УДК 323.285
Балацкий Денис Юрьевич - ст. преподаватель кафедры конституционного и административного права Дальневосточного института управления -филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
Д.Ю. Балацкий D.Yu. Balatskiy
Экстремизм: современное состояние и проблемы противодействия
В статье рассматриваются современное состояние экстремизма, проблема его распространения, сделана попытка раскрыть комплекс мер по предотвращению дальнейшего распространения экстремистской идеологии. Определяются проблемы противодействия экстремизму и пути профилактики молодежного экстремизма.
Extremism: current status and the problems of counteraction
The article discusses the current state of extremism, the problem of distribution, an attempt to open a package of measures to prevent the further spread of extremist ideology is made. Counteraction problems to extremism and the way ofprevention of the youth extremism are defined.
Ключевые слова: экстремизм, противодействие экстремизму.
Keywords: extremism, countering extremism.
Экстремизм - острая проблема современности. Он все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни. В многообразии причин его обострения выделяются как общие, обусловленные социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования социальных групп [1].
На современном этапе развития российского общества проявления молодежного экстремизма носят все более опасный для общества характер. В последнее время все большую озабоченность вызывают масштабы распространения идей экстремизма на территории страны. Происходит активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности. Серьезную тревогу представляет распространение экстремизма на националистической почве в молодежной среде. Основными чертами современного молодежного экстремизма являются: возрастающая организованность; сплоченность
группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур; усиление мер конспирации; применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий.
На сегодняшний день на Дальнем Востоке России отмечается рост проявлений экстремизма. Об этом свидетельствуют официальные статистические данные ГИАЦ МВД России: если в 2005 - 2006 гг. в ДФО были выявлены 2 преступления экстремистской направленности, то в 2010 г. их зарегистрировано уже 30, в 2011 г. - 24. В первом полугодии 2012 г. дальневосточными органами внутренних дел выявлены 30 преступлений экстремистской направленности. Большая часть из них приходится на Сахалинскую область (10), Приморский (9), Хабаровский (8) края. 13 преступлений уже раскрыты. Установлены 13 человек, причастных к их совершению [2]. Материалы уголовных дел направлены на рассмотрение в суды субъектов Дальневосточного федерального округа.
Среди наиболее часто встречающихся фактов - это распространение литературы, периодики, листовок, а также публичные призывы (на митингах, собраниях, в Интернете), направленные на разжигание межнациональной вражды. Отмечается незначительное число преступлений насильственного характера, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды.
На фоне общероссийских показателей Дальний Восток России в плане экстремизма можно считать относительно спокойным округом со стабильной религиозной и межконфессиональной обстановкой. Только за 9 месяцев 2012 г. в России были зарегистрированы 855 (в 2011 г. - 834) преступлений экстремистской направленности [3].
В настоящее время на территории Дальневосточного федерального округа отмечается деятельность ряда группировок, движений и организаций экстремистской и националистической направленности: Национал-большевистской партии, скинхедов, Движение против нелегальной иммиграции и др. Они малочисленны - в некоторых группировках насчитываются не более двух десятков активных участников, они разрознены, действуют эпизодически и особой активности не проявляют, серьезного влияния на общественно-политическую обстановку в округе не оказывают.
Эти группировки неоднородны по своему составу, однако, наибольшее количество их участников составляют молодые люди от 18 до 25 лет. Большинство из них были вовлечены в противозаконную деятельность непосредственно лидерами группировок и движений, являющимися хорошими ораторами и пропагандистами. Зачастую они действуют в студенческой среде. Иногда учащиеся привлекаются ими к проведению различных экстремистских акций за деньги, при этом, молодые люди не осознают, что их деятельность преступна. На формирование у молодежи (особенно в возрасте от 13 до 18 лет) националистических настроений и «экстремистских мировоззрений» большое влияние оказывают всемирная
сеть Интернет и литература самиздата. В связи с этим, на профилактику данного рода правонарушений, наряду с работой правоохранительных органов, существенное влияние должны оказывать родители, интересуясь увлечениями детей (в том числе в сети Интернет), их кругом общения и посещаемыми общественными местами, разъясняя ответственность за экстремистские действия. Кроме того, серьезную разъяснительную работу в этом направлении необходимо проводить и преподавателям в учебных заведениях. Правовая грамотность в этом случае может уберечь молодых людей от серьезных проблем с законом. Отмечаются резкая активизация их противоправной деятельности, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления (убийства иностранных студентов, мигрантов), дерзкие, демонстративные административные правонарушения, а также переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.
Проблема распространения экстремизма как социальноопасного и уголовно-правового явления поставила вопрос о совершенствовании общегосударственной системы по его предупреждению.
Эффективность противодействия экстремизму во многом зависит от качества координации деятельности правоохранительных органов. Координация должна быть более жёсткой по процедурам выработки и выполнения согласованных решений. Этот процесс должен сопровождаться чётким распределением ролей, использованием сил и средств, форм и методов работы, адекватных складывающимся угрозам и тенденциям их развития. Продуманная координация должна минимизировать экстремистскую преступность.
Как справедливо указывает А.С. Скудин, профилактика экстремистских проявлений является приоритетным направлением в противодействии экстремистской деятельности [4]. В Российской Федерации отсутствует системное профилактическое воздействие со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремизму, в предупреждении вовлечения молодежи в совершение преступлений террористического и экстремистского характера. Как правило, подобные беседы и встречи осуществляются органами прокуратуры, отделами образования на местах, МВД, причем, в основном, в школах, реже - в средних специальных учебных заведениях и совсем редко - в вузах, на работе и иных местах, где проводит время молодежь. Большим потенциалом антиэкстремистской пропаганды обладает обнародование основных результатов деятельности в сфере противодействия экстремизму. В этой связи, представляется целесообразным издание специального открытого доклада правоохранительных органов о мерах по борьбе с экстремизмом и терроризмом в России. Подобная практика существует в некоторых зарубежных странах [5].
С учетом остроты проблемы государством сегодня принимается целенаправленный комплекс мер по предотвращению дальнейшего распространения экстремистской идеологии. Важным шагом в этом
направлении стало принятое в сентябре 2008 г. Д.А. Медведевым Решение об образовании в структуре Министерства внутренних дел Департамента по противодействию экстремизму (на данный момент это Главное управление по противодействию экстремизму) и Центра обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму. В настоящее время центры по противодействию экстремизму функционируют во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации [6]. Основными задачами управления являются:
- участие в формировании государственной политики в сфере противодействия экстремизму;
- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере компетенции;
- организация борьбы с преступлениями экстремистской направленности;
- организационно-методическое руководство подразделениями по противодействию экстремизму главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.
К основным функциям управления относятся:
- осуществление анализа и прогнозирование оперативной обстановки в сфере деятельности;
- разработка предложений руководству МВД России по формированию и реализации государственной политики в области противодействия экстремизму;
- обобщение практики применения законодательства РФ в сфере выполняемых задач и выработке мер по повышению деятельности нижестоящих подчиненных подразделений;
- организация проведения оперативно-розыскных мероприятий, профилактических операций по защите граждан от противоправных действий в установленной области;
- обобщение передового опыта и оказание помощи по его внедрению нижестоящим органам внутренних дел.
В ходе реализации задач и функций управление осуществляет взаимодействие с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства РФ, органов прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с организациями и общественными объединениями, правоохранительными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации.
Путями профилактики молодежного экстремизма являются:
1. Мониторинг деятельности неформальных общественных объединений для подготовки описаний субкультуры или выявления их динамики.
2. Отслеживание проэкстремистских настроений в средствах массовой информации и на открытых Интернет-ресурсах.
3. Социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, относящихся к неформальным молодежным объединениям экстремистской направленности. В ходе сопровождения проводится серия индивидуальных профилактических, мотивационных, контрпропагандистских и информационных бесед с несовершеннолетними, их родителями и (по необходимости) с представителями образовательных учреждений.
4. Организация и проведение совместно с правоохранительными органами профилактических мероприятий по предупреждению массовых хулиганских проявлений со стороны неформальных молодежных объединений экстремистской направленности во время массовых молодежных мероприятий.
Экстремизм - это форма радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что никак не служит его оправданию.
Для того, чтобы задача борьбы против экстремизма была успешно решена, необходим целый ряд комплексных мер, предусматривающих проведение эффективной социальной политики, формирование продуманной системы политического воспитания граждан, особенно молодежи, создание социально-направленной правовой системы.
Литература и источники:
1. Зубок, Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. -2008. - № 5. - С. 39.
2. Официальная статистика МВД РФ [Электронный ресурс] -.Режим доступа: http://www.mvd.ru
3. Официальная статистика МВД РФ [Электронный ресурс] -.Режим доступа: http://www.mvd.ru
4. Скудин, А. С. Предупреждение экстремистской деятельности / А. С. Скудин //Российский следователь. - 2010. - № 18.
5. Солонин, Ю. Экстремизм в России. Миф или реальность? / Ю. Солонин; беседу вела О. Григорьева // Российская Федерация сегодня. - 2006. - № 2. - С. 12.
6. Коков, Ю. Если мы не будем качественно работать, это может привести к трагическим последствиям для государства [Электронный
ресурс] /Юрий Коков. - М. : Мин-во внутренних дел РФ -.- Режим доступа: http://www.mvd.ru/content/100113/7345/, свободный.