Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования законодательства в области противодействия экстремизму в Российской Федерации'

Вопросы совершенствования законодательства в области противодействия экстремизму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1096
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ ЭКСТРЕМИЗМА / ПРОИЗВОДСТВО И МАССОВОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелепова Светлана Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы соотношения уголовного и административного законодательства в сфере противодействия экстремизму, содержатся предложения по совершенствованию законодательства, касающегося пресечения производства и распространения экстремистских материалов в целях повышения эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of improvement of legislation in the field of countering extremism in the Russian Federation

The article concerns issues of correlation of criminal and administrative legislation in the sphere of counteraction to extremism, contains proposals for improving the legislation concerning the suppression of the production and distribution of extremist materials in order to enhance the effectiveness of the fight against extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования законодательства в области противодействия экстремизму в Российской Федерации»

6.2. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шелепова Светлана Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Место работы: Российская таможенная академия

shelepova-s@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы соотношения уголовного и административного законодательства в сфере противодействия экстремизму, содержатся предложения по совершенствованию законодательства, касающегося пресечения производства и распространения экстремистских материалов в целях повышения эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Ключевые слова: понятие экстремизма, производство и массовое распространение материалов экстремистского характера, противодействие экстремизму и терроризму.

THE ISSUES OF IMPROVEMENT OF LEGISLATION IN THE FIELD OF COUNTERING EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Shelepova Svetlana A., PhD in Law, associate professor of criminal Law Place of employment: Russian Customs Academy

shelepova-s@yandex.ru.

Abstract: The article concerns issues of correlation of criminal and administrative legislation in the sphere of counteraction to extremism, contains proposals for improving the legislation concerning the suppression of the production and distribution of extremist materials in order to enhance the effectiveness of the fight against extremism and terrorism.

Keywords: the concept of extremism, mass production and dissemination of materials of extremist nature, countering extremism and terrorism.

Высшей ценностью государства согласно Конституции Российской Федерации (ст.2) провозглашаются права и свободы человека, их признание, соблюдение и защита которых вменены в обязанность государства. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (ст.19). Согласно части 2 статьи 29 Конституции «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду». Тем самым, Конституция Российской Федерации запрещает экстремизм во всех его проявлениях, которые наряду с терроризмом также представляют собой крайние формы и методы воздействия на общественные отношения, обладают повышенной степенью общественной опасности.

Экстремизм по своему содержанию означает приверженность крайним взглядам и радикальным мерам в отношении существующих основополагающих принципов политической системы, установленных Конституцией правовых норм. Основой экстремизма являются ксенофобские взгляды, идеи, выражающиеся в действиях, направленных на разжигание межнациональной розни, подрыву политической стабильности, низвержению существующей власти и действующих порядков. Экстремистская деятельность различного рода националистических, этнических, радикальных религиозных организаций направлена на дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки, нарушение межэтнического и межконфессионального единства и согласия, представляет серьезную угрозу национальной безопасности нашего государства. В целях более эффективного противодействия ксенофобским проявлениям, религиозной нетерпимости, агрессивному национализму на федеральном уровне разработана долгосрочная целевая про-

грамма: «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная Президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753 (далее Стратегия). Данный нормативный акт конкретизирует положения принятых ранее: Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» от 12 мая 2009 г. №537.

В утвержденной Президентом России «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» отмечается, что «в современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии1». Среди наиболее опасных видов экстремизма в стратегии выделяются: националистический, религиозный и политический, проявляющиеся в возбуждении ненависти и вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе.

Понятие экстремизма, на наш взгляд, неразрывно связано с понятием терроризма. Владимир Владимирович Путин в своем выступлении на расширенном заседании Совета безопасности, акцентировал внимание «насколько опасна сама природа экстремизма, насколько разрушительна его идеология, идеология нетерпимости, разжигания ненависти, вражды. Во всех своих

1 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Феде-

рации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753),

п. 13.//www.consultant. ш.

Социально-политические науки

1'2018

проявлениях экстремизм имеет агрессивный, подстрекательский, а нередко насильственный характер, связанный с террором ». Зачастую именно экстремистские взгляды и убеждения становятся отправной точкой для совершения преступлений террористического характера, попыткой перейти от идеологической пропаганды к конкретным действиям. Экстремистская идеология является средством вовлечения различных слоев общества, и, в первую очередь, молодежи в экстремистские и террористические организации. Наблюдается не только увеличение масштабов пропаганды экстремистской идеологии, но и усиление агрессивности ее проявлений. Нельзя не отметить роль информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», как основного средства распространения экстремистской идеологии, поиска и привлечения в ряды экстремистских и террористических организаций все новых членов, с целью организации, руководства и координации совершения преступлений экстремистской и террористической направленности. Органами федеральной службы безопасности, призванными в пределах своей компетенции регулировать важные социально-политические процессы в стране «в целях выявления факторов, несущих угрозу личности, обществу и госу-дарству3» была пресечена деятельность организации «Артподготовка», признанной в России экстремистской решением Красноярского краевого суда от 26 октября 2017 г. 3 ноября, в канун празднования Дня национального единства, задержаны члены ячеек вышеупомянутой организации в московском регионе, а также в городах Красноярске, Краснодаре, Самаре, Казани и Саратове. Напомним, что целью созданной Вячеславом Мальцевым «Артподготовки» и одноименного интернет-проекта являлась «организация в России «революции». В праздничные дни (4 и 5 ноября) планировались поджоги административных зданий, нападения на полицейских, провокации массовых беспорядков. Возбуждены уголовные дела по приготовлению к «Террористическому акту». Идейный вдохновитель В. Мальцев, в настоящее время, находясь за границей, продолжает осуществлять призывы к экстремистской деятельности. «Оставшиеся в России активисты «Артподготовки» в ряде городов страны сформировали группы для проведения резонансных экстремистских акций, направленных на дестабилизацию социально-политической обстановки» (из сообщения спецслужбы4).

Серьезную опасность представляет использование экстремистами религии в качестве инструмента для вовлечения в ряды экстремистских и террористических организаций новых членов, склонение приверженцев радикальных течений ислама к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников.

В настоящее время наблюдается тенденция к пропорциональному увеличению совершаемых преступлений как экстремистского, так и террористического

2 Путин В. В. выступление на расширенном заседании Совета безопасности России, посвященном рассмотрению проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года // URL htt: www.kremlin.ru/events/president/news/47045.

3 Миц Д. С. Экстремистская деятельность некоторых деструктивных зарубежных религиозных организаций на территории Российской Федерации.Экстремизм: правовые и криминологические проблемы. Под ред. профес. А. И. Долговой.,М., Российская криминологическая ассоциация, 2010.С.205.

4 «ФСБ задержала готовивших поджоги в день единства членов «Артподготовки»Интернет-ресурс: http://www.mk.ru/social/2017/11/03 /fsb-zaderzhala-gotovivshikh-podzhogi-v-den-edinstva-chlenov-artpodgotovki.html.

характера. Представление о сложившейся ситуации дают статистические данные правоохранительных органов, в частности Управления правовой статистики Главного информационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

- количество зарегистрированных преступлений экстремистского характера в 2013 году - 896; в 2014 г. - 1024; в 2015 г. - 1329; в 2016 г. - 1450;

- количество зарегистрированных преступлений террористического характера в 2013 году - 661; в 2014 г. - 1127; в 2015 г. - 1538; в 2016 г. - 22275.

Выступая на расширенном заседании Совета безопасности Владимир Владимирович Путин заметил, что «излишне говорить какие тяжёлые, необратимые последствия может иметь распространение экстремистских идей для нашей многонациональной страны, поэтому мы должны последовательно, глубоко и настойчиво заниматься профилактикой экстремизма, искоренять даже предпосылки для его проявления, своевременно выявлять причины, способные спровоцировать конфликты на национальной, социальной или религиозной почве6.»

Необходим комплексный подход к вопросу решения проблем в сфере противодействия экстремизму и терроризму. В «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» целью государственной политики в указанной сфере определена «защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз7». Одним из основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности наряду с обеспечением эффективного правоприменения имеющихся норм, является совершенствование законодательства, касающегося пресечения производства и распространения экстремистских материалов. В этой связи хотелось бы уделить внимание вопросу соотношения уголовного и административного законодательства и сравнить статьи 282 УК РФ и 20.29 КоАП в целях повышения эффективности применения имеющихся уголовно-правовых норм, как одних из мер противодействия экстремизму и терроризму.

В статье 282 Уголовного закона криминализированы действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства. Статья 282 УК РФ расположена в главе 29, в группе преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасность государства.

В подгруппу преступлений экстремистского характера, условно выделяемую в рамках 29 главы Уголовного закона, кроме ст. 282 УК РФ, входят, относятся следующие составы преступлений: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК РФ); организация экстремистского сообщества (ст.282-1 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (ст.282-2 УК РФ) финансирование экстремистской деятельности (ст.282-3 УК РФ),общим непосредственным объектом для которых являются «общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстре-

5Интернет-ресурс: http://rusrand.ru/analytics/terrorizm-v-rossii--narastayuschaya-dinamika.

6 Путин В.В. выступление на расширенном заседании Совета безопасности России, посвященном рассмотрению проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года // URL htt: www.kremlin.ru/events/president/news/47045.

7 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753), п. 13.//www.consultant. ru.

мистской деятельности » путем прямого конституционного запрета: «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ч.2 ст.29 Конституции РФ).

Статья 20.29 КоАП РФ была введена в главу 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №211-ФЗ в целях повышения эффективности борьбы с экстремистским проявлениями. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Что касается предмета административного правонарушения, то согласно ст.20.29 КоАП РФ, «установление экстремистских материалов носит абсолютно определенный характер9». Экстремистским признается материал, опубликованный в федеральном списке экстремистских материалов.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ выражается в различного рода действиях, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства. В большинстве случаев такие действия связаны с распространением идей и взглядов экстремистского характера, которые «подрывают доверие и уважение по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе, вызывают неприязнь или чувство ненависти по тем же признакам10». Распространение может осуществляться в различных формах: устной, письменной, наглядно-демонстрационной, в том числе в виде листовок, брошюр, книг. В тоже время, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, выражается, также, в массовом распространении экстремистских материалов, а равно в их производстве либо хранении в целях массового распространения. «Под массовым распространением экстремистских материалов следует понимать деятельность, направленную на ознакомление с экстремистскими материалами неопределенного круга читателей, зрителей, радиослушателей, телезрителей.»11 Аналогично трактуется распространение экстремистских идей и взглядов в рамках ст. 282 УК РФ: «распространение может выступать в виде агитации и пропаганды, выражаться в устной, письменной либо наглядно-демонстрационной формах, при этом идеи и взгляды носят общий характер и не обращены к конкретной личности1 ». А, значит, также рассчитано на неопределенный круг потребителей. На лицо сходство данного рода деяний по объективной стороне. Однако аналогичные по своему содержанию правонарушения органами предварительного следствия и судами рассматриваются по-разному. Так, в Томской области был привлечен к уголовной ответственности по ч.1 ст.282

8 Автор выражает согласие с классификацией преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, данной профессором Рарогом А. И. Уголовное право России. Особенная часть. Под ред. А. И. Рарога, Изд-во «Эксмо», 2009. С537

9Кодекс об административном правонарушении. http://koapkodeksrf.ru/rzd-2/gl-20/st-20-29-koap-rf.

Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, Юридический центр, М., 2012, С. 73.

11 http://koapkodeksrf.ru/rzd-2/gl-20/st-20-29-koap-rf

12 Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации

(научно-практический(постатейный), 2-е изд. перераб. и дополн. /под

ред. С. В. Дьякова, Н. Г. Кадникова, М., Юриспруденция, 2013,С.803.

УК РФ житель г. Колпашево, который с апреля по июнь 2015 года разместил на сайте общего доступа «ВКон-такте» видеоролик и две аудиозаписи, признанные экстремистскими материалами, приговоренный судом к 240 часам обязательных работ13.

В то же время, житель г. Пугачев Казачков А. С., разместивший с 2013 года в социальных сетях «ВКон-такте» видеофайл «Денис Герасимов (гр.Коловрат) -ЧЕСТЬ И КРОВЬ», признанный на территории Российской Федерации экстремистским материалом, признавший свою вину, был привлечен лишь к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ и оштрафован на 1000 рублей14.

Приведенные примеры еще раз показывают, что основное разграничение осуществляется по субъективной стороне подобного рода правонарушений. Субъективная сторона преступления (ст. 282 УК РФ) характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает общественно-опасный характер своего деяния и желает распространить материалы экстремистского характера, главный смысл которого «посеять между людьми разных национальностей, рас, религиозных конфессий взаимное недоверие, развить на основе тенденциозных, оскорбительных либо клеветнических суждений взаимное отчуждение, подозрительность, переходящие в устойчивую враждеб-ность15». С субъективной стороны административное правонарушение также совершается умышленно. Виновный в массовом распространении, а также изготовлении и хранении с целью последующего распространения экстремистских материалов не может не осознавать их общественно-опасного характера и не думать, к чему могут привести его действия. В данном случае мотивом, зачастую, выступает корысть, возможность извлечь материальную выгоду (например, в случае производства печатной продукции). Однако, это не снимает ответственности данной категории лиц за конечную цель - разжигание ненависти и вражды.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации была предпринята попытка разграничения ст.282 УК Рф и ст. 20.29 КоАП. В постановлении №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28 июня 2011 г. указано: «вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, или административным правонарушением (статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы16». Тем самым, Пленум еще раз указал в случае привлечения к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ на необходимость определения и доказывания такого признака субъективной стороны, как цель: возбудить ненависть

13 http://экстремизм.рф/v-kurskoj-oblasti-v-otnoshenii-mestnogo-zhitelya-vozbuzhdeno-ugolovnoe-delo-za-ekstremizm/

14 Постановление суда №5-571(1)/2017 от 11.07.2017/ rospravosudie.com/

15Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический(постатейный), 2-е изд. перераб. и дополн. /под ред. С. В. Дьякова, Н. Г. Кадникова, М., Юриспруденция, 2013,С.803.

16 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности».

Социально-политические науки

12018

либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной груп-пе17». Именно цель распространения экстремистских материалов, по-прежнему, определяется как оценочное понятие, что не исключает определенных сложностей в практике правоохранительных органов в плане разграничения уголовной и административной ответственности при квалификации общественно-опасного деяния.

Кроме того, статья 20.29 КоАП РФ не применима в случаях передачи экстремистских материалов определенному субъекту для осуществления профессиональной деятельности, когда данные материалы выступают ее предметом, а также их передача для ознакомления без цели дальнейшего распространения, что само по себе представляет опасность вовлечения лиц в совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера.

Выездная коллегия Московского окружного военного суда в городе Твери вынесла приговор вербовщикам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство (ИГ)» Данияру Аманиллаеву, Ахмаджону Нишанову и Абдумалику Арапджанову, которые оборудовали квартиру для склонения, вербовки в ряды «ИГ». При этом данные лица использовали специальную литературу религиозного, экстремистского содержания. Виновные были задержаны сотрудниками Федеральной службы безопасности летом 2016 года. Следствие доказало, что они были причастны к вербовке граждан для участия в деятельности ИГ и оказанию ей финансовой помощи (ст.205.1 УК РФ18).

Правоохранительные органы России регулярно проводят комплекс оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по выявлению и пресечению противоправной деятельности лидеров и активных участников радикальных объединений, движений и групп, занимающихся распространением экстремистской идеологии. Постоянно осуществляется мониторинг как печатных, так и электронных средств массовой информации и иных информационных ресурсов, осуществляющих свою деятельность, в том числе в сети Интернет на предмет выявления и пресечения распространения материалов экстремистской направленности. Подобного рода деятельность пресекается в результате совместных мероприятий органов Следственного комитета и Управления Федеральной службы безопасности. Сотрудники прокуратуры также периодически направляют в суды заявления в связи с распространением в сети интернет экстремистских материалов, а также заявления (представления) о признании информационных материалов экстремистскими. В дополнение к предпринимаемым мерам борьбы с экстремистскими проявлениями необходимы, на наш взгляд, дополнительные меры противодействия, связанные с совершенствованием действующего законодательства в этой области.

На основании проведенного исследования в качестве предложений по совершенствованию законодательства в сфере противодействия экстремизму, автор предлагает криминализировать действия административного характера, исключив ст.20.29 из Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях и дополнив ст.282 УК РФ частью 3 следующего содержания: «Производство, массовое распространение, а равно хранение в целях массового распространения экстремистских материалов наказывается...».

Необходимо помнить, что «каждое преступление экстремистского характера направлено на дестабилизацию социально-политической обстановки в отдельных городах, регионах и в стране, в целом19». В заключении хотелось бы отметить, что экстремизм в его многообразных проявлениях представляет угрозу не только национальной безопасности нашей страны, но и представляют глобальную угрозу безопасности человечеству, в целом, оставаясь одной из наиболее важных проблем всего мирового сообщества.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,13%.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 года (с изменениями и дополнениями).

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 20 декабря 2001 года (с изменениями и дополнениями). Интернет-ресурс: http://koapkodeksrf.ru/rzd-2/gl-20/st-20-29-koap-rf.

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 №11 «О судебной практике по уголовным делам экстремистской направленности».

4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 №Пр-2753)//Интерент-ресурс: www.consultant.ru.

5. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический (постатейный), 2-е изд. пе-рераб. и дополн. /под ред. С. В. Дьякова, Н. Г. Кадникова, М., Юриспруденция, 2013,С.803.

6. Путин В. В. выступление на расширенном заседании Совета безопасности России, посвященном рассмотрению проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года // URL htt: www.kremlin.ru/events/president/news/47045.

7. Уголовное право России. Особенная часть. Под ред. А. И. Рарога, Изд-во «Эксмо», 2009. С.537.

8. Миц Д. С. Экстремистская деятельность некоторых деструктивных зарубежных религиозных организаций на территории Российской Федерации. Экстремизм: правовые и криминологические проблемы. Под ред. профес. А. И. Долговой, М., Российская криминологическая ассоциация, 2010.С.205.

9. Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, Юридический центр, М., 2012, С. 73.

10. Постановление суда №5-571(1)/2017 от 11.07.2017/Интернет-ресурс:rospravosudie.com/.

11. «ФСБ задержала готовивших поджоги в день единства членов «Артподготовки» Интернет-ресурс: http://www.mk.ru/ social/2017/11/03/fsb-zaderzhala-gotovivshikh-podzhogi-v-den-edinstva-chlenov-artpodgotovki.html.

12. Интернет-ресурс: http://rusrand.ru/analytics/terrorizm-v-rossii--narastayuschaya-dinamika.

13. Интернет-ресурс: http://koapkodeksrf.ru/rzd-2/gl-20/st-20-29-koap-rf.

14. Интернет-ресурс: http://mosday.ru/news/item.php? 1068360.

19

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Феде-

17 Там же. рации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-

18Интернет-ресурс: http://mosday.ru/news/item.php71068360 2753)//Интерент-ресурс: www.consultant.ru.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью «Вопросы совершенствования законодательства в области противодействия экстремизму в Российской Федерации», подготовленную С. А. Шелеповой В представленной С.А. Шелеповой статье затронуты актуальные на сегодняшний день вопросы правоприменения законодательства в области противодействия экстремизму. Актуальность выбранной темы подтверждается и принятой в 2014 году Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. К сожалению, из года в год отмечается неуклонный рост преступлений экстремистской направленности, которые, действительно, как отмечает автор, служат предпосылкой для совершения более тяжких преступлений террористической направленности. В этой связи автором предпринята попытка совершенствования законодательства в анализируемой области путем внесения конкретных предложений по ужесточению ответственности за производство, массовое распространение, и хранение в целях массового распространения экстремистских материалов путем исключения ст. 20.29 из Кодекса об административных правонарушениях. Необходимо отметить, что подобные

предложения периодически высказываются теоретиками уголовного и административного права, имеют как сторонников, так и противников. Однако необходимость совершенствования уголовно-правовых норм в сфере противодействия экстремизму не вызывает сомнений. Предложения автора статьи хотя и носят дискуссионный характер, несомненно являются новационными.

Научная статья написана грамотным юридическим языком с использованием действующего законодательства в анализируемой области, а также примеров практики. В работе автор проявил высокую степень эрудиции.

Содержащиеся в ней выводы и рекомендации представляются логичными и в достаточной мере обоснованными. Научная статья выполнена на высоком теоретическом уровне, материал изложен логически грамотно, соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода и может быть рекомендована к публикации в научном журнале.

доцент Российской таможенной академии кандидат юридических наук, доцент

А.С. Маякова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.