ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» ЗАПРЕЩЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ Чернега И.В. Email: [email protected]
Чернега Ирина Владимировна — магистрант, кафедра судебной экспертизы и криминалистики, юридический факультет, Ростовский государственный экономический университет, г. Ростов
Аннотация: двадцать первый век по праву называют веком информационных технологий. Формирование современного мирового информационного общества способствовало, прежде всего, созданию и развитию информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Это глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, доступ к которой не ограничен определенным кругом лиц и которая обладает уникальными характеристиками, в том числе массовостью, доступностью и открытостью информации, высокой скоростью передачи, обмена и получения данных. Будучи прогрессивным изобретением человечества, сеть Интернет, как свободное сосредоточение огромных массивов всевозможной информации, в том числе негативного характера, способна нанести существенный вред интересам граждан, общества и государства. В статье поднимаются проблемные вопросы проявления экстремизма в сети Интернет. Влияние информации, содержащей признаки экстремизма на нынешнее общество, особенно на лиц, наиболее подвергнутых влиянию негативной информации, проблемные вопросы при выявлении экстремизма, выявлении лиц, осуществляющих распространение запрещенной законом информации в сети Интернет, привлечение их к установленной законом ответственности, а также проблемные вопросы при ликвидации экстремистской информации.
Ключевые слова: экстремизм, административная ответственность, уголовная ответственность, сеть Интернет.
ABOUT TOPICAL ISSUES OF COUNTERACTION OF PLACING IN A NETWORK "THE INTERNET" FORBIDDEN INFORMATION
Chernega I.V.
Chernega Irina Vladimirovna — Undergraduate, DEPARTMENT OF FORENSIC EXPERTISE AND CRIMINOLOGY, FACULTY OF LAW, ROSTOV STATE ECONOMIC UNIVERSITY, ROSTOV
Abstract: the twenty-first century is rightfully called the age of information technology. Formation of the modern world information society was promoted, first of all, by the creation and development of the information and telecommunication network of the Internet. This is a global information and telecommunications network, access to which is not limited to a certain range of people and which has unique characteristics, including massiveness, accessibility and openness of information, high speed of transmission, exchange and data acquisition. Being a progressive invention of mankind, the Internet as a free concentration of huge arrays of all kinds of information, including negative ones, is capable of causing significant harm to the interests of citizens, society and the state. The article raises the problematic issues of extremism in the network Internet. The impact of information containing signs of extremism in today's society, especially for persons most subjected to the influence of negative information, problematic issues in identifying extremism, identifying persons engaged in the distribution of prohibited by law information on the Internet, attracting them to the statutory liability and problematic issues in the liquidation of extremist information.
Keywords: extremism, administrative responsibility, criminal responsibility, the network Internet.
УДК 343.1
Под экстремизмом следует понимать приверженность к радикальным методам и взглядам (в основном в политике), достижение которых осуществляется нелегитимными средствами и методами, путем насильственного изменения политического строя, сложившегося в стране.
Впервые на международном уровне законодательное закрепление понятие «экстремизм» получило лишь в Шанхайской Конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». В Конвенции под экстремизмом понимается «какое-либо
деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» [5, с. 223].
В Российской науке на сегодняшний день общепризнанного понятия термина «экстремизм» нет. Многие ученые трактуют его по-разному.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» экстремизм подразумевает под собой насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по политическим, идеологическим, расовым, национальным и религиозным мотивам; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.1
В наши дни сеть «Интернет» стала основным средством коммуникации представителей и сторонников, террористических и экстремистских объединений, активно используется ими для расшатывания общественно-политической ситуации в стране и распространения экстремистской и террористической идеологии, в том числе среди молодежи.
Около 100 млн российских граждан являются пользователями глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Но исходящие из этого виртуального измерения информационные угрозы зачастую затрагивают как права и свободы миллионов россиян, так и основы конституционного строя и безопасности Российского государства.
В последнее время наблюдается возрастание инициируемой различными общественно-политическими объединениями протестной активности населения. Это приводит, в том числе к проведению несанкционированных публичных (массовых) мероприятий, информационная поддержка которых осуществляется через различные Интернет-ресурсы.
Широкое распространение получают идеи неофашизма и неонацизма, культивируемых на идеологической почве существующих в 20 веке национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, сопровождающиеся заимствованием использовавшейся ими нацистской символики и атрибутики.
Наряду с этим у определенной части молодежи становятся популярными идеи, продвигаемые экстремистскими и террористическими организациями, имеющими собственную символику. В связи с этим количество фактов пропаганды либо публичного демонстрирования нацистской и сходной с ней атрибутики и символики. Противодействие пропаганде и публичной демонстрации такой символики является одним из направлений борьбы с экстремизмом. Однако не всегда можно установить и привлечь к ответственности лиц,
1 Федеральный закон от 25.07.2002 N° 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
совершивших правонарушение. Так же не во всех случаях при привлечении виновных к ответственности за данное правонарушение представляется возможным решить вопрос об удалении из сети Интернет запрещенной символики.
При выявлении правоохранительными органами размещения информационных материалов с признаками экстремизма в сети Интернет сложно определить на практике непосредственно тех лиц, кто осуществляет распространение данной информации, получить необходимые данные о них. В случае установления лица при наличии оснований решается вопрос о привлечении его лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.29 КоАП РФ («Производство и распространения экстремистских материалов»).
Если будут получены достаточные данные о том, что экстремистские материалы распространялись лицом с целью возбудить ненависть, либо вражду, а также унизить достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе ставится вопрос о об уголовном преследовании по ст. 282 УК РФ.
Несовершеннолетние пользователи интернета являются публикой наиболее подверженной влиянию запрещенной информации.
С 1 сентября 2012 г. в РФ действует Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которым установлены ограничения на распространение соответствующей информации в доступное для детей время и в доступных для посещения детьми общественных местах, а также обязанности изготовителей и распространителей информационной продукции принимать соответствующие административные, технические, программные и иные меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних.
К запрещенной для оборота среди детей отнесена информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические и психотропные средства, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; информация порнографического характера; сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющие прямо или косвенно установить его личность.
Сложившаяся судебная практика показывает, что в настоящее время возросло количество административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для максимального предотвращения проявления экстремизма в обществе и в сети «Интернет» правоохранительным органам, контролирующим органам, органам исполнительной власти и другим заинтересованным ведомствам необходимо действовать в постоянном контакте на данном направлении.
Список литературы / References
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 17.04.2017).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от 23.05.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2017).
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
4. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
6. Ганаева Е.Э. «Понятие и сущность экстремизма: анализ проблемы» // Молодой ученый. Казань, 2016. № 3. С. 679-681.