Научная статья на тему 'Информационное обеспечение противодействия экстремизму'

Информационное обеспечение противодействия экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1747
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / EXTREMISM / EXTREMIST ACTIVITY / COUNTERACTION / INFORMATION PROVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скребец Елизавета Сергеевна

Статья посвящена проблеме информационного обеспечения противодействия экстремизму. Рассмотрены основные понятия экстремизма, противодействия экстремистской деятельности. Особое внимание уделено задачам, основным направлениям деятельности по информационному обеспечению противодействия экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information provision of counteraction to extremism

The article is dedicated to the problem of information provision counteraction to extremism. Main concept of extremism, counteraction to extremist activity is considered. Special attention is paid to the targets, main directions of the activity on information provision to provide extremism counteraction.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение противодействия экстремизму»

Скребец Елизавета Сергеевна

начальник кабинета специальных дисциплин

Крымского филиала Краснодарского университета МВД России

(e-mail: [email protected])

Информационное обеспечение противодействия экстремизму

Статья посвящена проблеме информационного обеспечения противодействия экстремизму. Рассмотрены основные понятия экстремизма, противодействия экстремистской деятельности. Особое внимание уделено задачам, основным направлениям деятельности по информационному обеспечению противодействия экстремизму.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, противодействие, информационное обеспечение.

Ye.S. Skrebets, Head of the Office of Special Disciplines of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Information provision of counteraction to extremism

The article is dedicated to the problem of information provision counteraction to extremism. Main concept of extremism, counteraction to extremist activity is considered. Special attention is paid to the targets, main directions of the activity on information provision to provide extremism counteraction. Key words: extremism, extremist activity, counteraction, information provision.

Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, живущим в век высоких технологий и глобализации социальных процессов, в которые вовлечено большое количество людей с различным мировоззрением, разных национальностей и культур. В связи с этим государственная безопасность является одним из важнейших аспектов устойчивости, существования и дальнейшего развития государства.

Современный экстремизм представляет глобальную угрозу мировой жизни сообществ, является препятствием на пути развития государства, подрывает традиции (устои) внутренней и международной стабильности, обладает огромными финансовыми и человеческими ресурсами. Кроме того, на сегодняшний день мы не защищены должным образом от манипуляций, которые поступают извне, и впоследствии это приводит к развитию в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, а также к нравственной деградации молодежи.

Считаем, что в Российской Федерации разработана и принята своя система законодательства в сфере предупреждения и противодействия экстремистской деятельности. При этом особое внимание уделено совершенствованию законодательной базы и использованию правовых рычагов воздействия для предотвращения, реагирования и должного оказания сопротивления экстремистским проявлениям во всех сферах общественной и политической деятельности (жизни).

Проблемам противодействия экстремистской деятельности в России посвящены научные исследования Ю.М. Антоняна, С.С. Галахова, В.В. Гурского, П.А. Данилова, О.Е. Кубякина, Е.П. Олифиренко, Э.А. Па-ина, С.Е. Пролетенковой, Е.В. Сальникова, С.Н. Фридинского и др. Тем не менее, отдельные вопросы информационного противодействия экстремистской деятельности недостаточно освещены в юридической литературе.

Основами общегосударственной системы противодействия экстремизму являются: Конституция Российской Федерации, которая запрещает пропаганду и агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни [1, ст. 13], федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепция внешней политики Российской Федерации, Концепция

128

противодействия терроризму в Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на решение проблем возникновения и распространения экстремизма как на территории Российской Федерации, так и в мире, а также на совершенствование деятельности государственных органов и общественности в данной области.

Экстремистская деятельность (экстремизм) представляет собой приверженность к крайним взглядам или насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации путем осуществления таких действий, как возбуждение расовой, национальной, религиозной розни, оправдание терроризма и террористической деятельности, пропаганда исключительности и превосходства по социальной, расовой, национальной либо языковой принадлежности или отношению к религии, создание условий, препятствующих осуществлению законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и религиозных объединений или иных организаций.

Экстремизм является сложным явлением, которому обычно способствуют социально-экономические кризисы, падение жизненного уровня населения, непринятие и преследование инакомыслия. По мнению С.Н. Фридринско-го, экстремизм - это деятельность общественных, политических и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке, финансированию либо иному содействию ее осуществлению, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и иной материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных средств связи, иных материально-технических средств, а также совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной, на возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, на отрицание абсолютной ценности прав человека, на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, на подрыв безопасности Российской Федерации, а равно публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению таких действий [2, с. 8].

Согласно Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.) экстремизм определен как «деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» [3].

По мнению Д.С. Савочкина, экстремизм в своих проявлениях несет большую опасность для стабильного развития государства и имеет тенденции к перерастанию в террористическую угрозу [4]. Из этого следует, что данное явление несет общественную и государственную опасность для жизни и деятельности как самого человечества, так и всего мирового сообщества.

Противодействие экстремистской деятельности представляет собой инструмент гражданского мира и объединения усилий органов государственной власти и граждан Российской Федерации в восстановлении и укреплении экономического, политического, религиозного потенциала.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» основными направлениями противодействия экстремистской деятельности являются: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц [5].

На наш взгляд, отличительной чертой современного экстремизма является его способность к видоизменению, преобразованию и выработке новых форм, методов и путей осуществления деятельности. Поэтому значительное место занимает информационная составляющая противодействия экстремизму, которая представляет собой деятельность, направленную на разъяснение понятия и сущности экстремизма, его негативное и пагубное влияние на общество и государство, а также оказание воздействия на граждан с целью воспитания у них отрицания идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии экстремизму.

В свою очередь, информационное обеспечение противодействия экстремизму включает в

129

себя совокупность единой системы сбора, накопления, систематизации, анализа и оценки информации о действиях экстремистского характера, обмен данной информацией и доведение ее до общественности.

Основными задачами механизма информационного обеспечения противодействия экстремизму, по нашему мнению, являются:

систематическое исследование причин, условий и факторов, которые определяют сущность и состояние экстремистских настроений;

исследование информации о проявлениях, распространении и состоянии экстремизма, а также о политических, социальных, экономических, религиозных и других общественных процессах, происходящих как в самой Российской Федерации, так и в мире, которые могут оказать либо оказывают негативное влияние на ситуацию в области противодействия экстремизму, тем самым влекут за собой негативные последствия;

прогнозирование возможных закономерностей развития экстремизма и его проявлений, разработка мер и действий для своевременного реагирования по их нейтрализации;

создание, организация деятельности по обмену информацией экстремистского характера между субъектами противодействия экстремизму;

изучение, мониторинг и анализ государственного и международного опыта противодействия экстремизму;

совершенствование форм и методов противодействия экстремизму путем внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий, информационного и аналитического обеспечения деятельности по противодействию экстремизму государственных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий, созданных в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях, общественных организаций и населения;

привлечение научно-исследовательских специалистов к анализу угроз развития экстремизма и его распространения на территории Российской Федерации;

систематическое совершенствование нормативной правовой базы информационного обеспечения противодействия экстремизму, повышение профессиональной подготовки сотрудников и специалистов в области противодействия экстремизму.

Решение поставленных задач не может быть получено в рамках какого-либо одного ведом-

ства. Необходимо создание межведомственной комиссии, включающей в себя представителей Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства связи и массовых коммуникаций, представителей других органов публичной власти [6, с. 144-145].

Кроме этого, для полноценного информирования должностных лиц органов государственной исполнительной власти в сфере противодействия экстремизму необходима оптимизация поступающей информации и распределение полномочий между субъектами, централизованная обработка и учет информации экстремистского характера и результатов антиэкстремистской деятельности в Российской Федерации.

Вместе с тем, научный мониторинг проблем противодействия экстремизму должен включать:

разработку теоретических и методологических рекомендаций по противодействию экстремизму и их постоянное совершенствование для решения задач по конкретным направлениям деятельности в этой сфере;

проведение научных исследований и разработку эффективных мер по противодействию экстремизму;

изучение, анализ и внедрение позитивного международного опыта в борьбе с экстремизмом;

проведение научных конференций, заседаний, круглых столов с участием представителей практических органов и общественности для изучения и анализа угроз от экстремистской деятельности как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах.

Безусловно, развитие и совершенствование федеральной системы противодействия экстремизму предполагает наличие материально-технических и финансовых ресурсов по тем направлениям деятельности, которые являются приоритетными в борьбе с данным антисоциальным явлением. Необходимым является создание общедоступной сети научно-технической информации, общественное информирование населения через средства массовой информации о состоянии экстремизма, в том числе и терроризма в государстве и мире, об алгоритме действий в случае возникновения угрозы либо непосредственном нахождении при действиях экстремистского характера. Можно согласиться с мнением С.А. Буткевича и А.А. Коноплевой в том, что экстремизм обо-

130

снованно называют глобальной проблемой человечества, решение которой невозможно без когерентных действий со стороны мирового сообщества. Именно поэтому только слаженные, обоснованные и объединенные действия и усилия, направленные на борьбу с экстремизмом, дадут желаемый и действенный результат. Однако противостоять вызовам экстремистской идеологии и основанной на ней деятельности невозможно без создания надлежащей нормативно-правовой базы, позволяющей предупреждать зарождение деструктивных явлений [7, с. 81].

Таким образом, противодействие экстремизму на территории Российской Федерации является одной из наиболее важных и приоритетных задач по обеспечению безопасности жизненно важных и необходимых интересов личности, общества и государства. Сегодня экстремизм является не отдельной проблемой города или региона, поскольку действия экс-

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 30 дек. 2008 г.) // Рос. газ. 2009. 21 янв.

2. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.

3. URL: http://archive.kremlin.ru/events/ articles/2001/06/140161/140317.shtml

4. Савочкин Д. С. Актуальные проблемы развития системы противодействия экстремизму // Науч. вестн. Днепропетровск. гос. ун-та внутренних дел. 2010. № 2(48).

5. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3.

6. Проблемы информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов: материалы междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2015.

7. Буткевич С.А., Коноплева А.А. Распространение экстремизма в Республике Крым: проблемы противодействия и пути их решения // Вестн. Казан. юрид. ин-та МВД России. 2015. № 1(19).

тремистского характера приобрели масштабы не только общероссийского явления, но и глобального характера, что не может не вызывать должной и заслуженной реакции со стороны мирового сообщества. Поэтому организация информационного обеспечения противодействия экстремизму является одним из приоритетных направлений в борьбе с данным явлением.

Учитывая, что экстремизм серьезно финансируется как внутри государства, так и извне, является грамотно сконструированным и проинформированным, имеет иерархию подчинения, где каждый субъект наделен определенными полномочиями и играет свою роль во всей цепочке организации, информационное противодействие экстремистской деятельности должно осуществляться систематически, последовательно и комплексно, с использованием инновационных технологий и высококвалифицированных специалистов.

1. Constitution of the Russian Federation: adopted by national vote on Dec., 12, 1993 (as amended on Dec. 30, 2008) // Rus. newsp. 2009. Jan. 21.

2. Fridinsky S.N. Fight with extremism: criminal-legal and criminological aspects: diss. ... Master of Law. Rostov-on-Don, 2003.

3. URL: http://archive.kremlin.ru/events/ articles/2001/06/140161/140317.shtml

4. Savochkin D.S. Actual problems of development of the system of extremism counteraction // Sci. bull. of the Dnepropetrovsk state university of the Interior affairs. 2010. № 2(48).

5. About counteraction to extremist activity: fed. law d.d. July 25, 2002 № 114-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. № 30. Art. 3.

6. Information provision problems of the provision of law-enforcement organs activity: materials of intern. sci.-pract. conf. Belgorod, 2015.

7. Butkevich S.A., Konoplyova A.A. Extremism expansion in the republic of Crimea: problems of counteraction and ways to solve them // Bull. of the Kazan Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 1(19).

131

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.