УДК 343.34
С.А. Буткевич А.А. Коноплёва
распространение экстремизма в республике крым: проблемы противодействия и пути их решения
В статье рассмотрены проблемные вопросы распространения экстремизма и противодействия экстремистской деятельности в Республике Крым. Особое внимание уделено историческим, политическим и социокультурным предпосылкам возникновения данной проблематики и деятельности органов государственной власти по ее решению. Разработаны предложения и рекомендации по противодействию различным проявлениям экстремизма с учетом этноде-мографической специфики Крымского федерального округа.
Ключевые слова: безопасность, ответственность, проблемы, противодействие экстремизму, распространение, экстремистская деятельность.
Проблемы противодействия экстремизму, в частности распространению идей, отличных от сложившихся правовых и других норм социального поведения, которые основываются на социальной, расовой, национальной, этнической, языковой и религиозной нетерпимости, розни и ненависти, обесценивании человеческой жизни, или же действия, угрожающие последней, являются актуальными вопросами в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека, законных интересов общества и государства, а также сохранения гармоничных социальных отношений. В таких условиях Россия и субъекты федерации не могут и не должны стоять в стороне от этой проблемы, поскольку волна экстремистской деятельности уже охватила большинство стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Актуальная этнодемографическая ситуация на Крымском полуострове характеризуется значительным этническим и конфессиональным разнообразием. Республика Крым как демократическое правовое образование в составе Российской Федерации - один из субъектов федерации, где в силу исторических причин в составе населения присут-
ствуют более 40% национальных образований (украинцы, крымские татары, белорусы, татары, армяне, евреи, поляки, молдаване, азербайджанцы, узбеки, корейцы, греки, немцы, цыгане, болгары и др.). Именно поэтому обеспечение на основе федерального законодательства и принципов международного права свободного и равноправного развития граждан всех вероисповеданий и национальностей, проживающих в Республике Крым, содействие адаптации и интеграции в общество ранее депортированных граждан, удовлетворение национально-культурных потребностей полиэтнического населения - основные задания, которые необходимо решать органам государственной власти и местного самоуправления для нормализации межконфессиональных и межнациональных отношений в Крымском федеральном округе.
Проблемам профилактики и противодействия экстремистской деятельности в России посвящены научные исследования Н.Б. Бааль, И.В. Вехова, Р.Н. Гетца, В.В. Гурско-го, П.А. Данилова, О.Е. Кубякина, А.В. Кузьмина, Е.П. Олифиренко, Э.А. Паина, С.Е. Пролетенковой, С.Н. Фридинского и др. Тем не менее, вопросы противодействия экстре-
мизму на Крымском полуострове остаются без надлежащего освещения в научной литературе, что, прежде всего, связано с недавним принятием Республики Крым в состав Российской Федерации и завершением переходного периода. Указанные обстоятельства обусловили необходимость проведения данного исследования, актуальность и своевременность затронутой проблематики.
Таким образом, цель научной разведки состоит в анализе специфики проблем противодействия распространению экстремизма в Республике Крым. Достижение цели предполагает решение следующих задач: во-первых, установление причин и предпосылок возникновения и распространения экстремизма на Крымском полуострове; во-вторых, исследование правовых основ противодействия экстремизму в Республике Крым; в-третьих, изучение экстремизма как социально-политического явления.
США, Россия, Франция, Великобритания, Израиль, Сирия и другие страны на собственном горьком опыте террористических актов, организованных на их территории, знают, что такое экстремизм, который прикрывается защитой прав религиозно-национальных группировок, исповедующих радикальный ислам. Д.С. Савочкин, анализируя проблемы экстремизма и терроризма на Украине, отмечает, что существующие пробелы в законодательстве представляют угрозу национальной безопасности государства (в том числе и для общественной безопасности Автономной Республики Крым и г. Севастополя до марта 2014 г.). В частности, наибольшими угрозами являются стремительно распространяющиеся идеи ваххабизма, а также активность религиозно-экстремистских организаций «Аль-Джа-маа Аль-Исламия» («Исламская община»), «Аль-Ихван аль-Муслимун» («Братья-мусульмане»), «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Исламская Партия освобождения»), «Ат Такфир валь-Хиджра» («Обвинение в неверии и уход»), «Такфир Джамаат», Организации благотворительных исламских проектов (хабашиты), мусульманского движения «Нурджулар», хафизов («учащие наизусть», «охранители») и др. [1, с. 201-203]. При этом деятельность представителей перечислен-
ных деструктивных течений основывается на принципах, согласно которым каждый человек, не присоединившийся к ним, является их смертельным врагом, которого необходимо уничтожить. На современном историческом этапе развития региона указанные движения тесно взаимодействуют друг с другом и, по сути, выступают как единая сила.
Безусловно, эпидемическое распространение на Украине проявлений экстремизма, неофашизма и неонацизма, начавшееся в конце 2013 г. и продолжающееся до сих пор, не могло не коснуться и Крымского полуострова. Такая деятельность была направлена на насильственный захват власти, незаконное вмешательство в деятельность органов публичной администрации, посягательства на основы национальной безопасности и конституционного строя, нарушение основополагающих прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также искажение трактовок исторических событий, сопровождающихся открытыми призывами к дискриминации по этническому признаку и деяниям экстремистской направленности. Как следствие, происходит отрицание правовых и других общепринятых норм и правил социального поведения, что априори несовместимо с основами демократического и правового государства, а также противоречит общепризнанным принципам международного права.
По мнению Е.О. Кубякина, одним из детерминантов возникновения экстремизма в России (прежде всего праворадикального толка) является война в Чечне, которая стала причиной неприятия представителей «коренных кавказских этносов», которые воспринимаются россиянами «в образе жестоких исламских фундаменталистов-фанатиков - врагов христианского населения» [2, с. 274]. Опираясь на идеи указанного исследователя, можно сделать вывод, что радикальные настроения по отношению к русскоязычному населению Украины, обусловленные гражданской войной на юго-востоке страны и прозападной политикой Киева, скорее всего, повлекут аналогичные последствия. В частности, объектами экстремистской деятельности могут стать этнические русские Украины.
Что касается правовых основ противодействия экстремизму в Республике Крым, следует указать, что в период ее пребывания в составе Украины законодательное обеспечение соответствующей деятельности органов государственной власти вообще отсутствовало. Несмотря на неоднократные попытки отдельных украинских парламентариев определить на уровне закона ключевые понятия, принципы, основные задания и функции, формы и методы деятельности уполномоченных субъектов в этой сфере, а также ответственность юридических и физических лиц за экстремистскую деятельность, их инициативы так и остались на стадии законопроектов.
Так, в июне 2002 г. был разработан проект закона Украины «О противодействии политическому экстремизму», цель принятия которого состояла в недопущении применения насилия для достижения политических целей, защите конституционного строя от попыток его насильственного изменения, охране конституционных прав человека и гражданина от нарушений, совершаемых по политическим мотивам, предупреждении насильственного захвата или удержания власти, защите суверенитета и территориальной целостности страны. При этом планировалось, что противодействие этому виду экстремизма будет осуществляться путем предупреждения, выявления и пресечения проявлений политического экстремизма в деятельности объединений граждан, средств массовой информации, других организаций в процессе их государственной регистрации, осуществления контроля и надзора за их деятельностью, прекращения их деятельности в установленном порядке; запрета экстремистских объединений граждан в предусмотренных законом случаях; пресечения проявлений политического экстремизма в деятельности других организаций, в том числе их ликвидации в установленном порядке; предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, имеющих признаки проявлений политического экстремизма, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности [3].
В альтернативном законопроекте экстремизм определялся как деятельность физического и/или юридического лица, и/или объединения граждан либо их публичные призывы и/или подстрекательство, которые направлены на насильственный захват или удержание власти либо незаконное вмешательство в деятельность органов власти, посягательство на основы конституционного строя и национальной безопасности, нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина и являются следствием отрицания правовых норм или других правил поведения (социальных норм). А под противодействием экстремизму предлагалось понимать деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, юридических и физических лиц, направленную на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение целостности и национальной безопасности государства, выявление и ликвидацию причин и условий, способствующих проявлениям экстремизма, а также на предупреждение, выявление, прекращение экстремистской деятельности и ликвидацию ее последствий. При этом основными направлениями такой деятельности должны были стать: пропаганда и распространение толерантности, взаимоуважения и взаимопонимания; предупреждение распространения идеологии экстремизма и осуществления экстремистской деятельности, в том числе выявление и дальнейшее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению и распространению; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности физических и юридических лиц, объединений граждан; привлечение к ответственности виновных в экстремистской деятельности физических и юридических лиц, объединений граждан [4].
Что касается ответственности за экстремистскую деятельность, то, например, в октябре 2009 г. парламентарии Украины выступали с инициативой о введении административной ответственности за изготовление, хранение с целью сбыта или распространение информации и материалов, содержащих идеи экстремизма и фундаментализма, а также
уголовной - за экстремистскую, фундаменталистскую и другую запрещенную деятельность, угрожающую общественному порядку и общественной безопасности [5]. Этот законопроект был разработан с целью нейтрализации общественно опасной деятельности религиозно-политических группировок, уменьшения количества преступлений, совершаемых на религиозной почве, снятия социального напряжения в обществе, прежде всего в Автономной Республике Крым.
И только в январе 2014 г., в связи с обострением социально-политической обстановки в стране, Уголовный кодекс Украины был дополнен ст. 110.1 «Экстремистская деятельность», которая предусматривала ответственность за изготовление, хранение с целью сбыта или распространение, а также сбыт или распространение экстремистских материалов, в том числе через средства массовой информации, сеть Интернет, социальные интернет-сети, использование или демонстрацию экстремистских материалов перед массовым скоплением людей, в том числе на собраниях, митингах, во время уличных шествий, демонстраций, публичные высказывания или призывы экстремистского характера, а также финансирование таких действий или иное содействие их организации либо реализации, в том числе путем предоставления информационных услуг, денежных средств, недвижимости, учебной, полиграфической или материально-технической базы, телефонного, факсимильного или других видов связи, при отсутствии признаков более тяжкого преступления [6]. Но в этом же месяце под давлением радикально настроенных националистических и экстремистских группировок указанные дополнения в украинский уголовный закон были отменены.
Считаем, что введение уголовной ответственности за экстремистскую деятельность было связано с обострением социально-политического и финансового кризиса на Украине. События, связанные с протест-ными акциями, использовались определенными внутренними и внешними силами для дестабилизации жизнедеятельности общества и функционирования органов государственной власти в своих целях. Не-
редкими были групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки, факты хулиганства, проявления вандализма и терроризма, вмешательство в работу правоохранительных и других государственных органов, захват административных зданий органов государственной власти и т.п. Несмотря на то, что принятие данного законодательного акта уже было агонией высшего руководства страны, не согласимся с А.А. Кашкаровым в том, что введение нормы, устанавливающей уголовную ответственность за создание и распространение экстремистских материалов, было несвоевременным и научно не обоснованным [7, с. 126]. Наша позиция связана с тем, что в последние годы на Крымском полуострове активно распространялась идеология организаций экстремистской направленности, деятельность большинства из которых запрещена на территории России.
По информации правоохранительных органов, в крымских горах и лесах представители таких течений строили тренировочные лагеря, оборудовали укрытия, схроны оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и литературы экстремистского толка, отрабатывали стратегию и тактику ведения партизанской войны, приемы и способы осуществления террористическо-диверсионной деятельности и т.п. Кроме того, перманентная несанкционированная общественно-политическая активность крымско-татарских лидеров оказывала существенное деструктивное влияние на дальнейшее усложнение оперативной обстановки, вызывала эскалацию межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе. А существенный вклад в возрождение идей фундаментального («чистого») ислама на территории Крымского полуострова вносили исламские организации Турции, Саудовской Аравии, Кувейта, Пакистана, Ирана и др., которые влияли на религиозную жизнь крымских мусульман путем обучения основам ислама, в том числе в начальных школах по изучению ислама (медресе), строительства мечетей, оказания благотворительной помощи, создания подконтрольных мусульманских общин (прежде всего в городах Симферополь и Судак, Бахчисарай-
ском, Кировском, Нижнегорском, Симферопольском, Советском и других районах).
Именно поэтому в проекте закона Республики Крым «О свободе совести, религиозных объединениях и недопущении религиозного экстремизма» учитывается опасность политизации деятельности религиозных объединений, проявлений религиозного экстремизма, а также акцентируется внимание на недопущении последнего и его преследовании [8]. Помимо этого, планируется, что противодействие религиозному экстремизму будет осуществляться путем: принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению; выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Соответственно, мероприятия по профилактике правонарушений в Республике Крым на 2014-2016 гг. включают: обеспечение накопления, учета, обобщения и взаимного обмена информацией об участниках террористических организаций, отдельных лицах, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, а также деятельности экстремистских партий, религиозных течений, сект (п. 29); создание единой информационной системы учета потенциальных угроз и объектов, которые могут привести к совершению преступлений террористической направленности; реализацию комплекса организационно-практических мероприятий, направленных на недопущение экстремистских и террористических проявлений (п. 30); организацию и проведение мероприятий по отработке методики предотвращения угроз экстремистских и террористических проявлений путем проведения командно-штабных и тактико-специальных учений по антитеррористической тематике (п. 31) [9]. Также с марта 2014 г. на территории Республики Крым запрещена деятельность политических партий и общественных организаций профашистского и неонацистского толка, в том числе ВО «Свобода», организации
«Правый сектор» и входящих в нее структурных образований - ВО «Тризуб» имени Степана Бандеры, Украинской Национальной Ассамблеи - Украинской Народной Самообороны (УНА-УНСО), СНА «Патрют Укра'ши», «Карпатська Оч», «Братство» Д. Корчинского - как несущих угрозу для жизни и безопасности крымчан [10].
Сегодня органы государственной власти Республики Крым в своей деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности России (в пределах компетенции) руководствуются Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [11]. Считаем, что в целом данный нормативный правовой акт может выступать гарантией безопасности граждан, общества и государства от реальных и потенциальных угроз в этом секторе их жизнедеятельности. Однако статью 2 этого Закона целесообразно дополнить такими принципами, как: верховенство права; системность и комплексность использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и других мер противодействия экстремизму. Это должно исключить (минимизировать) предпосылки для незаконного ограничения или нарушения прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества в деятельности уполномоченных субъектов при противодействии экстремистской деятельности.
Вместе с тем важным шагом в этом направлении стал Указ Главы Республики Крым «Об утверждении Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Крым на 2015-2018 годы» от 30.01.2015 № 26-У [12]. Цель реализации данного плана - предупреждение радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, и недопущение их вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность. Для этого запланировано проведение мероприятий по установлению распространителей террористической, экстремистской идеологии и сведений, дискредитирующих Российскую Федерацию; разработке и внедрению мер защиты ин-
тернет-пространства Республики Крым от проникновения террористических и экстремистских материалов, деструктивной информации, инструкций по изготовлению взрывных устройств, призывов к совершению террористических актов; выявлению и блокированию интернет-сайтов, содержащих террористические и экстремистские материалы; разработке программы подготовки (повышения квалификации) государственных и муниципальных служащих для работы в сфере патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии терроризма и экстремизма и т.п.
Благодаря согласованным действиям правоохранительных органов Республики Крым, только в 2014 г. по выявленным фактам экстремистских проявлений возбуждено и расследовалось 12 уголовных дел; районными прокурорами за нарушения, связанные с отсутствием на школьных и библиотечных компьютерах Интернет-фильтров, блокирующих доступ к ресурсам, содержащим материалы экстремистской и иной негативной направленности, внесено 36 представлений [13]. Мы согласны с М.М. Смолиной, которая утверждает, что остается актуальной и проблема повышения уровня террористических угроз, связанных с экстремизмом, политизацией проблематики межнациональных и этноконфессиональ-ных отношений, распространением гражданской нетерпимости и противостоянием, прежде всего в контексте общественно-политических отношений, а также негативным влиянием иностранных террористических и религиозно-экстремистских организаций [14, с. 45]. Поэтому для поддержания стабильности в Республике Крым требуется принятие дополнительных мер, в частности по совершенствованию миграционной политики, обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), ограничению доступа к экстремистским ресурсам и др. Также актуальным остается вопрос организации профессионального обучения работников центров противодействия экстремизму МВД по Республике Крым и УМВД России по г. Севастополю, личный состав которых преимущественно сформирован из специальных подразделений по
борьбе с организованной преступностью, подразделений уголовного розыска, координации деятельности органов внутренних дел в сфере межнациональных отношений ГУМВД Украины в Автономной Республике Крым и УМВД Украины в г. Севастополе.
На наш взгляд, значительно усугубляют ситуацию в этой сфере отношения между населением Республики Крым и гражданами Украины, подверженных негативному влиянию ряда зарубежных и украинских средств массовой информации. Политика двойных стандартов, несоблюдение принципов объективности, непредвзятости и беспристрастности журналистов в освещении фактов и событий, их политическая ангажированность приводят к постепенному разжиганию экстремизма на межнациональной и межкультурной почвах. Такие действия становятся основой для развития ненависти между народами и почвой для агрессии по отношению к носителям русской культуры. При этом происходит динамичное культивирование экстремистских идей, находящих воплощение в притеснениях по национальному и культурному признакам.
Следовательно, экстремизм обоснованно называют глобальной проблемой человечества, решение которой невозможно без когерентных действий со стороны мирового сообщества. Однако противостоять вызовам экстремистской идеологии и основанной на ней деятельности невозможно без создания надлежащей нормативно-правовой базы, позволяющей предупреждать зарождение деструктивных явлений. В свою очередь, анализируя причины появления экстремизма в Республике Крым, следует отметить, что наиболее распространенными на сегодняшний день являются экономический, религиозный, этнический, исторический, психологический, социальный и политический факторы. В частности, приверженность к крайним взглядам обусловлена борьбой за экономическое и политическое доминирование.
Исходя из того, что на данном этапе исторического развития в Республике Крым существует целый комплекс факторов, способных стать основой для экстремистских проявлений, процесс их предупреждения должен носить комплексный, системный и
последовательный характер. А противодействие радикально направленным течениям должно основываться как на теоретическом осмыслении сути экстремизма и смежных с ним проблем, так и внедрении передового опыта других субъектов федерации, а также зарубежных стран в деятельность уполномоченных органов.
Учитывая изложенное выше, а также необходимость дальнейшего научного мониторинга данной проблематики, в 2015 г. при поддержке Государственного совета Республики Крым профессорско-преподавательским составом Крымского филиала Краснодарского университета МВД России будет реализован проект «Профилактика и урегулирование межэтнических и межкультурных конфликтов в рамках предупреждения развития экстремизма и терроризма в Республике Крым» [15]. Его цель - комплексное изучение проблем терроризма и экстремизма на Крымском полуострове, возникающих на почве межкультурных конфликтов, а результатами исследования
станут данные, полученные в итоге осмысления сути межкультурных, межэтнических конфликтов, явлений экстремизма и терроризма, а также проведения исследования социологического и психологического аспектов причин их возникновения. В итоге планируется разработка методики урегулирования и профилактики экстремизма и терроризма, основывающихся на почве межэтнических и межкультурных конфликтов с учетом поликультурной специфики Крымского федерального округа. По нашему мнению, подобные исследования способны не только обратить внимание общественности и органов государственной власти на вероятность возникновения и развития экстремизма в Республике Крым, но и повысить эффективность и результативность деятельности правоохранительных органов в сфере недопущения дальнейшего распространения этих деструктивных социально-политических процессов, представляющих реальную угрозу национальной безопасности.
литература
1. Савочкин Д. С. Актуальные проблемы развития системы противодействия экстремизма в Украине // Научный вестник Днепропетровского государственного университета внутренних дел. - 2010. - № 2 (48). - С. 200-206.
2. Кубякин Е. О. Социальные и социокультурные основы молодежного экстремизма в современной России // Общество и право. - 2011. - № 1 (33). - С. 273-276.
3. О противодействии политическому экстремизму: проект закона Украины от 3 июня 2002 г. URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=12411 (дата обращения: 04.02.2015).
4. О противодействии экстремизму: проект закона Украины от 2 декабря 2013 г. URL: http:// w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=49227 (дата обращения: 04.02.2015).
5. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по противодействию экстремизму: проект закона Украины от 26 октября 2009 г. URL: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/ zweb2/webproc4_1?pf3511=36405 (дата обращения: 05.02.2015).
6. О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы по дополнительным мерам защиты безопасности граждан : закон Украины от 16 января 2014 г. № 721-VII // Голос Украины. - 2014. - № 10.
7. Кашкаров А. А. Психолого-правовая характеристика экстремизма как преступления против национальной безопасности и государственной власти // Проблемы служебно-боевой деятельности органов внутренних дел Украины : материалы науч.-практ. семинара (Симферополь, 14 марта 2014 г.). - Симферополь : КФ ОГУВД, 2014. - С. 124-126.
8. О свободе совести, религиозных объединениях и недопущении религиозного экстремизма : проект закона Республики Крым. - Симферополь, 2015. - 19 с.
9. О Программе обеспечения общественной безопасности в Автономной Республике Крым на 2014-2016 годы : постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 25 де-
кабря 2013 г. № 1541-6/13 // Сборник нормативно-правовых актов Автономной Республики Крым. - 2014. - № 12, ст. 1061.
10. О противодействии распространению экстремизма в Автономной Республике Крым : решение Верховной Рады Автономной Республики Крым от 11 марта 2014 г. № 1740-6/14. - Симферополь, 2014. - 2 с.
11. О противодействии экстремистской деятельности : Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30, ст. 3031.
12. Об утверждении Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Крым на 2015-2018 годы : указ Главы Республики Крым от 30 января 2015 г. № 26-У. - Симферополь, 2015. - 17 с.
13. Официальный сайт Прокуратуры Республики Крым. URL: http://rkproc.ru/news/v-prokurature-respubliki-obsudili-voprosy-podderzhaniya-mezhnacionalnoy-stabilnosti (дата обращения: 29.01.2015).
14. Смолина М. М. Охрана общественного порядка как основная задача милиции Украины / М. М. Смолина // ВестникКраснодарскогоуниверситета МВДРоссии. -2013.- № 3(21). -С. 45-50.
15. Коноплёва А. А. Профилактика и урегулирование межэтнических и межкультурных конфликтов в рамках предупреждения развития экстремизма и терроризма в Республике Крым : проект на участие в конкурсе на назначение гранта Республики Крым молодым ученым Крыма / А. А. Коноплёва. - Симферополь : КфКрУ МВД России, 2014. - 9 с.
© Буткевич С.А., 2015 © Коноплёва А.А., 2015 Статья получена: 20.02.2015
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Габдреев Р. в., халилуллин Ф. Ф. Формирование стрессоустойчивости личности на основе когнитивного и регулятивного механизмов в условиях профессиональной подготовки : монография. - Казань : КЮИ МВД России, 2015. - 101 с.
Представленное исследование посвящено изучению и научному описанию стрессоустойчивости личности с позиции соотнесения когнитивных и регулятивных механизмов в процессе профессиональной подготовки будущих юристов, которым предстоит служить в правоохранительных структурах. Описаны и проанализированы экспериментальные данные, которые позволяют глубже понять механизмы стрессоустойчивости и влияние на этот процесс профессиональной подготовки, базирующейся на активизации регулятивных и когнитивных факторов. Предлагается система упражнений, позволяющая формировать и корректировать стрессоустойчивость.
Работа предназначена для курсантов, преподавателей и специалистов, занимающихся проблемой стрессоустойчиво-стивпроцессепрофессиональнойподготовкиидеятельности.
Р.В. Габдреев Ф.Ф. Халилуллин
ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
на основе когнитивного и регулятивного механизмов в условиях профессиональной подготовки