Научная статья на тему 'Комплексные меры профилактики экстремизма и терроризма как одна из функций государства'

Комплексные меры профилактики экстремизма и терроризма как одна из функций государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИКАЛИЗМ / RADICALISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ДАИШ" / TERRORIST ORGANIZATION "DAESH" / PREVENTION OF EXTREMISM IN PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никодимов И.Ю.

В настоящее время экстремизм и терроризм переходят в новую ипостась. Если сто лет назад терроризм был направлен на его идеологических или социальных противников, то в настоящий момент всё чаще его целью оказываются простые люди. В статье рассматриваются такие понятия, как радикализм, экстремизм, терроризм. Борьба с данными проявлениями является одной из функций государства. Обращается внимание на законодательную базу Российской Федерации по данной тематике. Кроме того, предлагается определиться с терминами, которые применяются относительно террористической деятельности и которые должны быть приняты на законодательном уровне специалистами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никодимов И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex measures to prevent extremism and terrorism as a top priority of the state

Currently the extremism and terrorism is moving into a new hypostasis. If a hundred years ago, terrorism was directed at the ideological or social enemies of terrorists, at this moment whiter and more terrorism directed at simple people, more and more ordinary people become victims of terrorists. Therefore, addressing concepts such as radicalism, extremism, terrorism. The struggle against these manifestations is a function of the state. Attention is drawn to the legal framework of the Russian Federation on the subject. In addition, it is proposed to define the terms that are used relating to terrorist activities. It is necessary to use terms that should be produced by experts of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Комплексные меры профилактики экстремизма и терроризма как одна из функций государства»

УДК 343.3

И. Ю. Никодимов

доктор юридических наук; профессор каф. правоведения МИРЭА; e-mail: inikodimov@rambler.ru

КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В настоящее время экстремизм и терроризм переходят в новую ипостась. Если сто лет назад терроризм был направлен на его идеологических или социальных противников, то в настоящий момент всё чаще его целью оказываются простые люди.

В статье рассматриваются такие понятия, как радикализм, экстремизм, терроризм. Борьба с данными проявлениями является одной из функций государства. Обращается внимание на законодательную базу Российской Федерации по данной тематике. Кроме того, предлагается определиться с терминами, которые применяются относительно террористической деятельности и которые должны быть приняты на законодательном уровне специалистами Российской Федерации.

Ключевые слова: радикализм; экстремизм; терроризм; профилактика экстремизма в педагогической деятельности; террористическая организация «ДАИШ».

I. U. Nikodimov

PhD (Doctor of Law), Professor, Law Department, Moscow Technological University (MIREA); e-mail: inikodimov@rambler.ru

COMPLEX MEASURES TO PREVENT EXTREMISM AND TERRORISM AS A TOP PRIORITY OF THE STATE

Currently the extremism and terrorism is moving into a new hypostasis. If a hundred years ago, terrorism was directed at the ideological or social enemies of terrorists, at this moment whiter and more terrorism directed at simple people, more and more ordinary people become victims of terrorists. Therefore, addressing concepts such as radicalism, extremism, terrorism. The struggle against these manifestations is a function of the state. Attention is drawn to the legal framework of the Russian Federation on the subject. In addition, it is proposed to define the terms that are used relating to terrorist activities. It is necessary to use terms that should be produced by experts of the Russian Federation.

Key words: radicalism; extremism; terrorism; prevention of extremism in pedagogical activity; terrorist organization "DAESH".

В настоящее время экстремизм и терроризм переходит в новую ипостась. Если сто лет назад терроризм был направлен на идеологических или социальных противников террористов, то в настоящее время он все чаще направлен на простых людей, всё большее количество которых становятся жертвами террористов. Именно этому вопросу была посвящена конференция, проходившая в Министерстве образования и науки РФ 26-27 ноября 2015 г.

В первую очередь были подняты вопросы определения радикализма и экстремизма, что является «питательной» средой террористической деятельности всех преступных элементов.

В российском законодательстве, а конкретно - в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», понятие «экстремистская деятельность (экстремизм)» раскрывается как:

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

В 25.12.12 г. произошли некоторые изменения № 255-ФЗ в пунктах 1 статьи 1:

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

• совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом

принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии; публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

Последние изменения произошли 21 июля 2014 г. № 236-Ф3 в пункте 4 статьи 1.

4) символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

В статье 2 данного Закона говорится следующее:

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

• признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

• законность;

• гласность;

• приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

• приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

• сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

• неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

В статье 5 этого же Закона говорится о профилактике экстремистской деятельности.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В статье 9 говорится об ответственности общественных и религиозных объединений за осуществление экстремистской деятельности.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 7 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

По указанным в части второй настоящей статьи основаниям общественное или религиозное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда также на основании заявления федерального органа государственной регистрации или его соответствующего территориального органа.

В случае принятия судом по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об обращении указанного имущества в собственность Российской Федерации выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации.

Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации [1].

В статье 14 говорится об ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности.

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры

по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактике экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

• анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;

• необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактике экстремизма и терроризма;

• профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;

• разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;

• совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;

• увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;

• создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;

• консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;

• усиление профессиональной подготовки молодежи, способной к реализации жизненных перспектив;

• учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодежной среде;

• реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;

Профилактика терроризма и экстремизма проводится в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексы образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи [2].

Человек становится личностью в процессе социализации. Основы воспитания он получает в семье. Следовательно, формирование мышления происходит именно в главной ячейке общества. Школа также берет на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.

Социальный портрет экстремистов как социальной группы

Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

• работа с подростками и молодежью, у которых еще нет экстремистских наклонностей;

• работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут добровольными клиентами социальной работы. Задача социальной работы с ними - создание такого толерантного мировоззрения, в котором не будет идей экстремистского начала.

Рассмотрим поведение подростков, у которых уже сформировались экстремистские взгляды, как объект социальной работы.

Экстремисты как объекты социальной работы имеют свой портрет. Так как они недобровольно приходят к социальному работнику,

они могут проявлять агрессивность; с такими ребятами сложно установить контакт, их часто называют «трудными». Они не доверчивы и могут оказывать сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и демонстрировать свою полезность клиенту. В заключение надо сказать, что целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом, чтобы снизить опасность от их непредсказуемого поведения.

О необходимости обращать внимание на терминологию

В процессе идеологической борьбы в противодействии мировоззрения экстремизма и терроризма очень важно обращать внимание на терминологию как организаций, по отношению к которой применяется понятие «экстремизм», так и по поводу мероприятий и процессов, касающихся данной проблематики.

Согласно ФЗ-114 от 25.07.2002 и ФЗ-250 от 25.12.2012 и Ф3-236 от 21.07.2014г. экстремистской признается символика организации, признанной судом экстремистской. Так, террористическая организация, именуемая в СМИ как ИГИЛ, признана судом в РФ экстремистской. Значит, символика признается экстремистской. В символике организации присутствуют термины «исламское» и «государство». Поэтому исходя из законодательства данные слова можно признавать экстремистскими, значит, нельзя использовать в российской версии данной организации эти названия, тем более, что государством данная организация не является. Ведь государством, согласно определению Л. П. Рожковой, является «Властно-политическая организация общества, располагающаяся на определенной территории и обладающая специализированным аппаратом управления и принуждения» [3]. Таким образом, государством их нельзя называть согласно нашей теории, согласно федеральному законодательству и согласно здравому смыслу. Так же, как «исламское». Нельзя называть словом «исламское» террористическую организацию, так как весь негатив этой организации отобразится на всем исламском движении. Поэтому в русскоязычной среде рекомендуется называть террористическая организация «ДАИШ». Они сами себя так называют, поэтому в данной ситуации не следует переводить с арабского на русский из вышеназванных соображений.

Кроме того, нельзя называть «поясом шахида» взрывчатое вещество с поражающими элементами. Шахид - это праведник, который отдает жизнь за веру. А террорист, который убивает мирных граждан никак не может быть назван шахидом. Поэтому данное устройство нужно называть поясом террориста или просто взрывчаткой, но никак не поясом шахида. Эти примеры можно продолжать. Нельзя, чтобы терроризм и бандитизм возводили в ранг борьбы за веру.

Кроме данных моментов, был рекомендован еще ряд предложений, которые участники секции № 3 предложили внести в проект Резолюции, а именно:

1. Разоблачение идеологии терроризма должно носить предметный характер (Авдеев).

2. Восстановить правовую пропаганду по недопустимости терроризма (законов много, но мало кто об этом знает) (Авдеев).

3. Правоохранительными органами на фоне роста антитеррористических действий увеличить информационную открытость (много дел, много вскрытых нарушений, много обвинительных приговоров, но никто об этом не знает, и кажется, что идет потакание экстремизму) (Авдеев).

4. Необходимо гармонизировать законодательство стран ОДКБ (Абдухамитов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Создать системный консультационный и методический центр сопровождения профилактики экстремизма и терроризма на базе Ми-нобраза. (Мещерякова. Томск).

6. Разработать систему и меры, направленные на организацию образовательного воспитания и профилактического воздействия в образовательных организациях на соответствующий контингент (курсы повышения квалификации по данной тематике для проректоров по безопасности, профессоров и т. д., разработать курсы и предметы) (Тюрин, Савин).

7. В пункте 5, раздел 2 реализации соответствующей кадровой политики в образовательных учреждениях, в том числе введение должности проректора по воспитательной работе.

8. Утвердить стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования.

9. Усилить финансовое обеспечение преподавателей (Петушков. МФТИ).

В заключение хотим отметить следующее: мы выражаем надежду, что при реализации данных предложений работа в области противодействия экстремизму в молодежной среде перейдет на другой уровень.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никодимов И. Ю. Основные критерии систематизации функций современного государства (определение инфо-коммуникативной функции государства в системе государственных функций) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. -С. 216-219.

2. Выступление Голубовского В. Ю. // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTER-TERRORISM : Первое всероссийское совещание по вопросам обеспечения комплексной безопасности вузов. -2011. - № 2. - С. 34-36.

3. Рожкова Л. П., Кулешова Л. И. СССР: Историко-правовые аспекты. К 90-летию со дня образования // Закон и право. - 2015. - № 2. -С. 30-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.