Научная статья на тему 'Обеспечение психологической безопасности в условиях поликультурности дошкольного образования'

Обеспечение психологической безопасности в условиях поликультурности дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАЩИЩЁННОСТЬ / ЭТНОС / КУЛЬТУРА / PSYCHOLOGICAL SAFETY / PRESCHOOL AGE / MULTICULTURAL EDUCATION / SECURITY / ETHNOS / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна, Кагермазова Лаура Цараевна

В данной работе рассмотрено обеспечение психологической безопасности в условиях поликультурного дошкольного образования с учётом современных тенденций развития образовательной системы. Раскрыт механизм создания безопасного дошкольного образовательного пространства в поликультурной среде как содействия благополучной атмосфере среди участников образовательного процесса. Представлены показатели обеспечения психологической безопасности через развитие специфических установок у дошкольников, а также выявлены задачи и направления создания безопасной среды. Раскрыты негативные социальные воздействия и риски снижения уровня психологической защищённости участников образовательного процесса. Представлен механизм обеспечения психологической безопасности поликультурной среды в соответствии со стандартом дошкольного образования через интеграцию в образовательных областях с учётом этнокультурных условий и специфик участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна, Кагермазова Лаура Цараевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARRANGEMENT OF PSYCHOLOGICAL SAFETY IN MULTICULTURAL CONTEXT OF PRESCHOOL EDUCATION

The research considers the provision of psychological security in the conditions of multicultural pre-school education, with account taken of modern trends in the development of the educational system. The mechanism of creating safe preschool educational space in multicultural environment as a contribution to safe atmosphere among the participants of the educational process is revealed. The indicators of psychological security through the development of specific attitudes in preschool children are presented, as well as the tasks and directions of creating safe environment. Negative social impacts and risks of decrease of psychological security level among the educational process participants are revealed. The mechanism of providing psychological security of the multicultural environment in accordance with the standard of preschool education through the integration in educational areas, with account of ethnic and cultural conditions and the specifics of the educational relations participants.

Текст научной работы на тему «Обеспечение психологической безопасности в условиях поликультурности дошкольного образования»

УДК 159. 9

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Масаева Зарема Вахаевна — кандидат психологических наук, доцент; кафедра педагогики и психологии Чеченского государственного университета; 366500, Чеченская республика, г. Грозный, ул. Киевская, д. 33; e-mail: masaeva-2009@mail. ru

Кагермазова Лаура Цараевна — доктор психологических наук, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета; ул. Чернышевского, 175; e-mail: laura07@yandex. ru

Введение

Модернизация образовательного пространства в условиях современности, открытые культурные границы и свободное общение людей из различных культурных слоёв обусловливают поликультурную образовательную среду. В этой связи становится очевидным, что дошкольное образование должно отвечать вызовам и реалиям данного времени и стать многокультурным, обеспечить повышение психологической безопасности в поликультурном дошкольном образовании.

В процессе организации поликультурного образования имеется множество рисков снижения уровня психологической защищённости, так как психологическая безопасность участников образовательного процесса в первую очередь предполагает психологическую защищённость и комфортность в процессе организации поликультурного образовательного пространства в условиях имеющегося особого контингента пред-

ставителей разных этносов с особыми традициями. С помощью обычаев важно обеспечить психологическую безопасность для повышения эффективного взаимодействия с целью достижения общих задач, направленных на обучение, развитие и воспитание.

Основная часть

Поликультурная дошкольная образовательная среда помогает учитывать индивидуальные особенности обучающихся, учитывать культурную самобытность, содействовать более благополучной адаптации обучающихся к самобытности других культур. При поликультурной среде участники образовательного процесса независимо от представляемого этноса, религии, языка должны получать полноценно услуги дошкольного образования.

Основным показателем обеспечения психологической безопасности в поликультурной дошкольной образовательной

среде является уважение и открытость к иным этносам, взглядам, ценностям, активная жизненная позиция личности, когда не имеются сомнения в культурных различиях, отсутствуют негативные стереотипы и т.д.

Обеспечение психологической безопасности в условиях поликультурного дошкольного образования необходимо для предотвращения многих негативных социальных воздействий по отношению к субъектам образовательного процесса. Психологическая безопасность создаёт комфортные условия пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, формируя психологическую удовлетворённость и эмоциональную открытость к особенностям народов (традиции, обычаи) у представителей разных культур [5; 7; 8].

На позитивном уровне построить поликультурную образовательную среду возможно только при обеспечении психологической безопасности, так как для организации поликультурности требуется высокое активное внимание со стороны обеспечения психологической безопасности участников образовательного процесса и предотвращение проявления рисков и угроз в многокультурной среде, с учётом уникальности любой культуры. Важнейшими составляющими психологической безопасности в данной среде являются рациональные и комфортные отношения, разделение идей, основанных на развитии обучающихся, расширение возможности реализации активных интересов [16, с. 91].

Поликультурное образование направлено на сохранение культурных особенностей разных народностей. Создание безопасных условий приведёт к интенсивному формированию толерантных

РЕЗЮМЕ

В данной работе рассмотрено обеспечение психологической безопасности в условиях поликультурного дошкольного образования с учётом современных тенденций развития образовательной системы. Раскрыт механизм создания безопасного дошкольного образовательного пространства в поликультурной среде как содействия благополучной атмосфере среди участников образовательного процесса. Представлены показатели обеспечения психологической безопасности через развитие специфических установок у дошкольников, а также выявлены задачи и направления создания безопасной среды. Раскрыты негативные социальные воздействия и риски снижения уровня психологической защищённости участников образовательного процесса. Представлен механизм обеспечения психологической безопасности поликультурной среды в соответствии со стандартом дошкольного образования через интеграцию в образовательных областях с учётом этнокультурных условий и специфик участников образовательных отношений.

Ключевые слова: психологическая безопасность, дошкольный возраст, поликультурное образование, защищённость, этнос, культура.

установок у обучающихся различных культур, что определит оптимистическое отношение к дошкольной образовательной среде, так как она является первым уровнем общего образования и будет в дальнейшем положительно отражаться на учебном процессе общего, среднего, высшего образования.

Внедрение принципов поликультурного образования в дошкольную среду служит активной профилактикой многих негативных социальных проявлений (терроризм, экстремизм и др.), а также способствует формированию межкультурной коммуникации, расширяя возможности полноценного развития ребёнка. Главное при организации поликультурного образования — уметь учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка для обеспечения психологической безопасности.

В целом можно сказать, что создание безопасного дошкольного образовательного пространства в условиях поликультурной среды и есть ответ на требования нового времени, без которого невозможно успешное прохождение дошкольником собственного образовательного маршрута — с последующим этапом прохождения общего образования.

Поэтому важно интенсивными темпами внедрять в дошкольную образовательную среду модель поликультурности для развития специфических установок у дошкольников и организации высокой адаптации к социальной среде разных культур.

Сегодня в России поликультурное образование представляет современную модель в системе дошкольного образования, которая соответствует предъявляемым новым требованиям и потребностям общества и которая на основе стандарта дошкольного образования организует процесс обучения, воспитания и развития в соответствии с этнической идентичностью, включая компоненты национальных культур народов России [1; 11].

Поликультурное образовательное пространство отражает главный принцип единства и системности российского дошкольного образования, что соответствует стандарту дошкольного образования в структуре основной общеобразовательной программы, и включает общие воспитательные процессы, направленные на становление гражданина, уважающего и любящего свой народ, Родину, традиции, обычаи своего народа и иных народов [2; 3; 4].

Чем больше ребёнок будет знать о своём родном крае, истории, событиях, тем эффективней будет происходить развитие взрослого гражданина и личности.

В дошкольных образовательных организациях могут воспитываться дети различных культур, поэтому важно формировать у них уважение, терпимость к другим людям независимо от национальной принадлежности, веры и языка.

Основными задачами создания психологической безопасности в дошкольной образовательной среде в условиях поликультурности являются: развитие самобытности культур различных этносов, бережное отношение к народным ценностям, этническим чертам, знакомство с национальной культурой, языком, историей, развитие позитивного отношения к различиям в культурах, развитие культуры межэтнических отношений, приобщение к мировой культуре, воспитание уважения к представителям иных народов.

Все перечисленные задачи поликультурного воспитания в дошкольном образовательном пространстве реализуются в соответствии с особенностями стандарта дошкольного образования через интеграцию образовательных областей: физической, познавательной, речевой, социально-коммуникативной и художественно-эстетического развития. В условиях поликультурности обеспечивается благоприятный психологический климат, содействующий гармонизации отношений между представителями разных культур, что создаёт условия для самореализации личности.

В процессе игровой деятельности в детском саду происходит освоение первоначальных представлений, приобщение к общепринятым нормам, правилам в социальном взаимодействии со сверстниками и с взрослыми, а также развивается гражданская и гендерная принадлежность через воспитательное воздействие национальной и культурной направленности духовно-нравственного характера.

Поликультурное дошкольное образования является отчасти стратегией культурного развития этносов, формируя образовательную среду в условиях психологической безопасности [12; 14; 15].

Главным институтом поликультурного образования является дошкольная образовательная организация, в которой происходит овладение родной и русской речью, развитие этнического мировоззрения, усвоение моральных ценностей, норм для реализации процесса форми-

рования личности. В поликультурном образовании участвуют несколько культур, различающихся по этническому, расовому, национальному и языковому признаку, которые развивают личность, способную к активной деятельности в поликультурной среде, имеющую чувство уважения и понимания иных культур, верований. Поликультурность способствует раскрытию этнической идентичности и развитию этнического самосознания дошкольников, а также препятствует изоляции от представителей других культур. Ознакомление дошкольника с культурой разных этносов помогает развивать эстетический вкус и взаимопонимание.

Психологическая безопасность в поликультурной дошкольной образовательной среде достигается посредством решения следующих конкретных задач:

• знакомить дошкольников с народными традициями, обычаями других этносов, особенностями их культуры и т. п.;

• раскрывать эмоциональный интерес дошкольника к особенностям других этносов;

• учить детей поведенческим особенностям, нормам взаимоотношений между разными этносами, правилам этикета и т. д.;

• знакомить детей с предметами национального характера, с народными традициями;

• использовать виды фольклора (песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки и т.д.);

• изучать народные праздники;

• знакомить дошкольников с этническим изобразительным искусством [6; 9; 13].

Наиболее эффективно, помимо бесед о народных традициях, раскрывать сущность культурных особенностей можно через различные виды игровой деятельности (музыкальная, изобразительная и т. д.). Основной задачей здесь будет оказание поддержки ребёнку в нахождении возможных путей творческого осмысления приобретённых знаний через использование средств фольклора.

Учитывая многонациональный состав нашего государства, детей дошкольного возраста необходимо приобщать к особенностям национальной культуры разных народов, а также к своей культуре и языку. Психологическую безопасность в образовательном пространстве в условиях поликультурной среды возможно обеспечить через педагогический процесс, когда участниками образовательного процесса являются представители

двух или более культур, отличающиеся по национальному, языковому, этническому признаку [10; 17; 18; 19; 20; 21]. Ведь поликультурное образование содействует этническому самосознанию дошкольников, а также затрудняет этнокультурную изоляцию от других этносов и стран.

Поликультурное образование должно реализовываться в нескольких направлениях:

• эмоциональное воздействие;

• информационное просвещение;

• обучение поведенческим правилам.

Современная дошкольная образовательная организация должна иметь поликультурное игровое пространство, в котором разнообразные по содержанию игры способствуют формированию межэтнических отношений и где может быть реализован этнокультурный, личный игровой опыт дошкольников

Выводы и заключение

В процессе организации поликультурного образования имеется множество рисков, ведущих к снижению уровня психологической защищённости участников образовательного процесса, так как психологическая безопасность в первую очередь предполагает психологическую защищённость и комфортность. В условиях имеющегося особого контингента представителей разных этносов с особыми традициями и обычаями важно обеспечить психологическую безопасность для решения общих задач, направленных на обучение, развитие и воспитание дошкольников.

Основным показателем обеспечения психологической безопасности в поликультурной дошкольной образовательной среде является проявление уважения и открытость к иным этносам, взглядам, ценностям, активная жизненная позиция личности, когда не имеются сомнения в культурных различиях, отсутствуют негативные стереотипы и т. д.

Обеспечение психологической безопасности в условиях поликультурного дошкольного образования необходимо для предотвращения многих негативных социальных воздействий по отношению к субъектам образовательного процесса. Психологическая безопасность делает пребывание ребёнка в дошкольном учреждении комфортным, создавая психологическую удовлетворённость и воспитывая эмоциональную открытость к особенностям народов, их традициям и обычаям у представителей разных культур.

ССЫЛКИ

[1]. Ежкова Н.С. Поликультурное образование дошкольников / Дошкольное воспитание. — 2014. — № 6. — С. 22.

[2]. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Межкультурная адаптация обучающихся в полиэтническом образовательном пространстве вуза / В сборнике: Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящён-ной 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова. — Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. — 2017. — С. 171-174.

[3]. Качимская А.Ю. Психологическая безопасность личности и её сопровождение в образовании. — Иркутск, 2013.

[4]. Соколова А.А. Поликультурное образование как одно из условий получения качественного современного образования / Педагогическое образование. — 2009. — № 1. — С. 83-93.

[5]. Абакумова И.В., Масаева З.В. Психологическая безопасность поликультурной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 5 (53). — С. 258-264.

[6]. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Обеспечение безопасного образовательного пространства с учётом этнических особенностей постконфликтного региона / В сборнике: Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова. — Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. — 2017. — С. 360-363.

[7]. Андронникова О.О. Методы образования психологической безопасности образовательной среды / В сборнике: Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: Материалы IV Национальной научно-практической конференции. / Ответственный редактор: Е.И. Метель-кова. — 2007. — С. 75-77.

[8]. Балицкая И.В. Поликультурное образование. — М., 2001.

[9]. Данильченко Г.И. Поликультурное воспитание дошкольников в условиях би-лингвального образования / В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы III Международной научно-практической конференции / Сборник научных трудов. — НОУ «Вектор науки» — 2016. — С. 33-37.

[10]. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника для создания психологической безопасности / В сборнике: Учитель создаёт нацию (А-Х.А. Кадыров): сборник материалов II Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 353-354.

[11]. Масаева З.В., Эхаева Р.М. Стратегии обеспечения психологической безопасности личности // Современные тенденции в науке, технике, образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. — 2016. — С. 145-147.

[12]. Плаксина Е.С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] / Е.С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.

[13]. ЕжковаН.С., КоровкинаЕ.П. Поликультурное образование дошкольников: анализ проблемы / Академия педагогических идей Новация. — 2018. — № 1. — С. 38-43.

[14]. Лотфуллин М.В. Поликультурное образование — новый этап развития национального образования / Крымское историческое обозрение. — 2014. — № 1. — С. 192-196.

[15]. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Проблема взаимосвязи языка и межкультурной коммуникации // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых учёных и преподавателей. — Пермь. — 2016. — С. 117-118.

[16]. Масаева З.В. Полилингвальное образовательное пространство как обеспечение психологической безопасности в условиях постконфликтности / Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2017. — № 2 (17). — С. 156.

[17]. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. — 2008. — № 2.

[18]. Филатова М.В. Поликультурное образование как фактор социализации современных дошкольников / Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2013. — № 4. — С. 556-560.

[19]. Якиманская И.С. Психологическая безопасность образовательной среды и представления о рисках в дополнительном образовании / Психологические аспекты безопасности образовательной среды: исследования

и методики: сборник научно-методических статей. / Под общ. ред. Якиманской И.С. — Ставрополь, 2016. — С. 174-192.

[20]. Lundvall B.Â. Why study national systems and national styles of innovation? // Technology Analysis & Strategic Management. — 1998. — № 10 (4) — Р. 407-422.

[21]. Lundvall B.Â. National Innovation Systems — Analytical Concept and Development Tool // Industry and Innovation. — 2007. — V. 14. — № 1. — Р. 95-119.

REFERENCES

[1]. Ezhkova N.S. Polikul'turnoe obrazo-vanie doshkol'nikov /Doshkol'noe vospita-nie. 2014. № 6. S. 22.

[2]. Kagermazova L.C., Abakumova I.V., Masaeva Z.V. Mezhkul'turnaya adaptaciya obuchayushchihsya v poliehtnicheskom ob-razovatel'nom prostranstve vuza /V sbor-nike: EHtnopedagogika kak faktor sohra-neniya rossijskoj identichnosti sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya akademika G.N. Volkova. CHuvashskij gosudarstvennyj pe-dagogicheskij universitet im. I.YA. YAko-vleva. 2017. S. 171-174.

[3]. KachimskayaA.YU. Psihologicheska-ya bezopasnost' lichnosti i ee soprovozhde-nie v obrazovanii. Irkutsk, 2013.

[4]. Sokolova A.A. Polikul'turnoe ob-razovanie kak odno iz uslovij polucheniya kachestvennogo sovremennogo obrazova-niya /Pedagogicheskoe obrazovanie. 2009. № 1. S. 83-93.

[5]. Abakumova I.V., Masaeva Z.V. Psiho-logicheskaya bezopasnost' polikul'turnoj ob-razovatel'noj sredy // Problemy sovremen-nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016. № 53-5. S. 258-264.

[6]. Masaeva Z.V., Kagermazova L.C. Obespechenie bezopasnogo obrazovatel'-nogo prostranstva s uchetom ehtnicheskih osobennostej postkonfliktnogo regiona /

V sbornike: EHtnopedagogika kak faktor sohraneniya rossijskoj identichnosti sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya akademika G.N. Volkova. CHuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.YA. YAko-vleva. 2017. S. 360-363.

[7]. Andronnikova O.O. Metody obrazovaniya psihologicheskoj bezopasnosti obra-zovatel'noj sredy / V sbornike: Psihologiya obrazovaniya: podgotovka kadrov i psiholo-gicheskoe prosveshchenie Materialy IV Na-cional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor: E.I. Metel'kova. 2007. S. 75-77.

[8]. BalickayaI.V. Polikul'turnoe obrazo-vanie. M., 2001 g.

[9]. Danil'chenko G.I. Polikul'turnoe vos-pitanie doshkol'nikov v usloviyah bilingval'-nogo obrazovaniya / V sbornike: Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki i obrazovaniya Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sbornik nauchnyh trudov. NOU «Vektor nauki; nauchnyj redaktor G.F. Grebenshchikov. 2016. S. 33-37.

[10]. Masaeva Z.V., Kagermazova L.C. Psi-hologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie do-shkol'nika dlya sozdaniya psihologicheskoj bezopasnosti / V sbornike: Uchitel' sozdaet naciyu (A-H.A. Kadyrov) sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 353-354.

[11]. Masaeva Z.V., Ehkhaeva R.M. Stra-tegii obespecheniya psihologicheskoj bezo-pasnosti lichnosti //V sbornike: Sovremenn-ye tendencii v nauke, tekhnike, obrazovanii Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3-h chastyah. 2016. S. 145147.

[12]. PlaksinaE.S. Polikul'turnoe obrazo-vanie detej doshkol'nogo vozrasta [Tekst] / E.S. Plaksina // Problemy i perspektivy ra-zvitiya obrazovaniya: materialy V mezhdu-nar. nauch. konf. (g. Perm', mart 2014 g.). — Perm': Merkurij, 2014. — S. 84-85.

[13]. EzhkovaN.S., KorovkinaE.P. Polikul'turnoe obrazovanie doshkol'nikov: ana-liz problemy /Akademiya pedagogicheskih idej Novaciya. 2018. № 1. S. 38-43.

[14]. Lotfullin M.V. Polikul'turnoe obrazovanie — novyj ehtap razvitiya nacional'nogo obrazovaniya /Krymskoe istoricheskoe obo-zrenie. 2014. № 1. S. 192-196.

[15]. Masaeva Z.V., Kagermazova L.C. Problema vzaimosvyazi yazyka i mezhkul'turnoj kommunikacii //V sbornike: Razvitie sovremennoj nauki: teoretiche-skie i prikladnye aspekty sbornik nauchnyh statej studentov, magistrantov, aspirantov, molodyh uchenyh i prepodavatelej. Perm', 2016. S. 117-118.

[16]. Masaeva Z.V. Polilingval'noe obra-zovatel'noe prostranstvo kak obespechenie psihologicheskoj bezopasnosti v usloviyah postkonfliktnosti / Voprosy psihicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov. 2017. № 2 (17). S. 156.

[17]. Tajchinov M.G. Razvitie nacional'nogo obrazovaniya v polikul'turnom mno-gonacional'nom obshchestve // Pedagogi-ka. — 2008. — № 2.

[18]. Filatova M.V. Polikul'turnoe obrazovanie kak faktor socializacii sovremen-nyh doshkol'nikov /Izvestiya Tul'skogo go-sudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2013. № 4. S. 556-560.

[19]. YAkimanskaya I.S. Psihologicheska-ya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy i pred-stavleniya o riskah v dopolnitel'nom obrazovanii /V sbornike: Psihologicheskie aspekty bezopasnosti obrazovatel'noj sredy: issledo-vaniya i metodiki sbornik nauchno-metodi-cheskih statej. Pod obshchej redakciej YAki-manskoj I.S., Stavropol', 2016. S. 174-192.

[20]. Lundvall B.Â. Why study national systems and national styles of innovation? // Technology Analysis & Strategic Management. — 1998. — № 10 (4) — P. 407-422.

[21]. Lundvall B.Â. National Innovation Systems — Analytical Concept and Development Tool // Industry and Innovation. — 2007. — V. 14. — № 1. — P. 95-119.

ARRANGEMENT OF PSYCHOLOGICAL SAFETY IN MULTICULTURAL CONTEXT OF PRESCHOOL EDUCATION

Zarema V. Masaeva — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University, Kievskaya Str., 33, Grozny, 366500, Chechen Republic; e-mail: masaeva-2009@mail. ru

Laura Ts. Kagermazova — Doctor of Psychology, Professor, Kabardino-Balkarian State University; Chernyshevskogo Str., 175, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic; e-mail: laura07@yandex. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABSTRACT

The research considers the provision of psychological security in the conditions of multicultural pre-school education, with account taken of modern trends in the development of the educational system. The mechanism of creating safe preschool educational space in multicultural environment as a contribution to safe atmosphere among the participants of the educational process is revealed. The indicators of psychological security through the development of specific attitudes in preschool children are presented, as well as the tasks and directions of creating safe environment. Negative social impacts and risks of decrease of psychological security level among the educational process participants are revealed. The mechanism of providing psychological security of the multicultural environment in accordance with the standard of preschool education through the integration in educational areas, with account of ethnic and cultural conditions and the specifics of the educational relations participants.

Keywords: psychological safety, preschool age, multicultural education, security, ethnos, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.