ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЛЧКИ И ПРЛКТИКИ
УДК 34
Кулешов Роман Владимирович Kuleshov Roman Vladimirovich
кандидат юридических наук, начальник отдела координации научной деятельности в МВД России Департамент государственной службы и кадров МВД России (125009, Москва, Газетный пер., 6)
candidate of sciences (law), head of department for coordination of research in the Ministry of internal affairs of Russia
Department of civil service and personnel, Ministry of internal affairs of Russia (6 Gazetny pereulok, Moscow, 125009)
E-mail: [email protected]
Международное законодательство и Конституция РФ как нормативно-правовая основа для совершенствования антиэкстремистской и антитеррористической деятельности
International law and the Constitution of the Russian Federation as the legal framework for the improvement of anti-extremist and anti-terrorist activities
В статье рассматриваются различные нормативные правовые акты, регулирующие фундаментальные положения в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом; основное вниманиеуделяется нормам Конституции РФ, а также общепризнанным международным правовым документам, закрепляющим ряд гарантий антитеррористической и антиэкстремистской защищенности.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, терроризм, террористическая деятельность, деструктивная деятельность, идеология, экстремист, террорист, преступления, противодействие экстремистской деятельности, противодействие терроризму, статья, норма, Конституция РФ, Конвенция, международное право.
The article discusses various legal acts regulating the fundamental provisions on the fight against extremism and terrorism; it focuses on the norms of the Constitution of the Russian Federation, as well as on generally recognized international legal instruments providing a number of anti-terrorist and anti-extremist guarantees of security.
Keywords: extremism, extremist activities, terrorism, terrorist activities, destructive activities, ideology, extremist, terrorist, crime, counteraction to extremism, counteraction to terrorism, article, norm, Constitution of the RF, Convention, international law.
Российская Федерация, провозгласив международное право в качестве неотъемлемой составляющей отечественной правовой системы, ратифицировала Европейскую конвенцию о пресечении терроризма [1], Конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и иные международно-правовые документы [2], чем выразила реальную готовность активно участвовать в глобальных, стоящих перед всем человечеством процессах по противодействию экстремизму и терроризму.
Указанные международно-правовые документы, закрепляя такие незыблемые общечеловеческие ценности, как свобода мысли и слова, возможность беспрепятственно высказывать свое мнение, предостерегают, что всякое пу-
бличное выражение национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование, всякая дискриминация на основе религии или убеждений должны быть запрещены законом [3]. Развивая это положение, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратиз-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
27
Кулешов Р.В. Международное законодательство и Конституция РФ как нормативно-правовая основа для совершенствования антиэкстремистской...
Кулешов РВ. Международное законодательство и Конституция РФ как нормативно-правовая основа для совершенствования антиэкстремистской...
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
мом и экстремизмом [4] подчеркнула, что, какими бы мотивами не руководствовались лица, осуществляющие террористическую, сепаратистскую и экстремистскую деятельность, такая деятельность не может быть оправдана ни при каких обстоятельствах. Сами субъекты указанных деяний должны быть в обязательном порядке привлечены к уголовной ответственности в соответствии с национальным уголовным законом.
Одним из приоритетных факторов готовности России к осуществлению реального противодействия проявлениям экстремизма и терроризма является сформулированная в национальном законодательстве РФ нормативная основа данной правоохранительной деятельности, отражающая концептуальные положения государственной политики России.
Конституция РФ сформулировала ряд руководящих положений, констатирующих взятый государством курс на отвержение на законодательном уровне любых проявлений экстремизма. Российская Федерация провозглашена демократическим правовым государством, в котором права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и находятся под защитой государства (ст. 2). Многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным источником власти в стране (ст. 3), что указывает на отсутствие каких-либо преимуществ на осуществление властных полномочий у представителей какой-либо народности по отношению к иным народностям.
Статья 13 Конституции РФ декларирует идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом, недопустимость установления какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, будь это марксизм-ленинизм, либерализм, идеология «национального государства» или религиозная доктрина [5, с. 105]. Одновременно Основной закон государства запретил создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Данное положение исследователи особо выделяют как принципиально важное, ведь именно путем подобных действий в преддверии принятия Конституции РФ осенью 1993 года в нашей стране была создана обстановка социальной и национальной вражды и ненави-
сти, способствовавшая попытке государственного переворота [6, с. 104].
Статья 14 Конституции РФ провозгласила Российскую Федерацию светским государством, подчеркнув, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Таким образом, Основной закон РФ установил независимость государства от церкви, проповедуемой ею религии или атеизма, запрещая теократическое или фундаментальное государство [6, с. 145]. Данное руководящее положение согласуется с провозглашенными в статье 28 Конституции свободой совести, свободой вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Здесь особо следует подчеркнуть равнозначность свободы как исповедования любой религии, так и приверженности атеизму, ибо отсутствие упоминания об атеизме могло способствовать бы ущемлению интересов сторонников идеологии атеизма.
Вместе с тем, вполне справедливо утверждение о том, что православие и другие традиционные религии, имеющие глубокие вековые корни в истории, культуре, образе мышления народа, должны быть защищены от прозелитизма, активного и навязчивого обращения в иную веру со стороны различных проповедников, использующих конституционный принцип свободы совести в политических (и даже в коммерческих) целях [6, с. 146]. Тем более, государство обязано оградить своих граждан от лиц, осуществляющих деятельность по вербовке в ряды экстремистских организаций.
Гарантируя в статье 29 Конституции РФ свободу мысли и слова, одновременно формулируется прямой запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также запрет на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Указанные запреты, тем не менее, не отменяют свободу массовой информации и запрета цензуры (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ).
Право свободно выражать свои мысли и убеждения согласуется с правом на создание каждой личностью различных общественных
28
Юридическая наука и практика
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
объединений, в том числе для защиты своих интересов (ст. 30), а также правом граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации шествия и пикетирование.
В развитие данных конституционных императивов разработаны иные нормативные акты, образующие следующий уровень правовой основы для осуществления деятельности непосредственно по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений террористической и экстремистской направленности в виде национального антиэкстремистского и антитеррористического законодательства.
Статья 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» определяет понятия «терроризм», «террористическая деятельность», «террористический акт» и иные взаимосвязанные термины [7]. Под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Таким образом, терроризм трактуется как единство (синтез) идеологии и практической деятельности, направленной на манипулирование органами государственной власти и иными официальными структурами, обладающими определенными полномочиями, путем создания дестабилизирующей обстановки в обществе.
В литературе некоторые авторы критикуют данное определение, считая его не вполне точным, поскольку, по их мнению, оно «значительно сужает понятие терроризма» [8, с. 11]. Развивая свою позицию, Ж.В. Васалатий выражает несогласие с тем, что «терроризм может быть обусловлен исключительно идеологическими мотивами. Действия террористического характера могут предприниматься и для достижения иных целей, которые нельзя отнести к «идеологии насилия» (социально-экономических, административных)».
Указанный исследователь делает вывод о том, что терроризмом следует считать «не только идеологически направленную, но и любую насильственную деятельность (или угрозу такой деятельности), если она создает условия, опасные для жизни людей с целью принуждения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц принять любое решение в пользу террористов» [8, с. 11]. Сам по себе характер требова-
ний, а именно идеологический, политический, социальный, экономический либо иной, по мнению указанного автора, не является принципиальным.
На наш взгляд, вопросы о трактовке понятия и содержания террористической и экстремистской деятельности являются принципиальными, поскольку указанные термины, очерчивая специфические проявления насилия и агрессии [9—11] как признаки преступлений экстремистской и террористической направленности, предопределяют объем диалектически обусловленной ими деятельности по раскрытию и расследованию преступлений экстремистской и террористической направленности. Ибо общепризнанным источником для разработки научно обоснованных рекомендаций, являющихся результатом познания закономерностей механизма совершения преступления [12] и направленных на интенсификацию расследования преступлений, являются нормы ряда отраслей права, в том числе связанных с регулированием понятия и содержания соответствующей запрещенной законом деятельности.
Мы можем согласиться с тем, что действия террористов, связанные с реализацией насилия, могут быть направлены на удовлетворение не только политических амбиций террористов, но и притязаний социально-экономических, административных и иных. Но в то же время действия террористов всегда достаточно глубоко мотивированы, и эти мотивы далеки от проявления агрессии как самоцели либо агрессии только ради устрашения людей и демонстрации собственного могущества. Они всегда связаны с побуждением государства, государственных органов или организаций осуществить ту или иную деятельность, в которой заинтересованы террористы, а равно лица, интересы которых они представляют. При этом именно насилие (либо угроза насилием) в форме создания атмосферы массового страха среди населения воспринимается виновными как эффективное средство достичь преследуемых целей.
Поэтому, на наш взгляд, здесь дело не в том, что «идеологическими мотивами не исчерпывается понятие терроризма», как полагает Ж.В. Васалатий, а в трактовке самого понятия «идеология». Данное понятие весьма обширно и многогранно. Имея философское происхождение, его дефиниция и содержание формировались постепенно и различались в зависимости от приверженности к различным философским и политическим школам и течениям.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
29
Кулешов Р.В. Международное законодательство и Конституция РФ как нормативно-правовая основа для совершенствования антиэкстремистской...
Кулешов Р.В. Международное законодательство и Конституция РФ как нормативно-правовая основа для совершенствования антиэкстремистской...
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
Помимо марксистского определения идеологии, означающего систему определенных взглядов и мыслей, выражающих интересы правящего класса, существовали и существуют альтернативные позиции [13].
Так, «Большая советская энциклопедия» определяет идеологию как систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений» [14].
Авторы «Словаря русского языка» определяют идеологию как «систему идей, представлений, понятий, выраженную в разных формах общественного сознания — философии, политике, праве, морали, искусстве, религии, и отражающую коренные интересы классов, социальных групп» [15].
Таким образом, неверным является сведение понятия идеологии к системе взглядов на политическое устройство, внутреннюю и внешнюю политику страны, что является неизбежным и не всегда осознанным наследием классового подхода, десятилетиями доминирующего в нашей стране в так называемый советский период истории. Понятие идеологии значительно обширнее. Какими бы побуждениями ни были продиктованы действия террористов — политическими, идеологическими, классовыми, расовыми, национальными, религиозными, они, как правило, идеологизированы (т. е. объясняются определенными идеями) и проявляются непосредственно в соответствующей практической деятельности либо в угрозах такой деятельности, воспринимаемых реально адресатами этих угроз.
Таким образом, в отличие от формулировки экстремизма, где идеологические убеждения выступают объектом ненависти и вражды, применительно к терроризму законодатель прямо говорит именно об идеологии насилия, а не идеологии вообще. Иными словами, идеология как система идей, взглядов, суждений, умозаключений в данном случае обосновывает оправданность применения именно насильственных методов в достижении целей, преследуемых виновными.
Примечания
1. О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма: федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ // Российская газета. 2000. 10 августа.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года; Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.
3. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 // Российская газета. 2011. 4 июля.
4. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. URL: https://www.referent.rU/1/10927
5. Конституция РФ. Комментарий / под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, РГ. Орехова. М., 1994.
6. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.
7. О противодействии терроризму: федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11, от. 1146.
8. Васалатий Ж.В. Методика расследования преступлений террористического характера: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2010.
9. Варданян А.В., Кулешов Р.В. Типология агрессии и формы ее проявления в структуре мотивации экстремистской и террористической деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. № 2 (25). Волгоград, 2013.
10. Варданян А.В., Кулешов Р.В. Некоторые факторы, предопределяющие генезис этнорелигиозного экстремизма и терроризма, а также их актуализацию на современном этапе развития общества // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2 (25).
11. Варданян А.В. Этнический и этнорелигиозный экстремизм как факторы, способствующие совершению тяжких насильственных преступлений против личности // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: сборник седьмой Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2010.
12. Айвазова О.В. Криминалистическая характеристика преступлений как систематизированное отражение механизма преступной деятельности: результаты научной полемики // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 389.
13. Семигин Г.Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / науч. ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010 (http://iph.ras.ru/ еМ Ь/1185. html).
30
Юридическая наука и практика
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЙЧКИ И ПРЛКТИКИ
14. Келле В.Ж. Идеология // Большая советская энциклопедия. М., 1969—1978 (http://enc-dic.com/ enc_sovet/l deologija-19212.html).
15. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1957—1960. Т. 1; Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стереотипное. М., 1999.
Notes
1. On the ratification of European convention on the suppression of terrorism: federal law of August 7, 2000 № 121-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2000. August, 10.
2. Universal declaration of human rights of 10 December 1948; International covenant on civil and political rights of 16 December 1966; International convention on the elimination of all forms of racial discrimination of 21 December 1965 year; Declaration of the UN General Assembly of 25 November 1981 on the elimination of all forms of intolerance and of discrimination based on religion or belief; Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms of November, 4, 1950; Shanghai convention on combating terrorism, separatism and extremism of 15 June 2001.
3. On judicial practice in criminal cases involving extremist crimes: ruling of the Supreme Court of the Russian Federation of June 28, 2011 № 11 // Rossiyskaya gazeta. 2011. July 4.
4. Shanghai convention on combating terrorism, separatism and extremism of 15 June 2001. URL: https:// www. referent, ru/1/10927
5. The Constitution of the Russian Federation. Commentary / general ed. by B.N. Topornin, Yu.M. Baturin, R.G. Orekhov. Moscow, 1994.
6. Rumyantsev O.G. Fundamentals of the constitutional order of Russia. Moscow, 1994.
7. On countering terrorism: federal law of March 6, 2006 № 35-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2006. № 11, art. 1146.
8. Vasalatiy Zh.V. Methods of investigation of crimes of a terrorist nature: author’s abstract... candidate of legal sciences. Chelyabinsk, 2010.
9. Vardanyan A.V., Kuleshov R.V. Typology of aggression and the forms of its manifestation in the motivation structure of extremist and terrorist activities // Bulletin of the Volgograd academy of the Russian interior Ministry. 2013. № 2 (25).
10. Vardanyan A.V., Kuleshov R.V. Some determinants of the genesis of ethno-religious extremism and terrorism, as well as their manifestation in modern society // Bulletin of the Volgograd academy of the Russian interior Ministry. 2013. № 2 (25).
11. Vardanyan A. V. Ethnic and ethno-religious extremism as factors contributing to the commission of serious violent crimes against the person // Criminalistics: current issues of theory and practice: collection of articles of the seventh All-Russian scientific conference. Rostov-on-Don, 2010.
12. Aivazova O.V. Forensic characterization of crimes as a reflection of a systematic mechanism of criminal activity: results of a scientific controversy // Bulletin of Tomsk state university. Law. 2014. № 389.
13. Semigin G.Yu. Ideology // New encyclopedia of philosophy: in 4 vol. / scientific ed. of the council V.S. Stepin. 2nd ed., rev. and suppl. Moscow, 2010 (http://iph.ras.ru/elib/1185.html).
14. Kelle V.Zh. Ideology//Great Soviet encyclopedia. Moscow, 1969—1978 (http://enc-dic.com/enc_sovet/ ldeologija-19212.html).
15. Dictionary of the Russian language: in 4 vol. / ed. A.R Evgenyeva. Moscow, 1957—1960. Vol. 1; Dictionary of the Russian language / ed. A.R Evgenyeva. 4th ed., stereotyped. Moscow, 1999.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
31
Кулешов Р.В. Международное законодательство и Конституция РФ как нормативно-правовая основа для совершенствования антиэкстремистской...