ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
УДК 37.017
Е. В. Майнагашева
Аспирант 3-го курса, Центр социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; специалист по работе с молодежью ФГБО «Росдетцентр», г. Абакан
E-mail: evgosha_24@ mail.ru
Evgeniya V. Maynagasheva
PhD student (3rd year), Centre of Social and Humanitarian Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia The Russian Centre for Children and Youth" Youth work specialist, "Rosdetcentre" State Organization, Republic Of Khakassia, Russia
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ К МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ
В статье рассматривается молодежный экстремизм с точки зрения его современных проявлений. Во введении обоснована важность темы. Отмечено, что экстремизм пропагандирует насилие и жестокость, отрицательно сказывается на воспитании молодежи. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистиче-ской направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, нередко в том числе несовершеннолетние лица 14-18 лет. Цель статьи — раскрыть сущность понятия «молодежный экстремизм», выделить его особенности как опасного феномена российских реалий.
Методологической основой исследования является системный анализ социальных явлений, позволивший выделить проблемы, влияющие на появление экстремизма, а также факторы, формирующие национальную идентичность молодежи.
В ходе исследования доказано, что экстремизм является результатом приверженности определенного круга лиц к крайним взглядам и крайним формам их выражения; выделены виды экстремизма и описаны особенности молодежного экстремизма как в России, так и в других странах. Отмечено, что на возникновение экстремистских проявлений молодежи влияют проблемы в сфере экономики, наличие значительного разрыва в финансовых и социальных возможностях представителей разных слоев населения, коррупция
Как цитировать статью: Майнагашева Е. В. Отношение студентов российских вузов к молодежному экстремизму // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 5 (62). С.82-89. БО! 10.24411/2224-0772-2019-10032.
и криминальное мышление большого количества граждан. Следствием этого является снижение авторитета государственных структур, неуважительное отношение к своей стране, с одной стороны. С другой стороны, происходит сближение молодежи с криминальной, в частности уголовной, субкультурой.
Сделан вывод о том, что организация профилактики молодежного экстремизма является социально значимой деятельностью, эффективность которой зависит от школы, где должно быть создано образовательно-воспитательное пространство, объединяющее детей в общий коллектив.
Ключевые слова: экстремизм, субкультура, глобализация, воспитание, профилактика.
Введение
Проблема молодежного экстремизма является актуальной. Молодежи всегда свойственен максимализм, а в условиях современной жизни, когда экономика испытывает периодические кризисы, имеют место безработица и социальное расслоение общества, создается особо питательная почва для формирования экстремистских проявлений. Если бы все ограничивалось только внешней экстравагантностью, то не было бы смысла заострять внимание на проблемах молодежного экстремизма. Однако на деле экстремизм пропагандирует насилие и жестокость, происходит уничтожение исторических памятников, других предметов национального достояния. Данный феномен (экстремизм), отрицательно сказывается на воспитании молодежи, которая, даже не будучи вовлеченной в подобные движения, может стать соучастником.
Цель статьи — рассмотреть сущность молодежного экстремизма как опасного феномена российских реалий.
Методологической основой данного исследования являются наблюдения теоретического характера, которые связаны с проявлениями экстремизма в молодежной среде; методы и принципы системного социального анализа. В статье используются труды как российских, так и зарубежных исследователей.
Результаты исследования
В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова экстремизм толкуется как приверженность определенного круга лиц крайним взглядам и крайним формам их выражения [8, с. 976].
Если речь идет о возрастных критериях классификации данного явления, то обычно выделяется молодежный экстремизм.
Экстремизм отличается тенденцией к росту в переходные этапы общественной жизни, когда в ней возникает определенная эмоционально напряженная атмосфера, а неустойчивость всего и вся характеризует социальные связи и базовые отношения. Это состояние — благодатная почва для взращивания агрессии и насилия в обществе, они зачастую становятся самодовлеющими ценностями. В конечном итоге все это ведет к тому, что та или иная этническая, экономическая, религиозная, социальная или иная группа стремится навязать свою волю всему обществу, используя насилие как инструмент для реализации своих планов [1, с. 183].
В том, что молодежный экстремизм явление не новое, нет ничего удивительного. Молодежи присущи максимализм, стремление выделиться из толпы, склонность к резким суждениям и импульсивным поступкам. Особенности молодежной психологии являются питательной почвой для проявлений экстремизма.
Сегодня ведущими видами экстремизма можно назвать националистический, религиозный и политический, что отражено в п. 11 Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года: «Экстремизм включает в себя наиболее опасные виды: националистический, религиозный и политический» [7].
Как представляется, одна из причин молодежного экстремизма — это тот дисбаланс, который создают в обществе процессы миграции и глобализации. Когда молодые люди титульной нации наблюдают наплыв в свой регион всевозможных «иноверцев» или «инородцев», это вызывает у некоторых из них страх за свое будущее и гнев из-за того, что рабочие места занимают приезжие люди, что местная культура размывается незнакомыми обычаями.
Современная молодежь зачастую не воспринимает общую культуру, сложившуюся в обществе, как что-то, заслуживающее внимания. И тогда возникают субкультуры. Каждое экстремистское движение имеет свою субкультуру, что и привлекает многих молодых людей [2, с. 46].
Так, например, многие из российских скинхедов восприняли только внешний облик скинхедов западных: бритая голова, военные ботинки, камуфляж, короткие куртки. В то же время четких идейных установок у многих участников этого движения нет.
На возникновение экстремистских проявлений молодежи влияют проблемы в сфере экономики, наличие значительного разрыва в финансовых и социальных возможностях представителей разных слоев населения, коррупция и криминальное мышление большого количества граждан. Все это ведет к снижению авторитета государственных структур, к неуважительному отношению к своей стране.
Важнейший фактор, влияющий на формирование национальной идентичности молодежи,— это воспитательное воздействие национальной культуры, однако ее воспитательное воздействие заметно снижено. Это же касается и образования.
Одна из опасностей экстремистской молодежной субкультуры видится в том, что она стремится к сближению с криминальной и, в частности, уголовной, субкультурой. Тюремный жаргон, правила преступной жизни воспринимаются охотно, привлекая многих мнимой романтикой. Это явление опасно тем, что молодые люди выпадают из обычной жизни общества и могут использоваться взрослыми экстремистскими и криминальными группировками [3, с. 47].
Наличие в обществе молодежного экстремизма говорит о существенных проблемах в сфере образования и культурной политики государства. Современные педагоги зачастую делают не все возможное, чтобы отвлечь детей и подростков от участия в деятельности сомнительных организаций. Причин этого несколько:
- устаревшие учебно-методические подходы, учебные материалы, педагогические концепции;
- некомпетентность и непрофессионализм отдельных педагогических работников;
- недостаточность внимания к проблемам воспитания молодежи со стороны государства и общества.
Одной из сложностей является неоднородность государственных и муниципальных программ по противодействию экстремистской деятельности, в которых предполагается использование разнообразных мер по профилактике экстремизма в зависимости от местных условий. Данное разнообразие трудно поддается общей классификации, довольно проблематично выработать единые индикаторы для определения эффективности профилактических мероприятий против экстремистской деятельности, а следовательно, нельзя сказать, какие меры более эффективны, а какие менее, что затрудняет выработку единой системы
по профилактике экстремизма [5, с. 31].
Несмотря на это, необходимо наращивать усилия школы по противодействию экстремизму среди молодежи. Доступной и не самой сложной формой работы является проведение тематических классных часов, на которых учителя могут рассказывать детям о современных глобальных проблемах человечества и экстремизме, чтобы школьники понимали, что это очень серьезно. Такие занятия должны быть посвящены объяснению не только того, как опасно становиться участником экстремистских организаций, но и как себя вести в опасных ситуациях, куда обращаться с проблемами.
Необходимо учитывать, что с точки зрения вступления в экстремистские организации наиболее опасным является возраст от 12 до 23 лет. Как отмечает возрастная психология, для этого возраста характерны поиски смысла жизни, обостренное восприятие несправедливости. Именно для детей и молодежи этого возраста необходимо создавать условия, при которых был бы занят их досуг, происходило активное общение с благополучными членами общества. В этом очень большую роль могут сыграть детско-юношеские центры дополнительного образования, но на самом деле оказывается, что учащиеся старших классов посещают подобные центры реже младших школьников. Это говорит о том, что не созданы интересные обучающие программы для старшеклассников [3, с. 51].
Для сегодняшней школы вполне реально приглашать для проведения встреч с учащимися представителей ФСБ, МВД, других силовых структур, которые могли бы на живых примерах рассказать не только о вреде экстремистских организаций, но и об ответственности, которая предусмотрена за участие в них.
Среди всех мер профилактики важнейшей видится контроль за поведением детей и подростков со стороны школы и семьи. Дети не должны оставаться вне внимания взрослых. Очень важны совместные мероприятия школы и семьи.
Школьные психологи должны активизировать свою работу по выявлению детей, склонных к участию в экстремистских организациях. Для этого необходимо проведение соответствующих тестирований и индивидуальных бесед с учащимися. Нужно, чтобы школа объединяла детей в общий коллектив, чтобы проводились общие праздники, полезные мероприятия. Одна из важных целей такой работы — преодоление кон-
фликта поколений [4, с. 19]. Очень хорошо, если дети будут участвовать в различных волонтерских движениях. Если человек помогает другим людям, он становится более открытым, лучше знает о проблемах общества, может составить реальное представление о людях разных возрастов и их проблемах.
Одна из главных задач для органов государственной власти, органов местного самоуправления, правозащитных и других общественных организаций — поддержание толерантности и межконфессионального диалога, которые призваны обеспечить согласие и гражданский мир. При решении данной задачи особое внимание нужно уделять совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы и использованию правовых рычагов, имеющихся у государства для предотвращения различных экстремистских и террористических проявлений, в особенности в молодежной среде, и адекватного реагирования на них.
Заключение
Поскольку молодежный экстремизм является опасным социальным явлением, задача современной школы — реализовать ряд мер, которые изменят ситуацию. Большую помощь могут оказать школе представители специальных ведомств. Также следует учитывать тот факт, что профилактика молодежного экстремизма является эффективной при организации социально значимой деятельности молодежи.
Литература
1. Бурба Е. С., Ковешников Г. В. Молодежный экстремизм. Причины роста и способы противодействия // Вестник современных исследований. 2018. № 6.1 (21). С. 183-186.
2. Гордеев Н. С. Экстремистская субкультура: проблемы интерпретации и криминологическое значение [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekstremistskayasubkultura-problemy-interpretatsii-i-kriminologicheskoe-znachenie С. 46-53 (дата обращения: 15.08.2019).
3. Имаков Т. З. Совершенствование системы противодействия экстремизму и терроризму как условие обеспечения национальной безопасности. М.: Юстиция, 2016. С. 46-58.
4. Канунникова Н. Г. Предупреждение экстремизма и терроризма // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 11-22.
5. Кужакова М. Г. Молодежный экстремизм в современной России // Интернаука. 2018. № 3. С. 31-32.
6. О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму: Указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 (ред. от 21.02.2019) // Собрание законодательства РФ. 2019. № 8. Ст. 764.
7. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. От 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 17. Ст. 2431.
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2019. С. 976.
9. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв.
Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/ security/State/document130 (дата обращения: 03.07.2019).
10. Черкесов С. Х. Молодежный экстремизм как фактор возникновения террористических угроз в обществе // Социально-политические науки. 2018. № 5. С. 12-15.
11. Backes U. Meaning and Forms of Political Extremism in Past and Present // Central European Political Studies Review. 2007. Vol. IX. Part 4. Р. 242-262.
12. Brustein W. I. The Nazi Movement // Encyclopedia of Social and Political Movements. New York: Institute of International Education, 2011. P. 125-133.
13. Eatwell R., Goodwin M. J. The new Extremism in 21-st Century Britain. Oxon: Routledge, 2010. P. 146-165.
14. Karapin R. The Politics of Immigration Control in Britain and Germany: Subnational Politicians and Social Movements // Comparative Politics. 1999. Vol. 31, No. 4. P. 400-423.
15. Wahl K. Development of xenophobia and aggression // International Journal and Applied Criminal Justice. 2002. Vol. 26, No. 2. P. 47-256.
ATTITUDE OF STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES TO YOUTH EXTREMISM
The article deals with the youth extremism from the point of view of its modern manifestations. The importance of the topic is justified in the introduction. It is marked that the extremism causes violence and cruelty, affects the upbringing of young people in a negative way and is used in armed conflicts. The purpose of the article considers the essence of the youth extremism as a dangerous phenomenon of the Russian reality. The methodological basis of the study includes theoretical observations, methods and principles of the system social analysis. As a result of the study it is determined that the extremism is a commitment of a certain type of people to extreme views and extreme forms of their expression. If the age criteria for the classification of this phenomenon are touched upon, then the youth extremism is usually highlighted. It is noted that the present young people don't treat the common culture, conventional in the society, as something worthy their attention. The emergence of extreme manifestations of the youth is affected by the problems in economy, the significant gap in financial and social spheres of different segments of people, corruption and criminal thinking of a lot of citizens. All these factors lead to the decrease in the authority of government institutions and the disrespectful attitude towards the country. One of the dangers of the extremist youth subculture is seen in the fact that it moves closer to the criminal subculture.
It is concluded that the school should unite children in a common team, hold general holidays and useful events. One of the important purposes of such work is to overcome the conflict of generations. In conclusion of the article, the author indicates that youth extremism is a dangerous social phenomenon, and accordingly, the prevention of youth extremism is effective in organizing socially significant activities of youth.
Keywords: extremism, subculture, globalization, upbringing, prevention measures.
References
• Backes U. Meaning and Forms of Political Extremism in Past and Present // Central European Political Studies Review. 2007. Vol. IX. Part 4. R. 242-262.
• Brustein W. I. The Nazi Movement // Encyclopedia of Social and Political Movements. New York: Institute of International Education, 2011. P. 125-133.
• Burba E. S., Koveshnikov G. V. Molodezhnyj ekstremizm. Prichiny rosta i sposoby protivodejstviya // Vestnik sovremennyh issledovanij. 2018. № 6.1 (21). S. 183-186. [In Rus].
• Cherkesov S. H. Molodezhnyj ekstremizm kak faktor vozniknoveniya terroristicheskih ugroz v ob-shchestve // Social'no-politicheskie nauki. 2018. № 5. S. 12-15. [In Rus].
• Eatwell R., Goodwin M. J. The new Extremism in 21-st Century Britain. Oxon: Routledge, 2010. P. 146-165.
• Gordeev N. S. Ekstremistskaya subkul'tura: problemy interpretacii i kriminologicheskoe znachenie [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ekstremistskayasubkultura-problemy-interpretatsii-i-kriminologicheskoe-znachenie S. 46-53 (data obrashcheniya: 15.08.2019). [In Rus].
• Imakov T. Z. Sovershenstvovanie sistemy protivodejstviya ekstremizmu i terrorizmu kak uslovie obe-specheniya nacional'noj bezopasnosti. M.: Yusticiya, 2016. S. 46-58. [In Rus].
• Kanunnikova N. G. Preduprezhdenie ekstremizma i terrorizma // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016. № 7-2. S. 11-22. [In Rus].
• Karapin R. The Politics of Immigration Control in Britain and Germany: Subnational Politicians and Social Movements // Comparative Politics. 1999. Vol. 31, No. 4. P. 400-423.
• Kuzhakova M. G. Molodezhnyj ekstremizm v sovremennoj Rossii // Internauka. 2018. № 3. S. 31-32. [In Rus].
• O merah po sovershenstvovaniyu gosudarstvennogo upravleniya v oblasti protivodejstviya terrorizmu: Ukaz Prezidenta RF ot 26.12.2015 № 664 (red. ot 21.02.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2019. № 8. St. 764. [In Rus].
• O protivodejstvii terrorizmu: Federal'nyj zakon ot 06.03.2006 № 35-FZ (red. Ot 18.04.2018) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. № 17. St. 2431. [In Rus].
• Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. M.: Mir i obrazovanie, 2019. S. 976. [In Rus].
• Strategiya protivodejstviya ekstremizmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 28.11.2014 № Pr-2753) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/State/document130 (data obrashcheniya: 03.07.2019). [In Rus].
• Wahl K. Development of xenophobia and aggression // International Journal and Applied Criminal Justice. 2002. Vol. 26, No. 2. P. 47-256.