Научная статья на тему 'К вопросу о психологической безопасности инклюзивной образовательной среды'

К вопросу о психологической безопасности инклюзивной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
631
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / РЕСУРСНОСТЬ СРЕДЫ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / УПРАВЛЯЕМОСТЬ ФАКТОРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТАБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР / УРОВНИ АНАЛИЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ / INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT'S PSYCHOLOGICAL SAFETY / PERSONALITY PSYCHOLOGICAL SAFETY / ENVIRONMENT RESOURSABILITY / PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION / PSYCHOLOGICAL SAFELY FACTORS MANAGEABILITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT STABILITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT ARRANGEMENT / MANAGEMENT CONTINUITY / LEVELS OF PSYCHOLOGICAL SAFETY ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Юлия Ивановна

Статья посвящена обзору параметров психологической безопасности инклюзивной образовательной среды. Рассматривается опыт анализа психологической безопасности образовательной среды на микрои макроуровнях с учетом специфики инклюзивного образования. Установлено, что факторами общего обеспечения безопасности образовательной среды являются эффективная организация (включающая управленческие процедуры и подбор компетентных специалистов) и внимание к коммуникативно-личностным параметрам взаимодействия в среде, связанные с удовлетворением личностных и образовательных потребностей участников образовательной среды. Подчеркивается, что эффективная реализация образовательной среды является значимым фактором развития личностного потенциала. Показано, что обеспечение психологической безопасности инклюзивной образовательной среды осуществляется на нескольких уровнях: организационном (факторы комплексности параметров среды); образовательном (факторы гибкости образовательных программ, необходимой для удовлетворения разных видов потребностей); коррекционном (связанном с удовлетворением различных образовательных потребностей). А также через особые, дифференцированные меры оценки эффективности образовательных воздействий. Особого внимания требует подготовка специалистов психолого-педагогических профилей, развитие у них высокой психологической культуры и способности гибкого управления образовательными средами в соответствии с задачами инклюзивного образования. Раскрывается потенциальная управляемость указанных параметров и способы их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF INCLUSIVE EDUCATION ENVIRONMENT

The purpose of the article is review of psychological safety parameters in inclusive education. Expertise of psychological safety in education analysis considered including macroand micro levels and specifics of inclusive education. General factors of psychological safety in education established as effective organization (including management procedures and hiring of competent workers), attention to communicative and personality-based parameters of interaction, that influence satisfaction of personal and educational needs of educational environment participants. Effective realisation of educational environment emphasized as important factor of personality potential development. Emphasized importance of considering different levels of inclusive educational environment safety: organising (including factors of educational environment complexity), educational (educational programs variety that important for fulfilment of different educational needs), corrective (based on fulfilment of different educational needs). Also, important to consider different measures of assessment of educational impacts efficiency. Special attention called to psycho-pedagogical specialists training, need to develop their psychological culture and ability to flexibly manage educational means considering goals of inclusive education. Also, potential manageability of said parameters is described.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологической безопасности инклюзивной образовательной среды»

УДК 159.9.072

ПОПОВА Юлия Ивановна, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья посвящена обзору параметров психологической безопасности инклюзивной образовательной среды. Рассматривается опыт анализа психологической безопасности образовательной среды на микро- и макроуровнях с учетом специфики инклюзивного образования. Установлено, что факторами общего обеспечения безопасности образовательной среды являются эффективная организация (включающая управленческие процедуры и подбор компетентных специалистов) и внимание к коммуникативно-личностным параметрам взаимодействия в среде, связанные с удовлетворением личностных и образовательных потребностей участников образовательной среды. Подчеркивается, что эффективная реализация образовательной среды является значимым фактором развития личностного потенциала. Показано, что обеспечение психологической безопасности инклюзивной образовательной среды осуществляется на нескольких уровнях: организационном (факторы комплексности параметров среды); образовательном (факторы гибкости образовательных программ, необходимой для удовлетворения разных видов потребностей); коррекционном (связанном с удовлетворением различных образовательных потребностей). А также через особые, дифференцированные меры оценки эффективности образовательных воздействий. Особого внимания требует подготовка специалистов психолого-педагогических профилей, развитие у них высокой психологической культуры и способности гибкого управления образовательными средами в соответствии с задачами инклюзивного образования. Раскрывается потенциальная управляемость указанных параметров и способы их реализации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, образовательная среда, психологическая безопасность личности, ресурсность среды, самоактуализация личности, управляемость факторов психологической безопасности, стабильность образовательной среды, организация образовательной среды, преемственность управленческих процедур, уровни анализа психологической безопасности среды

Yulia I. POPOVA,

Kuban State University, Krasnodar, Russia

TO THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF INCLUSIVE EDUCATION

ENVIRONMENT

The purpose of the article is review of psychological safety parameters in inclusive education. Expertise of psychological safety in education analysis considered including macro- and micro levels and specifics of inclusive education. General factors of psychological safety in education established as effective organization (including management procedures and hiring of competent workers), attention to communicative and personality-based parameters of interaction, that influence satisfaction of personal and educational needs of educational environment participants. Effective realisation of educational environment emphasized as important factor of personality potential development. Emphasized importance of considering different levels of inclusive educational environment safety: organising (including factors of educational environment complexity), educational (educational programs variety that important for fulfilment of different educational needs), corrective (based on fulfilment of different educational needs). Also, important to consider different measures of assessment of educational impacts efficiency. Special attention called to psycho-pedagogical specialists training, need to develop their psychological culture and ability to flexibly manage educational means considering goals of inclusive education. Also, potential manageability of said parameters is described.

Keywords: inclusive education, educational environment's psychological safety, personality psychological safety, environment resoursability, personality self-actualization, psychological safely factors manageability, educational environment stability, educational environment arrangement, management continuity, levels of psychological safety analysis

Актуальность настоящего обзора обусловлена необходимостью обеспечения гармоничного развития личности в процессе получения образования через эффективное конструирование образовательного процесса. Одним из основополагающих факторов при этом является обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Особенную актуальность данный вопрос представляет при рассмотрении инклюзивного образования, ориентированного на включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс [1].

Целью данного исследования было рассмотрение факторов обеспечения психологической безопасности инклюзивной образовательной среды с учетом ее основных задач и параметров. Использовались методы анализа имеющихся научных материалов, а также эмпирические методы - анализ собственных исследований.

В результате проведенного анализа можно заключить следующее. В многочисленных исследованиях, посвященных изучению психологической безопасности различных сред, установлено ее определение как состояния защищенности от психологического насилия, удовлетворенности основных потребностей в личностно-доверительном общении и самоактуализации, что является условием, запускающим позитивные возможности психического и профессионального развития всех субъектов образовательного процесса [1; 2; 3; 10; 15].

Ранее нами было установлено, что к наиболее значимым факторам психологической безопасности образовательной среды вуза относятся управленческие, обеспечивающие эффективную организацию и стабильность, и коммуникативно-личностные, связанные с удовлетворением потребностей в личностно-доверительном общении и проявлением субъектности [9].

В организационно-управленческий фактор входят показатели: стабильность среды; прозрачность управленческих процедур; последовательность взаимодействий (отсутствие «подводных камней»); доступ к информационным ресурсам; пространственная организация среды.

В фактор ресурсности среды входят показатели: соответствие интересам и образовательным потребностям субъектов; возможность проявления активности; вариативность и качество учебных программ, их актуальность; возможности самоактуализации личности.

В фактор эмоционального комфорта входят показатели: отсутствия напряженности, трудностей, нарушений в отношениях; высокая удовлетворенность общением; понятные правила взаимоотношений [6; 7; 8; 9].

Наиболее управляемым является организационный фактор, позволяющий регулировать взаимодействия субъектов среды так, чтобы они были предсказуемыми для субъектов. Это приведет к восприятию образовательной среды как стабильной и ресурсной сферы для формирования и развития личности.

К управляемым организационным факторам также относится вариативность учебных программ, связанная с расширенными возможностями самоактуализации [13; 14].

Условием эффективного управления психологической безопасностью образовательной среды вуза будет ясное понимание руководителями всех уровней, что как психологически комфортная воспринимается среда: открытая, стабильная, предсказуемая, четко организованная и реагирующая на потребности ее субъектов, обеспечивающая возможности самоактуализации и принадлежности, где пресекаются любые проявления психологического давления, построение организационно-управленческих процедур с учетом этих параметров, и контроль за их поддержанием [12].

Косвенно управляемой характеристикой психологической безопасностью среды является качество межличностных отношений, регулируемое: путем подбора компетентных педагогических кадров, обладающих высокой психологической культурой, способных поддержать диалогическое общение, и ориентированных на самоактуализацию личности всех субъектов среды; а также организацией воспитательных воздействий на студентов с целью развития их психологической культуры и компетентности.

Задачи инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на образовательные, организационные, коррекционные [2; 3].

К организационным задачам относятся: создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями; охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей; оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения.

С точки зрения обеспечения психологической безопасности инклюзивной образовательной среды решение этих задач будет обеспечиваться через разработку подробных образовательных стандартов и методических рекомендаций для образовательных учреждений всех уровней, с обязательным привлечением специалистов психолого-педагогических отраслей, с обязательной государственной и муниципальной поддержкой применения этих стандартов. Организационный (макро-)уровень в данном случае является базовым и обязательным для обеспечения психологической безопасности.

К образовательным задачам инклюзивной образовательной среды можно отнести: развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом; успешная социализация обучающихся, воспитанников.

Решение данных задач обеспечивается подготовкой компетентных специалистов психолого-педагогических направлений, способных на гибкое управление образовательной средой. В процессе подготовки важно особое внимание уделять развитию психологической культуры специалистов, так как это является необходимым условием ответственного отношения специалистов к поддержанию психологической безопасности в образовательных коллективах на микроуровне.

Коррекционные задачи инклюзивной образовательной среды таковы: коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. Решение данного вида задач обеспечивается объемной и глубокой практической подготовкой специалистов психолого-педагогических направлений по дисциплинам психологически-коррекционного

спектра, с обязательной практической составляющей для формирования и отработки навыков коррекционной работы. То есть, данные задачи не могут быть решены при организации инклюзивной среды, но фактор качества подготовки специалистов является существенным для обеспечения психологической безопасности образовательной среды, и ему следует уделять внимание на этапе подбора специалистов.

Таким образом, для обеспечения психологической безопасности инклюзивной образовательной среды необходимо ориентироваться на организационные факторы, с опорой на государственные и муниципальные ресурсы; важно поддерживать гибкость образовательных программ, необходимую для удовлетворения разных видов потребностей и ориентированных на разные уровни способностей обучающихся; за счет поддержания высокого качества подготовки специалистов обеспечивать включенность обучающихся в социальные, образовательные и культурные взаимодействия с социумом образовательной среды; а также применять особые, дифференцированные меры оценки эффективности образовательных воздействий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как психолого-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. №1 (142). С. 112-115.

2. Баева И.А. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии как составляющие профессиональной компетентности выпускника психолого-педагогического профиля // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №1. С. 93-106.

3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб., 2002. 112 с.

4. Пую Ю.В. Влияние информационно-психологической безопасности на конструктивное развитие России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №104. С. 57-66.

5. Богмягкова О.Н. Психологическая безопасность личности в условиях инклюзивного образования // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 245-250.

6. Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. №142. С. 27-33.

7. Гаязова Л.А. Психологические основания мониторинга безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №145. С. 64-72.

8. Ежевская Т.И. Психологическое здоровье как значимый ресурс информационно-психологической безопасности личности. // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. С. 205-210.

9. Попова Ю.И. Факторы психологической безопасности образовательной среды вуза // Успехи современной науки: международный научно-исследовательский журнал. г. Белгород. 2016, №3. Т. 2. С. 123-125.

10. Заусенко И.В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. №2.

11. Зотова О.Ю. Концептуальные представления о социально-психологической безопасности личности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. №11. С. 129-136.

12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. № 3. Том 15. С. 70-75.

13. Миллер Л.В. Психологическая компетентность специалистов образовательных учреждений как опорный ресурс психологической безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 84-93.

14. Мохова С.Ю. Идентичность и идентификация как составляющие информационно-психологической безопасности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 5 (52). С. 86-91.

15. Кора Н.А. Психологический аспект категории «безопасность» // Казанский педагогический журнал. 2012. №3 (93). Psychological aspect of category of "security".

REFERENCES

1. Kozyreva O.A. The creation of inclusive educational environment as a social and pedagogical problem [Sozdanie inkljuzivnoj obrazovatel'noj sredy kak psihologo-pedagogicheskaja problema]. Vestnik TGPU - TGPU Bulletin, 2014, no. 1 (142), pp. 112-115.

2. Baeva I.A. Technics of psychological safety support in social interactions as components of professional competency of psycho-pedagogical profiles graduates [Tehnologii obespechenija psihologicheskoj bezopasnosti v social'nom vzai-modejstvii kak sostavljajushhie professional'noj kompetentnosti vypusknika psihologo-pedagogicheskogo profilja]. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta - Universum, Gercen University Bulletin, 2012, no. 1, pp. 93-106.

3. Baeva I.A. Psihologicheskaja bezopasnost' v obrazovanii: monografija (Psychological safety in education. Monography). St. Petersburg, 2002, 112 p.

4. Puju Ju.V. The impact of info-psychological security on the constructive development of Russia [Vlijanie informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti na konstruktivnoe razvitie Rossii]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. A.I. Gercena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. 2009, no.104, pp. 57-66.

5. Bogmjagkova O.N. Psychological Safety of the Personality in Conditions of Inclusive Education [Psihologicheskaja be-zopasnost' lichnosti v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija]. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2013, no. 4, Vol. II (Psihologo-pedagogicheskie nauki), pp. 245-250.

6. Gajazova L.A. Ensuring somplex safety of the educational environment and its psychological support [Obespechenie kompleksnoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy i ee psihologicheskoe soprovozhdenie]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. 2011, no. 142, pp. 27-33.

7. Gajazova L.A. The Psychological Bases of Monitoring Safety of Educational Environment [Psihologicheskie osnovanija monitoringa bezopasnosti obrazovatel'noj sredy]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. A.I. Gercena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. 2012, no.145, pp. 64-72.

8. Ezhevskaja T.I. Psychological Health as an Important Resource of Informational and Psychological Security of a Person [Psihologicheskoe zdorov'e kak znachimyj resurs informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti] Gumanitarnyj vektor. Serija: Pedagogika, psihologija - Humanitarian vector. Series - Pedagogocs and Psychology. 2012, no. 1, pp. 205-210.

9. Popova Ju.I. Factors of psychological security educational space of the university [Faktory psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy vuza]. Uspehi sovremennoj nauki - Modern Science Success. Belgorod, 2016, no. 3, Vol. 2, pp. 123-125.

10. Zausenko I.V. Psychological well-being of a teacher [Psihologicheskoe blagopoluchie pedagoga]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical education in Russia, 2012, no. 2.

11. Zotova O.U. Conceptual representations of personality's psychosocial safety [Konceptual'nye predstavlenija o social'no-psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta -Scientific notes of the Russian state social University. 2010, no.11, pp. 129-136.

12. Krasnjanskaja T.M., Tylec V.G. Temporal Aspects of Psychological Safety [Temporal'nye aspekty psihologicheskoj bezopasnosti]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija Filosofija. Psihologija. Pedagogika - Izvestiya of Saratov University. New Ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2015, no. 3, Vol. 15, pp. 70-75.

13. Miller L.V. Teachers' Psychological Awareness as a Basic Resource for Psychological Safety of Educational Environment [Psihologicheskaja kompetentnost' specialistov obrazovatel'nyh uchrezhdenij kak opornyj resurs psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. 2013, no. 155, pp. 84-93.

14. Mohova S.Ju. Identity and Identification as Components of Information and Psychological Security [Identichnost' i identi-fikacija kak sostavljajushhie informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti]. Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija - Scientific notes of the Zabaical State University. Series Pedagogics and Psychology. 2013, no. 5 (52), pp. 86-91.

15. Kora N.A. Psychological aspect of category of "security" [Psihologicheskij aspekt kategorii «bezopasnost'»]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal - Kazan pedagogical journal. 2012, no. 3 (93).

Информация об авторе

Попова Юлия Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

Получена: 15.05.2016

Для цитирования статьи: Попова Ю.И. К вопросу о психологической безопасности инклюзивной образовательной среды. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 140-143

Information about the author

Yulia I. Popova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia

Received: 15.05.2016

For article citation: Popova Yu.I. K voprosu o psikhologicheskoy bezopasnosti inklyuzivnoy obrazovatel'noy sredy. [To the problem of psychological security of inclusive education environment]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 140-143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.