Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
УДК 377.1
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова, С.П. Доронин
Аннотация: В статье рассматривается необходимость совершенствования антитеррористической деятельности в молодежной среде. Данная социальная группа в современных условиях оказывается наиболее уязвимой в реализации террористической и экстремистской идеологии. Представлены результаты тестирования учащейся молодежи ссуз (17-20 лет) по выявлению у нее уровня модернизированной гражданской идентичности. Представлены методы и формы, способствующие распространению антитеррористической идеологии в молодежной среде. Отмечаются условия, обеспечение которых будет способствовать эффективной реализации методов и форм формирования и распространения антитеррористической идеологии в молодежной среде.
Ключевые слова: образовательная среда, молодежная субкультура, антитеррористическая идеология.
ABOUT NEED OF CREATION OF SCIENTIFIC AND METHODICAL ENSURING OF IDEAS COUNTERACTION TO TERRORISM AND EXTREMISM IN THE YOUTH EDUCATIONAL ENVIRONMENT
L.R. Khrapal, A.R. Kamaleeva, S.Yu. Gruzkova, S.P. Doronin
Annotation: In article need of improvement of anti-terrorist activity for the youth educational environment is considered. This social group in modern conditions appears the most vulnerable in realization of terrorist and extremist ideology. Results of testing of the students of intermediate vocational education (17-20 years) on identification of the level of a modernization of civil identity are presented. The methods and forms promoting distribution of anti-terrorist ideology in the youth environment are presented. Conditions which execution will promote effective realization of methods and forms of formation and distribution of antiterrorist ideology in the youth environment are noted.
Keywords: educational environment, youth subculture, anti-terrorist ideology.
Терроризм вне зависимости от форм его проявления представляет собой угрозу стабильности общества, опасную своими масштабами, непредсказуемостью и причиняемыми последствиями. В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в ст. 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В 1996 г. по инициативе ФСБ России был издан Указ Президента РФ № 338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом». В данном документе была впервые нормативно закреплена идея межведомственного подхода к решению этой пробле-
мы. В 2004 г. в соответствии с распоряжением Президента (от 2 августа № 352) создаются группы оперативного управления (ГрОУ). В 2006 г. в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет. В 2009 г. (5 октября) Президентом утверждена Концепция противодействия терроризму в России [3, с. 127]. В связи с этим проблема совершенствования политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от террористических угроз была и остается актуальной.
1
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
В современных условиях информатизации и глобализации, необходимость совершенствования антитеррористической деятельности значительно возросла, и одной из причин является рост масштабных атак со стороны международного и внутреннего терроризма [5]. Как отметили эксперты, в начале XXI столетия терроризм качественно трансформировался от индивидуального к массовому, когда основными средствами устрашения стали убийства не конкретных лиц, а неопределенного, как можно большего количества людей. Таким образом, терроризм на фоне роста экстремизма становится динамично развивающейся системой.
По признанию самих террористов, «терроризм - это оружие слабых», т.е. оружие тех лиц, которые не могут достичь своих целей законным путем. Синонимами слова «террор» (лат. terror - страх, ужас) являются «насилие», «запугивание», «устрашение». Преступления террористического характера являются крайне жестокой формой выражения социального протеста или попытками незаконного достижения целей путем устрашения общественности и государственных структур. Суть терроризма - насилие с целью устрашения.
С применением жестких, насильственных способов достижения цели связано понятие «экстремизм» (от лат. extremus -крайний). Согласно определению политологического словаря, экстремизм рассматривается как «приверженность крайним взглядам и мерам, выражающаяся в применении силы, агрессии, бандитизме, терроризме, разжигании розни и т.д.» [2]. Экстремизм обещает людям быстрое устранение трудностей, осуществление гарантированного порядка и социальной обеспеченности. Для этого требуется решительное подавление инакомыслия, жесткое утверждение своей системы политических, идеологических и др. ценностей.
Отмечается, что члены террористических организаций и групп весьма неодно-
родны по своему составу, идеологической ориентации, уровню образования, мотивам, которыми они руководствуются при совершении террористических акций [3, с. 14]. Что же касается личностных качеств, объединяющих преступников, осуществляющих террористические акты, то среди них выделяют жестокость, авантюризм, демонстративность, стремление любыми методами заявить о себе, добиться хотя бы кратковременной власти над другими людьми. Одна из психологических черт террориста - тенденция к экстернализации (поиску или переносу вовне источников личных проблем). Другие характерные черты - постоянная оборонительная готовность, чрезмерная поглощенность и незначительное внимание к чувствам других (черствость) [3, с. 15].
Также, значимой для террористов является потребность в принадлежности к группе, с членами которой они могут разделить свой внутренний, личный кризис. Для индивидов, пострадавших от общества, угнетенных комплексом неполноценности, страдающих от дефицита самоуважения и недостаточно социальных, слияние с группой имеет большое значение: группа становится для них главным и единственным стандартом и ценностью [3, с. 16]. Из этого можно сделать вывод о том, что терроризм выступает как один из способов идентификации, находящей свое отражение в распространении радикальных этноцентристских и религиозных взглядов.
Одной из наиболее уязвимых социальных групп в обществе оказывается молодежная среда. Благоприятную почву для распространения экстремизма среди молодежи создают низкий уровень образования и общей культуры, недостатки в воспитании и обучении, демографические проблемы, общее низкое состояние здравоохранения, безработица, наркомания, криминализация, трансформация духовно-
нравственных и семейных ценностей, обострение межэтнических конфликтов [3, с.
2
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
54]. Противоправное поведение молодежи во многих случаях является следствием проникновения криминальной субкультуры в молодежную среду.
Под субкультурой понимаются малые культурные миры - система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и др. устойчивые модели поведения отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей
Методы и формы, способствующие распространению
культуре, хотя и тесно связаны с ними [3, с. 57].
В рамках вышеизложенного, важным становится поиск решений по реализации идеи противодействия экстремизму в молодежной образовательной среде. Что входит в рамки решаемой нами задачи.
Согласно литературным источникам выделяют две основные группы методов и соответствующие им формы образования и распространения антитеррористической идеологии в молодежной среде, которые более подробно раскрыты в табл. 1 [3, с. 99].
Таблица 1
антитеррористической идеологии в молодежной среде
Методы антитеррористической идеологии
образовательно-воспитательного воздействия информационно-коммуникационного воздействия
ориентированы на достижение:
рационально-познавательного эффекта, складывающегося из осведомленности и понимания: эмоционально-оценочного эффекта, проявляющегося в:
- степени террористической угрозы в городе, регионе, стране, мире в целом; - ощущении себя и своих близких в ситуации повышенной террористической угрозы;
- основных видов терроризма (взрывы, убийства, поджоги, захват заложников); - чувстве неприязни, осуждения, возмущения, негодования по поводу террористических акций;
- целей и аргументов террористов (воздействие на принятие решения органами власти, запугивание населения); - одобрении действий и заявлений участников антитеррористической деятельности (представителей силовых структур, государственных органов);
- законодательной базы антитеррористической деятельности (Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы «О противодействии терроризму», «О безопасности» и другие законодательные и нормативно-правовые акты); - личном участии субъекта в идеологическом противостоянии терроризму (отстаивании идеи миролюбия, гуманности, терпимости и согласия в общении со сверстниками, с представителями других этнических групп и религиозных конфессий);
- правил поведения в условиях террористического акта, террористической пропаганды и вербовки (сохранение спокойствия, бодрости духа, оказание поддержки и помощи близким). - личном участии в массовых и групповых действиях в знак протеста против терроризма (лично участвовать в информационных акциях с целью антитеррористической агитации и пропаганды).
Формы
• тематические беседы (лекции); • участие в специальных мероприятиях антитеррористической направленности (форумы, конференции, конкурсы, семинары, экскурсии, общественные слушания, обсуждения и акции);
• учения гражданской обороны;
• подготовка информационных материалов (сообщений, плакатов, социальных сетях Интернет);
• тренинги; • организованные или стихийные акции протеста против терроризма (пикеты, митинги) традиционные СМИ (TV, печать, радио);
• обсуждение материалов СМИ, фильмов, Интернета;
• встречи с работниками правоохрани-тельных органов. • новые СМИ (Интернет, мультимедиа, конвергентные медиа, блог-сфера, мобильная связь).
Следует отметить, что методы образовательно-воспитательного воздействия направлены в основном на учащуюся и студенческую молодежь,
сосредоточенную в учебных заведениях различного уровня и профиля образования, что и определяет их наибольшую доступность с точки зрения формирования и
3
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
распространения антитеррористическои идеологии. Однако высокий уровень теоретических знаний не всегда сочетается с эмоционально-оценочным поведением
молодежи, в связи с чем при подборе форм реализации образовательно-
воспитательных методов информационнопропагандистской деятельности необходимо координировать и направлять их на оптимизацию эмоционально-оценочного и поведенческого эффектов.
В настоящее время существуют различные эффективные методики
исследования терроризма и лиц,
совершающих террористические акции. В целом оценка эффективности
информационно-пропагандистской деятельности по формированию и распространению у учащихся и студентов антитеррористической идеологии
негативного эмоционального отношения
происходит по:
• выявленному уровню знаний, полученных студентами в процессе изучения специальных учебных курсов, полностью посвященных вопросам антитеррористической идеологии или содержащих отдельные их блоки, например, для учащихся средних специальных учебных заведений в процессе изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» или спецкурса «Идеологические основы противодействия терроризму»;
• социологическим и психологическим опросам;
• зафиксированным у обучающихся негативным реакциям (эмоциональных оценок) в межличностном общении, учебном процессе (при подготовке письменных работ, устных выступлениях, при сдаче экзаменов, зачетов).
Таблица 2
Тест «Выявление уровней гражданской идентичности учащейся молодежи»_____________
1 2 3 4 5
1. Как Вы оцениваете собственные патриотические знания?
2. Насколько необходимо для Вас углубление и расширение знаний о культуре своего народа?
3. Как Вы оцениваете свою внутреннюю гражданскую позицию?
4. Насколько Вы довольны принадлежностью к своему народу?
5. Насколько глубоко Вы знаете культуру своего народа?
6. Как часто Вы читаете в периодической печати или научных изданиях статьи, посвященные обсуждению проблем патриотизма, этнокультуры и социокультуры вашего региона?
7. Насколько Вам присуще чувство ответственности за сохранность своего народа и общего социально-политического благополучия в стране?
8. В какой мере для Вас важна сохранность существующих самобытных этнических коллективов и упрочение взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе, поддержание традиций вашего народа?
9. Проявляете ли Вы гуманизм по отношению к природе, своему этносу?
10. Насколько Вы готовы к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий?
11. Насколько важным, по Вашему мнению, является развитие экологического движения в учебном заведении?
12. Насколько значимо для Вас получать положительный эмоциональный настрой от способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения?
13. Как часто Вы участвуете в акциях, диспутах культурной и патриотической направленности?
14. В какой степени за последние 2-3 года у Вас возросло желание участвовать в мероприятиях, направленных на разрешение национальных, региональных, этнокон-фессиональных проблем общества в рамках образовательной политики вуза?
4
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
Продолжение таблицы 2.
15. В какой мере Ваше участие в патриотической деятельности определено тем, что каждый человек должен проявлять заботу об этнической самобытности своего народа, научиться понимать и принимать специфику культурных ценностей других этнических коллективов?
16. Насколько, на Ваш взгляд, этнокультурное и патриотическое воспитание молодежи поможет обществу выйти из социально-экологического кризиса?
17. Если Вы станете свидетелем межэтнического конфликта, в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной в установлении межкультурного диалога?
18 Соблюдаете ли Вы традиции и обычаи своего народа?
19. Как Вы оцениваете собственную роль в разрешении проблем, связанных с межэтническими конфликтами, и установлении активных взаимоотношений с другими этносами?
Прежде чем перейти к оценке полученных результатов, дадим характеристику молодежи, участвовавшей в анкетировании (табл. 3).
Мы воспользовались общепринятой структурой молодежи, которую делят по демографическим, поселенческим, профессио-
нальным, имущественным, образовательным, этническим, нальным и иным стратификационным признакам.
культурно-
конфессио-
социально-
Таблица 3
Социально-стратификационные признаки студентов, принявших участие в анкетировании __________________по выявлению уровня гражданской идентичности______________________
1. По половозрастному признаку: молодежь 16-19 лет;
молодежь 20 лет - 24 года.
2. Поселенческому признаку: городская молодежь, проживающая в районных центрах и других городах;
сельская молодежь, проживающая в пригородах;
сельская молодежь, проживающая в отдаленных населенных пунктах.
3. По типу занятости: (профессиональные группы) учащиеся средних профессиональных учебных заведений.
4. По уровню доходов: (имущественные группы) молодежь из бедных, малообеспеченных слоев населения;
молодые представители среднего класса.
5. Культурно-образовательные группы: молодежь с общим средним образованием.
6. Этнические группы: русские и другие славянские народы.
7. Конфессиональные группы: мусульмане;
православные;
неверующие (атеисты).
8. По частоте использования средств информации молодежь, часто использующая: Интернет;
средства специальной (не массовой) информации (специализированные издания, в том числе учебники, учебные лекции, проповеди);
средства межличностной коммуникации (разговоры, слухи, сплетни, анекдоты).
9. По степени доверия к средствам информации молодежь: доверяющая средствам массовой информации;
в различной мере не доверяющая средствам массовой информации;
доверяющая информации Интернета;
в различной мере не доверяющая информации Интернета;
доверяющая специализированной информации;
доверяющая информации межличностных коммуникаций;
в различной мере не доверяющая информации межличностных коммуникаций.
10. По уровню информированности по проблемам терроризма и антитерроризма молодежь: хорошо информированная по проблемам антитерроризма/
5
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
Эксперимент. В эксперименте приняли участие обучающиеся Зеленодольского механического колледжа по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - 4 курс и по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) - 1 курс. В выборку вошли студенты от 17 до 20 лет. Общее количество опрошенных составило 36 чел.
Результаты тестирования по определению уровня модернизированной гражданской идентичности у студентов были обработаны и представлены графически на рис. 1. Как видно из рис. 1, у половины опрошенных студентов (50%)
Зеленодольского механического колледжа отмечается средний уровень гражданского патриотизма. Стремление к знаниям, убеждениям и гражданской позиции четко выражено. У обучающихся данной группы чувство толерантности и великодушия к народу можно считать неразвитым. Несмотря на нормальную готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, студенты со средним уровнем сформированности гражданской идентичности незначительно готовы к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса; не горят желанием участвовать в патриотической деятельности.
Рис. 1. Показатели уровня сформированности гражданской идентичности молодежи (на базе Зеленодольского механического колледжа)
Высокий уровень сформированности гражданской идентичности выявлен у 42% обучающихся, свидетельствующий о том, что у чуть меньше половины опрошенных студентов отмечается стремление к знаниям, убеждениям и гражданской позиции; принятию ведущих ценностей национальной культуры. Выражена готовность к действиям в защиту Родины, своего народа; к диалогу и сотрудничеству с людьми раз-
ных убеждений, национальных культур и религий; к изучению социокультурного наследия своего региона, этноса; уважение к истории своей родины и ответственность за ее судьбу в современном мире.
Слабая степень выраженности гражданской позиция и патриотизма выявлена у 8% обучающихся. Это свидетельствует о том, что среди обучающихся есть молодежь, которая не реализуется в повседневной жизни и творческой работе; неуважи-
6
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
тельна к истории своей родины, ведущим ценностям национальной культуры; не готова к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий, изучению социокультурного наследия своего региона, этноса.
Таким образом, следует констатировать, что основная часть опрошенной молодежи не проявляет большого интереса к идеологии террора, а если и проявляет, то в случаях терророгенных ситуаций. Специфика групп респондентов, предрасположенных к восприятию идей (идеологии) терроризма, проявляется в повышенном доверии к альтернативным и неформальным источникам информации (Интернет, зарубежные СМИ), а также к публикациям и выступлениям в СМИ по проблемам борьбы с терроризмом. Для этих групп свойственна повышенная значимость мнений «авторитетных» людей и оппозиционных к власти
структур. Непосредственной средой формирования идеологии террора зачастую становится близкое окружение.
Для более наглядного представления уровня сформированности антитеррористической идеологии у учащейся молодежи представим ответы обучающихся ссуз по нескольким выборочным вопросам из используемого нами теста: Как Вы оцениваете свою внутреннюю гражданскую позицию? Насколько Вам присуще чувство ответственности за сохранение стабильности в обществе? Если Вы станете свидетелем межэтнического конфликта, то в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной в установлении межкультурного диалога? Результаты ответов на указанные вопросы были сгруппированы по трем уровням выраженности: низкому, среднему и высокому (рис. 2).
отсутствие или слабая
выраженность
качества
средняя степень высокаяи выраженности устойчивая степень качества выраженности
качества
iналичие чувства ответственности за сохранение ста бил ьно сти в о бще стве
■ степень активности и принципиально сти позиции в у ст ановл ении межкультурного диа л ога в межэтнич е ском конфликте
S оценка внутренней гр ажд янской позиции
Рис. 2. Низкий уровень выраженности антитеррористической идеологии учащихся
Как видно из рис. 2, у большинства оп- ется средняя степень выраженности чувства рошенных студентов ссуз (55-64%) отмеча- ответственности за сохранение стабильности
7
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
в обществе и активности позиции в установлении межкультурного диалога, что не может не радовать. Значительный процент (64%) обучающейся молодежи оценивают свою гражданскую позицию как высокую. Примерно, у 3-6% учащихся отмечена достаточно слабая внутренняя гражданская позиция, низкая ответственность за сохранение стабильности в обществе и, почти, нулевая активность и принципиальность в установлении межкультурного диалога, в случае если студент станет свидетелем межэтнического конфликта. Очевидно, что, то внимание, которое уделяется воспитательной работе в образовательном учреждении, имеет свое положительное значение в пропаганде антитеррористической идеологии и толерантности, здорового образа жизни и общечеловеческих ценностей в среде учащейся молодежи.
Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что важнейшим условием эффективной реализации методов и форм распространения антитеррористической идеологии в молодежной среде является:
• организация воспитательной работы в образовательных учреждениях, предусматривающей пропаганду антитеррористической идеологии и толерантности, здорового образа жизни и общечеловеческих ценностей в государственном масштабе;
• создание условий для занятости молодежи в пропагандистской деятельности, организации досуга. К участию в информационно-пропагандистской деятельности по формированию и распространению антитеррористической идеологии могут привлекаться не только преподаватели и тьюторы профильных образовательных программ, но и молодежь, для которой в настоящий момент характерно стойкое неприятие идеологии терроризма, поскольку они либо сами пострадали в результате террористических актов, либо их родственники, друзья, знакомые;
• подготовка и проведение регулярных циклов повышения квалификации кадров
(прежде всего, преподавателей и тьюторов профильных образовательных программ), занятых в противодействии распространению идеологии терроризма и экстремизма; организация и проведение научнопрактических семинаров с целью подготовки квалифицированных специалистов для работы; методическая и организационная поддержка. Важным аспектом является разработка специальных обучающих программ для журналистов; специалистов, работающих со СМИ; сотрудников ведомственных пресс-служб и других специалистов в области информации антитеррористической направленности;
• цензура СМИ и сети Интернет; в учебных учреждениях необходимо проводить работу по закрытию изданий и сайтов сомнительного содержания;
• вместе со студентами организовать работу по оказанию реальной помощи СМИ в борьбе с терроризмом - поощрять развитие и осуществлять информационную поддержку молодежных общественных, волонтерских организаций, участники которых взаимодействуют в мероприятиях по профилактике терроризма и его ликвидации.
Важно отметить, что наши рекомендации относительно обеспечения реализации идеи противодействия экстремизму в среде учащейся молодежи будут ориентированы прежде всего на социально-стратификационные группы молодежи, которые не проживают в регионах со сложной обстановкой и у которых отмечается неприятие идеологии терроризма. Реализация методов и форм формирования и распространения антитеррористической идеологии в молодежной среде в современных условиях должна носить массовый характер, т.е. быть нацелена на большие группы молодежи, но при учете демографических, поселенческих, имущественных, культурно-образовательных, этноконфес-сиональных особенностей.
8
Казанский педагогический журнал. 2015. № 1
Литература:
1. Мухаметзянова Ф.Ш., Камалеева A.P., Храпаль Л.Р. и др. О необходимости разработки методики внедрения полиэтнической программы этнокультурного образования как инструмента для разрешения межнациональных противоречий и формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов РТ // Материалы междунар. науч.-прак. конф. «Духовнонравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая проблема». Набережные Челны. 2014. С. 75-82.
2. Политология. Словарь. М: РГУ. 2010. URL: http://enc-dic.com/polytology/Jekstremizm-1726.html (дата обращения: 17.02.2015).
3. Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи муниципальных образований: сб. итоговых материалов науч.-прак. семинаров. М. 2012. 226 с.
4. Храпаль Л.Р. Диагностический инструментарий выявления уровня этнокультурной идентичности будущего специалиста // Высшее образование сегодня. 2010. № 9. С. 100-102.
5. Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р. Культурная глобализация и этнокультурная идентичность общества как факторы модернизации современного образования // Известия Саратовского университета. Новая
серия. 2013. Т.2. № 2. С.203-207.
References:
1. Muhametzyanova F.Sh., Kamaleeva A.P., Khrapal' L.R. i dr. O neobhodimosti razrabotki metodiki vnedrenija polijetnicheskoj programmy jetnokul'turnogo obrazovani-ja kak instrumenta dlja razreshenija mezhnacional'nyh protivorechij i formirovanija tolerantnosti v mezhkul'tur-nom vzaimodejstvii narodov RT // Materialy mezhdunar. nauch.-prak. onf. «Duhovno-nravstvennoe razvitie po-drastajushhego pokolenija kak nauchno-teoreticheskaja problema». Naberezhnye Chelny. 2014. S. 75-82.
2. Politologija. Slovar'. M: RGU. 2010. URL: http ://enc-dic.com/polytology/Jekstremizm-1726. html (data obrashhenija: 17.02.2015).
3. Formy i metody protivodejstvija rasprostraneniju ideologii jekstremizma i terrorizma sredi molodezhi. Rol' i zadachi municipal'nyh obrazovanij: sb. itogovyh mate-rialov nauch.-prak. seminarov. M. 2012. 226 s.
4. Khrapal' L.R. Diagnosticheskij instrumentarij vy-javlenija urovnja jetnokul'turnoj identichnosti budushhego specialista // Vysshee obrazovanie segodnja. 2010. № 9.
S. 100-102.
5. Khrapal' L.R., Kamaleeva A.R. Kul'turnaja globa-lizacija i jetnokul'turnaja identichnost' obshhestva kak faktory modernizacii sovremennogo obrazovanija // Iz-vestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. 2013.
T. 2. № 2. S.203-207.
Храпаль Л.Р. (г. Казань), доктор педагогических наук, доцент, зам. директора по инновационному развитию, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Доронин С.П. (г Казань), заместитель директора Института педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Камалеева А.Р. (г. Казань), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Грузкова С.Ю. (г Казань), кандидат технических наук, докторант, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Khrapal L.R. (Kazan), doctor of pedagogical sciences, associate professor, deputy director for innovative development, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
Doronin S.P. (Kazan), deputy director of the Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
Kamaleeva A.R. (Kazan), doctor of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher of Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
Gruzkova S.Yu. (Kazan), candidate of technical sciences, doctoral student, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.
9