Научная статья на тему 'Экстремизм как форма преступной деятельности'

Экстремизм как форма преступной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ПРИЧИНЫ ЭКСТРЕМИЗМА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА / ГРУППОВОЙ ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сердюк Л.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием экстремизма как проявления преступной деятельности, направленной против государственной власти и управления, а также причины и условия данного социального явления в России. Представлен анализ российского законодательства по борьбе с экстремизмом, сделаны выводы по результатам реализации данного законодательства за период до 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экстремизм как форма преступной деятельности»

6. Волженкин Б. В. Мошенничество. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, 1998.

7. Лопашенко Н. А. Посягательства на собственность: монография. М.: Норма, Инфра-М., 2012.

8. Черняков С. А. Особенности квалификации мошенничеств, совершаемых с использованием поддельных и необеспеченных банковских гарантий в сфере обеспечения исполнения обязательств // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

9. Черняков С. А. Предупреждение мошенничества в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.

10. Черняков С. А. Эволюция мошенничества, совершаемого в сфере обеспечения исполнения обязательств банковскими гарантиями // Безопасность бизнеса. 2016. № 2.

11. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. / А. Л. Агафонов и др.; под ред. П. Н. Панченко. Н. Новгород, 1996.

12. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 1999.

13. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / В. А. Блинников, А. В. Бриллиантов, О. А. Вагин и др.; под ред. А. В. Бриллиантова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.

14. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова, Г. П. Новоселов. М.: Норма, 2001.

15. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / под ред. Г. Н. Борзенкова, В. С. Комиссарова. М.: Зерцало, 2002.

© Савелов И. А.

УДК 343.974.022:343.34(470)

Л. В. СЕРДЮК, профессор кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Уфа)

L. V. SERDYUK, professor of the department of criminal law and criminology of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of law, professor (Ufa)

ЭКСТРЕМИЗМ КАК ФОРМА ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ EXTREMISM AS A FORM OF CRIMINAL ACTIVITY

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием экстремизма как проявления преступной деятельности, направленной против государственной власти и управления, а также причины и условия данного социального явления в России. Представлен анализ российского законодательства по борьбе с экстремизмом, сделаны выводы по результатам реализации данного законодательства за период до 2018 года.

Ключевые слова: экстремизм, характеристика экстремизма, причины экстремизма, предупреждение экстремизма, групповой экстремизм.

Annotation. The article deals with issues related to the notion of extremism as a manifestation of criminal activity directed against state power and administration, as well as the

causes and conditions of this social phenomenon in Russia. The analysis of the Russian legislation on combating extremism is presented, conclusions are drawn on the results of the implementation of this legislation for the period until 2018.

Keywords: extremism, extremism, causes of extremism, prevention of extremism, group extremism.

Экстремизм в современном законодательстве РФ определяется как деятельность общественных и религиозных объединений либо физических лиц по планированию, организации, подготовке к совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности РФ, а также на возбуждение расовой, национальной и религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию [1]. Современный экстремизм подразделяется по территориальному уровню на внутригосударственный и международный, по содержанию - на политический, религиозный и национальный; по опыту - на возрастной (выше 25 лет) и молодежный.

В научной литературе основные черты современного молодежного экстремизма определяются как «возрастающая организованность, сплоченность группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур, усиление мер конспирации, применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий». При определении причин справедливо отмечается «явный недостаток воспитательных воздействий на личность молодого человека, а также мер просветительского характера о национальных, культурных, конфессиональных и прочих особенностях народов страны» [2, с. 278].

С этим выводом вполне можно согласиться. Экстремизм молодежи, как правило, характеризуется максимализмом, подкрепленным стремлением к рискованным формам поведения, обновлению жизни. Чаще такое поведение характерно для группового экстремизма, где отдельный человек не принадлежит

себе. Он попадает под власть общей идеи и подчинен установкам вождя в лице фанатично настроенной группы лиц, формирующей и организующей экстремистские настроения молодежной группы. Другие авторы отмечают в качестве основных такие причины молодежного экстремизма, как «обострение социальной напряженности в молодежной среде (включающей проблемы уровня и качества образования, выживания на рынке труда, снижение авторитета правоохранительных органов); криминализация ряда сфер общественной жизни (вовлечение молодых людей в криминальный бизнес и т. д.)» [3, с. 234].

При исследовании причин процессов формирования экстремистски настроенных групп и сообществ необходимо обратить внимание на отсутствие в стране должного правового воспитания молодежи. Этот вид воспитания должен начинаться с детских садов и школ начального образования. Практика показывает, что начало данного воспитания в вузах является запоздалым. В вуз или в трудовую жизнь должна приходить молодежь, уже подготовленная в правовом и культурном отношении. Однако понятие «правовое воспитание» должно включать не только право в его узком смысле, но также историческое и нравственное воспитание с усвоением обычаев и традиций проживающих в стране народов, воспитание патриотических чувств. В то же время это не должно мешать развитию индивидуальности молодых людей, самостоятельности их мышления в отстаивании собственных позиций по проблемным вопросам, но и не должно выходить за рамки служения отечеству.

О личностных качествах и свойствах экстремистов И. В. Романовская

пишет следующее: «... прежде всего они (экстремисты) ориентированы на борьбу с чуждой идеологией, религией и неприятием «инакомыслящих». Часто такая позиция обусловлена низким культурно-образовательным и правосо-знательным уровнем развития. Наряду с подобными личностями в экстремистской среде также могут присутствовать лица с психическими отклонениями, употребляющие наркотические средства и психотропные вещества.

Им уготована роль исполнителей» [4, с. 136]. В литературе криминологи отмечают сегодня и другую категорию экстремистов, «олицетворяющих полную невоспитанность, ненавидящих существующий общественный порядок и само общество со дня своего появления в этом обществе и требующих перемен с появлением первых мыслей в их головах» [5, с. 50].

Экстремизм «молодеет», что отмечается многими криминологами. Опасность этого социального явления заключается в том, что здесь задействованы политические, идеологические, расовые, национальные и религиозные мотивы ненависти или вражды и заражены ими даже пятнадцатилетние. В организованных группах они становятся социально опасными, так как подчиняются психологии всей группы (толпы). Изучая психологию толпы, находящейся под влиянием вождей, социолог С. Сегеле утверждал, что «толпа более предрасположена к злу, чем к добру, и что внушение оказывает влияние не на любых людей, а лишь на предрасположенных совершить внушаемое действие» [6, с. 6].

Бытовой экстремизм, основанный на корыстном мотиве или мотиве мести, имеет существенное отличие от политического и религиозного, в основе которых лежат убеждения. В науке определены такие черты данных видов экстремистов, как фанатизм, нарциссизм и деструктивное поведение. По сути происходит отрицание суще-

ствующих норм поведения и норм законов. В поведении экстремиста часто скрыта агрессия, которая может проявиться в действии в любой момент при наличии определенных условий. Примером может служить фанатизм террориста, основанный на его экстремистских качествах и свойствах, в основе которых может лежать психология, связанная с политикой, религией или нацистской идеологией.

Э. Ф. Нарусланов так характеризует нарциссизм террористов, основанный на нацизме или религии: «Осознание того, что ты являешься частью «истинной» веры, единственно правильной, достойной восхищения и беспрекословного подчинения ее нормам, порождает в религиозных террористах идею собственной исключительности» [7, с. 39]. Основным источником экстремизма в этих случаях является ксенофобия, порождающая рознь и конфликты.

В юридической литературе справедливо отмечается, что исламский экстремизм и терроризм основываются не на религии. «По своему естеству ни одна традиционная религия, а тем более культура, не преследует цели уничтожения другого и не стремится к противостоянию. Поэтому терроризм и современные террористические организации, скорее всего, под своей догматикой утаивают политические цели», - пишет А. А. Коноплева [8, с. 66].

Автор статьи согласен с данным мнением. Исламский международный терроризм лишь прикрывает религией свои политические идеи и преступные действия. Религия используется и для вовлечения в ряды террористов малограмотной молодежи путем обещания для нее рая на том свете. Причина успешного воздействия этой теории на умы молодых людей заложена в психологии этих людей, основанной либо на соответствующем воспитании, либо на полном его отсутствии, когда лицо легко поддается внушению.

Положения, направленные на предупреждение экстремизма, заложены в Федеральном законе от 27 июня 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [9]. Последние изменения в этот закон внесены Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Закон), где основное внимание уделено организации борьбы с преступлениями экстремистской направленности. Закон определяет: «При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор РФ или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляют руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо может быть привлечено к ответственности в установленном порядке. Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке».

Статья 8 Закона устанавливает ответственность средств массовой информации за публикацию экстремистских материалов с предварительным предупреждением учредителя или редакции о недопущении нарушения с указанием конкретных оснований предупреждения. При повторном нарушении деятельность средства массовой информации подлежит прекращению. Статья 9 Закона устанавливает ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за способствова-

ние экстремизму с предварительным предупреждением от лица прокуратуры. Деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления прокурора (в ред. ФЗ от 29.04.2008 № 54-ФЗ).

«Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации» (часть введена ФЗ от 24.07.2007 № 211-ФЗ, в ред. от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от 21.07.2014 № 236-ФЗ).

Исполнение этого закона особенно наглядно сегодня в Крыму. Исследуя обстановку в этом регионе за период после присоединения Крыма к России, А. Н. Игнатов с соавторами пишут: «Лидеры и наиболее активные участники известных религиозных общин и общественных организаций, созданных по национальному признаку, в отношении которых имелась информация о возможной причастности к распространению экстремистской идеологии, были приглашены для беседы к руководству ЦПЭ МВД по Республике Крым и в прокуратуру Республики Крым. Результатом таких бесед стало положительное психологическое воздействие на лидеров и активистов таких организаций, которые заверяли руко-

водство полиции и прокуратуры в том, что ни они сами, ни их прихожане (члены организаций) не планируют какие-либо противоправные действия».

Государственные органы Крыма официально ввели закон о равенстве трех языков проживающих там наций -русского, украинского и крымскотатарского, независимо от числа лиц этих национальностей в целях предупреждения антироссийской идеологии и действий экстремистской направленности. Ведется активная работа по выявлению и пресечению экстремистских и террористических группировок по устранению конфликтных ситуаций, возникающих на национальной и религиозной основе, создаются равные условия для отправления всех религий, национальных обычаев и традиций.

Выступая на совещании по вопросам обеспечения законности и правопорядка 19 августа 2015 г., Президент Российской Федерации отметил, что «в Крыму сохраняется угроза дестабилизации обстановки. Это могут быть попытки разыграть националистическую карту либо воспользовавшись теми или иными ошибками, просчетами, неэффективными действиями власти, направить справедливую озабоченность граждан в деструктивное русло». В предупредительных целях приняты указы Главы Республики Крым от 15 апреля 2014 г. № 2 «О создании ан-

титеррористической комиссии в Республике Крым», от 30 января 2015 г. № 26-У «Об утверждении Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Республике Крым на 2015-2018 годы» и ряд других правительственных решений.

Существенное усиление уголовной ответственности за экстремизм в России выражается не только в совершенствовании социально-правовых мер профилактического характера, но и во введении в УК РФ новых уголовно-правовых норм, предусматривающих достаточно жесткие наказания. Статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» дополнена ст.ст.: 2821 УК РФ «Организация экстремистского сообщества»; 2822 УК РФ «Организация деятельности экстремистской организации»; 2823 УК РФ «Финансирование экстремистской организации». Примечания к данным статьям позволяют освободить от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные указанными статьями, и добровольно прекративших участие в преступной деятельности. Это не просто гуманный жест государства, а предоставление возможности лицам, вовлеченным в эту преступную деятельность,

самостоятельно исправить свою ошибку.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Пестрецов М. А. Особенности проявления молодежного экстремизма и меры противодействия. Симферополь, 2015.

3. Чунусов М. А. Психолого-педагогическая профилактика экстремизма несовершеннолетних. Симферополь, 2015.

4. Романовская И. В. Психолого-криминологическая характеристика крымского экстремиста. Симферополь, 2015.

5. Дударь О. Г., Дударь А. И., Хусаинов Т. М. Детерминанты экстремизма в России // Педагогика и просвещение. 2014. № 3.

6. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998.

7. Нарусланов Э. Ф. Личность террористов и экстремистов, основывающих свою деятельность на идеях радикального ислама // Юридическая психология. 2015. № 2.

8. Коноплева А. А. Роль международных конфликтов в развитии экстремизма и терроризма (на примере опыта Российской Федерации и Республики Крым). Симферополь, 2015.

9. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 27 июня 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 24.07. 2007 № 211-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

© Сердюк Л. В.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.985.7:343.352-052-057.36(470)

В. Н. ОМЕЛИН, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра № 3 Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор юридических наук, профессор (г. Москва)

V. N. OMELIN, chief scientific officer of the research center № 3 of the Scientific research institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, doctor of law, professor (Moscow)

Т. В. АСТИШИНА, заместитель начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутрених дел Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук (г. Москва)

T. V. ASTISHINA, deputy head of the operational investigation Department of Internal Affairs of the all-russian institute for advanced training of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, candidate of law (Moscow)

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

FEATURES OF THE IDENTIFICATION OF CRIMES CORRUPTION DIRECTION, EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация. В статье рассматриваются выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Авторами предложена следующая система поисковых признаков коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД. Также перечислены категории лиц, которых условно можно отнести к «группе риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.