Научная статья на тему 'Безопасность личности как вектор развития субъекта психолого-педагогического образования'

Безопасность личности как вектор развития субъекта психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СИСТЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА / ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / PERSONAL PSYCHOLOGICAL SECURITY / STATE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SYSTEM OF INTERPERSONAL RELATIONS / SUSTAINABLE PERSONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DISCIPLINE / PRACTICE-ORIENTED DISCIPLINES CHOSEN BY A STUDENT / GRADUATION THESIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Кондратьева Ольга Александровна

В статье представлен опыт факультета психологии Челябинского государственного педагогического университета по формированию безопасности личности как вектора развития субъекта психолого-педагогического образования. Категория психологической безопасности раскрыта в трех аспектах: как состояние образовательной среды; система межличностных отношений; система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности. Названы примеры дисциплин профессионального цикла, практико-ориентированных дисциплин по выбору студента, выпускных квалификационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Кондратьева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal security as a vector of development of a subject of educational psychology training

The article presents experience of the Psychology Faculty of Chelyabinsk State Pedagogical University on development of personal security as a vector of development of a subject of educational psychology training. The category of psychological security is considered in three aspects: as the state of educational environment; as a system of interpersonal relations; as a system of measures focused on prevention of threats for effective sustainable personal development. The authors consider the examples of profession-focused disciplines, practice-oriented disciplines chosen by a student, graduation theses.

Текст научной работы на тему «Безопасность личности как вектор развития субъекта психолого-педагогического образования»

УДК 159.923:37.015.31

Долгова Валентина Ивановна

доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Челябинского государственного педагогического университета

Кондратьева Ольга Александровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Челябинского государственного педагогического университета

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Dolgova Valentina Ivanovna

D.Phil. in Psychology, Professor, Dean of Psychology Faculty, Chelyabinsk State Pedagogical University

Kondratieva Olga Aleksandrovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Theoretical and Applied Psychology Department, Chelyabinsk State Pedagogical University

PERSONAL SECURITY AS A VECTOR OF DEVELOPMENT OF A SUBJECT OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGY TRAINING

Аннотация:

В статье представлен опыт факультета психологии Челябинского государственного педагогического университета по формированию безопасности личности как вектора развития субъекта психолого-педагогического образования. Категория психологической безопасности раскрыта в трех аспектах: как состояние образовательной среды; система межличностных отношений; система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности. Названы примеры дисциплин профессионального цикла, практико-ориентированных дисциплин по выбору студента, выпускных квалификационных работ.

Ключевые слова:

психологическая безопасность личности, состояние образовательной среды, система межличностных отношений, устойчивое развитие личности, дисциплины профессионального цикла, практико-ориентированные дисциплины по выбору студента, выпускные квалификационные работы.

Summary:

The article presents experience of the Psychology Faculty of Chelyabinsk State Pedagogical University on development of personal security as a vector of development of a subject of educational psychology training. The category of psychological security is considered in three aspects: as the state of educational environment; as a system of interpersonal relations; as a system of measures focused on prevention of threats for effective sustainable personal development. The authors consider the examples of profession-focused disciplines, practice-oriented disciplines chosen by a student, graduation theses.

Keywords:

personal psychological security, state of educational environment, system of interpersonal relations, sustainable personal development, professional discipline, practice-oriented disciplines chosen by a student, graduation thesis.

Российское психолого-педагогическое образование в последние годы претерпевает системные преобразования: внедрение новых образовательных стандартов и программ, усложнение системы оценки знаний и сдачи экзаменов и т. д. Актуальной проблемой современного образовательного процесса является формирование психологической безопасности адаптивной саморазвивающейся личности субъекта образования. Выявлению теоретических и практико-ори-ентированных предпосылок формирования безопасности личности посвящена системная работа факультета психологии Челябинского государственного педагогического университета.

При этом вектор развития субъекта психолого-педагогического образования согласуется с основными тенденциями создания психологически комфортной образовательной среды (И.А. Ба-ева, Е.Б. Лактионова, В.В. Рубцов, Н.Н. Баев, И.С. Якиманская, С.А. Сергеев, Е.В. Смирнов, А.А. Бастрон, А.Л. Стризоe, А.В. Шиловцев, В.Г. Тылец, Т.М. Краснянская [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10]). По результатам нашей деятельности также изданы монографии и защищены докторские и кандидатские диссертации (О.А. Шумакова, А.А. Напримеров, О.А. Соболева, М.Ю. Буслаева, Г.Ю. Гольева, Ю.А. Рокицкая [11; 12; 13; 14; 15; 16]).

Совместно с кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена в 2007 г. проведена международная конференция «Травматизм, психологическая безопасность, сопротивляемость и культура». Решения, принятые на ней, отразились в заданиях областных олимпиад школьников по психологии «Психологическая безопасность личности в межличностном взаимодействии» (2009 г.), «Формирова-

ние эмоциональной устойчивости личности» (2010 г.) [17]. На площадке Международной академии науки и высшего образования организованы два отраслевых конгресса: «Психофизиологические, психологические, педагогические проблемы безопасности современного человека» в 2014 г. и «Психофизиологические и психологические проблемы формирования устойчивости личности» в 2015 г. С 2012 г. действует образовательная программа магистерской подготовки «Психологическая безопасность личности», уже состоялся выпуск 27 магистрантов. Утверждена и с 2016 г. будет применяться сетевая форма реализации названной программы совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы. Разработаны программы курсов повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций.

Исследования показали, что важнейшими задачами развития субъекта психолого-педагогического образования являются формирование его готовности к экспертной характеристике проблемы насилия в образовательной среде и реализация путей ее решения в трех аспектах.

1. Первый аспект - психологическая безопасность как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Этот аспект безопасности личности как вектора развития субъекта психолого-педагогического образования реализуется с помощью включения в учебный план основных образовательных программ профессионального цикла, которые задают требования, показатели и критерии образовательной среды, свободной от психологического насилия. Например, это следующие дисциплины профессионального цикла:

- формирование психологически комфортной и безопасной среды,

- проектирование и экспертиза образовательных систем,

- психологическая безопасность семьи,

- психологическая культура и безопасность в образовании и обществе,

- психологически безопасное социальное взаимодействие в современном обществе.

Одним из базовых условий формирования психологически безопасной образовательной

среды является конструктивное функционирование системы управления, поэтому с помощью инте-гративных связей в этих курсах предпринимаются организационно-управленческие меры по предотвращению, выявлению и реагированию на все случаи насилия в образовательном учреждении.

2. Второй аспект - психологическая безопасность как система межличностных отношений, которые вызывают у участников образовательной среды чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности; укрепляют психическое здоровье. Данный аспект реализуется при изучении практико-ориентированных дисциплин по выбору студента, содержащих фрагменты тренинга, деловых игр, психотерапевтические и пси-хокоррекционные элементы, например:

- тренинг коммуникативной компетентности,

- формирование смысла жизни,

- управление конфликтом в профессиональном социальном взаимодействии,

- формирование профессионально важных качеств психолога в образовательной среде,

- технологии ведения переговорного процесса,

- формирование эмоциональной устойчивости личности,

- формирование конструктивной психологической защиты личности,

- психология безопасности семьи,

- практикум по психологии принятия группового решения.

В процессе изучения практико-ориентированных дисциплин по выбору студенты приобретают навыки эффективного поведения в разных ситуациях. В качестве интегративных связей здесь выступают компетенции в области реализации мер по предотвращению, выявлению и реагированию на случаи насилия, оказанию помощи участникам конфликтной ситуации при поддержании позитивного климата в классе (группе), привлечению родителей к предотвращению и разрешению конфликтов.

3. Третий аспект - психологическая безопасность как система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности. Поскольку каждый возраст, каждая социальная роль личности имеют специфические риски реализации, то данный аспект реализуется в формате выполняемых студентами выпускных квалификационных работ. При этом в структуре каждой работы содержатся программа психолого-педагогического сопровождения по решению проблемы развития, анализ эффективности ее внедрения и рекомендации участникам психолого-педагогического взаимодействия.

Выпускные квалификационные работы выполнены и опубликованы, кроме того, составлена заявка на внедрение их результатов в практику по следующим темам:

- психолого-педагогическая коррекция страхов старших дошкольников,

- психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников,

- психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков,

- подготовка конструктивных стратегий копинг-поведения студентов педагогического колледжа,

- профилактика эмоционального выгорания педагогического персонала образовательной организации,

- психологическая поддержка субъектов образовательного процесса, находящихся в ситуации повышенного риска,

- психологическое сопровождение руководителей по формированию культуры безопасности личности в организации.

По всем трем раскрытым в статье аспектам психологической безопасности (состояние образовательной среды; система межличностных отношений; система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности), по каждой дисциплине профессионального цикла, по практико-ориентированным дисциплинам и выпускным квалификационным работам нами реализуются технологии помощи выпускнику в процессе формирования адаптивных механизмов через поведение, в том числе методики защиты от срыва социализации, самореализации и конструктивного саморазвития. В результате преодолены такие наиболее часто встречающиеся неравновесные состояния в экзаменационный период, как апатия, злость, гнев, обида, досада, отчаяние, страх и т. д.

Ссылки:

1. Баева И.А. Ресурсы психологической защищенности и факторы сопротивляемости насилию в онтогенезе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 5-16.

2. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 5-12.

3. Баева И.А., Рубцов В.В. Подготовка кадров в области психологического обеспечения безопасности человека: ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 1 (44). С. 32-40.

4. Баева И.А., Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 21-30.

5. Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации // Там же. С. 81-90.

6. Сергеев С.А., Смирнов Е.В. Свойство апперцепции в восприятии как компонент в информационно-психологической безопасности личности // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 1-3 (60). С. 55-57.

7. Бастрон А.А. Проблема информационно-психологической безопасности личности // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2016. № 6 (6). С. 23-29.

8. Стризое А.Л. Концепция «общества риска» и некоторые современные проблемы безопасности личности, общества и государства // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 4 (35). С. 10-17.

9. Шиловцев А.В. Социальная безопасность личности в условиях нестабильности и неопределенности: от страха к уверенности // Личность. Культура. Общество. 2015. Т. 17, № 3-4. С. 206-210.

10. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 3. С. 4.

11. Шумакова О.А. Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями : дис. ... д-ра пси-хол. наук. Челябинск, 2011. 400 с.

12. Напримеров А.А. Формирование эмоциональной устойчивости постоянного состава вуза : дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2001. 154 с.

13. Соболева О.А. Формирование конструктивной психологической защиты будущих педагогов-психологов : дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2006. 185 с.

14. Буслаева М.Ю. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов педагогического колледжа : дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2009. 196 с.

15. Гольева Г.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости как ключевой компетенции у будущих педагогов-психологов : дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2009. 196 с.

16. Рокицкая Ю.А. Развитие адаптационного потенциала эмоциональной устойчивости в профессиональном самоопределении студентов : дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2010. 215 с.

17. Олимпиады по психологии : учеб.-метод.пособие / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Кондратьева, Н.В. Крыжанов-ская. М., 2016. 130 с.

References:

1. Baeva, IA 2013, 'Resources psychological security and resilience favors of violence in ontogenesis', Proceedings of the Russian State Pedagogical University, no. 155, p. 5-16.

2. Baeva, IA & Laktionova, EB 2013, 'Expert assessment of the educational environment for comfort and safety', Psychological Science and Education, no. 6, p. 5-12.

3. Baeva, IA & Rubtsov, VV 2013, 'Training in psychological human security: GEF VPO in "Psycho-pedagogical education"', Bashkortostan Teachers' Journal, no. 1 (44), p. 32-40.

4. Baeva, IA & Baev, NN 2013, 'Psychological resources protection as an indicator of students' psychological safety of the person', Psychological Science and Education, no. 1, p. 21-30.

5. Baeva, IA & Yakimanskaya, IS 2013, 'Monitoring the psychological security of the educational environment and the quality of education in the conditions of modernization', Psychological Science and Education, no. 1, p. 81-90.

6. Sergeev, SA & Smirnov, EV 2016, 'Property apperception in perception as a component in the information-psychological safety of the person', The new science: from the idea to the result, no. 1-3 (60), p. 55-57.

7. Bastron, AA 2016, 'The problem of information-psychological safety of the person', Proceedings of the Institute of Continuing Professional Education, no. 6 (6), p. 23-29.

8. Strizoe, AL 2015, '"Risk society" concept and some modern security concerns the individual, society and the state', Bulletin of the Volgograd Academy of the Russian Interior Ministry, no. 4 (35), p. 10-17.

9. Shilovtsev, AV 2015, 'Social security of the person in the conditions of instability and uncertainty: from fear to confidence', Personality. Culture. Society, vol. 17, no. 3-4, p. 206-210.

10. Tylets, VG & Krasnyanskaya, TM 2015, 'Theoretical aspects of the development of psychological security of the linguistic identity of the concept', Applied psychology and psychoanalysis, no. 3, p. 4.

11. Shumakova, OA 2011, The development of the basic culture of interaction with parents Psychologist Education, D.Phil. thesis, Chelyabinsk, 400 p.

12. Naprimerov, AA 2001, Formation of emotional stability constant composition of high school, PhD thesis, Chelyabinsk, 154 p.

13. Soboleva, OA 2006, Formation of constructive psychological protection of the future teachers-psychologists, PhD thesis, Chelyabinsk, 185 p.

14. Buslaeva, MY 2009, Psycho-pedagogical conditions of formation of emotional stability of students of pedagogical college, PhD thesis, Chelyabinsk, 196 p.

15. Golieva, GY 2009, Formation of emotional stability as a key competence of future teachers-psychologists, PhD thesis, Chelyabinsk, 196 p.

16. Rokitskaya, YA 2010, The development of the adaptation potential of emotional stability in professional self-determination of students, PhD thesis, Chelyabinsk, 215 p.

17. Dolgova, VI, Kapitanets, EG, Kondratieva, OA & Kryzhanovskaya, NV 2016, Olympics psychology: a teaching aid, Moscow, 130 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.