Научная статья на тему 'Основные направления и особенности противодействия экстремизму в Крымском федеральном округе'

Основные направления и особенности противодействия экстремизму в Крымском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скребец Е. С.

Статья посвящена определению основных направлений и особенностей противодействия экстремизму в Крымском федеральном округе. Отражены некоторые региональные аспекты полуострова, специфика возникновения экстремистского поведения в Крыму. Определены причины и условия существования экстремизма. Рассмотрены проблемные вопросы распространения экстремизма и противодействия экстремистским действиям в Крымском федеральном округе, а также даны такие определения понятиям: профилактика экстремизма, выявление, пресечение, предупреждение экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления и особенности противодействия экстремизму в Крымском федеральном округе»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - Т. 1 (67). № 3. - С. 114-118.

УДК 343.9.022(1-924.71)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В КРЫМСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ

ОКРУГЕ

Скребец Е. С.

Крымский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел России

Статья посвящена определению основных направлений и особенностей противодействия экстремизму в Крымском федеральном округе. Отражены некоторые региональные аспекты полуострова, специфика возникновения экстремистского поведения в Крыму. Определены причины и условия существования экстремизма. Рассмотрены проблемные вопросы распространения экстремизма и противодействия экстремистским действиям в Крымском федеральном округе, а также даны такие определения понятиям: профилактика экстремизма, выявление, пресечение, предупреждение экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, профилактика экстремизма, государственная безопасность, приоритетные направления деятельности, правоохранительные органы.

Свободное и равноправное развитие граждан всех национальностей, проживающих в Крымском федеральном округе, содействие интеграции и адаптации ранее депортированных граждан в российское общество, удовлетворение национально-культурных потребностей национальных меньшинств является основной задачей, которую необходимо решать в сфере межнациональных отношений на основе действующего законодательства Российской Федерации и международного права.

Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходима система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие эффективной государственно-правовой политики, которая направлена на противодействие экстремизму.

Так, в 2014 году в состав Российской Федерации со специфическим географическим и геополитическим положением, многонациональным, этническим составом населения было включено два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Тем самым, увеличивая межконфессиональное пространство российского государства.

В период пребывания Республики Крым в составе Украины вопросы экстремистской направленности в законодательстве данного государства отображены не были. Таким образом, в Крыму открыто действовали экстремистские и террористические организации: «Хизб ут-Тахрир», «Ат-Такфир валь Хиджра», «ваххабиты», исповедующие радикальный ислам, которые являются запрещенными на территории Российской Федерации. Отличительной чертой этих организаций является отстаивание радикальными методами своих идеологических взглядов, что в подавляющем большинстве противоречит интересам цивилизованных государств [1].

Особенностью Крымского федерального округа является его географическое расположение, многонациональный народ, проживающий в нем, многорелигиоз-ность, курортная и туристическая составляющая. Постоянные миграционные процессы, происходящие в Крыму, дают возможность преступным элементам проникать на полуостров с целью подрыва нормальной, полноценной жизни населения. Особое влияние также оказывает непосредственное «соседство» Крымского полуострова с Украиной, где в регионах преобладает неспокойная обстановка, постоян-

114

ные призывы правительства Украины к возвращению Крыма любыми путями, попытки дестабилизации жизни полуострова. Как отметила А. А. Коноплева, причиной развития экстремистских настроений в республике является информационная война, которая ведется украинскими и западными СМИ, направленная на развитие паники и депрессивных настроений у крымчан относительно вхождения Крыма в состав Российской Федерации [2]. В связи с этим в регионе повышены угрозы распространения экстремистских настроений среди населения как на религиозной, национальной почве, так и политической, экономической и социальной. Исходя из вышеуказанного, безопасность Республики Крым является важной составляющей в обеспечении государственной целостности и безопасности Российской Федерации.

Таким образом, деятельность органов полиции, а также государственных служб, организаций и самого населения по противодействию экстремизму должны носить системный, целостный, комплексный и постоянный характер.

Особое внимание необходимо уделять межнациональным отношениям, которые должны находиться на уровне взаимоуважения и понимания.

Молодежь как основная составляющая нашего общества, находясь на стадии становления личности, обладая недостаточной психологической зрелостью и устойчивостью, ослаблением воспитательной работы как внутри семьи, так и со стороны образовательных организаций, а также негативным влиянием средств массовой информации и телекоммуникативной сети Интернет, является основным инструментом в осуществлении экстремистской деятельности.

В настоящее время перед правительством Российской Федерации и Крымского федерального округа стоит задача по нейтрализации и недопущению распространения действий экстремистского характера по территории России. В этом направлении в Республике Крым на региональном уровне созданы Народные дружины, которые оказывают содействие органам государственной власти, правоохранительным органам в предупреждении и пресечении правонарушений, охране и обеспечении общественного порядка, оказании противодействия проявлениям экстремизма и терроризма.

Общество постоянно развивается, тем самым указывает на необходимость постоянного изучения и анализа процессов, происходящих в нем. Развитие законодательства должно соответствовать развитию общества и общественных отношений.

Правовая система противодействия экстремизму, которой в своей деятельности руководствуются органы внутренних дел, включает в себя Конституцию Российской Федерации, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную Указом Президента РФ 28.11.2014 г., Пр - 2753, а также международные договоры и иные нормативно-правовые акты, направленные на противодействие экстремизму.

При этом Указом Главы Республики Крым был утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Республике Крым на 2015-2018 годы от 30.01.2015 № 26-У, целью которого является предупреждение радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, и недопущения их вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность [3]. Данный План является одним из основных нормативно-правовых актов в деятельности правоохранительных органов для осуществления противодействия экстремизму на территории Крымского федерального округа.

115

Согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц» [4].

- Приоритетным в деятельности органов внутренних дел, государственных органов, а также населения в борьбе с экстремизмом является грамотное осуществление профилактических мер. Именно от правильной их реализации зависит выявление, предупреждение и устранение действий экстремистского характера.

- Под профилактикой экстремизма понимается принятие и осуществление мер воспитательного и пропагандистского характера, направленного на предупреждение действий экстремистского характера.

- Выявление экстремистской деятельности представляет собой действия либо процессы, направленные на обнаружение участников осуществления экстремистских действий, а также непосредственную экстремистскую деятельность.

- Предупреждение экстремизма - это комплексная система мер социального, политического, экономического и правового характера, направленная на предотвращение и недопущение возникновения экстремизма, совершения действий экстремистского характера, а также последствий экстремизма.

- Пресечением экстремизма являются предусмотренные законом меры, направленные на прекращение действий экстремистского характера, а также недопущение негативных последствий.

Экстремизм является антисоциальным и антигосударственным явлением, которое требует комплексного и детального изучения. В своих проявлениях он давно вышел за пределы отдельных государств и составляет серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества, затрагивает интересы человека, общества и государства.

Одним из основных направлений противодействия экстремизму в Крымском федеральном округе, по нашему мнению, является:

1. Устойчивое развитие социального, экономического, политического и культурного развития региона.

2. Пропаганда и распространение взаимоуважения, взаимопонимания и толерантности.

3. Административно-правовое регулирование деятельности партий, учреждений и организаций.

4. Повышение качества и результативности деятельности полиции, направленной на противодействие экстремизму.

5. Повышение уровня эффективности профилактики экстремистских правонарушений. Особое внимание необходимо уделить профилактике экстремизма среди подростков и молодежи.

6. Предупреждение распространения идеологии экстремизма.

7.Выявление и устранение причин и условий возникновения и распространения экстремистской деятельности.

Как известно, экстремизм могут осуществлять люди различного социального положения, имеющие разную религиозную и национальную принадлежность, образование, воспитание, возраст, пол. Для практических органов стоит задача в выявлении признаков экстремистской деятельности на начальных этапах для быстрого

116

реагирования, недопущения развития процесса данной деятельности и негативных последствий.

Согласимся с мнением С. А. Буткевича и А. А. Коноплевой о том, что актуальным остается вопрос организации профессионального обучения работников центров противодействия экстремизму МВД по Республике Крым и УМВД России по г. Севастополю, личный состав которых преимущественно сформирован из специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью, подразделений уголовного розыска, координации деятельности органов внутренних дел в сфере межнациональных отношений ГУМВД Украины в Автономной Республике Крым и УМВД Украины в г. Севастополе [5].

Причинами и условиями экстремизма являются:

1. Политико-правовые причины: коррумпированность чиновников, ухудшение материально-технической базы.

2. Социально-экономические причины: рост социально-экономического неравенства, безработица.

3. Религиозные причины: распространение религиозного экстремизма, нетерпимость друг к другу между национальностями.

4. Психологические причины: потеря веры населения в возможность государства обеспечить безопасность граждан, чувство социальной незащищенности.

Главной задачей правительства на современном этапе развития общества является формирование таких общественных и государственных идей и настроений, которые объединяют граждан различного происхождения и национальностей, дают возможность реализовывать свои культурные, религиозные, социальные потребности, не затрагивая интересов других граждан и не нарушая законодательство Российской Федерации.

Целью экстремистских действий является психологическое давление на население, обращенное на подрыв авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан. Это может проявляться через средства массовой информации, во время проведения демонстраций, митингов, путем демонстрирования запрещенной атрибутики, символики, которые негативно воспринимаются населением.

Борьба правоохранительных и государственных органов с проявлениями экстремизма на сегодняшний день выходит на первый план, так как действия экстремистского характера несут не только тяжкие последствия, а зачастую и необратимые. Общие усилия государства и общества должны быть направлены на опережение, предупреждение экстремистской деятельности, выявление и пресечение, а также на устранение причин и условий существования данного антигосударственного и антиобщественного явления.

Для успешной борьбы с экстремистскими преступлениями необходимо:

- разработать тактику действий по опережению, предупреждению, выявлению, оперативному пресечению экстремистской деятельности;

- организовать эффективную взаимопомощь органов полиции с государственными органами, а также с населением;

- сформировать у населения неприятие к проявлениям действий экстремистского характера;

- создать детские, молодежные, спортивные организации, деятельность которых направлена на возрождение культуры народов, развитие разных видов спорта, патриотическое воспитание молодежи, развитие индивидуальных, культурных, физических способностей молодежи.

Перечисленные меры не являются исчерпывающими. Для наиболее эффективной профилактики и борьбы с экстремизмом необходимо комплексное использова-

117

ние мер и средств административно-правового характера, а также слаженные взаимодействия между государственными органами и населением.

Список литературы

1. Савочкин Д. С. Актуальные проблемы развития системы противодействия экстремизма в Украине // Научный вестник Днепропетровского государственного университета внутренних дел. - 2010. -№ 2 (48). - С. 200-206.

2. Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 08 октября 2015 г. - Электрон. дан. - Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), с.63-64.

3. Об утверждении Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Крым на 2015-2018 годы: указ Главы Республики Крым от 30 января 2015 г. № 26-У. - Симферополь, 2015. -17 с.

4. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. - № 30. - Ст. 3.

5.Буткевич С. А., Коноплева А. А. Распространение экстремизма в Республике Крым: проблемы противодействия и пути их решения // Вестник Казанского юридического института МВД России. -2015. - № 1 (19). - С. 81.

Skrebets E. The main directions and features of counteraction to extremism in the Crimean federal district // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2015. - Т. 1 (67). № 3. - Р. 114 - 118.

Article is devoted to definition of the main directions and features of counteraction to extremism in the Crimean federal district. Some regional aspects of the peninsula, specifics of emergence of extremist behavior in the Crimea are reflected. The reasons and conditions of existence of extremism are defined. Problematic issues of distribution of extremism and counteraction to extremist actions in the Crimean federal district are considered, and also such definitions are given to concepts: prevention of extremism, identification, suppression, prevention of extremism.

Keywords: extremism, prevention of extremism, state security, priority activities, law enforcement agencies.

Spisok literatury

1. Savochkin D. S. Aktual'nye problemy razvitija sistemy protivodejstvija jekstremizma v Ukraine // Nauchnyj vestnik Dnepropetrovskogo gosudarstvennogo universiteta vnutrennih del. - 2010. — № 2 (48). - S. 200 - 206.

2. Protivodejstvie jekstremizmu i terrorizmu v Krymskom fede- ral'nom okruge: problemy teorii i prakti-ki [Jelektronnyj re- surs] : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 08 oktjabrja 2015 g. -Jelektron. dan. - Simferopol': Krymskij filial Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, 2015. - 1 jelektron. opt. disk (CD-ROM)., s.63 - 64.

3. Ukaz Glavy Respubliki Krym ot 30 janvarja 2015 g. № 26-U «Ob utverzhdenii Kompleksnogo plana protivodejstvija ideologii terrorizma v Respublike Krym na 2015-2018 gody». - Simferopol', 2015. - 17 s.

4. O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti: federal'nyj zakon ot 25 ijulja 2002 g. № 114-FZ // So-branie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2002. - № 30. - St. 3.

5. Butkevich S.A., Konopleva A.A. Rasprostranenie jekstremizma v Respublike Krym: problemy protivodejstvija i puti ih reshenija // Vestnik Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2015. - № 1 (19). - S. 81.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.