УДК 343.342
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
М.С. Тимофеев
Рассматриваются теоретические и практические проблемы реализации Стратегии противодействия экстремизму. Обосновывается тезис о том, что эффективное противодействие экстремизму способно оказать лишь сильное российское государство как гарант обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: экстремизм; противодействие экстремизму; стратегия противодействия экстремизму; сильное государство.
M.S. Timofeev. ISSUES OF IMPLEMENTATION OF COUNTER- EXTREMISM STRATEGY IN THE ACTIVITY OF STRONG RUSSIAN STATE
Theoretical and practical problems of implementation of the counter-extremism Strategy are revealed. The thesis that the strong Russian state as the guarantor of national security is able to provide the effective counteraction to extremism is proved.
Keywords: extremism; counteraction to extremism; counter-extremism strategy; a strong state.
Экстремизм является сложным общественным феноменом, комплексной междисциплинарной научной и практической проблемой, требующей к себе неослабного внимания со стороны общества и государства. Президент России В.В. Путин 21 ноября 2014 г на заседании Совета безопасности отметил: «Излишне говорить, какие тяжёлые, необратимые последствия может иметь распространение экстремистских идей для нашей многонациональной страны, поэтому мы должны последовательно, глубоко и настойчиво заниматься профилактикой экстремизма, искоренять даже предпосылки для его проявления, своевременно выявлять причины, способные спровоцировать конфликты на национальной, социальной или религиозной почве».
Противодействие экстремизму сопрягается с представлениями о сильном российском государстве с четко и эффективно работающими институтами, способном выступать в современных условиях универсальным инструментом развития и обеспечения национальной безопасности по всему спектру проблем.
В реализации государственной политики противодействия экстремизму важное место отводится концептуальным стратегическим документам и практике их реализации. Имевшийся пробел в этом отношении был недавно восполнен принятием Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г (далее - Стратегия), утвержденной Президентом РФ 28 ноября 2014 г. Этот стратегический документ является важным инструментом в реализации практических мер
по противодействию экстремизму в политике российского государства.
Стратегия имеет системное значение для организации противодействия экстремизму и сохраняет преемственность с действующим законодательством, в котором дано легальное определение экстремизма.
В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) (ст. 1) феномен «экстремизм» раскрывается посредством юридической конструкции, состоящей из следующих четырех основных понятий:
1) экстремистская деятельность (экстремизм):
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны
голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;
2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие националь-
ное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
4) символика экстремистской организации -символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности [4]. Федеральный закон содержит достаточно обширный перечень вариантов экстремистской деятельности, вводит понятие экстремистской организации и ее символики и вводит в правоприменительную практику понятие экстремистских материалов. Эти разнопорядковые явления формировали представление об экстремизме и канализировали правоприменительную практику.
Если законодатель пошел по пути описательной характеристики экстремизма, то в юридической литературе встречаются попытки доктринального абстрактного формулирования понятия экстремизма. Так, С.Н. Фридинским предложено следующее авторское определение, согласно которому под экстремизмом следует понимать социальное системное явление, в рамках которого объединенные на основе общих политических, идеологических, национальных, религиозных, расовых, социальных, экологических, экономических взглядов и убеждений представители последних совершают, движимые экстремистскими побуждениями, противоправные действия, направленные на насильственное распространение таких взглядов и искоренение взглядов, отличных от отстаиваемых ими [5, с. 14].
С принятием Стратегии происходит уточнение и конкретизация понятия «экстремизм» как социального явления применительно к целям организации противодействия. В документе (п. 4) используются, в частности, такие понятия как «идеология экстремизма (экстремистская идеология)» - система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов. В публичное пространство вносится и такое понятие как «радикализм» - глубокая приверженность идеологии экстремизма, способствующая совершению действий, направленных на насильственное изменение
основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Новелла о радикализме очень своевременна, поскольку за последние несколько лет заметно активизировались радикальные оппозиционные круги, явно желающие реставрировать идеологию и российские традиции революционного экстремизма конца XIX-XX в.
Такая конкретизация содержания экстремизма положительно влияет на формирование идеологических и нормативных основ противодействия экстремизму.
В УК РФ под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, вражды или розни либо по мотивам ненависти, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и п. «е» ч. 1 ст. 63 настоящего Кодекса. В связи с обновлением нормативной основы противодействия экстремизму в УК РФ внесены ряд дополнений и изменений, образовалась совокупность составов преступлений экстремистской окраски, распределенных по различным главам закона, что затрудняет их системное видение как видовой совокупности и применение на практике.
В связи с этим большое значение имел приказ Генерального прокурора РФ от 19 ноября 2009 г. № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», содержащего перечень статей УК РФ, которые правоохранительные органы включают в статистику экстремистских преступлений. Это преступления, квалифицированные как:
— ст. 105 (Убийство), если в квалификации присутствует мотив ненависти (п. «л» ч. 2 ст. 105);
— ст. 111 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), если в квалификации присутствует мотив ненависти (п. «е» ч. 2 ст. 111. Эта квалификация может (но не обязательно) также присутствовать в преступлениях, квалифицированных ч. 3 и 4 ст. 111, так как они «поглощают» квалификацию ч. 2 этой статьи);
— ст. 112 (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), если в квалификации присутствует мотив ненависти (п. «е» ч. 2 ст. 112);
— ст. 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), если в квалификации присутствует мотив ненависти (п. «б» ч. 2 ст. 115);
— ст. 116 (Побои), если в квалификации присутствует мотив ненависти (п. «б» ч. 2 ст. 116);
- ст. 117 (Истязание), если в квалификации присутствует мотив ненависти (п. «з» ч. 2 ст. 117);
- ст. 119 (Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), если в квалификации присутствует мотив ненависти (ч. 2 ст. 119);
- ст. 136 (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина);
- ст. 141 (Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий);
- ст. 148 (Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий);
- ст. 149 (Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них);
- ст. 150 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), если в квалификации присутствует мотив ненависти (некоторые (но не все) дела по ч. 4 ст. 150);
- ст. 212 (Массовые беспорядки);
- ст. 213 (Хулиганство), если в квалификации присутствует мотив ненависти (п. «б» ч. 1 ст. 213 и некоторые (но не все) дела по ч. 2 ст. 213, так как она «поглощает» первую из указанных квалификаций этой статьи);
- ст. 214 (Вандализм), если в квалификации присутствует мотив ненависти (ч. 2 ст. 214);
- ст. 239 (Организация объединения, посягающего на личность и права граждан);
- ст. 244 (Надругательство над телами умерших и местами их захоронения), если в квалификации присутствует мотив ненависти (ч. 2 ст. 244);
- ст. 277 (Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля);
- ст. 278 (Насильственный захват власти или насильственное удержание власти);
- ст. 280 (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности);
- ст. 282 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства);
- ст. 282.1 (Организация экстремистского сообщества);
- ст. 282.2 (Организация деятельности экстремистской организации);
- ст. 357 (Геноцид).
Отметим, что 9 мая 2014 г. вступил в силу закон об ответственности за пропаганду сепаратизма. В УК РФ была добавлена ст. 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». В мае 2014 г. в УК РФ была включена ст. 354.1, устанавли-
вающая уголовную ответственность за реабилитацию нацизма. Немного раньше, 11 сентября 2013 г. было принято совместное указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ «О введение в действие перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности», в перечне № 20 которого указывались преступления экстремистской направленности в своей видовой совокупности.
Статистика последних лет свидетельствует о росте таких преступлений, их негативной динамике. Так, по данным Генеральной прокуратуры, если в 2003 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 157 преступлений экстремистской направленности, а в 2004 г. - 130 (-17,2%), то последующие годы показывают неуклонный рост числа регистрируемых преступлений: в 2005 г. - 152 (+16,9%), в 2006 г. - 263 (+73%), в 2007 г. - 356 (+35,4%), в 2008 г. - 460 (+29,2%), в 2009 г. - 548 (+19,1%), в 2010 г. - 597 (+25,2%) преступлений. В 2011 г. зарегистрировано 622, в 2012 г. - 696, в 2013 г. - 896 экстремистских преступлений, прирост за 2014 г. составляет 27,9%.
Низкий удельный вес этих преступлений в структуре общей преступности не должен вводить в заблуждение. Преступления экстремистской направленности с религиозной или националистической окраской способны спровоцировать массовые выступления граждан и иметь большой резонанс, использоваться в корыстных целях различными политическими силами для дестабилизации обстановки в различных регионах России.
Стратегия нацеливает на эффективное пресечение и раскрытие преступных экстремистских проявлений, на реализацию принципа неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности, на повышение координации действий правоохранительных органов, органов государственной и муниципальной власти и институтов гражданского общества. Это одно из основных направлений реализации государственной политики по противодействию экстремизму.
Большой проблемой для государства является экстремистская деятельность в сфере эт-ноконфессиональных отношений, которая наносит большой вред стабильности и согласию в обществе. Характерной чертой новейшего времени, опасной тенденцией является соединение национального радикализма с религиозным экстремизмом. Для самой религиозной среды примечательно появление новых форм религиозных и квазирелигиозных верований в виде фанатичных, интеллектуальных, мистических культов и сект, руководители которых используют и приспосабливают религиозную
догматику для укрепления своих позиций в религиозно-политических структурах или в коммерческих целях. В регионах с повышенной религиозностью населения (Поволжье, Урал, Северный Кавказ) религиозные идеи могут заметно влиять на формирование общественного сознания, выступать в определенной мере мировоззренческой основой общественно-политических движений, партий, организаций, либо присутствовать в них, будучи органической частью исторических и культурных традиций того или иного народа.
Большое профилактическое значение имеет законодательная новелла, содержащаяся в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. №505 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая предусматривает запрет лицам - руководителям общественного или религиозного объединения, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете или ликвидации деятельности, в течение 10 лет быть вновь учредителем общественного или религиозного объединения.
В России необходимо осуществлять непрерывный мониторинг межрасовых, межнациональных и межконфессиональных отношений в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения, использования таких конфликтов в политических целях для нагнетания и обострения обстановки, дискредитации политики и имиджа государства.
Борьба с экстремизмом должна гарантировать реализацию прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания без нанесения какого-либо ущерба религиозным чувствам верующих и национальной идентичности граждан. Например, законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения. На Министерство юстиции РФ возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов. Таковыми они признаются федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в
Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда. На сегодняшний день федеральный список экстремистских материалов включает в себя 2561 материал. Но нередко по вине неквалифицированных экспертов необоснованно под запрет попадают безобидные произведения мусульманских авторов, что вызывает напряжение и недовольство в исламской среде.
В Стратегии противодействия экстремизму обращается внимание на необходимость совершенствования миграционной политики, на пресечение криминальных и коррупционных механизмов в процессе ее реализации. Актуальной проблемой является совершенствование программ социальной и культурной интеграции мигрантов в российское общество, вопросы адаптации мигрантов к социально-культурным условиям жизни. Для этого надо шире привлекать работодателей, получивших квоты на привлечение иностранной рабочей силы.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) отмечена низкая миграционная привлекательность России. Мигранты новых поколений из стран СНГ обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки. Нередко они принадлежат к экстремистским группировкам или легко поддаются на экстремистские лозунги и идеи, некритически поверхностно воспринимая их содержание.
Само миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом, поскольку в большей мере ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов с высокой квалификацией. Это снижает возможности должной организации противодействия экстремизму в сфере миграционных отношений. Примечательно, что с 1 января 2015 г. вступают в силу поправки к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в России», в соответствии с которыми иностранцы, имеющие право
безвизового въезда в Россию, будут приезжать и в месячный срок оформлять патент на осуществление трудовой деятельности.
В современных условиях необходимо совершенствовать молодежную политику, обеспечение полноценного воспитания и социализации подрастающего поколения. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. По экспертным оценкам, в среднем 80% участников организаций экстремистского характера составляют лица возраста от 14 до 20 лет. Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои организации, привлекая их громкими лозунгами, возможностью проявить себя «крутыми», а нередко возможностью криминального заработка, что нередко приводит молодежь к столкновению с законом и крушению личных жизненных планов.
Деятельность государства должна быть направлена на формирование в молодежной среде уважительного отношения ко всем конфессиям и этносам, на оптимизацию социальной молодежной среды, организацию досуга и полноценного культурного развития детей, подростков и молодежи. Требует мер государственной поддержки система воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей, создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в трудовую деятельность, в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом.
Организация противодействия экстремизму требует корректировки государственной информационной политики. Предусматривается осуществление мониторинга СМИ и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», который позволит своевременно выявлять факты распространения идеологии экстремизма, экстремистских материалов и незамедлительного реагирования на них. Актуальна проблема совершенствования процедуры ограничения доступа на территории страны к тем информационным ресурсам, которые распространяют экстремистскую идеологию. В этом должно помочь создание единого реестра запрещенных сайтов и единой базы экстремистских материалов, сотрудничество с представителями СМИ и интернет-сообщества.
Президентом России 5 мая 2014 г. был подписан Федеральный закон № 97-ФЗ, действие
которого начиналось с 1 августа того же года. Закон обязал практически все интернет-ресурсы, названные «организаторами распространения информации», заявлять о своем существовании государству, регистрироваться в спецреестре Роскомнадзора и по запросу спецслужб допускать их к архивам своего трафика, который должен храниться не менее полугода. За нарушение всех этих обязанностей полагались штрафы - максимум до полумиллиона рублей.
Важное место в механизме реализации Стратегии отводится федеральному Плану мероприятий по реализации Стратегии, который должен быть разработан и утвержден Правительством РФ в начале 2015 г. На его основе региональные органы государственной власти и муниципальные образования должны принять соответствующие программные документы.
Таким образом, экстремизм во всех своих проявлениях является одной из угроз национальной безопасности, серьезным препятствием устойчивому развитию нашей страны.
Эффективное противодействие экстремизму под силу дееспособному сильному государству с опорой на широкую общественность и гражданскую активность населения.
Список литературы
1. Антонян Ю.М. Экстремизм и его причины. М.: Логос, 2010.
2. Власов В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М.: Изд-во РАГС, 2003.
3. Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. М., 2012.
4. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031.
5. Фридинский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.
ТИМОФЕЕВ Михаил Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: MSTimofeev@mаil.rи
TIMOFEEV, Mikhail Sergeyevich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, the Dean of Law Department. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 343.140.02
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АДВОКАТА-ЗАЩИТНИКА И ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
С.Н. Якубовская
Рассмотрена проблема правовой регламентации взаимодействия адвоката и частного детектива в уголовном судопроизводстве Российской Федерации.
Ключевые слова: адвокат; частный детектив; доказательства.
S.N. Yakubovskaya. ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INTERACTION BETWEEN THE DEFENSE ATTORNEY AND A PRIVATE INVESTIGATOR IN THE CRIMINAL PROCESS
This article considers the problem of legal regulation between interaction between a lawyer and a private detective in the criminal proceedings of the Russian Federation.
Keywords: lawyer; a private detective; evidences.
Наличие у адвоката ряда процессуальных прав призвано реально и эффективно обеспечивать предусмотренное ст. 48 Конституции РФ право каждого на квалифицированную юридическую помощь, а в конечном итоге направлено на обеспечение функционирования демократического политического режима [1]. История подтверждает,
что уровень развития адвокатуры - индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека.
Проблемы совершенствования нормативной базы, регламентирующей обеспечение реализации профессиональных прав адвокатов, сегодня являются злободневными, требуют постановки