ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 371.015 ББК 88.840
И.А. Баева
сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде*
В статье рассматривается психологическая характеристика образовательной среды как фактор развития личности учеников. Определяется состояние образовательной среды в аспекте ее психологической безопасности. Анализируются основные риски и угрозы в образовательной среде, препятствующие психическому развитию ее участников. Обосновывается риск-ресурсный подход в сопровождении психологической безопасности образовательной среды. Обсуждается взаимосвязь психологической безопасности и насилия в общении учащихся.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, сопровождение, психологическое насилие.
I.A. Baeva
students' psychological security assistance in the educational environment
This research paper deals with the psychological characteristics of the educational environment as a factor in the development of personality of students. It determines the state of the educational environment in terms of its psychological security and analyzes the main risks and threats in the educational environment, preventing mental development of its members. The offered paper proves the usage of risk-resource approach which accompanies the psychological security of the educational environment. It also debates the interrelation between psychological safety and violence in students' communication.
Key words, educational environment, psychological safety, assistance, psychological violence.
В современной психолого-педагогической науке существуют различные подходы к проблеме изучения влияния образовательной среды школы на личность ученика [3; 4]. Образовательная ситуация на каждом историческом этапе складывается из нескольких составляющих - фактора человека, содержания образования и педагогического взаимодействия. Каждый из этих факторов имеет свое специфическое наполнение в зависимости от особенностей культуры и развития общества.
Человек в образовании однозначно не определен функционально-ролевым и возрастным статусом. Гипотетически им может выступать и обучающий и обучающийся, хотя в конкретных исторических ситуациях эти роли могут быть строго оформлены, фиксированы, распределены и персонифицированы. Независимо от того, идет ли речь об учителе или ученике, можно говорить о некоторых аксиомах понимания человека в образовательном процессе. Принципиальным в современной науке является подход к
♦Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-0600559.
го
ш
ф
го ш
изучению и пониманию человека в образовании как субъекта деятельности.
Содержание образования - это обязательный для усвоения материал и способ его усвоения, заданный конкретно-исторической ситуацией. Содержанием образования могут выступать нормы и ритуалы, ремесло и мастерство, стандарт знаний, умений и навыков, алгоритмы или программы и т.п. Под педагогическим взаимодействием мы понимаем процесс регуляции активности взаимодействующих людей, результатом которого являются изменения функционального и личностного состояния хотя бы одного из субъектов взаимодействия.
Содержание этих факторов задает системный базис описания известных в истории образовательных ситуаций, которые не являются последовательно сменяющими друг друга, а могут существовать одновременно.
Основноеограничениеобразователь-ной ситуации сегодня связано с ее несоответствием особенностям современной культуры, для которой свойственны выраженный аксиологический характер, доминирование тенденции интеграции различного научного знания, признание приоритета диалогичности. Образовательная ситуация перестает быть изолированной от культурного контекста и становится культурно-образовательной ситуацией. Системообразующим принципом культурно-образовательной ситуации становится смена ценностно-целевых ориентиров от полезности и практичности к достоинству и ответственности.
Образованию предстоит изменить свое содержание от специально организованного процесса передачи-приема информации на процесс расширения возможностей компетентного выбора ребенком его собственного жизненного пути. Эта альтернативность пронизывает содержание всех компонентов образовательной ситуации: вместо адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков решается задача построения образа мира ребенка в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками; педагогическими целями становятся сохранение здоровья детей,
развитие познавательной мотивации, решение жизнесообразных учительско-ученических задач; особую ценность приобретает конкретно-чувственный жизненный опыт ребенка и т.д.
Акцентирование внимания на образовании как процессе «укоренения» человека в культуре, как построение и реализация им образа себя, предполагает разрешение противоречия между освоением права и долженствования через сознательный свободный выбор и ответственность за него. Фокус педагогического сознания общества смещается в сторону сущностного понимания человека: признания его активности, способности к целеполаганию, свободы выбора и ответственности за него, уникальности и готовности к самоизменению. Одним из наиболее результативных способов анализа современной образовательной ситуации является анализ образования с точки зрения системного подхода. Любая система, в том числе система образования - это совокупность ряда элементов, соответствующим образом упорядоченных и образующих определенную степень устойчивости по отношению к воздействиям внешней среды. Устойчивость системы задается единством ее структуры и функций.
Существуют различные системы. Элементами системы образования являются цели образования, субъекты образования (учащиеся, педагоги, администраторы), содержание образования, организационные формы образования, способы осуществления образовательной деятельности. Образовательный процесс предполагает соприкосновение, по меньшей мере, двух индивидуальностей, двух неповторимых, уникальных систем. В связи с этим, образование является гуманитарной системой, где приоритет должен отдаваться гуманитарным технологиям ее создания и развития. Анализ образования как гуманитарной системы смещает фокус исследования на ведущий элемент системы - субъектов образования.
Качественное своеобразие системных базисных факторов: человека в образовании, содержания образования и педагогического взаимодействия и их
сочетание задают образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими возможностями. Решение вопроса о влиянии образовательной среды на развитие растущего человека связано с определением характеристик образовательной среды.
Возникший в 90-х годах ХХ века интерес отечественных психологов к проблемам психологической экологии, занимающейся изучением личности в реальной жизни, привел к продуктивным подходам в определении психолого-педагогического смысла образовательной среды. Существенным положением этих исследований является представление о том, что среда самым существенным образом влияет на поведение человека: ее объективные свойства задают более или менее универсальные «рамки», внутри которых разворачиваются индивидуальное развитие и поведение личности.
Изложенные выше положения и предшествующие исследования позволяют нам сформулировать развернутое определение образовательной среды. Образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, сущностью которой является совокупность личностных особенностей и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, особенности содержания образования в единстве материально-предметного содержания и способа его усвоения. Психологическая сущность образовательной среды проявляется в системе взаимоотношений участников образовательного процесса. Именно содержание этих отношений определяет качество образовательной среды.
Можно утверждать, что образовательная среда выступает фактором развития личности, включенных в нее субъектов и, прежде всего, учащихся. Отсюда становится актуальным поиск психологических характеристик, определяющих состояние образовательной среды, как способствующее развитию. В своих исследованиях [1] мы доказали, что пси-
хологическая безопасность образовательной среды является одной из системообразующих характеристик, которая способствует поддержанию и гармонизации психического здоровья учителя и ученика.
Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.
В выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды мы отталкиваемся:
• от концептуального подхода в понимании национальной безопасности;
• от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной среде;
• характеристика психотравмирую-щего воздействия, возможного в педагогическом общении.
В качестве основных угроз психологической безопасности в образовательной среде выделены: наличие психологического насилия, неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении; отсутствие референтной значимости образовательной среды.
Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешним: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что взрослые называют нарушением дисциплины, непослушанием, «актом неповиновения». Внутренним: когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия. И внешнее, и внутреннее сопротивление осложняет систему взаимоотношений взрослого и ребенка, раз-
к
о X
го
т >.
ь
о
X
о го с о
со ф
ю
о ¡£
о ф
т
ф
х о о
с о
X
-О
ф £
: го ш о о со со
о Го &&
о О О т
ф
го
ш
ф
го ш
рушая, прежде всего, личностно каждого из них. Длительное эмоциональное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где ты подвергаешься насилию. Мы полагаем, что снижение психологического насилия в образовательной среде школы, являясь основным направлением по обеспечению психологической безопасности, может также выступать одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего, самой опасной - наркотической) и укреплению психического здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Среда, пораженная насилием, создает желание уйти, избавиться от деструктивного для личности воздействия, и, как следствие, порождает безнадзорность -одну из важнейших социальных проблем современного общества.
Теоретические и эмпирические исследования [2; 5] подтвердили, что центральным направлением в создании системы сопровождения психологической безопасности образовательной среды является профилактика и коррекция психологического насилия в межличностном взаимодействии всех субъектов данной среды.
В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается широко, применительно к проблемам организации обучения и воспитания, а также как инструмент по оказанию социально-психологической помощи. В нашем подходе система сопровождения подразумевает в качестве «адресатов» всех субъектов образовательной среды - учеников, педагогов, родителей. Изложенные позиции по обеспечению психологической безопасности личности и среды позволяют назвать разрабатываемую систему сопровождения, основанной на риск-ресурсном подходе.
Проектирование и моделирование образовательного пространства, обладающего высоким уровнем психологической безопасности для его субъектов, будет способствовать снижению рисков, препятствующих позитивному психическому и социальному развитию личности. Риски рассматриваются нами как вызов внутрен-
ним (личностным) ресурсам субъектов образовательного пространства. Отсюда необходима система психологического сопровождения для консолидации ресурсов личности в совладании с угрозой негативных социальных воздействий.
Сопровождением психологической безопасности мы называем создание условий, уменьшающих влияние внутренних и внешних факторов риска, консолидирующих психологические ресурсы личности и способствующих появлению и поддержанию состояния психологической безопасности, что приводит к повышению результативности деятельности, положительному отношению к образовательной среде, снижению уровня агрессивного поведения и насильственных действий в межличностном взаимодействии, переживанию защищенности и субъективного благополучия.
Как известно, человек даже в психо-травмирующей ситуации может благополучно развиваться, если у него хватает ресурсов, чтобы справиться с негативными воздействиями. То есть угрожающие и благоприятные факторы не являются определяющими для развития человека. Понятие «ресурс», в настоящее время, используется во многих психологических исследованиях, популярным становится ресурсный подход, развиваемый в гуманистической психологии.
Под нашим руководством выполняется ряд исследований, в которых мы пытаемся найти ответ на вопрос, какие психологические ресурсы способствуют защищенности человека от психотрав-мирующего воздействия насилия [6; 8].
В одной из работ [7] мы поставили целью выявить психологические особенности подростков, способствующие их защищенности от психологического насилия в образовательной среде. В исследовании приняли участие в общей сложности 433 подростка старших классов, из них 189 юношей и 244 девушек в возрасте от 16,5 до 17 лет.
Полученные данные позволяют утверждать следующее.
Выявлено, что как учителя, так и подростки используют сходные формы психологического насилия. Интенсивность
применения форм психологического насилия со стороны сверстников выше, чем со стороны учителей, что определяется характером социальных отношений субъектов взаимодействия: сверстник, учитель. Доказано, что такие психологические особенности, как принятие риска, самооценка, агрессивность и ригидность напрямую подвержены влиянию психологического насилия.
Выявлены значимые различия в психологических особенностях подростков с высоким и низким уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде. Подростки данных групп отличаются по уровню выраженности каждого из компонентов жизнестойкости, а также по уровню жизнестойкости в целом; по уровню самооценки и активности; по показателям шкал «поддержки», «ценностных ориентаций», «самоуважения» и «самопринятия» самоактуализационного теста; значимые различия были обнаружены по таким ценностям, как «развитие себя», «достижения», «сохранение собственной индивидуальности», а также по такой жизненной сфере, как «обучение и образование»; по показателям подозрительности и эгоцентричности в структуре Я-реального и Я-идеального; по ряду показателей социального интеллекта: способности предвидеть результаты поведения других людей, анализировать сложные ситуации взаимодействия, ориентации в нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе; по конструктивности способов реакции на стрессовые ситуации; по уровням тревожности, агрессивности и ригидности.
Установлено, что юноши чаще, чем девушки сталкиваются с проявлениями психологического насилия в образовательной среде. Девушки чаще сталкиваются с проявлениями психологического насилия со стороны сверстников, а юноши с психологическим насилием со стороны учителей.
Выявлено, что подростки с высоким уровнем защищенности в целом удовлетворены собой, они принимают себя как личностей, носящих позитивные и социально желательные характеристики. Для них характерен хороший самоконтроль,
хорошо развитая способность держаться принятой линии поведения вне зависимости от обстоятельств. Они открыты и доброжелательны, уверены в себе, считают мир дружелюбным и великодушным, что порождает доброжелательное поведение. Для них характерно целостное восприятие мира, они переживают настоящий момент своей жизни во всей его полноте, им свойственна независимость ценностей и поведения от воздействий извне, у них наблюдается стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. В структуре ценностных ориента-ций наиболее значимыми для них являются достижения и развитие себя, высокое материальное положение, все это сочетается у них с приоритетом обучения и образования среди жизненных сфер. Самосовершенствование они видят в развитии лидерских качеств, усиления гибкости в поведении, в уменьшении скептичности. Данную группу подростков отличает хорошо развитая способность предвиденья последствий поведения людей, они быстро распознают изменение значений вербальных реакций человека в зависимости от контекста ситуации. Типичным механизмом психологической защиты для них является рационализация, т.е. они часто ищут разумную основу для оправданий поведения и действий, а также импульсивных поступков. Чаще всего они сталкиваются с психологическим насилием в среде сверстников, наиболее распространенными формами которого являются «унижение» и «запугивание».
Установлено, что психологическое насилие оказывает влияние на когнитивную, поведенческую и аффективную сферу подростков. Когнитивные искажения в результате психологического насилия в образовательной среде проявляются в снижении представлений о собственной значимости, снижении самооценки, усилении интровертированности, в появлении чувства отвергнутости. У подростков появляется ощущение себя как бы «вне жизни», усиливается чувство собственного бессилия и невозможности повлиять на результат происходящего, в тщетности, бесполезности собственных усилий. Среди когнитивных искажений умень-
к
о X
го
т >.
ь
о
X
о го с о
со ф
ю
о ¡£
о ф
т
ф
х о о
с о
X
.0
ф £
: го ш о о со со
о Го &&
о О О т
ф
шается убежденность в том, что все события, происходящие с подростками, способствуют их развитию за счёт знаний, извлекаемых из опыта, как позитивного, так и негативного, это сочетается с уменьшением готовности действовать при отсутствии надёжных гарантий успеха, на свой страх и риск, отчего снижается уверенность и решительность при осуществлении выбора в различных жизненных ситуациях. Снижается заинтересованность в собственном развитии, в достижении высоких результатов в социуме, уменьшается значимость обучения и образования. Результаты свидетельствуют о том, что психологическое насилие оказывает влияние на жизненные цели подростков и общие мировозренческие ориентиры. Благодаря психологическому насилию, увеличиваются компоненты подозрительности и эгоцентричности в структуре личностных черт.
Аффективные искажения у подростков под влиянием психологического
насилия проявляются в усилении выраженности эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность и ригидность.
Изменения в поведенческой сфере подростков связано с увеличением доминантности неконструктивных защитных механизмов, таких как проекция и гиперкомпенсация. Установлено, что психологическое насилие влияет на умение распознавать характер межличностных отношений в динамике опосредованно, через эмоциональную и когнитивную сферы.
Разработка психотехнологий сопровождения, направленных на повышение защищенности от психологического насилия в образовательной среде детей и подростков, будет способствовать созданию безопасной и комфортной образовательной среды, что определено профессиональным стандартом педагога в качестве значимой профессиональной функции.
Библиографический список
1. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] / И.А. Баева. - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.
2. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе [Текст] / И.А. Баева. - СПб.: Речь. 2002. - 251 с.
3. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие [Текст] / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова / под ред. И.А. Баевой. - М.: Экон-Информ, 2009. - 248 с.
4. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности [Текст] / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова; под ред. И.А. Баевой. - М.: СПб.: Нестор-История, 2011. - 272 с.
5. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] / И.А. Баева, Л.А. Гаязова // Психологическая наука и образование. - № 3. - 2012.- Режим доступа: psyedu.ru
6. Кондакова, И.В. Личностные ресурсы психологической защищенности взрослых, переживших насилие в детстве [Текст]: автореф. канд. дис...психол. наук / И.В. Кондакова. - СПб., 2012 - 25 с.
7. Лаптева, В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде [Текст]: автореф. канд. дис. ...психол. наук / В.Ю. Лаптева. - СПб..2012 - 25 с.
8. Юдин, Н.В. Психологическая защищенность студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды [Текст]: автореф. канд. дис. ... психол. наук / Н.В. Юдин. - СПб., 2012 - 25 с.
References
го 1. Baeva I.A. Psychological safety in education. Petersburg: Sojuz, 2002. P. 271. [in Russian].
то 2. Baeva I.A. Psychological safety trainings at school. Petersburg: Rech'. 2002. P. 251. [in Russian].
^ 3. Baeva I.A Volkova E.N., Laktionova E.B. Psychological safety of educational environment. M.: Econ-
^ Inform, 2009. P. 248. [in Russian].
4. Baeva I.A., Volkova E.N. Laktionova E.B. Psychological safety of educational environment: development of a person. Petersburg: Nestor-History, 2011. P.272. [in Russian].
5. Baeva I.A., Gayazova L.A Psychological safety of the educational environment of the school and its psychological and pedagogical support. Psikhologicheskaya Nauka i Obrasovanie. № 3. 2012. Available at: http://www.psyedu.ru
6. Kondakova I.V. Personal resources of adults' psychological security, survivors of abuse in childhood: Cand. Sci. (Psychology) diss. Petersburg, 2012. P. 25. [in Russian].
7. Lapteva V.Y. Psychological characteristics of adolescents with different levels of protection from psychological violence in the educational environment. Cand. Sci (Psychology) diss. Petersburg. P. 25. [in Russian].
8. Yudin N.V. Psychological protection of students from the adverse effects of the social environment: Cand. Sci. (Psychology) diss. Petersburg, 2012. P. 25. [in Russian].
Сведения об авторе: Баева Ирина Александровна,
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург. &mail: [email protected]
Information about the authors: Baeva Irina Aleksandrovna,
Doctor of Sciences (Psychology) Professor, The Department of Psychology of Development and Education, Russian State Pedagogical University named after A.I.Gertsen. Saint-Petersburg. E-mail: [email protected]
УДК 159.9:378
ББК 88.3:74.48 ®
В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева
исследование этнической идентичности в поликультурной студенческой среде
Данная статья посвящена исследованию этнической идентичности студентов педагогического вуза. Формирование среди молодежи установок на межэтническую толерантность является важной целью воспитательной деятельности каждого учебного заведения. Этническая идентичность является составной частью социальной идентичности личности. Только позитивная этническая идентичность представляет собой баланс толерантности по отношению к «чужим» общностям.
Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, этнос, толерантность, этнонигилизм, этническая индифферентность, этноэгоизм. этнофанатизм, национальная принадлежность, этническая общность.
V.R. Bildanova, G.K. Biserova, G.R. Shagivaleeva
the research of ethnic identity in multicultural student environment
This article is devoted to the research of ethnic identity of college of education students. The formation of the adjustment for interethnic tolerance in young people is the important purpose of educational activity of each educational institution. Ethnic identity is a component of social identity of the personality. Only positive ethnic identity represents balance of tolerance in relation to the «outer» communities
Key words: identity, ethnic identity, ethnos, tolerance, ethnic nihilism, ethnic indifference, ethnic egoism, ethnic fanaticism, national identity, ethnic community.
о
О Ф т
X
ф
0
X
¡2
1
s ç
о с