Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1404
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / ТЕРРОРИЗМ / АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бойко Ольга Альбертовна, Кишеньков Дмитрий Геннадьевич, Ревягин Александр Валерьевич, Еремеев Сергей Геннадьевич

Введение. Проблема противодействия различным асоциальным проявлениям среди молодежи, имеющим явно противозаконный характер, направленный против безопасности общества и государства, приобретает особую актуальность. Радикальные взгляды имеют место и формируются в среде студенческой молодежи. Цель - выявить наиболее проблемные области в сфере информационно-психологического воздействия экстремистской направленности на молодежь и разработать рекомендации по совершенствованию профилактики экстремизма среди студенческой молодежи. Материалы и методы. Статистические сведения о состоянии экстремизма на территории Российской Федерации и Омской области за 2020 г. Материалы уголовных дел экстремистской направленности и террористического характера, а также административных производств по правонарушениям экстремистской направленности. Результаты опроса 593 обучающихся образовательных организаций г. Омска. Сравнительный анализ. Результаты и обсуждение. Формирование идеологии правопослушного поведения и позитивного правосознания подрастающего поколения молодежи, создание благоприятных условий для функционирования всех сфер жизнеобеспечения студенческой молодежи, правовое просвещение молодежи по вопросам противодействия экстремизму (терроризму), реализация плановых мероприятий, посвященных профилактике экстремизма (терроризма). Выводы. Противодействие экстремистским радикальным взглядам студенческой молодежи представляет собой комплексную проблему, требующую решения на законодательном и исполнительном уровнях, при тесном взаимодействии со всеми институтами гражданского общества, начиная с формирования семейных ценностей и морали и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бойко Ольга Альбертовна, Кишеньков Дмитрий Геннадьевич, Ревягин Александр Валерьевич, Еремеев Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF EXTREMISM IN YOUTH

Introduction. The problem of counteracting asocial manifestations among youth, which are clearly illegal in nature, directed against the security of society and the state, tends to gain special importance. Radical views take place and are formed in the student environment. The aims of the article are to reveal the most problematic areas in informational and psychological influence of extremist character on youth and develop guidelines on how to improve prevention of extremism among student youth. Маterials and Methods. The authors employed statistics on extremism in the Russian Federation and the Omsk region in 2020, materials of preliminary checks, criminal case files, results of the surveys conducted among 593 students of Omsk educational organizations. Comparative analysis was used. Results and Discussion. It is necessary to form ideology of law-abiding behaviour and positive legal consciousness of the younger generation, create favourable conditions for functioning of all spheres of life support of student youth, provide legal knowledge on counteracting extremism (terrorism) to young people, implement planned events aimed at prevention of extremism (terrorism). Conclusions. Counteracting extremist radical views among student youth is a complex problem that requires a solution not only at the legislative and executive levels, but also in close cooperation with all institutions of civil society beginning with formation of family values and moral, influence of pre-school institutions, etc.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Научно-практическая статья

УДК 343.43 © О. А. Бойко, Д. Г. Кишеньков, А. В. Ревягин, С. Г. Еремеев, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-352-359

5.1.4 Уголовно-правовые науки

5.3.5 Социальная психология, политическая и экономическая психология

Профилактика экстремизма в среде студенческой молодежи

Бойко Ольга Альбертовна \

кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и профилактики преступлений. ORCID: 0000-0003-3300-6890. E-mail: [email protected] Кишеньков Дмитрий Геннадьевич \ начальник учебного отдела. ORCID: 0000-0002-7959-5865. E-mail: [email protected] Ревягин Александр Валерьевич \ кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии и профилактики преступлений. ORCID: 0000-0003-4523-5890. E-mail: mailto:[email protected] Еремеев Сергей Геннадьевич 2, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

ORCID: 0000-0003-4713-4340. E-mail: [email protected] 1 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия 2 Сибирский юридический институт МВД России, 660131, Красноярск, ул. Рокоссовского, 20, Россия

Реферат

Введение. Проблема противодействия различным асоциальным проявлениям среди молодежи, имеющим явно противозаконный характер, направленный против безопасности общества и государства, приобретает особую актуальность. Радикальные взгляды имеют место и формируются в среде студенческой молодежи. Цель — выявить наиболее проблемные области в сфере информационно-психологического воздействия экстремистской направленности на молодежь и разработать рекомендации по совершенствованию профилактики экстремизма среди студенческой молодежи. Материалы и методы. Статистические сведения о состоянии экстремизма на территории Российской Федерации и Омской области за 2020 г. Материалы уголовных дел экстремистской направленности и террористического характера, а также административных производств по правонарушениям экстремистской направленности. Результаты опроса 593 обучающихся образовательных организаций г. Омска. Сравнительный анализ. Результаты и обсуждение. Формирование идеологии правопослушного поведения и позитивного правосознания подрастающего поколения молодежи, создание благоприятных условий для функционирования всех сфер жизнеобеспечения студенческой молодежи, правовое просвещение молодежи по вопросам противодействия экстремизму (терроризму), реализация плановых мероприятий, посвященных профилактике экстремизма (терроризма). Выводы. Противодействие экстремистским радикальным взглядам студенческой молодежи представляет собой комплексную проблему, требующую решения на законодательном и исполнительном уровнях, при тесном взаимодействии со всеми институтами гражданского общества, начиная с формирования семейных ценностей и морали и т. д.

Ключевые слова: молодежный экстремизм; противодействие экстремизму среди студенческой молодежи; терроризм; антиэкстремистское законодательство; правопослушное поведение.

Для цитирования: Бойко О. А., Кишеньков Д. Г., Ревягин А. В., Еремеев С. Г. Профилактика экстремизма в среде студенческой молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3(86). С. 352-359. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-352-359

Основные положения:

1. В современных условиях развития инновационных технологических процессов граждане нашей страны имеют возможность свободного доступа не только к источникам социальной коммуникации в электронном пространстве, но и к системным ресурсам интернет-пространства. Учитывая, что контент наполнен различным содержанием, в некоторых случаях асоциального, противозаконного характера, выраженного в безосновательной критике властных структур и политического режима, необходимо принимать конкретные меры по устранению причин и условий, тому способствующих. Это особенно важно, если в данную область радикализма вовлекаются представители студенческой молодежи.

2. Противодействие экстремистским радикальным взглядам молодых людей является комплексной проблемой, требующей решения на законодательном и исполнительном уровнях, при тесном взаимодействии с институтами гражданского общества, начиная с формирования семейных ценностей и морали и т. д.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

На итоговой коллегии МВД России в марте 2021 г. Президент Российской Федерации отметил, что самое серьезное внимание нужно уделить борьбе с экстремизмом. Более жестко пресекать пропаганду национализма, ксенофобии, религиозной вражды и насилия, привлекать к ответственности провокаторов, которые сами убегают, прячутся,

а если их ловят за руку — раскаиваются, а людей толкают на путь правонарушений '.

В связи с этим повышенную актуальность приобретает проблема противодействия различным асоциальным проявлениям подрастающего поколения, имеющим противозаконный характер, направленный против безопасности общества и государства. Это особенно важно, если радикальные взгляды формируются в студенческой среде. Молодежь в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей действительности выступает той частью общества, в которой наиболее быстро происходят накопление и реализация негативного протестного потенциала.

Учитывая тот факт, что сегодня «лики экстремизма» более чем разнообразны, социальная острота исследования экстремизма в молодежной среде неуклонно нарастает [1].

Цель — выявить особенности информационно-

психологического воздействия экстремистской направленности на молодых людей и разработать рекомендации по совершенствованию профилактики экстремизма среди студенческой молодежи.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Серьезной угрозой национальной безопасности остается экстремизм. В прошлом году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 500 преступлений экстремистской направленности, или 60% от общего количества зарегистрированных. По инициативе МВД России заблокировано свыше 100 тыс. интернет-ресурсов, содержащих экстремистские призывы, удалено более 7,5 тыс. материалов 2. О серьезности проблемы говорит и официальная статистическая отчетность. Так, в январе-декабре 2020 г. зарегистрировано 2342 преступления террористического характера (+29,7%) и 833 преступления экстремистской направленности (+42,4%) 3. За участие в протестных акциях (ст. 20.2 КоАП РФ) в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Республике Ингушетия и Республике Дагестан в период с 2017 г. по 2019 г. к административной ответственности привлечено более 2 тыс. молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. По данным МВД России, на территории страны действуют более 210 неформальных молодежных объединений, в том числе экстремистской направленности, насчитывающих около 16 тыс. человек.

Анализ тенденций к экстремизации российского общества свидетельствует о продолжающемся воздействии со стороны внешних и внутренних деструктивных сил на распространение радикальной идеологии в молодежной среде в целях дестабилизации общественно-политической обстановки.

Важный вклад в изучение проблемы экстремизма внесли Ю. И. Авдеев [1], Ю. М. Антонян [2], С. С. Босхолов

[3], В. И. Замковой [4], Е. Г. Ляхов [5], Н. Д. Литвинов [6], В. Е. Петрищев [7] и др. В работах отечественных ученых прослеживается четкая взаимосвязь между нравственностью, правосознанием, возникновением агрессии и, следовательно, экстремистских действий со стороны современной молодежи [8, с. 217].

П. Т. Коулман дал краткий обзор предлагаемых определений этого понятия: «Экстремизм — это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность личности, далекая от обычной, общепринятой. В обстановке конфликта он проявляется как демонстрация жесткой формы разрешения конфликта» [9, с. 6].

В научной и учебной литературе выделяются три этапа формирования экстремистского поведения:

— первый этап — детерминантный, этап формирования среды [9, с. 37-43];

— второй этап — организационный, предполагающий формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка [10];

— третий этап — поведенческий, на котором проявляются конкретные действия и поступки экстремистского толка. Молодежь объединена общей экстремистской идеей, основанной на чувстве социальной обездоленности [11].

В отечественной политической и научной литературе термин «экстремизм» раскрывается в различных аспектах, но комплексного подхода к определению этого многогранного явления не существует, что затрудняет понимание его сущности.

Как справедливо заметил Э. А. Паин, в отношении экстремизма нет единства мнений. Более того, в России все предыдущие попытки принять федеральный закон о политическом экстремизме потерпели неудачу во многом из-за расхождений в толковании этого явления [12].

Экстремизм (от лат. ех^етш — крайний) как явление уходит в глубокую древность. Однако сам термин «экстремизм» многовековой истории не имеет и используется преимущественно в сфере политики для обозначения приверженности к крайним взглядам и мерам [13].

И. В. Воронов и В. В. Ревин рассматривают экстремизм как своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных сферах общественной жизни, или как совокупность крайних форм политической борьбы [14; 15].

А. Г. Хлебушкин предлагает считать экстремизмом противоправную деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений [16, с. 26]. В экстремизме он видит «способ радикального отрицания обще-

1 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/65090 (дата обращения: 22.03.2021).

2 Там же.

3 URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184/ (дата обращения: 22.03.2021).

ственных норм, основанных на приверженности крайним взглядам и действиям». Появление во многих странах, в частности в России, неформальных объединений экстремистской направленности и активизация их деятельности угрожают интересам безопасности государства [16, с. 34-37]. Молодежные неформальные объединения представляют собой стихийно формирующиеся общности. В них функционируют нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и ценностные ориентации. Следует отметить бездуховность части молодежи, незнание истории страны и непонимание перспектив ее развития, а также утрату чувства сопричастности и ответственности за ее судьбу [16, с. 43-47].

Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения. [17]. Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. По мнению Л. С. Рубан, «наиболее массовым и активным участником межэтнических конфликтов выступает молодежь, которой удобно манипулировать из-за недостатка у нее социального опыта, относительно легкой внушаемости, излишне эмоциональной оценки событий и реакции на них» [18, с. 28-30].

Материалы и методы

Статистические сведения о состоянии экстремизма на территории Российской Федерации и Омской области за 2020 г. Материалы уголовных дел экстремистской направленности и террористического характера, а также административных производств по правонарушениям экстремистской направленности. Результаты опроса 593 обучающихся образовательных организаций г. Омска. Сравнительный анализ.

Результаты и обсуждение

Социально-психологическая характеристика лиц, совершивших правонарушения экстремистской направленности. Так, в 2020 г. сотрудниками УМВД России по Омской области выявлены материалы, послужившие основанием для возбуждения двух уголовных дел экстремистской направленности и пяти террористического характера, а также заведению 172 административных производства по правонарушениям экстремистской направленности.

В. А. Хажироков, проанализировав социально-демографические признаки личности, совершающей преступления экстремистской направленности, обнаружил, что среди осужденных за данные преступления 97% мужчин, 3% женщин. Возраст лиц, совершающих преступления экстремистского характера, распределен таким образом: от 14 до 18 лет — 72%; от 18 до 25 лет — 15%; от 25 до 30 лет — 11%. Причем большая часть опрошенных осужденных за преступления экстремистской

направленности (68%) не раскаиваются в своих деяниях и готовы на совершение их вновь, при этом многие не признают себя экстремистами и уверены в правоте своих действий [19, с. 14-16].

Наиболее опасным для развития экстремизма является возраст от 14 до 22 лет. Для подростков характерны неустойчивость нервных процессов и маргинальность. Готовность к стачкам и погромам повышается из-за плохой материальной обеспеченности молодежи, следствием чего является участие в проплаченных акциях протеста как вид заработка [20, с. 21-24].

В ходе проведенного анализа материалов уголовных дел, социальной характеристики лиц, совершивших данные правонарушения, выяснилось, что из 167 человек молодые люди от 14 до 18 лет составляют 25 человек; от 19 до 25 лет — 58; обучающиеся средних и высших образовательных организаций — 44 человека.

Профилактика экстремизма в молодежной среде. Проводятся мероприятия, направленные на установление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, инициируется подготовка представлений и предостережений со стороны прокуратуры и органов, осуществляющих предварительное расследование. В целях соблюдения антиэкстремистского законодательства сотрудниками УМВД совместно с органами прокуратуры в текущем году вынесено 11 предостережений и 33 представления руководителям образовательных организаций г. Омска.

Кроме того, по материалам Центра по противодействию экстремизму УМВД в текущем году решением Куйбышевского районного суда г. Омска признаны экстремистскими три книги, в которых содержались сведения об изготовлении самодельнных взрывных устройств, способах подрыва зданий религиозных организаций, а также призывы к насильственным действиям в отношении лиц неславянских национальностей, сотрудников правоохранительных органов, антифашистов и чиновников.

В соответствии с третьей главой Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года одним из направлений деятельности в данной сфере являются создание и поддержка площадок для реализации потенциала несовершеннолетних, развитие подростковых и молодежных спортивных центров, мест интеллектуального досуга, сети объединений, кружков и секций на базе образовательных организаций.

В рамках проведения профилактических мероприятий в отношении болельщиков команды (фанатов) ФК «Иртыш», участников незарегистрированного неформального молодежного объединения «Иртыш Ultras» (иные наименования: Brutal Jokers, White blue hooligans, Fluss Geboren), установлено, что данные лица придерживались праворадикальных националистических взглядов и в период с 2015 г. по 2020 г. 29 раз привлекались к административной и 14 раз к уголовной ответственности за правонарушения и преступления экстремистского ха-

рактера. На основании собранных материалов 27.11.2020 Центральным районным судом г. Омска вынесено решение о признании объединения футбольных болельщиков «Иртыш Ultras» экстремистской организацией и запрете его деятельности на территории Российской Федерации.

Кроме того, в отчетном периоде УМВД на стадии приготовления предотвращено 10 массовых драк с участием представителей «околофутбольных» движений, в том числе несовершеннолетних.

Сотрудники полиции в целях профилактики правонарушений и антиобщественных действий обучающихся на постоянной основе проводят работу на базе образовательных организаций, где участвуют в заседаниях коллегиальных органов (советов обучающихся, родителей, профилактики, педагогического совета и т. д.), а также в мероприятиях (круглых столах, дискуссиях, конкурсах), направленных на формирование у подрастающего поколения правосознания, положительных нравственных качеств, патриотических чувств, толерантного отношения к социальным, культурным, расовым, национальным и религиозным различиям людей.

В 2020-2021 учебном году проведено 43 (всего за 2020 г. — 136) предупредительно-профилактических мероприятия в учебных учреждениях г. Омска по недопущению экстремистских проявлений в молодежной среде, в которых приняло участие более 4000 (всего за 2020 г. более 12 тыс.) человек. Педагогам и учащимся разъясняются нормы уголовного и административного законодательства РФ, предусматривающие ответственность за совершение правонарушений, экстремистских действий, а также доводится информация о недопустимости участия в несанкционированных массовых мероприятиях, обсуждаются вопросы взаимодействия по противодействию криминализации подростковой среды, распространению экстремистской идеологии, по обмену информацией о возможных признаках и фактах вовлечения учащихся в неформальные молодежные объединения противоправной, в том числе националистической и экстремистской, направленности.

Основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму в области образования. Для преподавательского состава были разработаны методические материалы по профилактике экстремизма и перечень индивидуальных мероприятий по адаптации и интеграции студентов. Материалы и мероприятия утверждены Межведомственной рабочей группой по взаимодействию органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области и правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму для использования в практической деятельности образовательных учреждений.

Основными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму в области образования и государственной молодежной политики являются:

— включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий, нацеленных на формирование у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем национальностям, этносам и религиям;

— организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития граждан;

— осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи, основанной на традиционных российских духовно-нравственных ценностях;

— проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению (в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность) всеми законными способами;

— включение в учебные планы, учебно-методические материалы учебных предметов, направленных на воспитание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России;

— повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых педагогических технологий, направленных на противодействие экстремизму;

— обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов;

— проведение мониторинга девиантного поведения молодежи, социологических исследований социальной обстановки в образовательных организациях, а также молодежных субкультур в целях своевременного выявления и недопущения распространения экстремистской идеологии;

— повышение престижности образования в российских религиозных образовательных организациях, а также применение мер государственной поддержки системы общественного контроля за выездом российских граждан для обучения в иностранных религиозных образовательных организациях;

— усиление роли координационных органов при федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в деятельности по воспитанию патриотизма и формированию общероссийской гражданской идентичности у молодежи;

— взаимодействие субъектов противодействия экстремизму с молодежными общественными объединениями, организациями спортивных болельщиков, группами лиц и гражданами в целях профилактики экстремистских проявлений при проведении массовых мероприятий;

— совершенствование мер, направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях;

— проведение мероприятий по своевременному выявлению и пресечению фактов радикализации несовершеннолетних.

Профилактика экстремизма в образовательных организациях. Обобщение практики профилактики экстремизма в вузах г. Омска показывает, что во всех образовательных организациях систематически проводятся профилактические мероприятия по следующим направлениям:

1. Информирование обучающихся о сути экстремизма и опасности экстремистских организаций.

2. Проведение кураторских часов с приглашением сотрудников ОВД, на которых разъясняются меры ответственности за правонарушения экстремистской направленности.

3. Проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию обучающихся.

4. Проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий.

5. Проведение мероприятий, направленных на снижение у обучающихся предубеждений и стереотипов в сфере межличностного и межнационального общения.

6. Индивидуальная и групповая работа психологов и кураторов со студентами в целях снижения напряженности и агрессии в межличностных межнациональных отношениях.

Особо отметим деятельность Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) и Омского государственного аграрного университета (ОмГАУ) по активному привлечению студентов к профилактической деятельности. Так, в ОмГПУ сформирован Клуб студентов, которые занимаются разработкой профилактических мероприятий, а в ОмГАУ созданы Совет по профилактике негативных явлений и экстремизма, Студенческий отряд охраны правопорядка «Кировец» и Волонтерский центр.

Опыт работы по профилактике экстремизма на примере Омской академии МВД России. В Омской академии МВД России направления противодействия экстремизму, указанные в Стратегии противодействия экстремизму, реализуются на плановой основе.

В стенах данной образовательной организации обучаются 40 граждан иностранных государств: Монгольской Народной Республики, Республики Казахстан, Республики Туркмения, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Кыргызской Республики. Кроме того, здесь проходят обучение представители различных регионов РФ: Республики Тыва, Республики Бурятия, Чеченской

Республики, Республики Ингушетия.

Диагностика психологического климата учебных групп, регулярные опросы обучающихся свидетельствуют об отсутствии причин и условий, способствующих появлению каких-либо конфликтов на религиозной или национальной почве. Такие показатели достигаются многоплановой работой отдела морально-психологического обеспечения, кураторов учебных групп и профессорско-преподавательского состава при проведении различных видов учебных занятий с обучающимися.

Ежегодно проводится социальная профилактическая акция «Первокурсник», в ходе которой представители Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Омской области читают для курсантов лекции и демонстрируют видеоролики, направленные на профилактику проявлений экстремизма в молодежной среде.

В целях изучения национальных традиций и культуры ежегодно проводится фестиваль национальных культур «Территория дружбы», в рамках которого обучающиеся представляют свою национальную кухню, танцы, игру на национальных инструментах и многое другое.

Уже традиционным стал ежегодный турнир по нардам, участниками которого являются курсанты и адъюнкты иностранных государств и офицеры академии.

В целях реализации спортивного потенциала обучающиеся активно привлекаются в занятия спортом. В академии действует более 15 спортивных секций: вольной борьбы, дзюдо, рукопашного боя, лыжная, настольного тенниса, русского бильярда, футбольная, волейбольная и др.

Активно реализуется творческий потенциал обучающихся, в том числе с привлечением курсантов иностранных государств, в музыкальных и танцевальных коллективах, Клубе веселых и находчивых.

Особое внимание уделяется воспитанию патриотизма: в рамках единого информационного дня обучающимся читаются лекции об участии многонационального советского народа, в том числе сотрудников органов внутренних дел, в Великой Отечественной войне (и в целях воспрепятствования искажению исторической правды), об отдельных ее вехах — Сталинградской битве, битве на Курской дуге, битве за Москву.

Сотрудники отдела морально-психологического обеспечения совместно с кураторами учебных групп проводят занятия по профилактике экстремизма:

— «Духовная сфера общества, система общероссийских ценностей, историческая память многонационального народа Российской Федерации как объекты информационной защиты»;

— «Захват будущего» через «захват прошлого». Историческое мифотворчество идеологов Запада и США;

— «Экстремизм в современной политической жизни».

Меры по включению в рабочие учебные планы учебных дисциплин «Культурология», «Религиоведение», «Социология», «Конфликтология», «История правоохранительных органов» позволяют сформировать у обучаю-

щихся традиционные российские духовно-нравственные ценности, культуру межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности.

Молодые люди наиболее подвержены негативному информационно-психологическому воздействию со стороны лиц и группировок экстремистской направленности. Сложности социально-экономического развития вызывают у определенной части молодежи чувства безысходности, утраты жизненной перспективы, отчаяния. В условиях отсутствия должного воспитания, образовательного и культурного уровня, жизненного опыта часть молодых людей становится на путь антисоциального поведения, совершает правонарушения экстремистской направленности. Самая восприимчивая к воздействию идеологии экстремизма и террора категория граждан — подростки и учащаяся молодежь. Подростков отличают острота восприятия и критичность по отношению к окружающей действительности. Современное общество, не способное оградить своих юных граждан от ненависти, нетерпимости, насилия, провоцирует их на ответную озлобленность, нетерпимость, протест и агрессию. Поэтому именно в молодежной среде легко приживаются радикальные взгляды и убеждения, что делает ее удобной мишенью для экстремистских организаций, использующих юное поколение в своих интересах.

В Омской академии МВД России накоплен богатый опыт проведения профилактических мероприятий в форме правового просвещения и правового информирования школьников. На протяжении более 10 лет в академии сформирована и функционирует лекторская группа. В рамках проведения практических занятий по учебным дисциплинам «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел» и «Виктимология» слушатели 5-го курса очной формы обучения совместно с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних проводят профилактические беседы с несовершеннолетними. Так, в образовательных организациях г. Омска проводятся занятия на тему «Понятие и сущность экстремизма», «Распространение экстремизма в сети Интернет», «Ответственность за правонарушения экстремистской направленности».

В целях совершенствования мер профилактики экстремизма в молодежной среде на территории г. Омска и Омской области, эффективного взаимодействия

субъектов противодействия данному негативному социальному явлению проводится комплекс профилактических мероприятий антиэкстремистской направленности силами лекторской группы и слушателями 5-го курса Омской академии МВД России в 16 образовательных организациях г. Омска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Противодействие экстремистским радикальным взглядам студенческой молодежи представляет собой комплексную проблему, требующую решения на законодательном и исполнительном уровнях, при тесном взаимодействии со всеми институтами гражданского общества, начиная с формирования семейных ценностей и морали, влияния дошкольных учреждений и т. д. Для достижения положительного эффекта данной работы необходимо следующее:

— формирование единой идеологической политики, акцентирующейся на стимулировании право-послушного поведения и воспитании позитивного правосознания подрастающего поколения;

— создание благоприятных условий для функционирования всех сфер жизнеобеспечения студенческой молодежи от практико-ориентированного обучения до проведения досуга;

— осуществление на постоянной основе правового просвещения молодежи как по вопросам противодействия экстремизма (терроризма), так и по другим наиболее социально важным темам;

— в целях искоренения правового нигилизма среди студенческой молодежи реализация на плановой основе различных научных представительских форумов, конференций, съездов, викторин под эгидой администрации субъектов Российской Федерации, где студенты, привлекаемые к роли организаторов данных мероприятий, будут сами определять наиболее правильный вектор развития профилактической деятельности по тем или иным направлениям.

Перспективы. В целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию экстремистским проявленияем, в том числе в молодежной студенческой среде, следует подготовить план совместных мероприятий, включающий в себя проведение правового просвещения среди обучающихся образовательных организаций высшего образования г. Омска, круглых столов и научных конференций по проблемам предупреждения экстремизма, теле- и радиопередач по данному направлению.

Список литературы

1. Современный терроризм: состояние и перспективы / под ред. Е. Степанова. М., 2000. 240 с.

2. Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998. 306 с.

3. Босхолов С. С. Роль криминологии в обеспечении национальной безопасности // Пролог: журнал о праве. 2016. № 2. С. 17-23.

4. Замковой В. И., Ильчиков М. З. Терроризм — глобальная проблема современности. М., 1996. 80 с.

5. Ляхов Е. Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 2011. 213 с.

6. Литвинов Н. Д. Террористические организации: формирование и деятельность (политико-правовой анализ). М., 1999. С. 136-137.

7. Петрищев В. Е. Заметки о терроризме. М., 2001. 288 с.

8. Волков Ю. Г. Социология : учебник. Ростов н/Д, 2012. 416 с.

9. Coleman Peter T., Addressing Extremism. The International Center for Cooperation and Conflict Resolution (ICCCR), 2002. 66 p.

10. Ефименко Л. А. Криминологический анализ взаимосвязи правосознания и преступности несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. 217 с.

11. Карпов А. В., Ломакин В. В. Терроризм и экстремизм как глобальная угроза миру и задачи правоохранительных органов по противодействию данным проявлениям // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 7. С. 37-43.

12. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 78-79.

13. Фридинский С. Н. Понятия экстремизма и основные направления борьбы с ним // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 3. С. 59-61.

14. Воронов И. В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2000. 24 с.

15. Ревин В. В. К вопросу о понятии экстремизма // Российский следователь. 2009. № 13. С. 14-17.

16. Хлебушкин А. Г. Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ : монография. Саратов, 2007. 160 с.

17. Шевченко М. А. Комментарий политолога о мерах по противодействию молодежному экстремизму. URL: http://www. biwork.ru/Novosti/Vse-novosti/Ekaterina-Degaltseva-Volna-ekstremizma-uzhe-davno-dokatilas-i-do-nas.html (дата обращения: 07.10.2014).

18. Рубан Л. С. Дилемма XXI века: Толерантность и конфликт : монография. М., 2006. 240 с.

19. Хажироков В. А. Особенности реализации правоохранительной функции государства в условиях полиэтничности общества в Северо-Кавказском регионе : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2018. 26 с.

20. Данилюк А. Л. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2017. С. 21-24.

Поступила 20.04.2021; одобрена после рецензирования 31.04.2021; принята к публикации 30.05.2021; Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Scientific and Practical Article

UDC 343.43 © О. А. Boyko, D. G. Kishen'kov, А. V. Revyagin, S. G. Eremeev, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-352-359

5.1.4 Criminal Law Sciences

5.3.5 Social Psychology, Political and Economic Psychology

Prevention of Extremism in Youth

Olga A. Boyko \

Candidate of Sciences (in Law), associate-professor at the chair of Criminology and Crime Prevention. ORCID: 0000-0003-3300-6890. E-mail: [email protected] Dmitry G. Kishen'kov \ chief of the Organizational and Analytical unit of the Academic Office. ORCID: 0000-0002-7959-5865. E-mail: [email protected] Alexandr V. Revyagin \ Candidate of Sciences (in Law), associate-professor at the chair of Criminology and Crime Prevention. ORCID: 0000-0003-4523-5890. E-mail: [email protected] Sergey G. Еremeev 2,

Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor, associate-professor at the chair of Humanities and Social Sciences and Economics. ORCID: 0000-0003-4713-4340. E-mail: [email protected] 1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov pr., Omsk, 644092, Russia 2 Siberian Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 20 Rokossovsky st., Krasnoyarsk, 660131, Russia Abstract

Introduction. The problem of counteracting asocial manifestations among youth, which are clearly illegal in nature, directed against the security of society and the state, tends to gain special importance. Radical views take place and are formed in the student environment. The aims of the article are to reveal the most problematic areas in informational and psychological influence of extremist character on youth and develop guidelines on how to improve prevention of extremism among student youth. Маterials and Meth-

ods. The authors employed statistics on extremism in the Russian Federation and the Omsk region in 2020, materials of preliminary checks, criminal case files, results of the surveys conducted among 593 students of Omsk educational organizations. Comparative analysis was used. Results and Discussion. It is necessary to form ideology of law-abiding behaviour and positive legal consciousness of the younger generation, create favourable conditions for functioning of all spheres of life support of student youth, provide legal knowledge on counteracting extremism (terrorism) to young people, implement planned events aimed at prevention of extremism (terrorism). Conclusions. Counteracting extremist radical views among student youth is a complex problem that requires a solution not only at the legislative and executive levels, but also in close cooperation with all institutions of civil society beginning with formation of family values and moral, influence of pre-school institutions, etc.

Keywords: youth extremism; counteracting extremism in student youth; terrorism; anti-extremism legislation; law-abiding behaviour.

Citation: Boyko 0. A., Kishen'kov D. G., Revyagin A. V., Eremeev S. G. Prevention of Extremism in Youth. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26. No. 3(86). Pp. 352-359. (In Russ.) DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-352-359

References

1. Modern Terrorism: State and Prospects. Ed. by E. I. Stepanov. Moscow, 2000. 240 p. (In Russ.)

2. Antonyan Yu. M. Terrorism. Criminological and Criminal Law Study. Moscow, 1998. 306 p. (In Russ.)

3. Boskholov S. S. The Role of Criminology in Providing National Security. Prologue. Law Journal. No. 2. 2016. Pp. 17-24. (In Russ.)

4. Zamkovoy V. I., Ilchikov M. Z. Terrorism as a Global Modern Problem. Moscow, 1996. 80 p. (In Russ.)

5. Lyakhov E. G. Terrorism and Interstate Relations. Moscow, 2011. 213 p. (In Russ.)

6. Litvinov N. D. Terrorist Organizations: Formation and Activity (Political and Legal Analysis). Moscow, 1999. 136-137 p. (In Russ.)

7. Petrishchev V. E. Notes on Terrorism. Moscow, 2001. 288 p. (In Russ.)

8. Volkov Yu. G. Sociology. Rostov-on-Don, 2012. 416 p. (In Russ.)

9. Coleman Peter T., Addressing Extremism. The International Center for Cooperation and Conflict Resolution (ICCCR). 2002. 66 p.

10. Efimenko L. A. Criminological analysis of interrelationship between law consciousness and juvenile delinquency. Candidate of sciences dissertation (in Law). Krasnodar, 2004. 217 p. (In Russ.)

11. Karpov A. V., Lomakin V. V. Terrorism and Extremism as a Global Threat to the World and Tasks of Law Enforcement on Counteracting these Manifestations. National Interests: Priorities and Security. 2013. No. 7. Pp. 37-43. (In Russ.)

12. Pain E. A. Social Nature of Extremism and Terrorism. Social Sciences and Contemporary World. 2002. No. 4. Pp. 78-79. (In Russ.)

13. Fridinsky S. N. Concepts of Extremism and Main Areas of Fighting it. Bulletin of the Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2008. No. 3. Pp. 59-61. (In Russ.)

14. Voronov I. V. Fundamentals of Political and Legal Restrictions of Social Political Extremism as a Threat to National Security of the Russian Federation. Extended abstract of candidate of political sciences dissertation. Rostov-on-Don, 2000. 24 p. (In Russ.)

15. Revin V. V. To the Question of Concept "Extremism". Russian Investigator. 2009. No. 13. Pp. 14-17. (In Russ.)

16. Khlebushkin A. G. Extremism: Criminal Law and Criminal Political Analysis. Saratov, 2007. 160 p. (In Russ.)

17. Shevchenko M. A. Commentary of a Political Scientist on Measures to Counteract Youth Extremism. URL: http://www.biwork. ru/Novosti/Vse-novosti/Ekaterina-Degaltseva-Volna-ekstremizma-uzhe-davno-dokatilas-i-do-nas.html (accessed: 07.10.2014).

18. Ruban L. S. The 21st century Dilemma: Tolerance and Conflict. Moscow, 2006. 240 p. (In Russ.)

19. Khazhirokov V. A. Peculiarities of Implementation of Law Enforcement Function of the State in a multi-ethnic society in the North Caucasus region. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in Law). Rostov-on-Don, 2018. 26 p. (In Russ.)

20. Danilyuk A. L. Prevention of extremism in youth environment. Materials of the internationalscientific and conference. Saratov, 2017. Pp. 21-24. (In Russ.)

Submitted: 20.04.2021; approved after reviewing: 31.04.2021; accepted for publication: 30.05.2021. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.