Научная статья на тему 'Технологии направленного и опосредованного смыслообразования ценностных ориентаций антитеррористического сознания студентов вуза'

Технологии направленного и опосредованного смыслообразования ценностных ориентаций антитеррористического сознания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / SENSE FORMATION / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY / VALUE-SEMANTIC SETTINGS / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ANTITERRORIST CONSCIOUSNESS / PSYCHOTECHNOLOGIES / SEMANTIC TECHNOLOGIES / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ / ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / СМЫСЛОТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кагермазова Лаура Цраевна, Лечиева Малка Исраиловна, Масаева Зарема Вахаевна

В современной социально-психологической жизнедеятельности общества практически отсутствуют технологии, дающие инструменты тому, кто является носителем социальных и государственных ценностей (педагоги, воспитатели). Те, кому государством и обществом доверена функция формирования ценностных ориентаций, должны помочь студентам преодолеть стереотипные оценки террористических угроз, асоциальные ценности различных молодежных субкультур. Данная работа раскрывает технологии направленного воздействия на смыслы и ценности студенчества. Процесс формирования антитеррористической идеологии проходит от определения основных факторов формирования анти-террористического сознания, инновационного подхода в учебно-воспитательном процессе, пропагандистского направления профилактики до коррекции когнитивных, аффективных, поведенческих компонентов личности, формирования коммуникативной межнациональной, межэтнической компетентности в практике учебного процесса. Образовательные учреждения всех уровней способны противостоять тем негативным воздействиям, которые в настоящее время все более агрессивно воздействуют на молодежь; всему образовательному обществу необходимо разрабатывать и применять технологии направленного и опосредованного влияния, ориентированные на убеждающий эффект ценностносмысловых ориентаций студентов. Коррекция в ценностно-смысловой сфере личности студента позволит повысить побудительную силу противодействия распространению идеологии терроризма, экстремизма, формирование антитеррористического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кагермазова Лаура Цраевна, Лечиева Малка Исраиловна, Масаева Зарема Вахаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF DIRECTED AND CONCENTRATED SENSE FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF ANTI-TERRORISTIC CONSCIOUSNESS OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

In modern social and psychological activity of society there are practically no technologies giving tools to the one who is the carrier of social and state values (teachers, tutors). Those who are entrusted by the state and society with the function of forming value orientations should help students to overcome stereotypical assessments of terrorist threats, asocial values of different youth subcultures. This work reveals the technologies of directed influence on the meanings and values of students. The process of forming an antiterrorist ideology proceeds from the definition of the main factors in the formation of the antiterrorist consciousness, the innovative approach in the teaching and educational process, the propaganda direction of prevention, the correction of cognitive, affective, behavioral components of the individual, the formation of communicative interethnic and interethnic competence in the practice of the learning process. Educational institutions at all levels, able to withstand the negative influences that currently, more and more aggressive effect on young people, the educational society should develop and apply technologies of the directed and mediated influence focused on convincing effect value-semantic orientations of students. Correction in the value-semantic sphere of the student's personality will help to increase the incentive force to counteract the spread of the ideology of terrorism, extremism, and the formation of an antiterrorist consciousness.

Текст научной работы на тему «Технологии направленного и опосредованного смыслообразования ценностных ориентаций антитеррористического сознания студентов вуза»

УДК 37

КАГЕРМАЗОВА Лаура Цраевна Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова г. Нальчик, Россия laura07@yandex.ru

ЛЕЧИЕВА Малка Исраиловна

Чеченский государственный педагогический

университет

г. Грозный, Россия

mlechieva@yandex.ru

МАСАЕВА Зарема Вахаевна Чеченский государственный университет г. Грозный, Россия masaeva-2009@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ НАПРАВЛЕННОГО И ОПОСРЕДОВАННОГО СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В современной социально-психологической жизнедеятельности общества практически отсутствуют технологии, дающие инструменты тому, кто является носителем социальных и государственных ценностей (педагоги, воспитатели). Те, кому государством и обществом доверена функция формирования ценностных ориентаций, должны помочь студентам преодолеть стереотипные оценки террористических угроз, асоциальные ценности различных молодежных субкультур. Данная работа раскрывает технологии направленного воздействия на смыслы и ценности студенчества. Процесс формирования антитеррористической идеологии проходит от определения основных факторов формирования антитеррористического сознания, инновационного подхода в учебно-воспитательном процессе, пропагандистского направления профилактики до коррекции когнитивных, аффективных, поведенческих компонентов личности, формирования коммуникативной межнациональной, межэтнической компетентности в практике учебного процесса. Образовательные учреждения всех уровней способны противостоять тем негативным воздействиям, которые в настоящее время все более агрессивно воздействуют на молодежь; всему образовательному обществу необходимо разрабатывать и применять технологии направленного и опосредованного влияния, ориентированные на убеждающий эффект ценностно-смысловых ориентаций студентов. Коррекция в ценностно-смысловой сфере личности студента позволит повысить побудительную силу противодействия распространению идеологии терроризма, экстремизма, формирование антитеррористического сознания.

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-56-63

Laura Ts. KAGERMAZOVA Kabardino-Balkar State University named after

H.M. Berbekov Nalchik, Russia laura07@yandex.ru

Malka I. LECHIEVA Chechen State Pedagogical University Grozny, Russia mlechieva@yandex.ru

Zarema V. MASAEVA Chechen State University Grozny, Russia masaeva-2009@mail.ru

TECHNOLOGIES OF DIRECTED AND CONCENTRATED SENSE FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF ANTI-TERRORISTIC CONSCIOUSNESS OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

In modern social and psychological activity of society there are practically no technologies giving tools to the one who is the carrier of social and state values (teachers, tutors). Those who are entrusted by the state and society with the function of forming value orientations should help students to overcome stereotypical assessments of terrorist threats, asocial values of different youth subcultures. This work reveals the technologies of directed influence on the meanings and values of students. The process of forming an antiterrorist ideology proceeds from the definition of the main factors in the formation of the antiterrorist consciousness, the innovative approach in the teaching and educational process, the propaganda direction of prevention, the correction of cognitive, affective, behavioral components of the individual, the formation of communicative interethnic and interethnic competence in the practice of the learning process. Educational institutions at all levels, able to withstand the negative influences that currently, more and more aggressive effect on young people, the educational society should develop and apply technologies of the directed and mediated influence focused on convincing effect value-semantic orientations of students. Correction in the value-semantic sphere of the student's personality will help to increase the incentive force to counteract the spread of the ideology of terrorism, extremism, and the formation of an antiterrorist consciousness.

Ключевые слова: смыслообразование, смысловая Keywords: sense formation, semantic sphere of

сфера личности, ценностно-смысловые установки, personality, value-semantic settings, antiterrorist

антитеррористическое сознание, психотехнологии, consciousness, psychotechnologies, semantic

смыслотехнологии technologies

Введение. Смыслы и смыслообразования как основа личностного становления, определяющие жизненные приоритеты и ценности в системе жизнедеятельности, позволяют перейти на новый уровень осмысления проблемы, которая стала предметом анализа настоящей работы, - формирование антитеррористических установок и мировоззренческих ценностей личности в молодежной среде. Смысл по своей природе интенциален (не подлежит волевой регуляции), при определенных условиях социального воздействия его интенция может иметь определенное направление, и это является определенным ресурсом (условием) в осуществлении направленного воздействия на развитие ценностно-смысловой сферы личности, особенно если она находится в процессе становления - студенты. Перспективен подход В.А. Иванникова, раскрывающий волевую регуляцию личности как формирование побуждений к деятельности, дающий смысловой анализ деятельности и общению студенческого возраста [3, с. 14]. Коррекция в ценностно-смысловой сфере личности студента позволит повысить побудительную силу противодействия распространению идеологии терроризма, экстремизма, формирование антитеррористического сознания.

Формулировка цели статьи и задач. В данной статье описываются разработки технологий направленного и опосредованного пропагандистского воздействия на ценностно-смысловую сферу студенчества. Поэтому и формирование антитеррористического сознания студента должно реализовываться с учетом индивидуально-смысловых характеристик, смыслообразования ценностных ориентаций личности. При этом стратегия смыслообразования осуществляется от значения (идеология как носитель внеличност-ных и межличностных форм смысла) к личностному смыслу (личностной ценности).

Изложение основного материала статьи. В современной психолого-педагогической литературе описаны технологии, позволяющие целенаправленно воздействовать на смысл действия (т.е. личностный смысл): выбор значимого мотива или доминирующей потребности; изменение значения, позиции личности; объединение настоящего (заданного) мотива с новыми мотивами и т.д. Эти психологические техники вполне могут быть выведены на уровень методов воздействия, ориентированных на формирование определенной идеологии как системы жизненных ценностей человека в отношениях с социальной ситуацией развития. По мнению ряда авторов, исследовавших смыслообразование в психологии (К. Роджерс, В. Франкл, Д.А. Леонтьев, И.В. Абакумова), базой возникновения смыслов, источником смыслообразования являются ценностные ориентации личности [13, с. 115], [14, с. 141-142], [15, с. 244]. В современной психологии смыслообразование понимается как подключение новых смыслов к уже существующей системе смысловых связей, в результате чего возникают новые смыслы, а смысловая система охватывает новые объекты (явления), которые встраиваются в систему ценностных ориентаций личности. При этом осуществляется осознание смысловых структур через рефлексию, техники и технологии психологического воздействия, где личность осознает свои подструктуры сознания, ведущие к сознательной перестройке и трансформации, далее происходит осознание смысловых связей, что направляет на новый высший уровень смысложизненных ориентаций. Как утверждает Д.А. Леонтьев, и мы разделяем его точку зрения, «смысл получает объяснение, приобретает определенный объем, стабильность, расширяет контекст его осмысления с помощью подключения новых смысловых контекстов» [1, с. 35]. И.В. Абакумова определяет «в структуре смысловой динамики два взаимосвязанных процесса - смыслообразование и смысловая регуляция» [1, с. 35]. Смыслы, согласно этой концепции, как ситуативные, так и устойчивые, являются механизмами смысловой регуляции жизнедеятельности человека. «Смыслу присуща диад-ность - от минимального к максимальному насыщению, от неопределенного смысла - к

определенному, выражающемуся в форме ценностного отношения, от постигаемого смысла - к постигнутому, т.е. происходит смысловое развитие личности» [1, с. 35]. Противостоять манипуляциям возможно с помощью технологий убеждающего воздействия. Для повышения эффективности убеждающей информации, являющейся смыслом только для транслятора, студенту необходимо определить, что данная информация содействует удовлетворению его потребностно-мотивационным и ценностным притязаниям. В практике применения технологий убеждающего воздействия возникают новые смыслы, замещая те, которые не являются уже актуальными. Данный эффект достигается в процессе направленного убеждающего воздействия транслятора, использующего ценностно-смысловые затруднения в качестве задач на поиск смысла или задач на дифференциацию смыслов по преодоление ценностно-смысловых барьеров.

Наиболее эффективным способом борьбы с идеологией терроризма и экстремизма является убеждение. Для повышения убеждающего эффекта транслятору необходимо применять технологии прямого и опосредованного воздействия на ценностно-смысловую сферу личности. Прямые технологии воздействия на ценностные ориентации и смысловые установки сознания личности - это традиционно прямой способ воздействия на мировоззрение, идеалы, убеждения. Они опираются на убеждения личности, вектор убеждения направлен к сознательному аспекту, к использованию рациональных аргументов логики, положительному эмоциональному отношению к воспринимаемой информации. Значимо и наличие убеждающей силы авторитетной личности.

Важной составляющей проведения убеждающей деятельности является учет реальной обстановки и инициация индивидуальных ценностей личности. Необходимо учитывать доминирующие потребности, ценности и интересы личности, использовать научную основу доказательств и инновационные достижения по данной проблеме. Для эффективного воздействия технологий прямого воздействия важно транслировать четкие, яркие по эмоциональному содержанию, понятные трансакции, опираться на настоящий опыт личности; формировать установки сотрудничества, общих ценностей в молодежной среде. При формировании антитеррористического сознания молодежи, блокирующего распространение экстремизма и терроризма, могут быть использованы, наравне с прямыми технологиями, опосредованные (косвенные, завуалированные) технологии (трансляции), которые также в свою очередь инициируют возникновение установок антитеррористической направленности. Технологии, которые способны воздействовать и вызывать изменения (трансформировать, преобразовывать) в форме опосредованной трансляции антитеррористической, антиэкстремистской идеологии, основываются на пяти основных позициях. Это привлекательность ощущения принадлежности к группе единомышленников, цель которой - борьба с проявлениями экстремизма, терроризма (решение проблем самоидентификации); групповые ценности, сфокусированные на силе личности в малой группе, с одинаковыми убеждениями; соперничество одинаковых ценностей, но в разных социальных группах (возрастных, социального статуса, этнических, религиозных); чувство справедливости - справедливо помогать друг другу, трудиться и приносить пользу в профессиональной и общественной жизнедеятельности; демонстрация объединения функций, задач государственных институтов с индивидуальными жизненными ценностями конкретной личности (например, возможность каждого гражданина к самореализации, трудоустройства; применение технологий контрпропаганды, а для формирования устойчивых идеологических и антиэкстремистских ценностей у населения - применять методы пропаганды [10, с. 33-34], [11, с. 117-118].

Ведущей технологией смыслообразования выступает «диалог культур», характеризующийся проблемностью, инновационностью, личностной значимостью, имеющий функцию объединения и (или) обострения смыслов, т.е. «создания ситуации выбора в момент предельной смысловой насыщенности» [3, с. 14-15]. В ряде ситуаций определяется инсайтный характер образования смысла в определенных ситуациях, наличие внедиа-логовой формы уничтожения менее значимого для личности смысла более значимым. Исследуя закономерности процесса смыслообразования, М.М. Бахтин использует понятие «ценностно-смысловой контекст», подразумевая под ним «сочетание мира с челове-

ком как его кругозор (изнутри) и как его окружение (извне). Изнутри меня ... мир есть предмет поступка, мысли, чувства, слова, дела; центр тяжести его лежит в будущем, должном, а не в данности предмета, наличности его в настоящем» [см.: 6, с. 270-272]. Ценностно-смысловой аспект несет в себе проекции личности, определяет ее жизненную позицию и является смыслообразующим диалогом (понимание себя, переживание, осмысление, установление связи знания с собственными понятиями, жизненными ценностями и т.д.).

Смыслообразование понимается как инновационное понимание жизненной ситуации, переформатирование ценностно-смысловой сферы личности, коррекция поведенческих установок, выбор новой технологии решения жизненных ситуаций. В процессе коррекции личностных смыслов личность применяет не только рациональное знание, но и собственный опыт жизнедеятельности, выполняющий роль смыслообразующего и смыслоопределяющего контекста [8, с. 160].

Для разработки технологической схемы трансляции смысла в обучении как модели целостной технологии процесса актуализации личностных смыслов студентов понадобился этап разделения на отдельные функциональные элементы (или уровни) и обозначение иерархических связей между ними. «Логика построения целостной системы технологий, ориентированных на активизацию смыслообразования учащихся или студентов, предполагает интенциальность, т.е. соотношение более общих и более частных способов и приемов смыслообразования обучаемых строится по способу "сверху вниз", когда заложенные в учебный процесс технологии более высокого уровня (иерархия: стратегический уровень - тактический уровень - операциональный уровень) определяют специфику методов, способов и приемов, составляющих "шаги" технологий более низкого порядка» (Абакумова И.В., 2013) [2, с. 249]. Данная теория определяет саму динамику смысловой активности, направляющую студента рационально создавать свои отношения с окружающим миром, другими людьми и с самим собой. «Создается смысловой континуум от первичных, наиболее элементарных смысловых личностных образований (личностные смыслы, смысловые установки, мотивы) до уровня высших смыслов, которые определяют смысл жизни человека, его главные жизненные ценности, инициирующие смысловую ориентацию человека в реальном и жизненном мирах» (Абакумова И.В., 2011) [3, с. 12-14].

Данные механизмы инициации смыслообразования у студентов дают возможность выбора наиболее эффективных методов формирования толерантного сознания, установок антиэкстремистских / антитеррористических, обладающих наибольшим смыслообразующим потенциалом и обеспечивающих максимально смыслонасыщенный учебно-воспитательный процесс. «Практика социокультурных коммуникаций убедительно показывает, что смыслы могут не только порождаться, отыскиваться, транслироваться, утрачиваться и т.п., но и осознанно или неосознанно скрываться (например, с целью манипу-лятивного влияния на партнера), проигрываться, камуфлироваться, вуалироваться посредством других, демонстративно транслируемых смыслов. Следовательно, смыслы «для себя» могут значительно отличаться от смыслов «для других» (Абакумова И.В., 2016) [1, с. 33-35], [12, с. 173-174].

Процесс формирования антитеррористической идеологии включает шесть основных компонентов: определение основных факторов формирования антитеррористического сознания; инновационный подход в учебно-воспитательном процессе (наличие в нормативных документах задач формирования толерантности как самостоятельной образовательной задачи, а также реализация этих задач), пропагандистское направление профилактики (нормативно-правовое обеспечение формирования толерантности в средствах массовой информации), коррекция когнитивных, аффективных, поведенческих компонентов личности, знакомство с культурой и традициями других народов, формирование коммуникативной межнациональной, межэтнической компетентности в практике учебного процесса [7, с. 258-259].

Диалогичность в цепи «педагог - студент», несомненно, является эффективным средством воспитания толерантности, т.к. представляет собой процесс формирования смыслообразования, смысловых установок в противостоянии, борьбе с межнациональ-

ными конфликтами и террористическими проявлениями. Смыслообразование обеспечивает образование ценностно-смысловых установок: самопонимание через понимание «другого» стимулирует эмпатию, рефлексию и актуализирует мировоззренческую толерантность [4, с. 335].

Выводы. Анализ функционирования механизма формирования антитеррористического сознания показывает его невысокую эффективность, определяющуюся недостатками профилактического воздействия. Ведущими смысловыми ориентирами личности в студенческом возрасте должны стать гуманитарные антитеррористические ценности, являющиеся смыслообразующими основаниями жизнедеятельности, создание специальных условий (факторов) в различных обстоятельствах: на уровне семьи, образовательных учреждений, социальных институтов, всего государства в целом; применение технологий направленного и опосредованного воздействия на смыслы и ценности студенчества. В качестве примеров создания таких условий на уровне смысловых структур можно назвать следующих восемь: развитие толерантности субъекта как одной из базисных ценностей личности; формирование социальной и коммуникативной компетентности личности; формирование гражданской идентичности и гражданской позиции субъекта; пропагандирование общепризнанных гуманитарных ценностей вне зависимости от этнической, конфессиональной и культурной принадлежности личности; подчеркивание общего исторического прошлого и совместных достижений представителей различных народов, конфессий и культур; нацеленность на «сотрудничество», а не на «противоборство»; выделение ценности многообразия как возможности для творчества и личностного развития; особое акцентирование внимания на современных успехах и достижениях -в процессе совместной деятельности [5, с. 102-103]. Терроризм, экстремизм носит транснациональный характер, данную проблему возможно разрешить только совместными усилиями всех членов общества, разработки комплексных подходов и единых методов противостояния различным террористическим проявлениям. Одним из самых эффективных действий является учет ценностно-смысловой сферы личности, особенностей смыслообразования и смыслопорождения личности, создание условий (факторов) для нравственно-морального развития, целенаправленное формирование гуманитарных ценностей личности [9, с. 330-331].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Ермаков П.Н. Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса: Монография. - М., 2016. - 234 с.

2. 2. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Этническая толерантность как взаимодействие культур // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 248-253.

3. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии // Российский психологический журнал. - М., 2011. - Т.8. - № 3. - С. 11-20.

4. Кагермазова Л.Ц., Маламатов А.Х., Масаева З.В. Межкультурная коммуникация как смысло-техника формирования толерантного сознания студентов вуза // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: Мат-лы 4-й всерос. науч.-практ. конф. (заочной) с междунар. участием. Министерство образования и науки Российской Федерации; Тольяттинский государственный университет; Научно-образовательный центр «Перспектива», 2016. - С. 334-338.

5. Кагермазова Л.Ц. Формирование готовности к межкультурной коммуникации у студентов-мигрантов в поликультурной среде вуза / / Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. - 2014. - Т. IV. - № 2. - С. 101-103.

6. Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта / / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева - М.: Смысл, 1997. - С. 257-273.

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

8. Лечиева М.И. Этническая идентичность современных чеченцев, проживающих на территории чеченской республики / / Российский научный журнал. - 2012. - № 6. - С. 160.

9. Лечиева М.И., Саидов А.А. Ценности и ценностные ориентации чеченцев / / Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 329-332.

10. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Взаимосвязь психологической безопасности

и национального образования // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 2 (8). - С. 32-34.

11. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Проблема взаимосвязи языка и межкультурной коммуникации // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: Сб. науч. статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Пермь, 2016. - С. 117-118.

12. Масаева З.В., Матиева П.М. Интерес к ценностным ориентациям молодежи Северного Кавказа. В сборнике: 5-я Ежегод. итог. конф. проф.-препод. состава Чечен. гос. ун-та. Гуманитарные науки / Отв. ред. Р.А. Кутуев. 2016. - С. 171-175.

13. Best B., Blake A., Varney J. Making Meaning: Learning through LogoVisual Thinking. - Cambridge: Chris Kington Publ., 2005. - 136 р.

14. Dervin B. Sense-Making's Journey from Metatheory to Methodology to Methods: An Example Using Information Seeking and Use as Research Focus / / Sense-Making Methodology

er. - Cresskill, NJ: Hampton Press, 2003. - Pp. 141-146.

15. Hermans H. J. M. The dialogical self: toward a theory of personal and cultural positioning / / Culture & Psychology. - 2001. - V. 7 (3). - Pp. 243-281.

REFERENCES

1. 1.Abakumova I.V., Kagermazova L.Ts., Ermakov P.N. Tekhnologii napravlennoj translyacii smyslov v praktike uchebnogo processa. Monografiya. [Abakumova I. V., Kagermazova L. Ts., Ermakov P. N. Technologies of the directed translation of meanings in practice of educational process. Monograph]. M., 2016, 234 p. (in Russian)

2. 2.Abakumova I.V., Kagermazova L.Ts. Etnicheskaya tolerantnost' kak vzaimodejstvie kul'tur.Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. [Abakumova I. V., Kagermazova L. TS. Ethnic tolerance as interaction of cultures. Bulletin of Dagestan state University]. 2013. No. 4. Pp. 248-253. (in Russian)

3. 3.Abakumova I.V., Kagermazova L.Ts. Smysloobrazovanie kak faktor iniciacii cennostno-smyslovyh ustanovok v processe formirovaniya antiehkstremistskoj ideologii. Rossijskij psiholog-icheskij zhurnal. [Abakumova I. V., Kagermazova L. C. the Sense-formation as a factor in the initiation of value-semantic units in the process of forming anti-extremist ideology. Russian psychological journal], Moscow, 2011, vol. 8, No.3. Pp. 11-20. (in Russian)

4. 4.Kagermazova L.Ts., Malamatov A.H., Masaeva Z.V. Mezhkul'turnaya kommunikaciya kak smyslotekhnika formirovaniya tolerantnogo soznaniya studentov VUZa. V knige: Kategoriya «so-cial'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii materialy 4-j vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii; Tol'yattinskij gosudarstvennyj universitet; Nauchno-obrazovatel'nyj centr «Perspektiva». [Kagermazova L.Ts., Malamatov A.Kh., Masaeva Z.V. Intercultural communication as sense engineering of formation of tolerant consciousness of University students. In the book: Category "social" in modern pedagogy and psychology materials of the 4th all-Russian scientific-practical conference (correspondence) with international participation. Ministry of education and science of the Russian Federation; Togliatti state University; scientific and educational center "Perspektiva"] 2016. Pp. 334-338. (in Russian)

5. 5.Kagermazova L.Ts. Formirovanie gotovnosti k mezhkul'turnoj kommunikacii u studentov-migrantov v polikul'turnoj srede VUZa. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. T. IV. No.2. pp. 101-103. Kagermazova L. C. the Formation of readiness to intercultural communication students-migrants in the multicultural environment of the University. proceedings of the Kabardino-Balkarian state University. 2014. Vol. IV. No. 2. Pp. 101-103. (in Russian)

6. 6.Karakozov R.R. Organizaciya smyslopoiskovoj aktivnosti cheloveka kak uslovie osmysleniya zhiznennogo opyta. Psihologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoj psihologii. pod red. D.A. Leont'eva. [Karakozov R. R. the organization of human meaning-seeking activity as a condition for understanding life experience. Psychology with a hu-

man face: humanistic perspective in post - Soviet psychology. ed.D. A. Leontiev] M.: Sense, 1997. Pp. 257-273. (in Russian)

7. 7.Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. [Leontiev D.A. psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality] M.: Sense, 1999. 487 p.

8. 8.Lechieva M.I. Etnicheskaya identichnost' sovremennyh chechencev, prozhivayushchih na terri-torii chechenskoj respubliki. Rossijskij nauchnyj zhurnal [Lecieve M. I. Ethnic identity of modern Chechens living in the Chechen Republic.Russian scientific journal]. 2012. No. 6. P. 160. (in Russian)

9. 9.Lechieva M.I., Saidov A.A. Cennosti i cennostnye orientacii chechence. Azimut nauchnyh issledo-vanij: pedagogika i psihologiya. [Lecieve M.I., Saidov A.A. Values and value orientations of Chechens. azimuth of research: pedagogy and psychology]. 2017. Vol.6. no. 4 (21). Pp. 329-332. (in Russian)

10. Masaeva Z.V., Kagermazova L.Ts. Vzaimosvyaz' psihologicheskoj bezopasnosti i nacional'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii [Masaeva Z.V., Kager-mazova L.C. The Relationship of psychological security and national education. Pedagogical skills and pedagogical technologies]. 2016. No. 2 (8). Pp. 32-34. (in Russian)

11. 11.Masaeva Z.V., Kagermazova L.Ts. Problema vzaimosvyazi yazyka i mezhkul'turnoj kommu-nikacii. Razvitie sovremennoj nauki: teoreticheskie i prikladnye aspekty: sbornik nauchnyh statej studentov, magistrantov, aspirantov, molodyh uchenyh i prepodavatelej. [Masaeva Z. V., Kagermazova L. C. the problem of the relationship of language and intercultural communication. Development of modern science: theoretical and applied aspects: collection of scientific articles of students, undergraduates, graduate students, young scientists and teachers]. Perm, 2016. Pp. 117118. (in Russian)

12. 12.Masaeva Z.V., Matieva P.M. Interes k cennostnym orientaciyam molodezhi Severnogo Kavkaza. V sbornike: 5 Ezhegodnaya itogovaya konferenciya professorsko-prepodavatel'skogo sostava CHechenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. Otvetstvennyj redaktor R.A. Kutuev. [Masaeva Z. V., Matieva P. M. Interest in value orientations of the North Caucasus youth. In the collection: 5 Annual final conference of the faculty of the Chechen state University. Humanities. Responsible editor R. A. Kutuev]. 2016. Pp. 171-175. (in Russian)

13. Best B, Blake A., Varney J. Making Meaning: Learning through LogoVisual Thinking. Cambridge: Chris Kington Publ., 2005. 136 p.

14. Dervin B. Sense-Making's Journey from Metatheory to Methodology to Methods: An Example Using Information Seeking and Use as Research Focus. Sense-Making Methodology Reader. Cresskill, NJ: Hampton Press, 2003. Pp. 141-146.

15. Hermans H. J. M. The dialogical self: toward a theory of personal and cultural positioning. Culture & Psychology. 2001. V. 7 (3). Pp. 243-281.

Информация об авторах:

Кагермазова Лаура Цраевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогического образования, Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Россия laura07@yandex.ru

Лечиева Малка Исраиловна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия mlechieva@yandex.ru

Масаева Зарема Вахаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Чеченский государственный университет,

Information about the authors:

Laura Ts. Kagermazova, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of Pedagogical Education Department, Kabardino-Balkar State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia laura07@yandex.ru

Malka I. Lechieva, Candidate of Psychological Sciences, Head of Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia mlechieva@yandex.ru

Zarema V. Masaeva, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, Chechen State University,

г. Грозный, Россия masaeva-2009@mail.ru

Получена: 23.06.2018

Grozny, Russia masaeva-2009@mail.ru

Received: 23.06.2018

Для цитирования: Кагермазова Л.Ц., Лечиева For citation: Kagermazova L.Ts., Lechieva M.I., Ma-

М.И., Масаева З. В. Технологии направленного и saeva Z.V. Technologies of directed and concen-

опосредованного смыслообразования ценност- trated sense formation of valuable orientations of

ных ориентаций антитеррористического со- anti-terroristic consciousness of higher education

знания студентов вуза. Историческая и соци- students. Historical and Social-Educational Idea.

ально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 2018. Vol. 10. no.4 -1. Pp. 56-63.

4 -1 . с.56-63. DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-56-63.

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-4/1-56-63. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.