Л. И. Шахова
СТРУКТУРА И РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, УЧАЩЕГОСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
В статье рассматривается структура психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. Описываются компоненты психологической безопасности (удовлетворенность, защищенность, референтность, субъективное благополучие ребенка в кадетской образовательной среде, активность), внутренние и внешние ресурсы психологической безопасности.
Ключевые слова: психологическая безопасность младших школьников, кадетские классы, структура психологической безопасности, ресурсы психологической безопасности.
L. Shakhova
STRUCTURE AND RESOURCES OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE PUPILS OF CADET CLASSES OF THE PRIMARY SCHOOL AGE
The article discusses the structure of psychological safety of pupils of cadet classes primary school age. The components of psychological safety (satisfaction, protection, reference, subjective well-being of the child in the Cadet educational environment, activity), internal and external resources of psychological security are described.
Keywords: psychological safety of primary school age children, cadet classes, structure of psychological safety, resources of psychological safety.
Психологическая безопасность детей в образовательном процессе является актуальной темой психолого-педагогических исследований. Психологическая безопасность — это психическое состояние, обусловленное сочетанием восприятия и оценки ребенком образовательной среды и социально-психологических ресурсов, способствующих преодолению имеющихся рисков и угроз позитивному личностному развитию. Для обеспечения данного состояния необходима программа сопровождения психологической безопасности детей в образовательном процессе. Особенно значимым является разработка такой программы для образовательной среды, в которой предъявляются повышенные требования к возможностям ребенка, например в кадетских классах. В соответствии с риск-ресурсным подходом создание программы сопровождения должно опираться на внутренние и внешние ресурсы психологической безопасности [3]. Данная статья и по-
священа проблеме определения структуры психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов, и выявления ресурсов этого состояния.
В исследовании были сформированы две экспериментальные группы (53 ученика) и одна контрольная группа (26 учеников) 910 лет. В группах были и девочки, и мальчики. Кроме того, программой были охвачены родители учеников экспериментальных групп как на родительских собраниях, так и на индивидуальных консультациях по вопросам психологической безопасности ребенка; 15 родителей принимали участие в еженедельных встречах, направленных на повышение информированности родителей о состоянии психологической безопасности и его ресурсах. Также в программу для получения диагностических данных были включены учителя. С учителями проводились мероприятия, целью которых являлось повышение значимости и личной заинтересованности педагога в поддержании
психологической безопасности своих учеников в экспериментальных классах (индивидуальные беседы, участие в обсуждении результатов научного исследования).
На основе теоретического анализа определены компоненты состояния психологической безопасности учащегося кадетских классов: защищенность, удовлетворенность, референтность, субъективное благополучие и активность. Для диагностики состояния психологической безопасности подобраны методики и разработана анкета для детей, учителей и родителей [1].
Эмпирические показатели, полученные при исследовании компонентов психологической безопасности ребенка в кадетских классах, были подвергнуты обработке с помощью компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS Statistics 20. Двухэтапным кластерным анализом данных выделено три кластера, то есть определены три группы испытуемых. Содержательный анализ кластеров позволил определить их как показатели уровня психологической безопасности детей. Статистических различий между контрольной и экспериментальной группой в распределении детей по кластерам не выявлено, что свидетельствует о равномерном распределении изучаемого признака. Для определения взаимосвязей между показателями внутри состояния психологической безопасности использован хи-квадрат Пирсона для таблиц сопряженности. Это дало возможность определить структуру психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. На рисунке статистически значимые связи между показателями указаны линиями. Серыми овалами отдельные показатели объединены в компоненты психологической безопасности.
Как можем увидеть на рисунке, в структуре психологической безопасности ребенка представлены следующие показатели (в скобках указан уровень значимости связи отдельного показателя и номера кластера — уровня психологической безопасности):
• защищенность — представление ребенка о наличии поддержки его одноклассниками (р = 0,003) и учителем (р = 0,001), представление ребенка о наличии опасности в школе (р = 0,000), переживание им состояния защищенности (р = 0,001), безопасности (р = 0,000), а также отсутствие или незначительная выраженность состояния усталости (р = 0,000) и беспомощности (р = 0,002);
• удовлетворенность — представление ученика о высокой оценке его учителем как личности (р = 0,001) и кадета данной школы (р = 0,000);
• референтность — переживание ребенком положительного отношения к школе (р = 0,001) и кадетской программе (р = 0,000), а также идентификация с кадетами (р = 0,000);
• субъективное благополучие ребенка в образовательной кадетской среде — преобладание позитивных психических состояний у ребенка в школе (удовольствие, счастье, радость) (р = 0,000), а также нормальный уровень тревожности (р = 0,000).
Кроме того, выделяется внешний показатель психологической безопасности — активность, определяемый высокой оценкой учителем личности ученика (р = 0,004) и успешности ребенка в классной и внеклассной работе (р = 0,001).
Внешний показатель (активность) на рисунке отделен от внутреннего состояния. Компоненты связаны между собой, что указывает на целостность состояния психологической безопасности.
Данная структура позволяет нам не только определить то, что нужно исследовать для диагностики уровня психологической безопасности, но и на что должна быть направлена программа сопровождения психологической безопасности учащихся начальных классов, то есть на ресурсы психологической безопасности.
В отечественной и зарубежной научной литературе под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способст -вующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях, то есть все то, что
человек использует, чтобы удовлетворить требования среды. Также в психологической литературе ресурс понимается как элементы саморегуляции деятельности и поведения (В. А. Бодров, А. Н. Демин, Л. Г. Дикая, Т. Л. Крюкова, В. И. Моросанова, К. Муз-дыбаев). В структуре ресурсов личности выделяются две основные группы: внешние, или средовые (социальная поддержка, семья, друзья, работа и др.), и внутренние, или личностные переменные (самоэффективность, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, знания, навыки и др.) [2, 3].
Некоторые показатели психологической безопасности указывают на необходимые
ресурсы. Так, например, ощущение ребенком наличия поддержки одноклассников, учителя является показателем психологической безопасности; с другой стороны, создание условий, для того чтобы ребенок в большей степени ощутил эту поддержку (мероприятия по сплочению классного коллектива и командообразованию, получение положительной обратной связи от одноклассников, повышение информированности и заинтересованности учителя в оказании поддержки ученикам), будет выступать одним из внешних ресурсов психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов.
Структура психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов (на основе эмпирического исследования)
Положительная оценка учителем успехов, стараний и личности ребенка также является одним из ресурсов, который отражается в соответствующих критериях (представление ребенка об оценке учителем его личности и как представителя кадетов).
Внутренние ресурсы, такие как умение решать конфликтные ситуации, эмоциональная саморегуляция, помехоустойчивость, вероятно, будут способствовать уменьшению драк и опасных ситуаций, связанных с насилием, тем самым повышению уровня защищенности, а также помогут ученику справляться с нагрузкой и снизят усталость.
Еще одним ресурсом является положительное отношение ребенка к кадетской программе и ее атрибутам. Формируя данный ресурс, можно способствовать положительному отношению к школе, повышению референтности образовательной среды и, возможно, снижению тревожности.
Примечательно, что ни одна оценка родителей не дала статистически значимую связь с номером кластера (уровнем психологической безопасности) и поэтому не вошла в структуру психологической безопасности. В анкету для детей были включены вопросы об оценке их личности родителями, о наличии поддержки, аналогично родителям предлагалось оценить состояние своего ребенка в школе. Возможно, родители неадекватно оценивают состояние ребенка в школе, чрезмерно тревожась за него, или недооценивают негативное состояние ребенка. Кроме того, возможно, они не были ориентированы на отслеживание психологической безопасности своих детей, концентрируясь на показателях учебной деятельности. Однако если проанализировать связь родительских оценок не с уровнем психологической безопасности (номером
кластера), а с теми показателями, которые вошли в структуру психологической безопасности, то мы увидим, что с общим состоянием ребенка в школе значимо связано представление ребенка об оценке его личности родителями (р = 0,005) и наличие поддержки родителей (р = 0,000). Представление детей об оценке их как представителей кадетских классов данной школы родителями связано с самооценкой детей относительно других кадетов (р = 0,000) и ощущением беспомощности учеников в школе (р = 0,001). Вместе с тем с внешними проявлениями того, насколько комфортно ребенку в школе, которые может заметить и оценить учитель, связана оценка родителями общего состояния (р = 0,004) и настроения ребенка в школе (р = 0,002). Соответственно родительская поддержка и позитивное оценивание своих детей могут выступать ресурсом психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов.
Таким образом, внешними (средовыми) психологическими ресурсами психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов, являются поддержка и положительная оценка учителей, родителей, одноклассников; внутренними — умение решать конфликтные ситуации, эмоциональная саморегуляция, помехоустойчивость, положительное отношение к кадетской программе и ее атрибутике, знание ее сильных сторон и того, чем можно гордиться, являясь кадетом.
Программа сопровождения психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов, должна способствовать консолидации выделенных внешних и внутренних ресурсов, а также влиять на формирование отдельных компонентов структуры психологической безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева И. А., Шахова Л. И. Формирование и поддержка состояния психологической безопасности учащихся кадетских классов // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 4. С. 91-101.
2. Лысенко С. В. Современные представления о позитивных ресурсах личности, обеспечивающих преодоление трудных жизненных ситуаций // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). С. 265-271.
3. Шахова Л. И. Сопровождение психологической безопасности младших школьников и учащихся кадетских классов: риск-ресурсный подход // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 174. С. 159-169.
REFERENCES
1. Baeva I. A., Shahova L. I. Formirovanie i podderzhka sostoyaniya psihologicheskoy bezopasnosti uchaschihsya kadetskih klassov // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2016. T. 8. N 4. S. 91-101.
2. Lyisenko S. V. Sovremennyie predstavleniya o pozitivnyih resursah lichnosti, obespechivayuschih preodolenie trudnyih zhiznennyih situatsiy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitar-nyie nauki. 2013. N 12 (128). S. 265-271.
3. Shahova L. I. Soprovozhdenie psihologicheskoy bezopasnosti mladshih shkolnikov i uchaschihsya kadetskih klassov: risk-resursnyiy podhod // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2015. N 174. S. 159-169.
Е. В. Гришина
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И АНТИВИТАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена проблеме увеличения количества рисков и угроз в образовательной среде, что, в свою очередь, влечет за собой нарушение эмоционально-личностной сферы школьников и появление негативных переживаний подростков, в том числе антивитальных переживаний и суицидальных наклонностей. Психологическая безопасность — одна из важнейших характеристик образовательной среды. Она может как способствовать, так и препятствовать созданию социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал участников образовательного процесса, предотвращающей угрозы продуктивного и устойчивого развития, не допускающей появления антивитальных переживаний и суицидального поведения подростков.
Ключевые слова: критерии психологической безопасности образовательной среды, риски и угрозы в образовательной среде, переживания подростков, антивитальные переживания.
E. Grishina
PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND ANTIVITAL EXPERIENCES OF ADOLESCENTS
The article is devoted to the problem of increasing the number of risks and threats in the educational environment, which leads to violation of the emotional-personal sphere ofpupils and the appearance of the negative experiences of adolescents, including antivital experiences and suicidal tendencies. Psychological safety is one of the most important characteristics of the educational environment. It can help to promote and prevent the establishment of a social environment which develops and supports the personal capacity of participants in the educational process, prevent threats to the productive and sustainable development, prevent the emergence of antivital experiences and suicidal behavior of adolescents.
Keywords: criteries of psychological safety of educational environment, risks and threats in educational environment, experiences of adolescents, antivital experiences.
В настоящее время проблема расстройств эмоционально-личностной сферы и аномалий развития подростков является
чрезмерно острой и злободневной. Подростковый период знаменует собой сложный и противоречивый период в жизни че-