Научная статья на тему 'Актуальные проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде'

Актуальные проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
729
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экстремизм / Интернет / борьба с экстремизмом / молодежные организации. / extremism / the Internet / the fight against extremism / youth organizations.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вера Евгеньевна Батюкова

На сегодняшний день противодействие экстремизму в молодежной среде является одним из наиболее важных направлений деятельности правоохранительных органов. В данной статье автор раскрывает актуальные вопросы противодействия молодежному экстремизму, выдвигает предложения, способствующие борьбе с этим явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of countering extremism among youth

Today, countering extremism among young people is one of the most important areas of law enforcement. In this article, the author reveals urgent issues of countering youth extremism, puts forward proposals that contribute to the fight against this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2020-10013

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Вера Евгеньевна БАТЮКОВА, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент E-mail: Batuykova@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исправительное право

Аннотация. На сегодняшний день противодействие экстремизму в молодежной среде является одним из наиболее важных направлений деятельности правоохранительных органов. В данной статье автор раскрывает актуальные вопросы противодействия молодежному экстремизму, выдвигает предложения, способствующие борьбе с этим явлением.

Ключевые слова: экстремизм, Интернет, борьба с экстремизмом, молодежные организации.

Annotation. Today, countering extremism among young people is one of the most important areas of law enforcement. In this article, the author reveals urgent issues of countering youth extremism, puts forward proposals that contribute to the fight against this phenomenon.

Keywords: extremism, the Internet, the fight against extremism, youth organizations.

На сегодняшний день понятие «экстремизм» тесно вошло во все сферы жизни современного российского общества. Зачастую, развиваясь в интернет-пространстве, экстремизм находит выражение в реальной жизни. Чаще всего вовлеченными в подобные действия становятся несовершеннолетние и молодежь, которые в силу возраста и недостатка жизненного опыта не совсем полно осознают, что представляет собой экстремизм и в чем заключается его главная опасность1.

Отметим, что по мнению Д.З. Зиядовой, личность к 14 — 18 годам еще не заканчивает свое формирование по следующим причинам: половое созревание, отсутствие опыта и необходимых знаний, стремление к самоутверждению, — все это препятствует созданию устойчивой системы ценностей, представлений и принципов, оказывающих влияние на выбор форм и линий по-ведения2.

Считаем, что опасность данной проблемы заключается в том, что экстремизм в России имеет тенденцию «молодеть».

Как показывают исследования, молодые люди в возрасте от 12 до 15 лет наиболее часто

становятся участниками преступлений экстре-мисткой и террористической направленности3.

По нашему мнению, именно с этим связано то, что в 2016 г. Государственная Дума ФС РФ приняла закон, согласно которому уголовная ответственность за преступления террористической направленности стала наступать не с 16 лет, а с 14.

Считаем необходимым принятие подобного нормативно-правового акта относительно преступлений экстремисткой направленности. Отметим также, что, по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД РФ), на учете на сегодняшний день состоит около 400 молодежных объединений экстремист-кой направленности, 50 из которых являются особо опасными4.

Также считаем важным сказать, что, по ряду экспертных оценок, 80% лиц, входящих в экстремистские сообщества, составляют лица до 20 лет5.

Основными причинами, по которым несовершеннолетние и молодежь бывают вовлеченными в экстремистские движения, по мнению ряда авторов, являются возрастные изменения подростков.

№ 1/2020

С нашей точки зрения, нужно согласиться с мнением Н.В. Валуйскова о необходимости учета способности несовершеннолетних и молодежи к осознанной общественной опасности совершенных ими деяний6.

В частности, вербовщики зачастую используют мотивы, связанные с самоутверждением в глазах окружающих людей, получением власти через насилие у лиц, у которых еще не сформирована психика.

Помимо этого, важно сказать, что экстремизм в молодежной среде достаточно разнопла-нов и неоднороден. Именно эти факторы и вызывают проблемные ситуации относительно выстраивания единой государственной политики противодействия экстремизму.

Как нам представляется, деятельность по противодействию экстремизму требует четкого и слаженного действия всех правоохранительных органов, а также внесения изменений в законодательство.

Отметим, что на сегодняшний день уголовная ответственность за экстремизм прописана в статьях 280, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ.

Помимо этого, ответственность за подобные деяния прописана в п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 116 УК РФ.

На наш взгляд, одной из наиболее эффективных мер по профилактике экстремизма является проведение систематических мониторин-гов и исследований с целью выявления и устранения возможных центров распространения данного явления, к которым относятся и интернет-сайты, пропагандирующие криминальную субкультуру.

Например, известно, что по материалам прокурорских проверок неоднократно выявляются существенные недостатки в работе территориальных подразделений Роскомнадзора, который в силу ст. 20 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» является одним из федеральных органов исполнительной власти, которые, в свою очередь, осуществляют государственный контроль (надзор) в сфере безопасности детей7.

Полагаем, что в связи с этим необходимо расширить полномочия Следственного комитета, Федеральной службы безопасности, а также подразделений полиции по осуществлению внесудебной блокировки сайтов, пропагандирующих, а также публично оправдывающих экстремизм. Подобный опыт уже имеется.

Так, после предоставления Генеральной прокуратуре РФ права внесудебной блокировки

сайтов за год было удалено около 3000 сайтов экстремистского характера8.

Следующими изменениями, на наш взгляд, должен стать более тщательный мониторинг анонимных денежных потоков, которые поступают через Интернет.

На сегодняшний день законодатель ограничил максимальную сумму анонимного денежного перевода по той причине, что полный запрет всех анонимных платежей через Интернет не представляется возможным.

Мы считаем необходимым мониторинг анонимных платежей правоохранительными органами, поскольку основная часть денежных средств, которые необходимы для финансирования экстремизма, поступают через Интернет.

На сегодняшний день проблемой является невозможность запрета всех сайтов с экстремистским содержанием по той причине, что часть таких сайтов находится за пределами Российской Федерации (сервера могут находиться в Дании, Финляндии и т.д.).

По нашему мнению, законопроект, который был внесен в Государственную Думу ФС РФ 14 декабря 2018 г., имел одной из целей противодействие вовлечению в экстремистские сообщества граждан Российской Федерации. В частности, согласно проекту нормативно-правового акта российский сегмент Интернета будет изолирован.

В случае, если во втором чтении данный законопроект будет принят, проблем с блокировкой сайтов экстремистского характера будет возникать меньше, поскольку власти будут иметь «рычаг» для воздействия на население9.

Безусловно, такое действие противоречит ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, в которой регламентируется необходимость свободы распространения информации; однако, на наш взгляд, данное действие на сегодняшний день необходимо для нормальной жизнедеятельности государства10.

Следующим фактором, который, с нашей точки зрения, обеспечит высокоэффективную борьбу с экстремистскими движениями, является обеспечение возможности привязки пользователя к той информации, которая была им выложена в Интернете. В открытой части Интернета таких проблем не возникает, однако данные проблемы дают о себе знать в закрытой части (так называемый даркнет).

Отметим, что такие анонимные сети, как TOR, 12P (одноранговая сеть с открытым программным обеспечением) и Freenet (группа ано-

№ 1/2020

нимных вебсайтов) вызывают достаточно большую опасность не только в распространении экстремистских идей, но и в распространении порнографии, наркотических средств, оружия и т.д.

Попытки деанонимизации людей, размещающих информацию в закрытой части, уже предпринимаются российскими правоохранительными органами. В частности, отметим тендер, который был объявлен МВД РФ в 2014 г., который был направлен на поиск решения, которое поможет деанонимировать пользователя в сети ТОЙ.

ТОЙ — это система прокси-серверов, которые, в свою очередь, устанавливают анонимное сетевое соединение. Доступ к программе может получить любое лицо посредством программного обеспечения, которое реализует программу «луковой маршрутизации».

Луковая маршрутизация заключается в том, что сообщения сначала защищаются несколькими слоями шифра, а затем защищаются через цепь сетевых узлов.

На наш взгляд, подобные попытки должны предприниматься и далее с целью противодействия элементам, которые криминализируют современное российское общество11.

Также отметим, что одной из наиболее важных проблем, связанных с противодействием экстремизму, является невозможность привлечения к ответственности юридического лица. Согласно Конвенции о борьбе с финансированием терроризма все страны, ратифицировавшие ее (в том числе и Россия), должны были законодательно закрепить ответственность юридических лиц за финансирование экстремизма12. Однако на сегодняшний день данное правило не было закреплено в законодательстве; как следствие, речь идет об объективном пробеле.

Таким образом, на основе проведенного исследования можем сделать вывод, что борьба с распространением экстремизма в молодежной среде должна проводиться наиболее эффективно, поскольку данное явление приобрело масштабный характер. В целях обеспечения благополучия граждан, а также стабильности развития Российского государства необходима борьба с проявлениями экстремизма, а также его профилактика.

1 Татаров ЛА. Молодежный экстремизм. Вопросы противодействия: отечественный и зарубежный опыт // Гос-во и право. 2016. № 4. С. 29—37.

2 Зиядова Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетнего // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 3. С. 34—33.

3 Ильина ВЛ. Специфические качества личности экстремиста и террориста // Вестник Академии Генеральной прокуратуры. 2016. № 2. С. 34—47.

4 Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2018 г. // URL: https://мвд.рф/upload/site1/folder_page/001/869/963/ Godovoy_otchet_za_2018_OOP_i_PP (21.04.2019)

5 Видова Б.Б. Экстремистское движение как тип деви-антного поведения // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 493—495.

6 Валуйсков Н.В. Правовые проблемы предупреждения преступности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов на Дону, 2002.

7 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 436-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 г.) СПС «Консультант Плюс»

8 В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное вопросам противодействия преступлениям экстремистской и террористической направленности // URL: http:// genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-684690/ (Дата обращения: 21.04.2019)

9 Совет Федерации одобрил законопроект о надежном Интернете // URL: https://lenta.ru/news/2019/04/22/ runet/ (Дата обращения: 22.04.2019)

10 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // СПС «Консультант Плюс»

11 МВД объявило тендер на взлом анонимной сети TOR // URL: https://tvnews.by/comm/5736-mvd-obyavilo-tender-na-vzlom-anonimnoy-seti-tor.html (Дата обращения: 22.04.2019)

12 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в Нью-Йорке 9 декабря 1999 г.) // СПС «Консультант Плюс»

Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в Нью-Йорке 9 декабря 1999 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Бидова Б.Б. Экстремистское движение как тип девиантного поведения // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 493—495.

4. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное вопросам противодействия преступлениям экстремистской и террористичес-

№ 1/2020

кой направленности // URL: http://genproc.gov. ru/smi/news/genproc/news-684690/ (Дата обращения: 21.04.2019)

5. Валуйсков Н.В. Правовые проблемы предупреждения преступности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов на Дону, 2002. 35 с.

6. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2018 г. // URL: https://мвд.рф/upload/site1/ folder_page/001/869/963/Godovoy_otchet_ za_2018_00P_i_PP (21.04.2019)

7. Зиядова Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетнего // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 3. С. 34—33.

8. Ильина ВА. Специфические качества личности экстремиста и террориста // Вестник Академии Генеральной прокуратуры. 2016. № 2. С. 34—47.

9. МВД объявило тендер на взлом анонимной сети TOR // URL: https://tvnews.by/comm/ 5736-mvd-obyavilo-tender-na-vzlom-anonimnoy-seti-tor.html (Дата обращения: 22.04.2019)

10. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 436-Ф3 (в ред. от 29.12.2010 г.) // СПС «Консультант Плюс»

11. Совет Федерации одобрил законопроект о надежном Интернете // URL: https://lenta.ru/ news/2019/04/22/runet/ (Дата обращения: 22.04.2019)

12. Татаров ЛА. Молодежный экстремизм. Вопросы противодействия: отечественный и зарубежный опыт // Гос-во и право. 2016. № 4. С. 29—37.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.

I. Багмет, Анатолий Михайлович, ред.

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

Понятие и противодействие

№ 1/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.