DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-193-195 NIION: 2018-0076-1/22-403 MOSURED: 77/27-023-2022-1-602
МАЗДОГОВА Заира Зауровна,
преподаватель кафедры ГиГПД Северо-Кавказского университета МВД России,
е-mail: [email protected]
МАРЬИНА Надежда Николаевна,
старший преподаватель кафедры СП Краснодарского университета МВД России, е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО
ЭКСТРЕМИЗМА
Аннотация. Введение. Сторонники преступных идеологий активно наступают, распространяют свои убеждения, используют для этого все возможности современных технологий. Можно констатировать, что экстремизм является одним из главных источников угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Экстремистскую идеологию насаждают молодежи, а молодежный экстремизм способен уничтожить потенциал и благополучное будущее Российской Федерации. Поэтому необходима профилактика этого явления. Авторы считают лучшим решением педагогическую профилактику молодежного экстремизма.
Теоретические основы. Методы. В данной статье авторы исследуют явление молодежного экстремизма, которое характеризуется большой жестокостью, а также возможности педагогики для его профилактики, адаптации студентов к социуму.
Авторы применили два теоретических метода: анализ педагогической и психологической литературы; анализ опыта педагогики. Метод обобщения использовался для исследования и оценки.
Результаты исследования. По мнению авторов, чтобы исправить рисковую ситуацию, требуется преодолеть культурно-образовательный кризис, срочно адаптировать молодежь к социуму, а также воспитывать нравственность, экономически поддерживать.
Заключение. Авторами сделан вывод, что роль педагогической профилактики молодежного экстремизма в решении этой проблемы является стержневой.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, профилактика, педагогика.
MAZDOGOVA Zaira Zaurovna,
Lecturer of the Department of the SiSLD of the North Caucasus University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
MARYINA Nadezhda Nikolaevna,
Senior lecturer of the Department of SP Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
PEDAGOGICAL PREVENTION MEASURES AIMED AT EXTREMISM
AMONG THE YOUNG PEOPLE
Annotation. Introduction. Supporters of criminal ideologies advance actively & spread their convictions, using all possibilities of modern technology. It's established that extremism is one of few big threats to Russian Federation's national safety. Extremist ideology is being implanted into young minds. Extremism among young people is capable of destroying potential and happy future of Russian Federation. That is why preventive measures aimed at this phenomenon are necessary. Author considers pedagogical preventive measures aimed at extremism among young people to be the best solution.
Theoretical basis. Methods. In this article author explores extremism among young which is distinguished by great cruelty, and the opportunities of pedagogy to prevent it, to socialize students. Author made a close study, using scientific methods.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Author applied two theoretical methods: analysis of pedagogical and psychological literature; analysis of pedagogical experience. The method of generalization was used to research and evaluate.
Results. In our opinion, in order to change the risky situation it is necessary to overcome cultural and educational crisis, to socialize young people fast, to cultivate morals, to support economically.
Conclusion. Deduction is made that pedagogic preventive measures aimed at extremism among young people plays pivoted part in the solution of this problem.
Key words: extremism, extremist activities, preventive measures, pedagogy.
Нейтрализовать говорящий о неэффективности политики и о нетерпимости молодежный экстремизм может только системный многоступенчатый (индивидуальный, социальный, законодательный) профилактический «демонтаж» специфичных факторов и механизмов этого опасного криминального феномена, что подразумевает стабилизацию социальной среды и претворение правовых механизмов программ реагирования.
Начать следует с возглавляющих длинный список затяжных проблем - информационно-культурных и социально-экономических, признав, что нынешнее положение дел, характеризующееся:
1) социально-материальным расслоением,
2) упадком образования и духовно-нравственных устоев,
3) незнанием законов,
4) отсутствием четкой концепции специальной профилактики молодежного экстремизма, само толкает ребят в лапы экстремистов.
Социально ориентированная молодежная политика означает единение аналитико-кадровых и экономико-управленческих усилий на федеральном и субъектном уровнях, гарантию качественного образования (в т.ч. культурно-спортивного и правового), трудоустройства и бизнеса для возрождения правосознания и доверия к власти.
Педагогическая профилактика молодежного экстремизма (частый предмет исследований) -щит незрелой, психологически уязвимой молодежи от духовно-материального обнищания. Эта мысль прослеживается в трудах Е.С. Айсхановой, И.Д. Мальцагова [1], Е.А. Андреевой, О.В. Хилько [2], В.Е. Батюковой, А.В. Козлова [3], О.В. Иеруса-лимцевой, С.В. Морозовой [4], Т.Б. Крюковой, С.Ю. Лисовой [5].
Другое наблюдение в том, что педагоги ведут многоплановую профилактическую деятельность, которая включает: • во-первых, прежде всего, обеспечение безопасной во всех смыслах учебной среды (выстраивание партнерских отношений, семинары и тренинги по виртуальной безопасности);
• во-вторых, привитие уважения к гражданским свободам и социальным нормам (правовое просвещение, изучение документов по противодействию экстремизму - Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [6], Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» [7] и локальные акты учебного заведения);
• в-третьих, воспитание волевого миролюбивого характера (лекции о законопослушании, толерантности, вредных медиаплатформах; групповые и индивидуальные беседы о предусмотренных Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» понятиях, причинах, уголовных последствиях, способах вербовки и пр.);
• в-четвертых, выявление асоциального круга (агрессоров, из числа золотой молодежи включительно; лиц с неблагополучными условиями, низким интеллектом, девиацией) и индивидуальная профилактическая работа с ним;
• в-пятых, вовлечение в общественно полезный досуг - грамотный специалист перенаправляет агрессию, бездумность, внушаемость, пассивность подопечных в волонтерское, музыкальное, научное, спортивное, театральное или иное рациональное русло;
• в-шестых, вовлечение родителей.
Все сказанное сводится к тому, что педагогическая профилактика ориентирована на воспитание психически уравновешенной личности, адаптированной к социуму. Предстоит преодолеть культурно-образовательный кризис, укрепить духовно-нравственный и патриотический фундамент, заново знакомить наших детей с соседствующими этносами, учить дружить и мирно сотрудничать. Вклад учебных заведений в целом и педагогов, в частности, в решение этих труднейших вопросов является стержневым. Педагогическая профилактика молодежного экстремизма по праву считается главным методом борьбы с запрещенной в России идеологией.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
Список литературы:
[1] Айсханова Е.С., Мальцагов И.Д. Профилактика экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. -Кисловодск, 2017. - 62 с.
[2] Андреева Е.А., Хилько О.В. Профилактика экстремизма в молодежной среде средствами нестереотипного мышления у учащейся молодежи // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 317 -324.
[3] Батюкова В.Е., Козлов А.В. Некоторые меры, направленные на профилактику экстремизма в молодежной среде // Государственная служба и кадры. - 2019. - № 3. - С. 39 - 43.
[4] Иерусалимцева О.В., Морозова С.В. Выявление в образовательных организациях обучающихся, попавших под воздействие идеологии терроризма и религиозного экстремизма, и организация адресной работы с указанной категорией лиц: методические рекомендации / ред. А.П. Щербака. - Ярославль, 2018. - 24 с.
[5] Крюкова Т.Б., Лисова С.Ю. Педагогическая модель формирования готовности студентов к противодействию экстремизму // Вопросы педагогики. - 2017. - № 7. - С. 46 -50.
[6] Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) (ред. от
29.05.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020, вступ. в силу с
14.04.2021) «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
Spisok literatury:
[1] Ajskhanova E.S., Mal'cagov I.D. Profilaktika ekstremizma i terrorizma v obrazovatel'nyh uchrezh-deniyah: ucheb.-metod. posobie. - Kislovodsk, 2017.
- 62 s.
[2] Andreeva E.A., Hil'ko O.V. Profilaktika ekstremizma v molodezhnoj srede sredstvami nestereo-tipnogo myshleniya u uchashchejsya molodezhi // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya. - 2017. - № 56-6. - S. 317 - 324.
[3] Batyukova V.E., Kozlov A.V. Nekotorye mery, napravlennye na profilaktiku ekstremizma v molodezhnoj srede // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry.
- 2019. - № 3. - S. 39 - 43.
[4] Ierusalimceva O.V., Morozova S.V. Vyyavle-nie v obrazovatel'nyh organizaciyah obuchayushchi-hsya, popavshih pod vozdejstvie ideologii terrorizma i religioznogo ekstremizma, i organizaciya adresnoj raboty s ukazannoj kategoriej lic: metodicheskie rekomendacii / red. A.P. Shcherbaka. - Yaroslavl', 2018. - 24 s.
[5] Kryukova T.B., Lisova S.Yu. Pedagogich-eskaya model' formirovaniya gotovnosti studentov k protivodejstviyu ekstremizmu // Voprosy pedagogiki.
- 2017. - № 7. - S. 46 -50.
[6] Strategiya protivodejstviya ekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 28.11.2014 № Pr-2753) (red. ot 29.05.2020) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[7] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 114-FZ (red. ot 08.12.2020, vstup. v silu s 14.04.2021) «O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti» // SPS «Konsul'tantPlyus».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022