Теория и практика общественного развития. 2021. № 6. С. 75-79. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 6. P. 75-79.
Научная статья
УДК 343.3/.7-053.81(470.620)
https://doi.org/10.24158/tipor.2021.6.11
Правовая модель противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде
(на примере Краснодарского края)
Марина Леонидовна Прохорова1, Илья Николаевич Улитин2
12Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1011-2316 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8907-840X
Аннотация. Эскалация этнического, политического, религиозного и социального экстремизма стала неким трендом современного общества, свойственным практически всем государствам мира, особенно это касается молодежи. В статье рассмотрены особенности правового противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде. Представлен комплексный анализ федерального законодательства и законодательства Краснодарского края по профилактике экстремистских проявлений. Данный анализ проведен с учетом развития современного отечественного законодательства, направленного на противодействие экстремизму. Авторы работы приходят к выводу о недостаточной разработанности правовой регламентации противодействия проявлениям молодежного экстремизма, поскольку большинство соответствующих норм посвящены общим вопросам борьбы с данным явлением. В этой связи существует острая необходимость правового регулирования его преодоления именно в молодежной среде, что подтверждается и статистическими данными.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, экстремизм в молодежной среде, экстремистские проявления, противодействие экстремизму, российское законодательство, Краснодарский край
Для цитирования: Прохорова М.Л., Улитин И.Н. Правовая модель противодействия проявлениям экстремизма в молодежной среде (на примере Краснодарского края) // Теория и практика общественного развития. 2021. № 6. С. 75-79. https://doi.org/10.24158/tipor.20216.11
Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ФНИ-Г0-20.1/16.
Original article
Legal model of countering extremism among young people (on the example of the Krasnodar Territory)
Marina L. Prokhorova1, Ilya N. Ulitin2
12Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1011-2316 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8907-840X
Abstract. The escalation of ethnic, political, religious and social extremism has become a kind of trend in modern society, characteristic of almost all countries of the world, especially among young people. The paper considers the features of legal counteraction to manifestations of extremism in the youth environment. It provides a comprehensive analysis of the federal legislation and the legislation of the Krasnodar Territory on the prevention of extremist manifestations. This analysis is carried out taking into account the development of modern domestic legislation aimed at countering extremism. The authors of the paper come to the conclusion that the legal regulation of countering manifestations of youth extremism is insufficiently developed, since most of the relevant norms are devoted to general issues of combating this phenomenon. Therefore, there is an urgent need for legal regulation of its overcoming in the youth environment, which is also confirmed by statistical data.
Keywords: extremism, terrorism, extremism among youth, manifestations of extremism, countering extremism, Russian legislation, Krasnodar Territory
For citation: Prokhorova M.L., Ulitin I.N. Legal model of countering extremism among young people (on the example of the Krasnodar Territory) // Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 6. P. 75-79. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/tipor.2021.6.11
Эскалация этнического, политического, религиозного и социального экстремизма, к сожалению, стала неким трендом современного общества, свойственным практически всем государствам мира, что находит подтверждение в трудах отечественных [1] и зарубежных [2] авторов. Особую тревогу вызывает распространение этого крайне негативного явления в молодежной и
подростковой среде. Рассуждая об обстоятельствах, детерминирующих названный процесс, следует отметить, что в значительной степени его обусловливают недостаточно эффективная деятельность субъектов профилактики, социально-экономические проблемы, серьезно обострившиеся на фоне пандемии коронавирусной инфекции, объективно повлекшей уменьшение роли воспитательного воздействия образовательных организаций и иных культурно-досуговых учреждений в связи с переходом на дистанционный формат, а также воздействие сети Интернет. На этом фоне отмечается существенный рост экстремистских преступлений и правонарушений по России в целом и в Краснодарском крае в частности.
Так, только в Краснодарском крае по состоянию на сентябрь 2020 г., согласно данным Генеральной прокуратуры РФ, количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности увеличилось по сравнению с 2019 г. на 50 %, а совершивших их лиц - на 88,2 % [3]. Давая оценку приведенной информации, следует учитывать высокий уровень латентности экстремистских проявлений. Указанные обстоятельства актуализируют необходимость разработки более эффективного системного организационно-правового механизма профилактики экстремизма. Потребность в совершенствовании последнего ощущается и в Краснодарском крае с учетом ярко выраженной специфики многонационального и поликультурного характера региона. При этом особое внимание при осуществлении превенции следует уделять подростковой среде, наиболее подверженной восприятию деструктивной антисоциальной информации и вовлечению в экстремистскую деятельность и терроризм как ее крайнее проявление. Обозначенный спектр проблем может быть решен только посредством разработки и внедрения комплексного механизма предупреждения экстремистских проявлений в молодежной среде, в том числе выработки унифицированного нормативного регулирования рассматриваемой области. Правовую модель противодействия экстремизму в подростковой и молодежной среде мы считаем базовой, лежащей в конечном счете в основе формирования и всех прочих, в частности, организационно-управленческой и информационно-воспитательной.
При построении правовой модели противодействия экстремизму в подростковой и молодежной среде мы исходим в первую очередь из того, что правовое регулирование в отечественной правовой системе традиционно разделено по юридической силе: федеральное, региональное и локальное.
В настоящее время законодательство по противодействию экстремистской деятельности основывается на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах, внутригосударственных нормативно-правовых актах. Основным источником права, определяющим правовые основы борьбы с экстремизмом, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4], которым определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и установлена ответственность за ее осуществление.
В целях предупреждения экстремистских проявлений разработан комплекс подзаконных правовых актов. Это, например, Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» [5], ставший одним из первых нормативных актов в области противодействия экстремизму в России; Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» [6]; Указ Президента РФ от 17 февраля 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации» [7] и т. д.
Кроме того, наряду с другими правовыми установлениями, регулирующими социально-политические отношения, ориентируясь на военно-патриотическое воспитание граждан и использование образовательного ресурса в решении проблем противодействия экстремизму, Правительством РФ приняты: Постановление от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» [8], одна из задач которых заключается в противодействии проявлениям политического и религиозного экстремизма, и Постановление от 25 августа 2001 г. № 629, которым утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [9].
На наш взгляд, одним из важнейших нормативных регламентов, закрепляющим основы борьбы с экстремизмом, является Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [10]. Она разработана в целях конкретизации положений законодательства о противодействии экстремизму, в том числе в молодежной среде.
Мерами реализации Стратегии должны стать:
- разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму;
- прогнозирование развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возможных экстремистских угроз;
- обеспечение вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму;
- создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет, от проникновения экстремистской идеологии [11, с. 102].
Помимо указанного, на федеральном уровне принят комплекс норм, предусматривающих ответственность за экстремистскую деятельность. Среди них в первую очередь следует назвать статьи 13.37, 20.3, 20.3.1, 20.29 КоАП РФ; статьи 280, 282-282.3 УК РФ, устанавливающие наказуемость собственно экстремистских правонарушений и преступлений. Уголовный закон содержит и иные положения, косвенно направленные на противодействие экстремизму. В частности, речь идет об усилении ответственности за совершение тех или иных посягательств (убийства, причинения вреда здоровью и пр.) по экстремистскому мотиву.
В целом с 2002 по 2018 гг. развитие законодательства о противодействии экстремизму шло по пути усиления его карательной составляющей. Появились новые составы преступлений и правонарушений, ужесточены меры ответственности за те или иные проявления экстремизма.
В свою очередь, правоприменительная практика в сфере противодействия экстремизму складывалась довольно противоречиво. С одной стороны, созданная законодательная база позволила нанести серьезный удар по существовавшим в то время экстремистским организациям и их лидерам. С другой стороны, росли объемы и явно некорректного правоприменения, на что справедливо указывается в специальной литературе [12, с. 56].
В современный период прослеживается тенденция некоторой либерализации правового регулирования в рассматриваемой сфере на федеральном уровне. Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 519-ФЗ [13] исключена уголовная ответственность за впервые допущенное лицом высказывание, направленное на возбуждение ненависти или вражды, а Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 521-ФЗ [14] данное деяние признано административным правонарушением, наказуемым по ст. 20.3.1; Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 421-ФЗ [15] снят абсолютный запрет на использование нацистской символики и т. д.
Вместе с тем стоит указать, что перечисленные нормативно-правовые акты не ориентированы непосредственно на молодежь, а распространяются на всех субъектов правоотношений, что исключает возможность точечного противодействия проявлениям экстремизма именно в молодежной среде.
С учетом того, что профилактика экстремистских проявлений должна быть одним из приоритетных направлений в борьбе с соответствующей деятельностью, а для обеспечения национальной безопасности весь спектр мер должен быть интегрирован в единое целое, считаем целесообразным предусмотреть на федеральном уровне комплекс правовых предписаний, связанных с рассматриваемой проблематикой. При этом особое внимание следует уделять вопросам профилактики экстремизма именно в подростковой и молодежной среде, в которой идеология названного крайне негативного явления приживается и распространяется гораздо проще и динамичнее вследствие ряда причин возрастного, психологического и социального свойства.
Затрагивая нормативно-правовое регулирование противодействия экстремистской деятельности в Краснодарском крае, следует указать, что на сегодняшний день в регионе не приняты соответствующие документы, которые бы в должной мере конкретизировали и унифицировали данную область. В 2013 г. принято Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 1 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Краснодарском крае на 2013-2015 годы"» [16], утратившее силу в связи с принятием Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. № 1203 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Обеспечение безопасности населения"» [17], которое утвердило подпрограмму «Профилактика терроризма и экстремизма в Краснодарском крае на 2014-2016 годы». В данном документе определены цели соответствующей деятельности: профилактика террористических и экстремистских проявлений на территории Краснодарского края в рамках реализации государственной политики в области противодействия терроризму и экстремизму; внедрение эффективных форм гражданских технологий противодействия угрозам терроризма и экстремизма в Краснодарском крае. Вместе с тем приходится констатировать, что в арсенале регионального законодательства отсутствуют императивные и четкие меры по профилактике экстремистских проявлений. Большая часть мер профилактики экстремизма в регионе основана на федеральном законодательстве.
Думается, что из-за особенностей менталитета жителей Краснодарского края, его многонациональное™ большая часть федеральных мер без преломления к указанной специфике будет отличаться формальным характером, и их реализация не приведет к полноценной реализации соответствующих целей и задач в указанной сфере.
С учетом сказанного можно констатировать, что в настоящее время законодательство Краснодарского края «дефицитно» в части регламентации противодействия экстремистской деятельности, в том числе распространению этого явления в подростковой и молодежной среде. В связи с этим предлагается разработка программы с детальным и императивным обоснованием деятельности по противодействию экстремизму и профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде Краснодарского края, которая должна заложить фундамент для выстраивания системы управления в названной сфере.
Кроме того, можно выделить выдвинутые и обоснованные различными авторами предложения по модернизации законодательства в интересующей нас сфере: корректирование установленных законом принципов и направлений противодействия экстремизму с учетом наработанного опыта, правовых позиций Конституционного Суда РФ, норм международного права и современных научных исследований [18]; оптимизация мер административной и уголовной ответственности за проявления экстремизма (уточнение формулировок, более четкое разграничение смежных составов и пр.) [19] и т. д.
Как справедливо отмечается исследователями проблемы, в настоящее время назрела острая необходимость в методическом обеспечении деятельности органов местного самоуправления, на которые возложены функции по участию в профилактике экстремизма, профилактике межнациональных конфликтов [20, с. 27] и которые несут основную нагрузку в противодействии названному явлению на региональном уровне.
В заключение отметим, что экстремизм не временное явление, с которым мы столкнулись в силу политической конъюнктуры. Это вызов не на несколько лет, а на долгосрочную перспективу. Противодействие экстремизму, в том числе в молодежной среде, вовсе не преследование оппозиционных политиков и представителей нетрадиционных религиозных течений. Это выстраивание системы защиты общества и государства от провокаций и идейно-мотивированного насилия. И в ней немаловажную роль должны сыграть меры, образующие правовую модель противодействия названному крайне вредоносному явлению, в том числе его распространению в подростковой и молодежной среде.
Список источников:
1. Бешукова З.М. Механизм уголовно-правового противодействия экстремистской деятельности: содержание, структура, основные направления оптимизации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Грозный, 2020. 46 с.; Геймбух Н.Г. Формы проявления экстремизма в Федеративной Республике Германия // Вестник Томского государственного университета. Право. 2020. № 38. С. 25-31. https://doi.Org/10.17223/22253513/38/3.
2. Adam-Troian J., Tecmen A., Kaya A. Youth Extremism as a Response to Global Threats? A Threat-Regulation Perspective on Violent Extremism among the Youth // European Psychologist. 2021. Vol. 26, iss. 1. P. 15-28. https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000415; Group Identity and Extremism: The Reflective Experiences of Youths Regarding Persuasive Communication / N. Yusof [et al.] // Children and Youth Services Review. 2021. Vol. 120. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105743.
3. Преступность в регионах. Краснодарский край [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 30.05.2021).
4. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения: 30.05.2021).
5. О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 (ред. от 3 ноября 2004 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_6091/ (дата обращения: 30.05.2021).
6. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 (ред. от 17 февраля 2016 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_117677/ (дата обращения: 30.05.2021).
7. О некоторых вопросах Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 17 февраля 2016 г. № 64 (ред. от 15 июня 2020 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194146/(дата обращения: 30.05.2021).
8. О военно-патриотических молодежных и детских объединениях [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 (ред. от 24 декабря 2014 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_27946/ (дата обращения: 30.05.2021).
9. О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629 (ред. от 6 сентября 2004 г.) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/1586359/ (дата обращения: 30.05.2021).
10. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 22. Ст. 3475.
11. Елисеева Г.В. Правовые основы противодействия проявлениям терроризма и экстремизма в молодежной среде // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 1 (17). С. 101-104.
12. Сигарев А.В. Законодательство о противодействии экстремизму: требуется не либерализация, а модернизация // Российская юстиция. 2021. № 1. С. 55-57. https://doi.org/10.18572/0131-6761-2021-1-55-57.
13. О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 519-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8445.
14. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 521-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 53 (часть I). Ст. 8447.
15. О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»: Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 421-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2019. № 49 (часть V). Ст. 6980.
16. Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Краснодарском крае на 2013-2015 годы» [Электронный ресурс]: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 января 2013 г. № 1 // Российская газета. URL: https://rg.ru/2013/01/14/krasnodar-post1-reg-dok.html (дата обращения: 31.05.2021).
17. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения» [Электронный ресурс]: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. № 1203 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/430683258 (дата обращения: 31.05.2021).
18. Волеводз А.Г., Ализаде В.А. Международно-правовые подходы к противодействию экстремизму: материально-правовые и процессуальные аспекты // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. № 6. С. 7-11.
19. Стуканов А.П., Соловьева А.К. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства: проблемы привлечения к административной ответственности // Законность. 2019. № 8. С. 28-33.
20. Сальников Е.В., Сальникова И.Н. Инновационные направления деятельности органов местного самоуправления по профилактике экстремизма (экономический и правовой аспекты) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 23-28.
Информация об авторах М.Л. Прохорова - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного
права и криминологии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.
И.Н. Улитин - преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.
Information about the authors M.L. Prokhorova - LL.D, Professor, Criminal Law and Criminal Science Department, Kuban
State University, Krasnodar, Russia.
I.N. Ulitin - Lecturer, Criminal Law and Criminal Science Department, Kuban State University,
Krasnodar, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.05.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 03.06.2021.