Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum
ПЕТРОЗАЕ
Право
Т. 7, № 4. С. 68—72
Научная статья УДК 343.85
КОЛТАКОВА Ксения Алексеевна
бакалавриат, Петрозаводский государственный
университет
(Петрозаводск, Российская Федерация) [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Благодарности. Исследования, описанные в данной работе, были проведены в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов и аспирантов ПетрГУ, № соглашения KTPK-21/H5-25.
Для цитирования: Колтакова К. А. Организационные особенности противодействия экстремизму в общеобразовательных учреждениях // StudArctic Forum. 2022. Т. 7, № 4. С. 68—72.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Противодействие экстремизму на государственном уровне является одним из важных направлений деятельности, назначение которого видится в снижении числа правонарушений/преступлений экстремистской направленности. Минимизация радикализации населения, в особенности молодежи, представляет собой планомерный процесс воздействия всех институтов общества, направленных на отторжение идей радикальных или насильственных методов решения вопросов.
Активное влияние на формирование личности у подрастающего поколения оказывают учреждения, осуществляющие образовательную деятельность - образовательные организации. В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об образовании» существует несколько типов организаций, реализующих образовательные программы: дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3]. Создание базового представления у подрастающего поколения о явлении экстремизма возлагается в том числе и на общеобразовательные организации, поскольку молодая аудитория уже достигает возраста уголовной ответственности - они должны соотносить выбранные ими решения и производимые ими поступки с существующим государственным строем, в том числе санкциями за действия/бездействия. На педагогических работников как субъектов, осуществляющих профилактическую работу и обладающих определенной квалификацией, возлагается функция по интегрированию в образовательный процесс инновационных форм и методик взаимодействия с молодежью и законодательной базы по тематике экстремизма [Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753)].
Цель работы - исследовать отличительные черты процесса организации
Принята к публикации: 07.12.2022; Размещена в сети: 25.12.2022
Рецензент: А. А. Шлямина
Статья поступила: 02.12.2022;
Научный руководитель:
Азимов Эльдар Мехтиярович
Аннотация. Профилактика является одним из актуальных направлений деятельности государства в области противодействия экстремизму. В статье анализируются уязвимости, с которыми сталкиваются представители образования при планировании тематического наполнения мероприятий, направленных на профилактику экстремизма. Даются конкретные рекомендации по улучшению организации внеклассных мероприятий. Исследования, описанные в данной работе, были проведены в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов и аспирантов ПетрГУ, финансируемой Правительством Республики Карелия.
Ключевые слова: противодействие, профилактика, экстремизм, общеобразовательное учреждение, педагогический работник
противодействия экстремизму в общеобразовательных учреждениях. Задачи:
1) краткий обзор нормативно-правовой базы, регламентирующей подготовку педагогического работника к учебному процессу по тематике экстремизма;
2) выявление уязвимостей, препятствующих проведению мероприятий профилактического характера;
3) рекомендации по улучшению инструментов, способствующих противодействию экстремизму в общеобразовательных учреждениях.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При проведении исследования был произведен сравнительный анализ нормативной базы, регламентирующей вопросы противодействия экстремизму и терроризму для выявления корреляции и предложения необходимых улучшений. Дополнительно произведено сравнение тематического содержания подготавливаемых методических рекомендаций с целью анализа их соответствия нормативной правовой базе. Метод наблюдения использовался в работе посредством изучения деятельности педагогических работников общеобразовательных учреждений при организации профилактического мероприятия, направленного на борьбу с экстремизмом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При подготовке мероприятий профилактической направленности органами власти разработаны специализированные нормативные правовые акты, регламентирующие организационные вопросы по количественным/качественным показателям мероприятий, однако стоит отметить, что уклон направлен на противодействие терроризму, а не экстремизму. Подтверждающим примером служит документ «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 20192023 годы, содержащий указания по организации мероприятий антитеррористической направленности» [Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы]. В целях формирования у населения антитеррористического сознания, в особенности у молодежи, существует обязанность у заявленных исполнителей (органов исполнительной власти, представленных в виде различных министерств) организовать мероприятия различной направленности, посвящённые Дню солидарности в борьбе с терроризмом. Дополнительно устанавливается обязанность различных ведомств организовать и провести культурно-просветительские мероприятия с целью воспитания в молодых людях стойкого отторжения идеологии терроризма и параллельного развития духовных ценностей, свойственных традиционному российскому обществу. Несмотря на общий характер сформулированных положений, перед органами исполнительной власти стоит задача по выполнению данных показателей, которые непосредственно реализуются в общеобразовательных учреждениях. Исследовав нормативную базу российского законодательства, мы отмечаем, что нет специального акта, способного сформировать основной вектор организации мероприятий против экстремизма. Подобный документ необходим не только субъектам исполнительной власти, но и самим общеобразовательным учреждениям - потребность в определении направления профилактической деятельности обусловлена сложностью явления «экстремизм». Большинству школьников не до конца остается ясным, что подразумевается под экстремизмом, и это связано с обширным перечнем запрещенных действий, затрагивающих большой массив конституционных прав. Не все педагогические работники также осведомлены о правовой природе этого явления, поэтому представляется необходимым разработать документ особого назначения, систематизирующий тематические мероприятия, связанные с профилактикой экстремизма. Предлагается организовать единые дни профилактических мероприятий по тематике экстремизма наподобие мероприятий антитеррористической направленности, проводимых 3 сентября. Введение нескольких дней в году обусловлено многогранностью явления «экстремистская деятельность»: за проведение внеклассного мероприятия протяженностью 40-45 минут практически невозможно охватить весь правовой блок. Во время профилактической работы важно содержательно и информативно рассказать о том, что такое экстремизм, какой блок прав обучающихся затрагивается при совершении правонарушений/преступлений экстремистской направленности, ответственность и т. п.
Для содержательной наполненности мероприятия необходимо обладать понятийным аппаратом и иметь общее представление об экстремизме, поэтому для подготовки педагогических кадров на рассмотрение им предлагаются к изучению основные нормативные правовые акты - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» (раскрывается сущность экстремизма), а также Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (какие действия/бездействия включены в состав запрещенных законодательством). Лицу, не владеющему юридической терминологией, достаточно проблематично самостоятельно подготовиться к мероприятию, поэтому для организации профилактического мероприятия педагогическим работникам предлагается использовать методические рекомендации -инструмент, разработанный государственными/негосударственными субъектами, направленный на облегчение организации мероприятий общеобразовательными учреждениями. Это адаптированный материал, содержащий в себе практическую пользу -использовав знания из методических рекомендаций, неквалифицированное лицо сможет без проблем организовать и провести мероприятие, суть которого направлена на профилактику экстремизма. Несмотря на большой спектр подготовленных методических рекомендаций перед среднестатистическим педагогом возникает ряд трудностей:
1) Поиск информации на сайтах - большинство сайтов общеобразовательных организаций не содержат прямых ссылок на методические рекомендации по профилактике экстремизма. Условие простоты поиска информации и ее доступности является важной составляющей в период цифровизации населения.
2) Многочисленность материала - с одной стороны, обширность работ позволяет найти наиболее лучший вариант для организации мероприятия с учетом специфики аудитории. С другой стороны, при массовости создания методических рекомендаций на практике чаще всего «страдает» тематическое наполнение. Для того, чтобы найти действительно проработанный материал необходимо потратить большое количество времени.
3) Качество материала - к сожалению, не все разработанные методические рекомендации отвечают данному требованию. Подготовленный документ должен соответствовать законодательству, современным методикам работы с молодежью, практической значимости и актуальности.
Специальным инструментом, направленным на повышения качества организации проводимых мероприятий, является осуществление специальной подготовки педагогического состава по вопросам противодействия экстремизму. Курсы повышения квалификации могут иметь различное тематическое содержание, так как они направлены на концентрированное получение знаний в динамичном режиме (сжатые сроки получения информации). Представляется важным организовать краткосрочные интенсивы по рассмотрению актуальных вопросов противодействия экстремизму: в первую очередь необходимо создать у аудитории правовое понимание проблематики (разбор понятийного аппарата; какие действия признаются экстремистскими; как действуют современные экстремистские организации/сообщества; какими способами происходит привлечение молодёжи в них; как правильно и корректно упоминать про экстремистские материалы и т. п.), затем необходимо рассмотреть опыт определенного субъекта РФ по противодействию экстремизму (насколько эта проблема актуальна и какие инструменты воздействия должны применяться педагогическим работником при проведении внеклассного мероприятия). Важно уделить внимание детерминантам - тем конкретным явлениям, которые способствуют появлению/возникновению/изменению экстремистской преступности, так как понимание первопричин влияет на вовлечение молодежи в запрещенную деятельность. Имеет существенное значение освещение апробационного опыта лектором, проводящим курсы -какие вопросы на практике возникают у молодежи при квалификации и признании действий экстремистскими, что в наибольшей степени интересует молодежь при изучении данной
темы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итог вышесказанному, стоит сделать вывод о том, что организация противодействия экстремизму в общеобразовательных учреждениях имеет свои особенности. Пока сложно проследить тенденцию к увеличению числа проводимых мероприятий, целью которых выступает противодействие экстремизму - это подтверждается отсутствием единого перечня мероприятий, которые должны быть проведены в рамках профилактики экстремистской деятельности среди молодежи. Увеличение частоты проведения будет способствовать усвоением молодежи правовой природы экстремизма. Внеклассная деятельность, организацией которой занимаются общеобразовательные учреждения, должна иметь кроме «единого дня» профилактических работ также уроки, проводимые на постоянной основе. Рекомендован формат проведения одного профилактического мероприятия по экстремизму за один учебный месяц - это позволит стабильно формировать у молодой аудитории отторжение к идеям экстремистской направленности. Тем не менее, прежде всего, представляется необходимым усовершенствовать качественные показатели проводимых мероприятий, поскольку именно тщательно подготовленный материал, донесенный лицом, обладающим теоретической и практической базой, будет эффективно воздействовать на сознание молодого поколения. Помимо приглашения профильных специалистов, непосредственно работающих в правоохранительных органах, должны действовать педагогические работники вне зависимости от их специализации, потому что они на постоянной основе могут осуществлять разъяснительную работу. Для организации мероприятия профилактического характера важно рационализировать производимые пособия (методические рекомендации) и модернизировать общее представление педагогических кадров по вопросам проявления экстремизма в молодежной среде, методик противодействия (повысить качество подготовки кадров).
Методические рекомендации должны содержать в себе практические наработки, включающие в себя опыт апробации материала и наиболее успешные методы взаимодействия с молодежью. Создание такого рода пособия является одной из приоритетных задач для эффективной профилактической работы, которая должна осуществляться на территории РФ. Государственные структуры должны мотивировать саму общественность к созданию инструментария профилактики экстремизма, и одним из таких способов является грантовая поддержка. В рамках реализации Гранта Главы Республики Карелия проанализированы методические рекомендации, разработанные различными субъектами профилактической деятельности, и подготовлены собственные материалы, которые включают в себя конспекты лекционных уроков, механизмы проведения интерактивных блоков по тематике противодействия радикализму, экстремизму и терроризму. Увеличение качества и количества методических рекомендаций приведет к улучшению подготовки педагогических работников к проводимым мероприятиям и, как следствие, профилактика экстремизма будет реализована более эффективно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019—2023 годы. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402397/ (дата обращения: 24.11.2022).
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160/ (дата обращения 01.12.2022)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. ст. 7598.
Law
Original article
bachelor's degree, Petrozavodsk State University Ksenia A. KOLTAKOVA (Petrozavodsk, Russian Federation)
ORGANIZATIONAL FEATURES OF COUNTERING EXTREMISM IN EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
Abstract. Prevention is one of the topical areas of state activity in the field of countering extremism. The article analyzes the vulnerabilities that representatives of education face when planning the thematic content of events aimed at preventing extremism. Specific recommendations are given to improve the organization of extracurricular activities. The research describes in this publication was made possible in part by R&D Support Program for undergraduate and graduate students of PetrSU, funded by the Government of the Republic of Karelia.
Keywords: counteraction, prevention, extremism, educational institution, teacher
For citation: Koltakova K. A. Organizational features of countering extremism in educational institutions. StudArctic Forum. 2022; 7(4): 68—72.
REFERENCES
A comprehensive plan to counter the ideology of terrorism in the Russian Federation for 2019—2023. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402397 / (accessed: 11/24/2022).
Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 No. 273-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53. Article 7598.
Strategy of countering extremism in the Russian Federation until 2025 (approved by the President of the Russian Federation on 11/28/2014 No. Pr-2753). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194160 / (accessed® 01.12.2022)
Scientific adviser:
Eldar M. Azimov Reviewer: A. Shljamina
Paper submitted on: 12/02/2022; Accepted on: 12/07/2022; Published on: 12/25/2022.