелер пайдаланылды (Айзенк т^алык сауалнамасы, adapted teenage questionnaire of Shmishek, questionnaires
Шмишектщ жасеспiрiмдерге бе^мделген сауалнамасы, of Buss-Durkee, Spielberger-Khanin, and Philips school anxiety
Eacca-flapKU, Cnu.n6eprep-XaHMH wsHe OunnuncTiH, MeKTenTeri questionnaire). Ma3acbi3flbiKTbi aHbKTay caya.HaManapbi). The results of the research showed the features of personality
Ty.nfa.nbiK, KecKiHgep epeKweniKTepiH 3epTTey HSTUwenepi traits (extra/introversion), manifestations of aggression forms,
(экстра/интроверсия), жасестр1мдердщ агрессия, мiнез accentuation of character, and the level of state, trait and school-
ектндтт, жаедаяттык,, тyлfалык жэне мектептеп мазасыздык based anxiety of adolescents.
формаларынын, керiнуiн зерттеу нэтижелерi керсеттген. Key words: adolescent, psychological state of adolescent,
Нег'1зг'1 сездер:жасвспiрiм, жасвспiрiмнiн психологиялык, accentuation of character, aggression, anxiety, personality traits. элеует'1, м'1нез-кулыктын акцентуациясы, агрессия, мазасыздык тулгалык кесмндер.