Научная статья на тему 'Конструктивный диалог с молодежью как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма'

Конструктивный диалог с молодежью как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / CIVIL STABILITY / RESISTANCE TO THE EXTREMISM AND TERRORISM / CIVIL IDENTITY / PATRIOTISM / YOUTH SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Самородова Вера Валентиновна

Статья посвящена вопросам формирования и укрепления, прежде всего в молодежной среде, гражданской устойчивости к проявлениям экстремизма, этнической, религиозной, социальной или иной нетерпимости, распространению антигуманитарных идей и идеологий, совершенствованию в этой связи практики взаимодействия органов государственной власти, образовательных учреждений всех уровней, молодежных общественных объединений. В данном контексте необходимо создание условий и широкое привлечение студентов к формированию системы взаимопонимания, взаимодействия и двусторонней ответственности всех участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Самородова Вера Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVE DIALOGUE WITH YOUTH AS A FACTOR OF RESISTANCE TO THE IDEOLOGIES OF EXTREMISM AND TERRORISM

The article is devoted to the questions of formation and strengthening civil stability to the cases of extremism, ethnic, religious, social and other kinds of intolerability, dissemination of dehumanized ideas and ideologies in the youth environment. In accordance with this, there are realized perfecting practices of interaction with state power, educational institutions of all levels, youth social organizations. In the following context it is necessary to create conditions for engaging university students to the formation of the system of mutual understanding, interaction and mutual responsibility of all the participants of educational relations.

Текст научной работы на тему «Конструктивный диалог с молодежью как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма»

УДК 316

КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ С МОЛОДЕЖЬЮ КАК ФАКТОР

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

В.В. Самородова

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования и укрепления, прежде всего в молодежной среде, гражданской устойчивости к проявлениям экстремизма, этнической, религиозной, социальной или иной нетерпимости, распространению антигуманитарных идей и идеологий, совершенствованию в этой связи практики взаимодействия органов государственной власти, образовательных учреждений всех уровней, молодежных общественных объединений. В данном контексте необходимо создание условий и широкое привлечение студентов к формированию системы взаимопонимания, взаимодействия и двусторонней ответственности всех участников образовательных отношений.

Ключевые слова: гражданская устойчивость, противодействие экстремизму и терроризму, гражданская идентичность, патриотизм, молодежная среда.

CONSTRUCTIVE DIALOGUE WITH YOUTH AS A FACTOR

OF RESISTANCE TO THE IDEOLOGIES OF EXTREMISM AND TERRORISM

V. Samorodova

Abstract. The article is devoted to the questions of formation and strengthening civil stability to the cases of extremism, ethnic, religious, social and other kinds of intolerability, dissemination of dehumanized ideas and ideologies in the youth environment. In accordance with this, there are realized perfecting practices of interaction with state power, educational institutions of all levels, youth social organizations. In the following context it is necessary to create conditions for engaging university students to the formation of the system of mutual understanding, interaction and mutual responsibility of all the participants of educational relations.

Keywords: civil stability, resistance to the extremism and terrorism, civil identity, patriotism, youth sphere,

Причины появления и распространения многих социальных негативных явлений современности находятся в непосредственной взаимосвязи с глубинными процессами, происходящими в различных сферах общественной жизни. Поэтому обсуждаемая проблема имеет крайне важное значение для нашего государства и общества. Все мы видим, какой варварской ежедневной идеологической агрессии со стороны разного рода экстремистов и всевозможных противников России подвергаются умы молодых людей. Хорошо продуманными и организованными идеологическими диверсиями их пытаются морально и нравственно разложить, посеять недоверие и пренебрежение к своему собственному государству, ненависть к достижениям нашего народа, его истории и культуре, ценностям, побудить к конкретным антиобщественным действиям экстремистского характера, вплоть до террористической деятельности.

Необходимо четко и ясно понимать, что если не организовать этой идеологической агрессии немедленное противодействие, то это, в конечном итоге, может иметь крайне негативные долговременные последствия для всего нашего многонационального и многорелигиозного

общества. Чтобы оценить степень опасности достаточно взглянуть на процессы, происходящие с молодежью на Украине, где на наших глазах предатели и палачи собственного народа вдруг стали национальными героями. А какой агрессии подвергается сознание исламской молодежи?! Откровенным убийцам и вероотступникам из так называемого, запрещенного в России и во многих странах мира Исламского государства удалось привлечь в свои ряды тысячи молодых людей, в том числе и россиян. Причем привлечь, преступно маскируясь под идеями великой мировой религии!

Практика показывает, что основными жертвами разного рода экстремистских пропагандистов и вербовщиков являются молодые люди с крайне низким уровнем знаний, социально неадаптированные, не имеющие четких жизненных ориентиров, социально не защищенные. В силу ограниченности мышления и сложной жизненной ситуации, они не способны критически оценивать предлагаемые им изуверские тезисы и аргументы.

Следует отметить, что государство и его специальные службы прилагают значительные усилия для противодействия распространению идей экстремизма и терроризма [1;2]. Но все же

главное, центральное звено такого противодействия лежит в сфере образования, просвещения и воспитания [3;4]. Именно поэтому на современном этапе перед образовательными и воспитательными учреждениями и

организациями нашей страны ставится комплексная задача, включающая в себя не только исключительно образовательные функции, но и духовно--нравственные воспитательные аспекты всего процесса подготовки молодых людей к взрослой жизни [5]. Необходимо не только вложить в них знания и умения, но сформировать в них личность, гражданскую, этно-культурную и, при необходимости, религиозную идентичность на основе патриотизма, любви к Родине, причастности к российскому социому. Это позволит создать в каждом из них непреодолимый внутренний психологический барьер, духовно-нравственный иммунитет для невосприимчивости к деструктивной пропаганде.

Важным аспектом в этой работе является формирование у молодежи чувства гражданской ответственности за будущее страны. Это достигается как можно более широким, и главное, неформальным привлечением подрастающего поколения к общественной жизни, решению насущных проблем того или иного региона, вовлечением их в активную работу по линии молодежных организаций и объединений.

Многие недооценивают важность формирования гражданской идентичности человека. А между тем, наши идеологические противники отдают этому аспекту решающее значение. Не случайно ведь вербовщики деструктивных сект и террористических организаций, паразитирующие на некоторых мировых религиях, ставят перед своими потенциальными жертвами тестовый вопрос именно по этой теме. Они просят молодых людей выбрать для себя, что для них приоритетнее: вера или патриотизм и любовь к Родине. Они умышленно разделяют святые для каждого человека понятия Веры и Родины! Если человек признается в любви к Родине и говорит, что для него понятия Родины, Веры, своего этноса и семьи неразделимы, то он перестает быть интересен вербовщикам.

Проводимые Минобрнауки России и другими заинтересованными ведомствами проверки показывают, что в последние годы многие вузы достигли в этой сфере значительных успехов. Но что особенно отрадно, они смогли найти формы привлечения к этой, казалось бы, весьма скучной, во многом технической работе, студенческие коллективы. Очень интересен опыт создания во взаимодействии с соответствующими службами

студенческих оперативных отрядов по обеспечению гражданской обороны,

добровольных пожарных дружин и дружин по обеспечению безопасности движения в районах массовых скоплений студентов, внештатных студенческих структур по обеспечению правопорядка, осуществляющих свою деятельность в тесном взаимодействии с органами студенческого самоуправления.

Хорошо организованное студенческое самоуправление - вот ключевой фактор вовлечения учащейся молодежи в общественную жизнь вуза. Формирование чувства сопричастности каждого студента ко всему происходящему в своем учебном заведении создает основу для психологического неприятия всем студенческим коллективом любых нарушений установленных правил. Студент начинает любить и оберегать свой вуз так, как он оберегает свой дом.

Важнейшим аспектом формирования гражданской идентичности молодежи на основе патриотизма и любви к Родине является проблема справедливости. Это понятие включает в себя и социальную, и правовую, и повседневную бытовую справедливость. В этой связи в студенческих коллективах необходимо искоренять проявления социального и материального превосходства, максимально исключить несправедливость со стороны административного и профессорско-

преподавательского состава. Особенно это касается проявлений коррупции. Ничто так разлагающе не действует на молодого человека, как коррупция! У тех представителей молодежи, которые получили какие-либо преференции от коррупции, формируется искаженное

представление о морали, нравственности, появляется желание решать таким образом все насущные вопросы. И, наоборот, у остальной части молодежи появляется разлагающий негатив по отношению ко всему нашему обществу и государству.

Последнее обстоятельство особенно важно для обеспечения относительно нового для нашего времени, но крайне актуального вида личной и общественной безопасности - духовной, то есть формированию и укреплению, прежде всего в молодежной среде, гражданской устойчивости к проявлениям экстремизма, этнической, религиозной, социальной или иной нетерпимости, распространению человеконенавистнических идей и идеологий.

Практика некоторых учебных заведений показывает, что органы студенческого самоуправления, при поддержке

заинтересованных вузовских руководителей и

преподавателей, способны обеспечивать постоянный эффективный мониторинг любых проблемных зон жизнедеятельности

образовательного учреждения и принимать оперативные решения по предотвращению всякого рода негативных явлений. При этом именно органы самоуправления обеспечивают максимальную численную вовлеченность студентов в общественную жизнь. С их помощью и на их основе возможно выстроить духовную безопасность в целом; обеспечить широкий спектр информационно-пропагандистской и просветительской работы по соответствующим направлениям; обеспечить справедливое решение самых сложных вопросов; организовать эффективную борьбу с коррупцией. Главное, чтобы все эта работа строилась не формально, как это часто бывает, а на основе поощрения инициативы молодежи!

Основными направлениями профилактики асоциальных и иных негативных явлений в вузе, в том числе связанных с распространением радикальных идеологий, должны стать: организация максимальной занятости студентов; стремление отвлечь их от влияния негативных факторов; формирование у них установки на здоровый образ жизни; выработка в их сознании и поведении высокоустойчивого иммунитета и нетерпимости к криминальным явлениям, прежде всего, к терроризму, экстремизму и деструктивным религиозным культам, которые

представляют особую опасность для духовной безопасности личности.

Для реализации этих задач в каждом вузе может быть разработана система мер, цель которой - создание единой образовательной, научной, духовно-нравственной и культурно-досуговой среды, где каждый студент может проявить себя в различных сферах жизнедеятельности и реализовать свои лучшие личностные качества.

Таким образом, можно говорить о том, что в широком смысле слова мы должны сформировать у нашей молодежи культуру безопасности, которая будет включать в себя целый комплекс знаний и умений, навыков и действий в той или иной опасной ситуации. Она позволит молодому человеку четко идентифицировать степень общественной или личной опасности того или иного негативного явления и найти верные алгоритмы действий для его нейтрализации. Практика показывает, что в тех вузах, где действительно реально, а не для отчета в вышестоящие инстанции, удалось создать атмосферу вовлечения молодежи в вопросы обеспечения собственной безопасности, сформировать у нее чувство сопричастности и ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, там существенно, в разы, повышается уровень эффективности всей системы безопасности.

Литература:

1. Концепция противодействию терроризму в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2009/10/20/zakon-dok.html

2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753) и План ее реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html

3. Самородова В.В. Образование как инструмент обеспечения безопасности / В.В. Самородова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 3.-С. 1721.

4. Формирование гражданской устойчивости как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19 октября 2017 года). - Казань: «Данис», 2017. - 400 с.

5. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Концепты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6(119). -С. 17-21.

Сведения об авторе:

Самородова Вера Валентиновна (г. Москва, Россия), заместитель директора Департамента государственной службы и кадров Министерства образования и науки РФ.

Data about the author:

V. Samorodova (Moscow, Russia), Deputy Head of the Department of the Government and Staff of the Ministry of Education and Science of Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.