УДК 343.972+348.041
Иванова Е.В., Зарубина Е.В.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Аннотация. Актуальность разработки теоретических и практических проблем противодействия экстремизму и терроризму определяется тем, что антиэкстремистская подготовка сотрудников подразделений по противодействию экстремизму не может быть ограничена разовыми мероприятиями, а должна носить системный характер, быть органично встроенной во всю систему подготовки сотрудников органов внутренних дел. Подготовка по вопросам противодействия экстремизму должна, по мысли авторов, затрагивать все формы обучения, в том числе и самообразование, в том числе и через знание нормативно-правовой базы и грамотной формулировки тех вопросов, на которые могут ответить эксперты-религиоведы.
Ключевые слова: противодействие экстремизму, экстремизм, нормативно-правовая база, религиоведческая экспертиза.
Ivanova E.V., Zarubina E. V.
THE LEGAL BASIS OF COUNTERACTION TO RELIGIOUS EXTREMISM AND TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION AND PECULIARITIES OF RELIGIOUS EXPERTISE
Abstract. The urgency of development of theoretical and practical problems of counteraction to extremism and terrorism is the fact that requires systematic actions. One such measure is the theological expertise, what the article pays special attention.
Keywords: the fight against extremism, extremism, regulatory framework, religious expertise.
Правонарушения экстремистской направленности в современных условиях являются серьезной угрозой для российского общества. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. №537), Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г. №Пр-2753), а также Федеральному закону от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и струк-
тур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, названа одним из основных источников угроз национальной безопасности. Противодействие правонарушениям экстремистской направленности представляет специфическую сферу правоохранительной деятельности, поскольку такие правонарушения имеют «идейно-мировоззренческую» мотивацию - ненависть и вражду к представителям иных этноконфессиональных и социальных групп.
Для органов внутренних дел противодействие правонарушениям экстремистской
направленности является одним из приоритетных направлений деятельности, что, в частности, выразилось в создании специализированных подразделений по противодействию экстремизму. Но при этом наиболее многочисленными и приближенными к населению остаются подразделения по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции. Именно сотрудникам данных подразделений по роду своей деятельности приходится сталкиваться с проявлениями девиантного поведения в молодежной среде, в том числе и с такими, которые носят экстремистский характер.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в статье 2 среди основных принципов противодействия экстремистской деятельности указывает на приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, а также на сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности. Работа по профилактике проявлений экстремизма в молодежной среде возлагается, в силу своей массовости, на сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции. Взаимодействие с образовательными учреждениями, проведение опросов среди учащихся, организация и проведение профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями, участие в образовательных семинарах и совещаниях с педагогами и представителями общественности требует от сотрудников полиции не только знаний соответствующих нормативно-правовых актов, но и владение педагогическими и психологическими навыками, знаний в области культурологии, социологии, политологии, религиоведения. Наличие такой подготовки позволит избежать многих ошибок и просчетов в организации работы по профилактике экстремизма в молодежной среде, сделает эту работу по-настоящему эффективной, освободит ее от формальных подходов.
Сегодня экстремизм - одно из наиболее опасных явлений социальной жизни, дестабилизирующих политическую систему и угрожающих жизнедеятельности граждан.
Термин «экстремизм» (от лат. ех1тетт, от фр. extremisme) означает «крайний». Впервые его употребил французский юрист М. Лерой в начале XX века, который определял экстремистов как сторонников политических партий, слепо, до фанатизма, верящих в свои политические идеалы. Экстремизм, таким образом, изначально связывали с политической деятельностью. События, порожденные кризисом в политической и экономической сферах того времени, всем широко известны: Первая мировая война, так называемая Великая социалистическая революция в России.
С середины ХХ века термин «политический экстремизм» прочно вошел в обиход сначала американских, а затем и западноевропейских социологов и правоведов, зачастую вытесняя распространенное прежде понятие «радикализм» [1]. Радикализм (от лат. radicalis - «коренной») в политологии понимается как «практическая и идеологическая ориентация политики, целью которой выступает принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий» [2].
Итак, под экстремизмом следует понимать идеологию и соответствующие ей действия, которые пропагандируют и позволяют осуществлять крайние, нередко насильственные методы отстаивания своих мировоззренческих позиций и материальных интересов, допускающих непримиримость и открытую агрессию в отношении инакомыслия и инакомыслящих.
Общий анализ международных документов и национальных правовых и литературных источников позволяет сделать вывод об отсутствии единого понятия «экстремизм» и о различных подходах к его определению.
Так, например, в Большом энциклопедическом словаре экстремизм толкуется как
«идеология, теория и практика крайне фанатичных и радикальных представителей разнообразных конфессий, политических организаций и экстравагантных социальных групп» [3, с. 622]. По определению С.И. Ожегова, экстремизм - приверженность к крайним взглядам, к использованию крайних мер (включая теракты и взятие заложников) для достижения своих целей [5, с. 1340]. Отметим, что рассмотренные и им подобные определения не являются правовыми, порождающими юридическую ответственность или иные правовые последствия.
В соответствии с Шанхайской конвенцией «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. экстремизм определяется как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в т.ч. организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» [6, ст. 3947].
Считаем, что из приведенной формулировки не вполне понятно, какой признак объединяет перечисленные формы экстремистской деятельности, что положено в основу данного определения, а потому данный перечень следует признать необоснованно широким и неоднозначным.
Изучение теоретических источников позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода к толкованию термина «экстремизм».
В соответствии с позицией Е.П. Сергу-на, «определение понятия «экстремистская деятельность (экстремизм)» в федеральном законе является настолько широким, что даже образно представить круг перечисленных деяний весьма затруднительно. Ученый предлагает авторское определение экстремизма, под которым необходимо понимать «приверженность к определенной системе взглядов и идей,
основанной на нетерпимости к основополагающим принципам конституционного строя РФ и охраняемым государством демократическим правам и свободам человека и гражданина, характеризующаяся внутренней готовностью к активной деятельности, направленной на претворение в действительность таких воззрений уголовно наказуемыми способами» [7, с. 8].
А.В. Ростокинский считает, что экстремизм - это совокупность уголовно наказуемых деяний, совершенных в целях эскалации социально-политических, субкультурных, этнических, конфессиональных и иных конфликтов. И, прежде всего, по мнению автора, он связан с совершением преступлений против общественной безопасности (хулиганство, терроризм), «а также с преступлениями против личности, совершаемыми на почве вражды и ненависти, но не совпадает с ними» [8, с. 14].
Напомним, что основополагающими нормативными правовыми актами в сфере противодействия экстремизму в нашей стране в настоящее время являются Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) и Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ. Рассмотрим понятия экстремизма в этих важнейших нормативных документах.
Попытка дать развернутое правовое определение экстремизма предпринята в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. .№114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Согласно части 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации, «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» [9, ст. 4398].
Согласно части 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» [9, ст. 4398].
Обратим внимание на то, что задача определения признаков экстремизма и экстремистской деятельности осложнена тем, что в действующем законодательстве понятие признаков экстремизма далеко от научного, политологического значения, а выглядит как простое перечисление, носит «мозаичный», описательный характер. К тому же с момента принятия в 2002 г. ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» список этих признаков подвергался изменениям: был расширен в 2006 г. и существенно сокращен в 2007 г. В данный момент в законе указано тринадцать видов деяний, рассматриваемых как экстремистские [10, ст. 3031]. Они носят разноплановый характер и даже частично включены друг в друга. Их объединяют призывы и стремление к насилию, возбуждение ненависти, вражды или унижение достоинства в связи с принадлежностью к определенной группе (национальной, религиозной, социальной).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимаются:
1. Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ.
В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ), а также вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ). Важным условием выступает именно незаконное, т.е. в нарушение существующих законов и процедур, изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ.
2. Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность.
Согласно статье 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму» терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [10, ст. 3031].
Террористическая деятельность - это деятельность, которая включает в себя:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Исходя из анализа нормативных актов и толкования судебной практики, к преступлениям террористической направленности относятся ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 227, 277, 278, 279, 360 УК РФ в том случае, если они устрашают население и совершаются в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений.
3. Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Возбуждение розни характеризуется активными действиями, которые направлены на сознание людей и имеют целью создание конфликта между людьми на основе социальных, расовых, национальных или религиозных различий или противоречий.
4. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Это направление экстремистской деятельности сопровождается множественным распространением и разъяснением идей исключительности, превосходства либо неполноценности человека по вышеуказанным признакам в целях воздействия на широкие массы людей.
5. Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Важным является установление признака нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от принадлежности его к каким-либо группам или отношению к религии.
6. Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения.
Указанные действия признаются экстремистскими в случае, если причиняется насилие (например, умышленное причинение
тяжкого (ст. 111 УК РФ), средней тяжести (ст. 112 УК РФ), легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ)) либо создается угроза такого насилия.
7. Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения.
Неотъемлемым условием воспрепятствования названной деятельности как признака экстремизма следует рассматривать применение насилия либо угрозы его применения при вмешательстве в законную деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций.
8. Совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ.
В пункте «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ отягчающим обстоятельством при назначении наказания признается совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [11, ст. 2954]. Важным условием является то, что если это отягчающее обстоятельство предусмотрено статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания за преступление экстремистской направленности.
9. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Перечисленные деяния запрещены ст. 20.3 КоАП РФ «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонст-
рирование атрибутики или символики экстремистских организаций» и предусматривают такие обязательные признаки административной ответственности, как «пропаганда» и «публичное демонстрирование» атрибутики или символики [12, ст. 1].
Нацистской атрибутикой или символикой являются, например, гербы, знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и т. п., содержащие символику (свастику, руны), использовавшуюся национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП), фашистской партией Италии, такими преступными организациями, как Гестапо, СС, СД.
На основании статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» символика экстремистской организации - это «официально зарегистрированная символика организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности» [10, ст. 3031].
10. Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Статья 280 УК РФ содержит уголовно-правовой запрет на публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а в ст. 20.29 КоАП РФ содержится норма об административной ответственности за производство и распространение экстремистских материалов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские материалы - это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновыва-
ющие или оправдывающие необходимость о существления такой деятельно сти, в т.ч. труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы [10, ст. 3031].
11. Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.
Указанная экстремистская деятельность характеризуется публичностью, т.е. распространением неопределенному кругу лиц ложных сведений, содержащих обвинение вышеназванных лиц только в совершении преступлений, которые входят в круг экстремизма. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за клевету (ст. 128.1 УК РФ), а также клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава (ст. 298.1 УК РФ).
12. Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.
13. Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в т.ч. путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Как видим, два последних пункта перечисляют организационно-обеспечительные действия, направленные на реализацию экстремистской деятельности.
Таким образом, экстремизм и терроризм сегодня представляют серьезную уг-
розу национальной безопасности, так как деятельность экстремистских и террористических организаций характеризуются наличием идеологии, оправдывающей применение насилия по отношению к носителям иной идеологии и действующей государственной власти, активной пропагандой с использованием сети Интернет и вербовочной деятельностью, направленной на молодежь, актами насилия по отношению к представителям других конфессий и национальностей. Поэтому и нормативная правовая база противодействия экстремизму и терроризму в нашей стране нуждается в тщательном изучении субъектами противодействии экстремизму и терроризму на разных уровнях, и, без сомнения, в совершенствовании. Основными направлениями работы по совершенствованию нормативной правовой базы противодействия экстремизму и терроризму в нашей стране, на наш взгляд, являются:
1. Дальнейшее уточнение понятия «экстремизм».
2. Ужесточение уголовной ответственности за преступления экстремистской и террористической направленности, в особенности связанных с вербовочной деятельностью экстремистских и террористических организаций среди различных групп молодежи.
3. Нормативно-правовая проработка вопросов, связанных с организацией и осуществлением религиоведческой экспертизы печатных материалов, а также аудио- и видеоматериалов на предмет содержания в них идей, образов и призывов к экстремистской и террористической деятельности. Остановимся на вопросе важности именно религиоведческой экспертизы как важнейшего инструмента выявления материалов экстремистского толка. Религиоведческая экспертиза есть такая систематизация данных о той или иной религии, которая позволяет ответить на социально значимые вопросы. Предметом конкретного религиоведческого исследования является определение религиозного характера исследуемо-
го объекта и соответствующей ему практики (история возникновения вероучения, идеология, отношение данной религии к другим нациям, расам, религиям). Целью религиоведческой экспертизы является установление соответствия содержания объектов религиозного назначения законодательству Российской Федерации. При проведении религиоведческой экспертизы требуется определить, не противоречат ли нормы, устанавливаемые для последователей религиозного учения, соответствующим положениям законодательства страны. Эксперту необходимо также дать оценку определенным воззрениям и культовым действиям, которые, не являясь запрещенными законом, тем не менее считаются социально нежелательными, оценить вероятность негативного влияния этих взглядов и культовых практик на последователей учения и других членов общества.
Работа эксперта начинается с выявления общих вопросов: 1. Является ли объединение религиозным? 2. Соответствуют ли его цели нормам действующего права и интересам общества? 3. Не ущемляет ли деятельность объединения гражданские права и свободы своих членов? Что касается ответа на первый вопрос, то определение конфессиональной принадлежности является сложным в следующих случаях: если новое религиозное учение по своему характеру является синкретическим и эклетическим, неким «религиозным синтезом» как, например, движение «Нью-эйдж» и другие; если исходное религиозное учение и особенности культовой практики в ходе своего развития подверглись существенному изменению (это характерно не только для новых религиозных движений, позиционирующих себя «близкими с христианством», но и многих направлений в исламе, подверженным модернизации; если новое религиозное учение отвергается или подвергается критике со стороны старой религиозной традиции, которой оно близко. Второй и третий указанные вопросы требуют детали-
зации в формулировании более точных вопросов для выявления материалов экстремистского толка. Поэтому есть необходимость их перечислить.
Имеются ли в текстах, представленных на экспертизу, слова, выражения, направленные на возбуждение религиозной розни, с учетом того обстоятельства, что все без исключения религии, в том числе и традиционные для Российской Федерации, имеют притязание на монопольное владение вероисповедной истиной? Имеются ли в текстах, представленных на экспертизу, слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями? Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности, конфессии или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой? Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической, конфессиональной или социальной группы? Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной религиозной группы за счет другой? Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности, конфессии, расы? Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной религиозной группы? Имеются ли высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению конституционных прав и свобод граждан каких-либо конфессиональных или иных групп? Имеются ли высказывания с призывами дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по конфессиональному или иному социальному признаку [4, с. 53]?
Для выявления материалов экстремистского толка также необходимо уточнить признаки подлинного вероучения и культа исследуемой религиозной группы и содержатся ли в подлинном вероучении данной религиозной группы императивы противоправной деятельности, направленные на разжигание религиозных, этнических, социальных, политических конфликтов. Пути решения поставленных задач связаны с рассмотрением вероучения, обрядово-деятель-ностного комплекса и особенностей социально-психологической структуры религиозной группы. Анализ вероучения должен выделить наиболее значимые блоки информации, оказывающие наибольшее воздействие на поведение верующих: специфика текстов в содержательном, ритмическом и метафорическом отношениях; содержание проповедей, религиозной печати, стандартных молитв. Очень важно обратить внимание на те элементы текстов, которые выполняют функцию рефрейминга смысла (т.е. разрушающую структуру данных, которые описывают знания человека о мире). При этом следует обращать внимание на те вероучительные материалы, которые предназначены для регулярного повторения последователями. При этом следует учитывать, что понятие пропаганды подразумевает систематические действия, направленные на внедрение в общественное сознание идей и формирование установок. Поэтому к данному признаку нельзя отнести единичные высказывания и суждения, выдвинутые в качестве тезиса мировоззренческой или политической дискуссии (например, высказывания участников телевизионного ток-шоу или интернет-форумов). Не являются подобной пропагандой высказывания лиц с низким образовательным и культурным уровнем, не позволяющим им адекватно аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию и сознавать степень социальной ответственности за сказанные слова. Также нельзя считать подобной пропагандой распространение религиозных взглядов избранничества последователей определен-
ной религии. Подобные взгляды есть практически во всех религиях, но их пропаганда является экстремизмом только в том случае, если включает требование изменить объем гражданских прав и обязанностей лица или унижает национальное достоинство иной этнорелигиозной группы. Например, высказывание о том, что «только мусульмане имеют истинную Веру» экстремистским не является. В то же время высказывание о том, что «в православных храмах одни старухи» или «власть в нашей стране и во всем мире должна принадлежать мусульманам», может быть расценено как пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его отношения к религии.
Таким образом, объектами экспертизы являются: учредительные документы религиозной организации, решения ее руководящих и исполнительных органов; сведения об основах вероучения религиозной организации и соответствующей ему практике; формы и методы деятельности религиозной организации, богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, внутренние элементы религиозной организации, отражающие ее иерархическую и институционную структуру; религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и распространяемые религиозной организацией. Особое внимание следует обратить на роль образа лидера в организации психической жизни группы, особенности ритуального оформления жилища, психологические инструкции, содержащиеся в
регулярных проповедях лидера и его помощников, общие положения учения, влияющие на формирование системы ценностей в религиозном сообществе (речь идет о психологических, ролевых и территориальных структурах). Именно структурирование социального пространства определяет деятельность группы и формирует значимые качества ее членов: уровень критичности, включенность в «закрытые» процессы организации, степень контроля за деятельностью и сознанием, дисциплина, готовность к любым формам социальной активности. Не стоит игнорировать и сведения о социальных характеристиках верующих. Сведения о социальном происхождении адептов, способах их обращения, семейном положении, детстве могут дать много полезной информации о людях и организации. Следует обращать внимание также на внерелигиозные виды деятельности данной религиозной организации, источники финансирования и финансовое состояние данного объединения, дочерние филиалы и специфику их деятельности, а также сведения и об особых структурах внутри объединения, занимающихся боевыми искусствами, выполняющих охранные функции. Тем не менее общество, заботящееся о своей целостности и защите своих национальных интересов, обязано серьезно изучать соответствующие процессы, протекающие в религиозной среде, помня о том, что религия во все времена обладала колоссальной властью над личностью, а также средствами контроля сознания в формировании мотивации поведения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алленов С.Г. Угроза правого экстремизма и опыт ее подавления в Федеративной Республике Германия (1990-е гг.): научный доклад. Воронежский государственный университет, 2008.
2. Политический словарь. [Электронный ресурс] http://mirslovarei.com.
3. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М., 2001.
4. Иванова Е.В. Значение религиоведческой экспертизы как важнейшего инструмента выявления материалов экстремистского толка // Историческое самосознание и социально-политические реалии: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015. С. 50-56.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 2009.
6. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №41.
7. Сергун Е.П. Экстремизм в российском уголовном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.
8. Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: уголовно-правовые и криминологические проблемы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
9. Конституция Российской Федерации (с внесенными поправками от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №31.
10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №30.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №25.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №1 (часть I).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ИВАНОВА Евгения Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
e-mail: [email protected]
ЗАРУБИНА Елена Васильевна, кандидат философских наук, доцент, старший преподаватель кафедры общей психологии, гуманитарных и социальных дисциплин Уральского юридического института МВД России.
e-mail: [email protected]