Научная статья на тему 'Особенности противодействия экстремизму в Крыму'

Особенности противодействия экстремизму в Крыму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ / PUBLIC INSTIGATION / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTREMIST ACTIVITY / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / SOCIAL GROUP / КРИТЕРИИ ЭКСТРЕМИЗМА / CRITERIA FOR EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бугаев В.А., Гридасов К.Л.

В настоящее время экстремизм одна из главных угроз мировому порядку. Проблема распространения экстремизма особенно остро стоит перед Россией, историческая особенность которой заключается в проживании на ее территории разного по этническому и религиозному составу населения. В статье рассмотрены вопросы, связанные с нормативно-правовым закреплением ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности и возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства; дан анализ динамики роста преступлений экстремисткой направленности в Республике Крым и г. Севастополе в сравнении с общероссийскими статистическими данными; обозначены ключевые проблемы противодействия экстремисткой деятельности в следственной практике и предложены пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Especially countering extremism in Crimea

Currently, extremism is one of the main threats to the worldorder. The problem of the proliferation of extremism is especially acute in front of Russia, historical feature which is staying in its territory of varying ethnic and religious composition of the population. The article discusses issues related to regulatory pinning responsibility for public appeals to the implementation of the extremist activity and incitement to hatred or hostility, as well as a violation of human dignity; analysis of the growth of extremist crimes in Republic of Crimea and Sevastopol in comparison with all statistical data; highlight the key problem of counteraction of extremist activities in the investigative practice and suggest ways of overcoming them.

Текст научной работы на тему «Особенности противодействия экстремизму в Крыму»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 1. - С. 119-124.

УДК 343.351

ОСОБЕННОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

В КРЫМУ

Бугаев В. А., Гридасов К. Л.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В настоящее время экстремизм - одна из главных угроз мировому порядку. Проблема распространения экстремизма особенно остро стоит перед Россией, историческая особенность которой заключается в проживании на ее территории разного по этническому и религиозному составу населения. В статье рассмотрены вопросы, связанные с нормативно-правовым закреплением ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности и возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства; дан анализ динамики роста преступлений экстремисткой направленности в Республике Крым и г. Севастополе в сравнении с общероссийскими статистическими данными; обозначены ключевые проблемы противодействия экстремисткой деятельности в следственной практике и предложены пути их преодоления.

Ключевые слова: экстремизм, публичные призывы, экстремистская деятельность, социальная группа, критерии экстремизма.

Экстремизм угрожает не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни граждан России, государственности, а следовательно, и целостности многонациональной страны. Экстремизм является антисоциальным и антигосударственным явлением, которое требует комплексного и детального изучения. В своих проявлениях он давно вышел за пределы отдельных государств, составляет серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества и затрагивает интересы человека, общества и государства.

18 марта 2014 года является Днем воссоединения Крыма с Россией. Этому событию предшествовал масштабный общественно-политический крымский кризис. Начало этого кризиса положили протесты местного, в основной массе русскоязычного, населения против экстремистских действий бывшей оппозиции, пришедшей к власти на Украине в результате событий февраля 2014 года.

Экстремизм - это приверженность к определенной системе взглядов и идей, которая основана на нетерпимости к основополагающим принципам конституционного строя Российской Федерации и охраняемым государством демократическим правам и свободам человека и гражданина характеризуется внутренней готовностью к активной деятельности, направленной на претворение в действительность таких воззрений уголовно наказуемыми способами [1].

Сторонники экстремизма - носители крайних взглядов и мер. В основе их идеологии - стремление умалить права и свободы граждан и общественных объединений, что противоречит принципам международного права и Конституции Российской Федерации. Впервые понятие «экстремизм» появилось в российском

119

праве в качестве юридического термина в связи с подписанием и ратификацией Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1. Конвенции, экстремизм определяется как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них».

Поскольку опасность экстремизма и необходимость борьбы с ним вышла на международный уровень, то представляет интерес исследование вопросов противодействия ему на региональном уровне в Республике Крым. Противодействие любому виду преступности включает несколько важных направлений: экономическое, организационное, нормативно-правовое, воспитательное и т. п. В данной статье нас интересуют, прежде всего, нормативно-правовые и организационные аспекты противодействия экстремизму.

Правовая система противодействия экстремизму включает в себя Конституцию Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденную Указом Президента РФ 28.11.2014 г., а также международные договоры и иные нормативно-правовые акты, направленные на противодействие экстремизму.

Указом Главы Республики Крым был утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Республике Крым на 2015-2018 годы от 30.01.2015 № 26-У, целью которого является предупреждение радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, и недопущение их вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность. Данный План является одним из основных нормативно-правовых актов в деятельности правоохранительных органов для осуществления противодействия экстремизму на территории Крыма [2].

«Антиэкстремистские» нормы уголовного закона устанавливают ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) и организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ) [3].

В настоящее время перед правительством Российской Федерации и Республики Крым стоит задача по нейтрализации и недопущению распространения действий экстремистского характера по территории России. В этом направлении в Крыму на региональном уровне структуры Народной самообороны оказывают содействие органам государственной власти, правоохранительным органам в предупреждении и пресечении правонарушений, охране и обеспечении общественного порядка, оказании противодействия проявлениям экстремизма и терроризма. Общество постоянно развивается, тем самым указывает на необходимость постоянного

120

изучения и анализа процессов, происходящих в нем. Развитие законодательства должно соответствовать развитию общества и общественных отношений.

Особенностью Крымского региона является его географическое расположение, многонациональный народ, его многорелигиозность, курортная и туристическая составляющие. Постоянные миграционные процессы, происходящие в Крыму, дают возможность преступным элементам проникать на полуостров с целью подрыва нормальной, полноценной жизни населения. Особое влияние также оказывает непосредственное «соседство» Крымского полуострова с Украиной, где в регионах преобладает неспокойная обстановка, постоянные призывы правительства Украины к возвращению Крыма любыми путями, попытки дестабилизации жизни полуострова. Помимо обычных полицейских в поимке злоумышленников и охране общественного порядка участвовали бойцы «Беркута», сотрудники Госавтоинспекции и ОМОНа [4].

Как видно из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина в штаб-квартире ФСБ на заседании коллегии 7 апреля 2014 г., сотрудники Федеральной службы безопасности должны не допустить в России такой ситуации, как в Украине. Президент приказал уделить особое внимание при формировании подразделений ФСБ в новых субъектах федерации - Крыму и Севастополе, поскольку именно на сотрудников службы возложена задача противостояния допуску криминальных элементов, радикалов и экстремистов в административные подразделения руководства полуострова.

По мнению президента, экстремистские группировки пытаются активизировать свою деятельность на Северном Кавказе, в Поволжье, в Центральной России и в других регионах. Террористическое подполье в России еще способно совершать крупные теракты. Поэтому борьба с терроризмом и экстремизмом остается главным направлением работы ФСБ. При этом президент подчеркнул, что надо уметь отличать экстремистов от просто оппозиционеров. Среди других основных задач Федеральной службы безопасности на ближайшее время Владимир Путин выделил ведение контрразведывательной работы.

Важным мероприятием по противодействию экстремистской деятельности на уровне муниципальных образований является разработка и принятие постановления об утверждении плана комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму.

По данным Прокуратуры Республики Крым, за 2016 год поступило 13 сообщений о преступлениях экстремистской направленности. Только по 3 сообщениям принято решение о возбуждении уголовного дела, 2 сообщения находятся на рассмотрении. Всего за период 2015-2016 годов возбуждено 6 уголовных дел, 2 из которых направлены в суд и по ним уже вынесены обвинительные приговоры, 3 находятся в производстве, по 1 производство предварительного следствия приостановлено за розыском обвиняемого [5]. По данным Портала статистики Генпрокуратуры РФ, прирост преступлений экстремистской направленности в Республике Крым за январь - июнь 2016 года составил 150 % (в Саратовской области - 600 %, в Брянской - 400 %), а количество выявленных лиц, совершивших преступления экстремисткой направленности, возросло на 100 процентов. Самыми распространенными

121

преступлениями является «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ) [6].

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. № 988 [7], в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия следственных и оперативных подразделений по осуществлению комплексного подхода к организации работы по противодействию экстремизму Главным следственным управлением по Республике Крым в августе 2014 года создана межведомственная контрольно-аналитическая группа, в состав которой вошли представители УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю, МВД по Республике Крым. Кроме того, осуществляется работа по ежедневному мониторингу ведущих СМИ в регионе, в том числе проводится анализ публикаций в печатных СМИ, основных интернет-порталов и сайтов с целью установления фактов распространения идеологии экстремизма, выявления материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления, а также на систематической основе на официальном сайте управления размещается информация о возбуждении и о результатах расследования уголовных дел указанной категории.

По наблюдению силовиков и экспертов, экстремисты отошли от силовых акций, пропагандируют свои идеи и вербуют новых сторонников через социальные сети. Наиболее активными сетевыми экстремистами сейчас являются украинские националисты. В 2014-2017 годах в разных регионах страны оперативники выявили и пресекли деятельность многих десятков особо опасных националистических группировок, на счету которых были различные тяжкие преступления по экстремистским мотивам.

Важным признаком является противоправность экстремизма. Деятельность экстремистских организаций запрещена законом. Также экстремизм характеризуется определенной идеологической направленностью. Это означает, что экстремисты, помимо отрицания чужих взглядов, пытаются апеллировать к каким-либо известным идеологическим или религиозным учениям, претендуют на свое «истинное» или «углубленное» толкование того или иного учения (религиозного, политического и т. д.).

Одной из проблем, влияющих на эффективность расследования уголовных дел экстремисткой направленности, является отсутствие законодательно установленных критериев, по которым те или иные материалы могут быть признаны материалами экстремистского содержания. Их закрепление позволило бы устранить необоснованные ограничения свободы граждан, и борьба с экстремизмом в России перестала бы восприниматься как инструмент подавления инакомыслия. Пока же органам следствия и суда приходится ориентироваться исключительно на заключения экспертов.

Основной проблемой Крымского региона являются сложности, возникающие при проведении отдельных судебных экспертиз, в связи с нехваткой соответствующих высококвалифицированных и опытных специалистов либо оборудования. Поэтому объекты экспертных исследований приходится направлять в экспертные учреждения других субъектов России либо в федеральные экспертные учреждения в Москве, что обусловливает увеличение сроков проведения экспертиз.

122

Выходом из данного положения может служить развитие экспертных учреждений в субъектах Российской Федерации, в том числе переквалификация специалистов, приобретение необходимого экспертного оборудования, а также развитие собственной экспертной службы Следственного комитета.

Актуальным остается вопрос организации профессионального обучения работников центров противодействия экстремизму МВД по Республике Крым и УМВД России по г. Севастополю, личный состав которых преимущественно сформирован из специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью, подразделений уголовного розыска.

Поэтому, как представляется, основными направлениями противодействия экстремизму в Республике Крым являются:

1. Устойчивое развитие социального, экономического, политического и культурного развития региона.

2. Пропаганда и распространение взаимоуважения, взаимопонимания и толерантности.

3. Административно-правовое регулирование деятельности партий, учреждений и организаций.

4. Повышение качества и результативности деятельности полиции, направленной на противодействие экстремизму.

5. Повышение уровня эффективности профилактики экстремистских правонарушений. Особое внимание необходимо уделить профилактике экстремизма среди подростков и молодежи.

6. Предупреждение распространения идеологии экстремизма.

7. Выявление и устранение причин и условий возникновения и распространения экстремистской деятельности.

Подводя итог изложенному, следует сделать вывод, что экстремизм для России как многонационального и многоконфессионального государства представляет серьезную опасность, противодействие ему является актуальной проблемой общества и государства. На территории Республики Крым необходимость активного противодействия экстремизму связана еще и с внешними факторами его стимулирования со стороны украинских националистических структур и специальных служб.

Список литературы

1. Сергун Е. П. Экстремизм в российском уголовном праве: Тамбов, 2009. 235 с. // URL: http://www.disserr.com/contents/373248.html (дата обращения 3.09.2017).

2. Об утверждении Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Крым на 2015-2018 годы: указ Главы Республики Крым от 30 января 2015 г. № 26-У. - Симферополь, 2015. - 17 с.

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63 - ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации.1996 .N 25, ст. 2954.

4. Буткевич С. А., Коноплева А. А. Распространение экстремизма в Республике Крым: проблемы противодействия и пути их решения // Вестник Казанского юридического института МВД России. -2015. - № 1 (19). - С. 81.

5. В прокуратуре Республики Крым прошло заседание межведомственной рабочей группы. URL: http://procrf.ru/news/306184-vprokurature-respubliki-kryim.html. (дата обращения 3.09.2017).

6. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/22 (дата обращения 3.09.2017).

123

7. О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 26 июля 2011 г. N 988 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. №o 31, ст. 4705.

Bugaev V. A., Gridasov K l. Especially countering extremism in Crimea // Scientific notes of V. I. Vemadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 3 (69). № 1. - Р. 119-124.

Currently, extremism is one of the main threats to the worldorder. The problem of the proliferation of extremism is especially acute in front of Russia, historical feature which is staying in its territory of varying ethnic and religious composition of the population. The article discusses issues related to regulatory pinning responsibility for public appeals to the implementation of the extremist activity and incitement to hatred or hostility, as well as a violation of human dignity; analysis of the growth of extremist crimes in Republic of Crimea and Sevastopol in comparison with all statistical data; highlight the key problem of counteraction of extremist activities in the investigative practice and suggest ways of overcoming them.

Keywords: extremism, public instigation, extremist activity, social group, criteria for extremism.

Spisok literaturyi

1. Sergun E. P. Ekstremizm v rossiyskom ugolovnom prave: Tambov, 2009. 235 s. // URL: http://www. disserr. com/contents/373248.html

2. Ob utverzhdenii Kompleksnogo plana protivodeystviya ideologii terrorizma v Respublike Kryim na 2015-2018 godyi: ukaz Glavyi Respubliki Kryim ot 30 yanvarya 2015 g. № 26-U. - Simferopol, 2015. - 17 s.

3. Ugolovnyiy kodeks RF ot 13 iyunya 1996 g. № 63 - FZ // Sobr. Zakonodatelstva Ros. Federatsii.1996 .N 25, st. 2954.

4. Butkevich S. A., Konopleva A. A. Rasprostranenie ekstremizma v Respublike Kryim: problemyi protivodeystviya i puti ih resheniya // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2015. - № 1 (19). - S. 81.

5. V prokurature Respubliki Kryim proshlo zasedanie mezhvedomstvennoy rabochey gruppyi. URL: http://procrf.ru/news/306184-vprokurature-respubliki-kryim.html.

6. Generalnaya prokuratura Rossiyskoy Federatsii. Portal pravovoy statistiki. URL: http://crimestat.ru/22 7. O Mezhvedomstvennoy komissii po protivodeystviyu ekstremizmu v Rossiyskoy Federatsii: ukaz

Prezidenta Ros. Federatsii ot 26 iyulya 2011g. N 988 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. 2011.No 31, st. 4705.

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.