Костюк М.Ф.
правовые основы Противодействия экстремизму
Цель: Исследование правового регулирования противодействия экстремизму. Методология: Использовались диалектический метод познания, а также специальные методы: формально-юридический, статистический, социологический, системный.
результаты: В статье проанализировано содержание понятий «экстремизм» и «экстремистская деятельность». Представлена действующая система отечественного законодательства в сфере противодействия экстремизму, отражены ее особенности.
новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток комплексного исследования правовых мер противодействия экстремизму. Ключевые слова: безопасность, экстремизм, экстремистская деятельность,
Kostiuk M.F.
LEGAL BAsEs of couNTERAcTioN To ExTREMisM
Purpose: Research of a concept and features of legal regulation of counteraction to extremism.
Methodology: The dialectic method of knowledge and also special methods was used: legallistic, statistical, sociological, system.
Results: In article extremism is considered as the social and legal. The operating system of the domestic legislation in the sphere of counteraction to extremism is presented.
Novelty/originality/value: Article has the scientific value as is one of the first attempts of a complex research of legal measures of counteraction to extremism.
Keywords: safety, extremism, extremist activity.
Экстремизм - явление социально-правовое, отличающееся повышенной общественной опасностью. Не случайно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683, в числе основных угроз государственной и общественной безопасности названа деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма. Данные технологии оказывают существенное воздействие на информационную среду, могут обладать и зачастую обладают криминогенным воздействием на личность или определенную общность людей, пропагандируя насилие, агрессию, негативное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам.
Социальный аспект экстремизма определяется существующими в обществе социально-экономическими противоречиями, возникающими на национальной (этнической), религиозной, культурной почве. Их раздувание, порой искусственное, вызывает агрессию и нетерпимость между социальными группами или отдельными лицами, придерживающимися различных взглядов на происходящие события с учетом своего мировоззрения, образования, вероисповедания, культуры, воспитания, знания и соблюдения норм морали и права.
Россия - многонациональная и межконфессиональная страна, где экстремизм представляет
реальную угрозу сложившемуся укладу жизни различных народов, их культур, порождает недоверие и рознь среди ее граждан. Проявление экстремизма на фоне происходящих миграционных процессов наносит весьма существенный вред как основам конституционного строя, так и отдельным гражданам или группам населения, приводит к вооруженным конфликтам, угрожает государственности, ее институтам.
Правовой аспект состоит в конструктивных особенностях правовых норм, определяющих данное понятие и составляющих основу противодействия экстремизму, отсутствии устоявшейся практики их применения. И это не удивительно, так как экстремизм имеет различные грани своего проявления, причины возникновения. В соответствии со ст. 4 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом РФ 28 ноября 2014 г., целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя РФ, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. В числе основных задач этой политики названы совершенствование законодательства РФ и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму, разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.
eurasian
> 4 (29) 2017 <
advocacy
Меры противодействия экстремизму целесообразно классифицировать по предмету правового регулирования на международно-правовые нормы и нормы отечественного законодательства. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.) осуждает (ст. 4) всякую пропаганду и все организации, основанные на идеях или теориях превосходства, пытающиеся оправдать или поощрять расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме. Преступным является и подстрекательство к расовой дискриминации, предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование.
Этимологически понятие «экстремизм» (от лат. ехйешш крайний) рассматривается как приверженность в политике и идеологии к крайним взглядам и действиям. В политической жизни экстремизм находит выражение в насильственных действиях, направленных на дестабилизацию и разрушение сложившихся общественных структур и институтов (организация беспорядков, террористические акции и т. п.) [3].
Нормативное определение экстремизма впервые нашло свое закрепление в п. 3 ч. 1 ст. 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 5 июня 2001 г.). Экстремизм определяется как какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства. Сюда же, альтернативно, относится насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них. Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию, что явилось нормативной основой дальнейшего развития этого понятия.
Противодействие экстремизму - процесс динамичный, учитывающий происходящие в обществе изменения, правовую базу, эффективность ее применения. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2017 г. № 681 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму» представлен проект Конвенции «Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму». В п. 2 ст. 2 Конвенции экстремизм рассматривается как «идеология и практика, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных
конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий». В данном контексте первичной является идеология экстремизма, ее влияние на окружающих, неустойчивых к такому воздействию граждан.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 23 ноября 2015 г. № 314-Ф3) «О противодействии экстремистской деятельности» рассматривает (ч. 1 ст. 1) экстремистскую деятельность (экстремизм) как понятия равнозначные, указывая на перечень образующих их действий.
Деяния, характеризующие экстремизм (экстремистскую деятельность), представляется целесообразным классифицировать на следующие виды: 1) направленные на изменение конституционного строя, характерной особенностью которых является применение насилия; 2) террористической направленности, основу которой составляет публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; 3) экстремистской направленности, посягающие на права и свободы человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 4) способствующие экстремизму, включая финансирование указанных деяний.
Анализ указанных норм позволяет рассматривать экстремизм как идеологию превосходства одних людей над другими по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а экстремистскую деятельность - как воплощение этой идеологии в противоправных деяниях.
Действующая система отечественного законодательства в сфере противодействия экстремизму основана на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Из этого следует, что не соответствующими Конституции РФ являются, во-первых, создание таких общественных объединений, в уставе которых закреплена цель осуществления указанных антиконституционных действий; во-вторых, действия общественных объединений, направленные на достижение названных целей.
евразийская
> 4 (29) 2017 <
адвокатура
В этом контексте показательным является Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 № АКПИ17-238 [2] ликвидировать религиозную организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации. Деятельность указанной организации осуществлялась с нарушениями уставных целей и задач. Различные информационные материалы, распространяемые ею на территории РФ, судами признаны экстремистскими ввиду установления фактов наличия в них информации, возбуждающей религиозную рознь, пропагандирующей исключительность, превосходство и неполноценность граждан по признаку их отношения к религии. Этим же решением имущество ликвидируемой религиозной организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, обращено в собственность РФ.
Общие основания для ликвидации религиозной организации предусмотрены в статье 14 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, одним из правовых оснований для этого являются действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (абзац третий пункта 2).
Религиозная организация может быть ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (пункт 7).
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 2 июня 2016 г. № 179-ФЗ) «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает (ст. 5) добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Такая деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах -общедоступной. При этом запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ст. 16).
Общественные объединения подлежат регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и инди-
видуальных предпринимателей». Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
В процессе этой деятельности, по нашему мнению, должна осуществляться экспертиза документов на предмет наличия положений, противоречащих положениям Конституции РФ, пропагандирующих экстремизм.
Равенство всех перед законом и судом является конституционной гарантией. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Сфера осуществления правосудия является особо чувствительной. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ).
Поэтому не случайно к судьям или лицам, претендующим на эту должность, предъявляются высокие требования. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Данные нормы составляют конституционную основу противодействия экстремизму. При этом ведущее место отводится нормам права, устанавливающим ответственность за преступления экстремистской направленности.
eurasian
4 (29) 2017
advocacy
В соответствии со ст. 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях наказуемым является массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ на территории РФ запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Приказом Министерства юстиции РФ от 11 декабря 2015 г. № 289 «О порядке ведения федерального списка экстремистских материалов» утвержден список, который содержит упорядоченную совокупность сведений об информационных материалах, признанных экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов.
Нормативную основу противодействия экстремизму составляет уголовное законодательство РФ. Понятие преступлений экстремистской направленности нашло свое закрепление в примечании 2 к статье 282.1 Уголовного кодекса РФ. К ним относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ и пунктом «е» части первой статьи 63 УК РФ. Это отражено и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 (ред. от 03.11.2016) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». В основу выделения преступлений экстремистской направленности положен мотив - политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда. Ненависть или вражда лежат в основе мотивации этих преступлений, однако законодатель не раскрывает их содержание. В юридической литературе идеологическая ненависть или вражда рассматривается
как крайняя форма неприязни, которая связана с неприятием виновным не отдельных идей, а определенной системы взглядов, концепций, т. е. идеологии [1].
Данный законодательный пробел может быть восполнен путем дополнения ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» примечанием с раскрытием их содержания. Данный мотив является квалифицирующим признаком преступлений, предусмотренных п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119 УК РФ.
Базовыми в противодействии экстремизму являются уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК); организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК); организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК); финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).
Эффективность противодействия экстремизму, по нашему мнению, определяется комплексным применением социально-экономических и правовых мер, совершенствованием законодательства и практики его применения, а также координацией деятельности соответствующих органов в этой сфере.
Пристатейный библиографический список
1. Кунашев А.А. Мотивы ненависти или вражды в уголовном праве России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.
2. Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 № АКПИ17-238 [Электронный ресурс] URL: http:// legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042017-n-akpi17-238/.
3. Универсальный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 1497.
References (transliterated)
1. Kunashev A.A. Motivy nenavisti ili vrazhdy v ugo-lovnom prave Rossii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2012. S. 10.
2. Reshenie Verhovnogo Suda RF ot 20.04.2017 № AKPI17-238 [Jelektronnyj resurs] URL: http://legalacts. ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042017-n-ak-pi17-238/.
3. Universal'nyj jenciklopedicheskij slovar'. M.: Bol'-shaja Rossijskaja jenciklopedija, 1999. S. 1497.